Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
методическая разработка по географии

Лийв Ольга Викторовна

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая карта занятия внеурочной деятельности

Практикум «Увлекательный мир географии», 6 класс

Тема: «Климат и человек»

Форма проведения: творческая мастерская – создание  «Открытой газеты».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

- расширение знаний о связи климата с жизнью и деятельностью людей

Метапредметные:

познавательные:  развитие умения переводить информацию из визуальной формы в речевую; умение структурировать информацию; использовать в качестве источников информации различные источники (печатные, видео, иллюстрации).

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— формулировка  вопросов;

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— построение взаимодействия в группе в процессе подготовки выступления.

- регулятивные: самоконтроль исполнения временных рамок, взаимооценка.

Личностные: формирование  представления о взаимосвязи человека и природы,  развитие интереса к изучению  профессиональной деятельности людей.

Средства обучения. ПК в сети класса, проектор, книги (энциклопедии, научно-популярная литература), бумажные шаблоны для пиктограмм,  клей, фломастеры.

Психологические аспекты урока:

Побуждение к активной деятельности, к продуктивному взаимодействию посредством формирования понятного порядка работы, оценочного стимула, атмосферы общения.

Предварительная подготовка.

Класс разбит на группы (3-4 человека), которые выполняя роль репортёров, собирают информацию по определённому вопросу темы, готовят свой рассказ о проделанной работе.

Во время работы групп используются видео интервью, которые ребята записывали, встречаясь с представителем коренных народов, жителем тундры, людьми разных профессий, где климат и погода имеют значение.

Дидактическая структура занятия

Этап занятия

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

Организация начала занятия

«Включение» в занятие. «передай настроение»  

2

Создание проблемной ситуации, формулирование темы

Говорит о результатах контрольных заданий на уроках по теме «Климат». Проблема: влияние климата понимается на бытовом уровне.  

Включаются в обсуждение проблемы

3

Формулирование  задач занятия

Определение главной задачи – создание коллективного продукта – «открытой газеты» для решения проблемного вопроса «климат и человек»

Диалог, планирование формы итогового продукта

4

Формулирование критериев оценки деятельности

Определения символов качественной оценки: солнце, радуга, снежинка, тучка

Усвоение критериев оценки

5

Применение знаний и результатов предварительной работы в новой ситуации

Организует работу малых групп, направляет деятельность группы в соответствии с тем, что должны представить

Работа в малой группе – создание страницы «открытой газеты», создание пиктограммы, подготовка отчёта.

Группа «Справочное бюро»: работа с терминами интервью, репортаж, климат, погода; подготовка занимательных вопросов, составление итоговой схемы

6.

Представление результатов деятельности

Создание условий для выступления групп. Корректировка хода выступления.

Выступление групп, представление тематических страниц  «открытой газеты»

7.

Взаимооценка деятельности (осуществляется по ходу выступлений)

Организует качественную оценку с помощью символов

Знаковая оценка + словесная оценка работы товарищей

8.

Блок контроля

Организует представление группы «Справочное бюро»

Группа «Справочное бюро» предлагает занимательные вопросы по теме, подготовленные на данном занятии.

9.

Подведение итога

- Обсуждение проблемного задания, объявленного в начале урока

- Оценка достигнутого результата

Комментирование итоговой схемы

10.

Завершение занятия

организация психологического итога, приём «Поделись настроением»

Выход из деятельности, действие – позитив.

Приложения.

Приложение 1. Шаблоны-задания для групп

Тема нашего задания «Климат и образ жизни человека»

Мы для себя поставили такой вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы решили, что для ответа на него,  мы используем (побеседуем, выясним, узнаем) ……….

Результат нашей работы ….

1)

2)

Иллюстрации к теме нашего задания  и вывод мы представили на своей странице :  ……

_______________________________________________________________

Тема нашего задания «Климат и профессии»

Мы для себя поставили такой вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы решили, что для ответа на него,  мы используем (побеседуем, выясним, узнаем) ……….

Результат нашей работы ….

1)

2)

Иллюстрации к теме нашего задания  и вывод мы представили на своей странице :  ……

Тема нашего задания «Климат и опасные природные явления»

Мы попытались выяснить: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Для этого мы посмотрели  несколько ………

Мы читали о …………….. ………………

Хотим представить вам репортаж с места событий :

Представляем нашу страничку газеты: ………

Тема нашего задания «Климат и получение энергии»

Мы попытались выяснить: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы выяснили, что климат, например, ветер и солнце, помогают человеку  получать энергию.

Мы представляем интервью, главным участником которого стала Маслова Лиза.

Мы тоже подготовили страничку для нашей газеты (показать)

Группа 1.

Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»

Тема репортажа-интервью: Климат и образ жизни человека.

Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.

Для этого провести  предварительную  подготовку.

  1. Снять  репортаж или интервью по теме
  2. Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали  и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
  3. Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
  4. Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
  5. Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.

Группа 2.

Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»

Тема репортажа-интервью: Климат и профессии.

Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.

Для этого провести  предварительную  подготовку.

  1. Снять  репортаж или интервью по теме
  2. Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали  и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
  3. Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
  4. Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
  5. Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.

Группа 3.

Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»

Тема репортажа-интервью: Климат и опасные природные явления

Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.

Для этого провести  предварительную  подготовку.

  1. Снять  репортаж или интервью по теме
  2. Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали  и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
  3. Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
  4. Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
  5. Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.

Группа 4.

Вы – группа репортёров. Ваша задача подготовить материал для Открытой газеты под названием «Климат и человек»

Тема репортажа-интервью:  Климат и получение энергии

Вы должны оформить свою страницу открытой газеты на эту тему.

Для этого провести  предварительную  подготовку.

  1. Снять  репортаж или интервью по теме
  2. Подготовиться рассказать для присутствующих, как подбирали  и готовили материал для того, чтобы раскрыть тему.
  3. Подобрать 2-3 иллюстрации по теме, принести в электронном виде к 18.03.
  4. Подготовить 2-3 интересных факта об этом для размещения на странице электронной газеты.
  5. Сформулировать вывод о влиянии климата на образ жизни человека, который тоже нужно будет написать на странице газеты.

Задание группе «Справочное бюро»

  1. Найти определение словам  «климат»,  «интервью»,  «репортаж».

Климат – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Интервью – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Репортаж – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ( 10 мин на работу)  Составить  или найти  2-3 интересных вопроса по теме «Климат и человек», которые сможете задать ребятам.  Использовать книги на столе справок. Вопрос должен начинаться со слов  Почему…   или   Объясниете…...

  1. ( во время ответов групп)  На слайде «Справочное бюро» в сетевой папке во время  ответа групп заполнять схему   «Климат и человек» (указать стрелками, на что влияет климат)  и представить её по окончании работы.

Приложение 2. Пример шаблона слайда для работы

Приложение 3. Пиктограммы

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_239347.pnghttps://bhp-online.com/products/origin/MA002.jpg

https://img.icons8.com/color/1600/sunbathe.pnghttps://pbs.twimg.com/profile_images/550379127597830146/eeuRuEHO.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ca66c9062ae37aa8a4da825033a1bafe&n=13

https://cdn1.vectorstock.com/i/1000x1000/18/05/thunderstorm-icon-vector-21081805.jpg

https://cdn0.iconfinder.com/data/icons/weather-406/24/snow-winter-truck-road-remove-plow-ice-weather-removal-cold-512.png

http://www.free-lancers.net/posted_files/A7DD3CD9EDB9.jpg

https://cdn2.iconfinder.com/data/icons/people-icons-vol-2/72/101-512.png

https://st.depositphotos.com/1526816/2003/v/950/depositphotos_20034639-stock-illustration-a-windmill-and-solar-energy.jpg

https://image.freepik.com/icones-gratis/ferramenta-ecologica-para-ventos-para-gerar-energia_318-62120.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам....

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Внеурочная деятельность общего образования "Разработка предметной недели по географии для учащихся 1-9 класса (из опыта работы)

Внеурочная работа по географии в школе проводится в форме отдельных мероприятий. Наиболее распространенной формой объединяющей школьников является предметная неделя. В ходе предметной недели, объединя...

разработка «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для обучающихся 1-4 классов»

Тема методической разработки  - «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для 1-4 классов».УМК разработан ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Внеурочная деятельность Качественная подготовка обучающихся к ОГЭ по географии

Внеурочная деятельность Качественная подготовка обучающихся к ОГЭ по географии...