Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
методическая разработка по географии
Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеурочного занятия "Климат и человек" | 734.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая карта занятия внеурочной деятельности
Практикум «Увлекательный мир географии», 6 класс
Тема: «Климат и человек»
Форма проведения: творческая мастерская – создание «Открытой газеты».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- расширение знаний о связи климата с жизнью и деятельностью людей
Метапредметные:
познавательные: развитие умения переводить информацию из визуальной формы в речевую; умение структурировать информацию; использовать в качестве источников информации различные источники (печатные, видео, иллюстрации).
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— формулировка вопросов;
— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— построение взаимодействия в группе в процессе подготовки выступления.
- регулятивные: самоконтроль исполнения временных рамок, взаимооценка.
Личностные: формирование представления о взаимосвязи человека и природы, развитие интереса к изучению профессиональной деятельности людей.
Средства обучения. ПК в сети класса, проектор, книги (энциклопедии, научно-популярная литература), бумажные шаблоны для пиктограмм, клей, фломастеры.
Психологические аспекты урока:
Побуждение к активной деятельности, к продуктивному взаимодействию посредством формирования понятного порядка работы, оценочного стимула, атмосферы общения.
Предварительная подготовка.
Класс разбит на группы (3-4 человека), которые выполняя роль репортёров, собирают информацию по определённому вопросу темы, готовят свой рассказ о проделанной работе.
Во время работы групп используются видео интервью, которые ребята записывали, встречаясь с представителем коренных народов, жителем тундры, людьми разных профессий, где климат и погода имеют значение.
Дидактическая структура занятия
№ | Этап занятия | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент | Организация начала занятия | «Включение» в занятие. «передай настроение» |
2 | Создание проблемной ситуации, формулирование темы | Говорит о результатах контрольных заданий на уроках по теме «Климат». Проблема: влияние климата понимается на бытовом уровне. | Включаются в обсуждение проблемы |
3 | Формулирование задач занятия | Определение главной задачи – создание коллективного продукта – «открытой газеты» для решения проблемного вопроса «климат и человек» | Диалог, планирование формы итогового продукта |
4 | Формулирование критериев оценки деятельности | Определения символов качественной оценки: солнце, радуга, снежинка, тучка | Усвоение критериев оценки |
5 | Применение знаний и результатов предварительной работы в новой ситуации | Организует работу малых групп, направляет деятельность группы в соответствии с тем, что должны представить | Работа в малой группе – создание страницы «открытой газеты», создание пиктограммы, подготовка отчёта. Группа «Справочное бюро»: работа с терминами интервью, репортаж, климат, погода; подготовка занимательных вопросов, составление итоговой схемы |
6. | Представление результатов деятельности | Создание условий для выступления групп. Корректировка хода выступления. | Выступление групп, представление тематических страниц «открытой газеты» |
7. | Взаимооценка деятельности (осуществляется по ходу выступлений) | Организует качественную оценку с помощью символов | Знаковая оценка + словесная оценка работы товарищей |
8. | Блок контроля | Организует представление группы «Справочное бюро» | Группа «Справочное бюро» предлагает занимательные вопросы по теме, подготовленные на данном занятии. |
9. | Подведение итога | - Обсуждение проблемного задания, объявленного в начале урока - Оценка достигнутого результата | Комментирование итоговой схемы |
10. | Завершение занятия | организация психологического итога, приём «Поделись настроением» | Выход из деятельности, действие – позитив. |
Приложения.
Приложение 1. Шаблоны-задания для групп
Тема нашего задания «Климат и образ жизни человека»
Мы для себя поставили такой вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы решили, что для ответа на него, мы используем (побеседуем, выясним, узнаем) ……….
Результат нашей работы ….
1)
2)
Иллюстрации к теме нашего задания и вывод мы представили на своей странице : ……
_______________________________________________________________
Тема нашего задания «Климат и профессии»
Мы для себя поставили такой вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы решили, что для ответа на него, мы используем (побеседуем, выясним, узнаем) ……….
Результат нашей работы ….
1)
2)
Иллюстрации к теме нашего задания и вывод мы представили на своей странице : ……
Тема нашего задания «Климат и опасные природные явления»
Мы попытались выяснить: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Для этого мы посмотрели несколько ………
Мы читали о …………….. ………………
Хотим представить вам репортаж с места событий :
Представляем нашу страничку газеты: ………
Тема нашего задания «Климат и получение энергии»
Мы попытались выяснить: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы выяснили, что климат, например, ветер и солнце, помогают человеку получать энергию.
Мы представляем интервью, главным участником которого стала Маслова Лиза.
Мы тоже подготовили страничку для нашей газеты (показать)
Группа 1.
Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»
Тема репортажа-интервью: Климат и образ жизни человека.
Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.
Для этого провести предварительную подготовку.
- Снять репортаж или интервью по теме
- Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
- Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
- Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
- Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.
Группа 2.
Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»
Тема репортажа-интервью: Климат и профессии.
Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.
Для этого провести предварительную подготовку.
- Снять репортаж или интервью по теме
- Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
- Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
- Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
- Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.
Группа 3.
Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»
Тема репортажа-интервью: Климат и опасные природные явления
Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.
Для этого провести предварительную подготовку.
- Снять репортаж или интервью по теме
- Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
- Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
- Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
- Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.
Группа 4.
Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»
Тема репортажа-интервью: Климат и получение энергии
Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.
Для этого провести предварительную подготовку.
- Снять репортаж или интервью по теме
- Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
- Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
- Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
- Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.
Задание группе «Справочное бюро»
- Найти определение словам «климат», «интервью», «репортаж».
Климат – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интервью – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Репортаж – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ( 10 мин на работу) Составить или найти 2-3 интересных вопроса по теме «Климат и человек», которые сможете задать ребятам. Использовать книги на столе справок. Вопрос должен начинаться со слов Почему… или Объясниете…...
- ( во время ответов групп) На слайде «Справочное бюро» в сетевой папке во время ответа групп заполнять схему «Климат и человек» (указать стрелками, на что влияет климат) и представить её по окончании работы.
Приложение 2. Пример шаблона слайда для работы
Приложение 3. Пиктограммы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам....
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Использование материалов исторического краеведения в урочной и внеурочной деятельности
патриотическое воспитание средствами краеведения...
Внеурочная деятельность общего образования "Разработка предметной недели по географии для учащихся 1-9 класса (из опыта работы)
Внеурочная работа по географии в школе проводится в форме отдельных мероприятий. Наиболее распространенной формой объединяющей школьников является предметная неделя. В ходе предметной недели, объединя...
разработка «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для обучающихся 1-4 классов»
Тема методической разработки - «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для 1-4 классов».УМК разработан ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Внеурочная деятельность Качественная подготовка обучающихся к ОГЭ по географии
Внеурочная деятельность Качественная подготовка обучающихся к ОГЭ по географии...