Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (11 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «География» для10-11классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
МКОУ школы – интернат №26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geografii_10-11.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 26 Г. НИЖНЕУДИНСК»
РАССМОТРЕНА на заседании МО 28.08.2021г. протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МКОУ «Школа – интернат № 26 г. Нижнеудинск» от 01.09.2021г. №188-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(название разработки)
ПО ГЕОГРАФИИ 10-11 КЛАСС
(наименование учебного предмета (курса)
среднее ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень образования)
5 ЛЕТ
(срок реализации пр
составила:
Плоникова Елена Петровна
(ФИО полностью)
учитель географии высшей
квалификационной категории
(должность)
Нижнеудинск, 2021
Содержание
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 3-6
2. Содержание учебного предмета 6-9
3.Тематическое планирование 9-12
Рабочая программа по учебному предмету «География» для10-11классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
МКОУ школы – интернат №26.
10класс | 11класс | |
Количество учебных недель | 34 | 33 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 |
Количество часов в год | 34 | 33 |
Цели программы:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе обучения географии в 10-11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите; гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- Воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- Формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии и возможностям реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне, предусматривает:
- владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
2. Содержание учебного предмета.
ГЕОГРАФИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР. 10 КЛАСС
Введение (1 час)
Содержание и задачи курса, его гуманистическое значение для формирования мировоззрения любого человека. Традиционные и новые методы географических исследований. Связь курса «Социально-экономическая география мира» с курсом «Географии России». Приемы работы с учебником, атласом, литературой, справочными материалами и периодической печатью.
Человек и ресурсы Земли (10 часов)
«Первые шаги» человека и расширение границ Ойкумены. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его многовековой истории. Понятие о техносфере и ноосфере (по В.И.Вернадскому).
Практическая работа №1 Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его многовековой истории
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
Минеральные ресурсы мира. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Земельные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. География природных ресурсов Земли.
Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Учащиеся должны:
Знать: Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
География населения (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Трудовые ресурсы и занятость населения. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации.
Практическая работа №3 Сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран.
Учащиеся должны:
Знать: Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
География культуры, религий, цивилизаций (5 часа)
Культура как путь разрешения всех острейших проблем человечества. Мировые религии. Цивилизации Востока и Запада.
Учащиеся должны:
Знать: Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.
Уметь: Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.
Политическая карта мира (4часов)
Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Государственный строй и государственное устройство. Геополитика и политическая география.
Практическая работа №4 Составление классификационных таблиц стран мира: по форме правления, по государственному устройству.
Практическая работа №5 Характеристика политико-географического положения страны. Ее изменения.
Учащиеся должны:
Знать: Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.
Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
География мировой экономики (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. НТР и размещение производительных сил. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт мира. ТНК.
Внешние экономические связи.
Практическая работа №6 Характеристика уровня развития важнейших отраслей хозяйства.
ГЕОГРАФИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР.11 КЛАСС
Раздел 1. Регионы и страны мира (23 часа) Как поделить земное пространство. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США. Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практическое занятие
2.Составление характеристики Канады.
Латинская Америка
Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки. Особенности их развития.
Практическое занятие
3.Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.
Западная Европа
Географическое положение и состав региона. Политическая карта. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отрасли международной специализации. Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отрасли специализации. Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Мировой центр туризма. Италия. Географическое положение. Население и экономика. Мировой центр туризма.
Практическое занятие
4.Составление сравнительной экономико-географической характеристики 2-х стран «Большой семерки».
Центрально-Восточная Европа
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население и экономика.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии)
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Образование СНГ. Население и экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Зарубежная Азия
Состав региона. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Демографическая политика. Экономические реформы. Япония. Географическое положение. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо»
Практическое занятие
5.Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
Юго-Восточная Азия
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Новые индустриальные страны.
Южная Азия
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка
Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Развитие экономики. Нефтедобывающая промышленность
Тропическая Африка и ЮАР
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Ведущие отрасли. Южно-Африканская республика – единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население Австралии. Особенности развития экономики. Океания: обособленный мир островов. Население и экономика.
Практическое занятие
6.Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (11 часов)
Классификация и сущность глобальных проблем. Демографическая проблема. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия человека. Энергетическая и сырьевая проблема. Проблемы Мирового океана. Проблема техногенных аварий. Проблема преступности и терроризма. Экологическая проблема. Обобщающий урок: Глобализация и регионализация современного мира.
3. Тематическое планирование
10 класс
Раздел. Тема урока | Количество часов | |
Раздел 1 Введение. Человек и ресурсы Земли | 11 | |
1 | От древности до наших дней | 1 |
2 | Современное освоения планеты. | 1 |
3 | Природные ресурсы и экономическое развитие. Пр.р№1Оценка обеспеченности разных регионов ресурсами | 1 |
4 | Ископаемые природные ресурсы | 1 |
5 | Земельные ресурсы. | 1 |
6 | Водные ресурсы. | 1 |
7 | Лесные ресурсы. | 1 |
8 | Ресурсы Мирового океана | 1 |
9 | Другие виды ресурсов. | 1 |
10 | Природопользование и устойчивое развитие. | 1 |
11 | Урок- зачет:"Природные ресурсы мира" | 1 |
Раздел 2. География населения | 5 | |
12 | Рост населения Земли | |
13 | Этническая и языковая мозаика. Пр.р№2Национальный и расовый состав. | 1 |
14 | Возрастной и половой состав населения мира. | 1 |
15 | Расселение жителей городов и деревень. Пр.р№3Оценка особенностей уровня и качества жизни. | 1 |
16 | Миграции населения | 1 |
Раздел3. География культуры, религий, цивилизаций | 5 | |
17 | Что изучает география культуры. | 1 |
18 | География религий. | 1 |
19 | Цивилизации Востока. | 1 |
20 | Цивилизации Запада. | 1 |
21 | Урок-зачет: "Население мира и религия" | 1 |
Раздел 4. Политическая карта мира | 4 | |
22 | Формирования политической карты мира. | 1 |
23 | Государство — главный объект политической карты. | 1 |
24 | Типы государств. | 1 |
25 | Политическая география и геополитика. | 1 |
Раздел5. География Мировой экономики | 9 | |
26 | Мировая экономика : ее состав, динамика, глобализация. | 1 |
27 | Научно-технической революции | 1 |
28 | Международное разделение труда :кто что производит? | 1 |
29 | Горнодобывающая промышленность. Энергетика. | 1 |
30 | Обрабатывающая промышленность. | |
31 | Сельское хозяйство. | 1 |
32 | Транспорт и сфера услуг. | 1 |
33 | Мировые экономические связи и. интеграция. | 1 |
34 | Воздействие Мирового хозяйства на окружающую среду. | 1 |
11 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1.Регионы и страны . | 23 | |
1 | Как поделить земное пространство. | 1 |
2 | Центры экономической мощи и "полюсы" бедности. | 1 |
3 | Соединенные Штаты Америки | 1 |
4 | Канада | 1 |
5 | Латинская Америка. Пр.р№1Составление комплексной характеристики стран | 1 |
6 | Регионы Латинской Америки. | 1 |
7 | Западная Европа. | 1 |
8 | Германия. | 1 |
9 | Великобритания. | 1 |
10 | Франция. | 1 |
1 | Италия. | 1 |
12 | Центрально-Восточная Европа | 1 |
13 | Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Пр .р №2 Особенности стран Европы | 1 |
14 | Урок-зачет:"Страны Европы." | 1 |
15 | Зарубежная Азия (без Центрально-азиатского региона | 1 |
16 | Китайская Народная Республика. | 1 |
17 | Япония. | 1 |
18 | Юго-Восточная Азия | 1 |
19 | Южная Азия Пр.р №3 Составление комплексной характеристики стран Азии. | 1 |
20 | Юго-Западная Азия и Северная Африка. | 1 |
21 | Тропическая Африка и ЮАР. | 1 |
22 | Австралия и Океания. | 1 |
23 | Зачет"Страны Азии и Африки" | 1 |
Раздел 2.Глобальные проблемы человечества . | 12 | |
24 | Классификация и сущность глобальных проблем. | 1 |
25 | Демографическая проблема | 1 |
26 | Проблема отсталости. Пр.р№4 Выявление , объяснение и оценка важнейших событий международной жизни | 1 |
27 | Продовольственная проблема. | 1 |
28 | Проблема здоровья и долголетия человека. | 1 |
29 | Энергетическая и сырьевая проблема. | 1 |
30 | Проблемы Мирового океана. | 1 |
31 | Проблема техногенных аварий. | 1 |
32 | Проблема преступности и терроризма. | 1 |
34 | Обобщающий урок:"Глобализация и регионализация современного мира" | 1 |
10класс
Тема | Количество часов |
Введение. Человек и ресурсы Земли | 11 |
География населения | 5 |
География культуры, религий ,цивилизаций. | 5 |
Политическая карта мира | 4 |
География мировой экономики. | 10 |
Итого | 34 |
11 класс
Тема | Количество часов |
Регионы и страны мира | 23 |
Глобальные проблемы человечеств | 11 |
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...