Конспект урока по географии " Мировые природные ресурсы"
план-конспект занятия по географии (10 класс)
Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их странами, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы и карты Атласа. Нам предстоит выполнить практическую работу в контурных картах по обозначению ресурсообеспеченности стран топливом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
![]() | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Мировые природные ресурсы, топливно-энергетические ресурсы»
Цели урока.
Образовательные:
- Сформировать определение «ресурсообеспеченность»;
- Определить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов мира;
- Выявить обеспеченность стран и регионов ТЭР;
- Формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя карты Атласа и данные статистических таблиц.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать данные таблиц, совмещать с данными карт Атласа;
- Развивать умение обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
- Вызвать заинтересованность к определению и объяснению понятий;
- Возбудить готовность к самостоятельной работе с контурными картами.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование:
Политическая карта мира, презентация, Атласы учащихся.
Карта «Энергетика мира».
Ход урока.
- Организационное начало.
- Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их странами, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы и карты Атласа. Нам предстоит выполнить практическую работу в контурных картах по обозначению ресурсообеспеченности стран топливом.
3.Повторение знаний о видах природных ресурсов.
- Вспомним, как классифицируются природные ресурсы
- Приведите примеры неисчерпаемых ресурсов (Энергия Солнца, ветра, падающей воды, внутренне тепло Земли).
- Более подробно остановимся на исчерпаемых ресурсах, т.к. на нескольких уроках мы будем говорить о ресурсообеспеченности стран именно этими ресурсами.
- Как можно восстановить ресурсы? (Рекультивация земель или их мелиорация; заповедники, заказники, национальные парки для восстановления биологических ресурсов).
- Понятие ресурсообеспеченности.
- Найдите нужный нам параграф. Найдите определение.
Что важно, чтобы определить обеспеченность? (Величина запасов, количество извлекаемого сырья, численность населения, сколько на каждого человека с учетом использования сырья в промышленности)
- Для оформления наших выводов по формулировке определения ресурсообеспеченности стран топливом я предлагаю вам оформить таблицу в тетради.
(Заполняют в процессе работы над анализом таблиц)
План | Уголь | Нефть | Газ |
Самые большие запасы | США | Саудовская Аравия | Россия |
Самая большая добыча | США | Саудовская Аравия | Россия |
Ресурсообеспечены (5) | Великобритания, Россия, Украина,ЮАР, Казахстан | Ирак, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран | ОАЭ, Венесуэла, Саудовская Аравия, Россия, Иран |
РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН УГЛЕМ
Таблица 1. Ресурсообеспеченность стран углем.
Страна | Запасы угля (в млрд т) | Добыча ( в млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
США | 445 | 1020 | 436 |
Китай | 296 | 1240 | 239 |
Россия | 202 | 250 | 808 |
ЮАР | 116 | 220 | 527 |
Австралия | 116 | 280 | 414 |
ФРГ | 106 | 250 | 424 |
Индия | 78 | 330 | 236 |
Украина | 47 | 75 | 626 |
Великобритания | 45 | 50 | 900 |
Казахстан | 43 | 70 | 485 |
- Кто на первом месте по запасам? (США)
- По добыче? (Китай)
- Кому из стран на большее количество лет хватит? (Великобритании) Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)
- И этого оказывается недостаточно, чтобы определить ресурсообеспеченность. Если посчитать, то выяснится, что в России приходится на душу населения больше всего угля. В данном случае нам с вами в таблице не хватает графы «Использование угля в промышленности на душу населения». Это уже изучает наука экономика, а нам экономисты сразу предоставили количество лет или «ресурсообеспеченность» страны углем. Россия по сравнению с Великобританией использует угля гораздо больше: мы выплавляем металл, у нас развито тяжелое машиностроение, а Великобритания один из мировых лидеров по наукоемкому машиностроению, точнее авиакосмическому и средствам телевизионных коммуникаций, где не надо много металла.
-А как в целом мировое сообщество обеспечено углем? Рассмотрите карту Атласа и назовите крупнейшие угольные бассейны. В каких странах они находятся?( США, Россия, Австралия)
Таблица 2. Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по регионам.
Мир, регионы | Ресурсы, млрд т |
Весь мир | 1400 |
Зарубежная Европа | 255 |
Зарубежная Азия | 160 |
Африка | 75 |
Северная Америка | 520 |
Латинская Америка | 20 |
Австралия и Океания | 90 |
В целом по размерам разведанных угольных ресурсов первенство у Северной Америки. Главная роль при этом у США. ¾ вообще на США, Китай и Россию. Какие страны преобладают в составе первой десятки? (Развитые). У них 80% общемировых разведанных ресурсов угля.
- Проверить запись в таблице, которую сделали учащиеся.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН НЕФТЬЮ.
Таблица 3.
Страна | Запасы нефти ( в млрд т) | Добыча (в млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 |
Ирак | 16,7 | 55 | 304 |
ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 |
Кувейт | 15,7 | 105 | 149 |
Иран | 14,9 | 185 | 80 |
Венесуэла | 10,3 | 175 | 59 |
Мексика | 8,5 | 170 | 50 |
Россия | 6,7 | 300 | 22 |
Китай | 4,0 | 160 | 25 |
США | 3,8 | 380 | 10 |
- Самостоятельно заполняют данные для таблицы в тетрадь. Проверяем.
- Сравните с ресурсообеспеченностью углем. Как в целом? (Ниже)
- Кто богат нефтью? (Развивающие страны) Для развитых стран характерна большие объемы добычи, запасы кончаются, поэтому и ресурсообеспеченность низкая.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН ГАЗОМ.
Таблица 4.
Страна | Запасы газа (в трлн м³) | Добыча газа ( в млрд м³) | Ресурсобеспеченность (на сколько лет хватит) |
Россия | 48,1 | 550 | 87 |
Иран | 22,9 | 45 | 64 |
Нидерланды | 1,9 | 70 | 27 |
ОАЭ | 5,8 | 40 | 145 |
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | 120 |
США | 4,7 | 540 | 8,7 |
Венесуэла | 4,1 | 30 | 136 |
Алжир | 3,7 | 65 | 57 |
Канада | 2,2 | 170 | 13 |
Норвегия | 2,0 | 45 | 44 |
- Проверить заполнение таблицы.
- О ресурсообеспеченности ресурсами могут рассказать и карты Атласа. Может быть не так точно как таблицы. Рассмотрите карту Атласа. Попробуйте соотнести данные нашей таблицы и карту Атласа. Что вы заметили? (Много значков газа и нефти в районе Персидского залива, России) Это соответствует таблице? (Да, данные совпадают)
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН ТОПЛИВНЫМИ РЕСУРСАМИ.
- А можно ли найти ответ на следующий вопрос: как оценить в целом ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами? Каким видом топлива обеспечены лучше? Кто обеспечен лучше: Азия или Европа?
- Итак, мы нашли ответ на первый вопрос в Атласах? (Не нашли, однозначного ответа дать нельзя). Рассмотрим таблицу.
Таблица 5.
Регионы | Запасы топлива | Добыча топлива | Ресурсообеспеченность |
Нефть (мир в целом) | 140 млрд т | 3450 млрд т | 40,5 |
Уголь (мир в целом) | 1100 мррд т | 4625 млн т | 238 |
Газ (мир в целом) | 150 трлн м³ | 220 млрд м³ | 681 |
Газ (Зарубежная Европа) | 5,6 трлн м³ | 270 млрд т | 20 |
Газ (Зарубежная Азия) | 59 трлн м³ | 330 млрд т | 178,8 |
Нефть (Европа) | 2,5 млрд т | 330 млн т | 7,6 |
Нефть (Азия) | 98 млрд т | 1370 млн т | 71 |
Нефть (СНГ) | 9,0 млрд т | 350 млн т | 26 |
- Подтверждаются ли наши данные карт Атласа и таблиц? В чем они совпадают, а в чем нет? (Атлас дает общее представление о распределении топливных ресурсов, данные таблиц указывают конкретно на тот или иной вид ресурса. Например, то, что мир лучше обеспечен газом из Атласа не видно).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ.
- Откройте тетради на печатной основе страница 24-25. Выполним следующее задание: отметим на картах ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами, используя данные таблицы в нашей тетради.
- Назовите пятерку стран лидирующих по ресурсообеспеченности углем. Обозначим их на контурных картах.
- Какая страна стоит на первом месте по ресурсобеспеченности углем? (Великобритания). Ставим цифру 1 и значок каменного угля. В условные знаки вынесем значок каменного угля, напишем цифру 1, укажем, что это Великобритания.
- Далее учащиеся называют данные таблицы. Слайды демонстрируют страны: Россия, Украина, ЮАР, Казахстан. Самостоятельно обозначают.
- Нефть и газ сделаете самостоятельно как домашнее задание, а мы только еще раз проверим и посмотрим, какие страны обеспечены этими видами топлива. (Лучше, если учащиеся называют по памяти в порядке убывания).
- Нефтью: Ирак, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран.
Газом: ОАЭ, Венесуэла, Саудовская Аравия, Россия, Иран.
Итоги урока.
- Почему Россия, являясь сейчас на мировом рынке ресурсов основным поставщиком топлива, не стоит на первом месте по ресурсообеспеченности топливом? (Ведет большую добычу).
Кто является основным поставщиком топлива на мировой рынок: развитые или развивающие страны? (Развивающиеся).
Какая серьезная проблема сегодня у развитых стран? Где сосредоточены основные ресурсы нефти, в каком регионе? (В районе Персидского залива).
Какие показатели надо учитывать при определении ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми? (Запасы, добыча, на сколько лет хватит) Отчего это зависит? (Расход в экономике на душу населения). Какие энергетические ресурсы в будущем станут главными для мирового сообщества? (Нетрадиционные источники энергии, ядерное топливо). Из нашей с вами таблицы, совсем небольшой, можно сделать важные выводы: попробуйте найти закономерность. (Если большие запасы, то и добыча большая. Россия не входит в 5 стран по ресурсообеспеченности нефтью. Ирак – на первом месте по ресурсообеспеченности нефтью, поэтому к нему такое пристальное внимание со стороны развитых стран, испытывающих дефицит этого вида топлива).
Домашнее задание.
- Выполнить работу в контурных картах с указанием ресусообеспеченности стран нефтью и газом («первая пятерка»). Дополнительно: по различным источникам информации найти страны, которые используют нетрадиционные источники энергии. Указать это в контурных картах, уметь объяснять.
Оценки за урок и организационный конец урока.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
конспект урока по географии "Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность" 10 класс
В ходе урока проверяются знания учащихся по классификации и видам природных ресурсов, вводится понятие ресурсообеспеченности и выполняется первая часть практической работы, касающаяся расчета ре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-803899-1534824268.jpg)
Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»
Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793154-1464006953.jpg)
Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс
Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-980951-1512199182.jpg)
Конспект урока по географии 11 класс "США. ЭГП, ресурсы и население"
Конспект урока по географии 11 класс "США. ЭГП, ресурсы и население"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-318808-1478358712.jpg)
Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...
Конспект урока по географии по теме : "Природные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды".
Урок предназначен для 10 класса...