9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

Долгова Татьяна Васильевна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_geografiya_rp_2022-_2023_burkina.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Управления по образованию Администрации г.о. Химки

МБОУ Лицей № 7 г. Химки

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

         Данилин В.В.                 Буркина М.В.                 Антипова А.Л.

Протокол №1

от "25" 082022 г.


Протокол №1

от "28" 08 2022 г.


Приказ №253-о от "31" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География»

для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Долгова Татьяна Васильевна

учитель географии

Химки 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования            по географии и программы  5-9 классы, авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Издательство Дрофа. 2019г.

География: География России : Население и хозяйство.9кл.:учебник/ В.П. Дронов, В.Я Ром – 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2019 г.

Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), 33 рабочих недель в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Цель программы:

   Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Место предмета «География» в  учебном плане

Общее число учебных часов  в 9 классе 66 часов (2 часа в неделю). В соответствии с примерным планом – графиком на 2021 – 2022 учебный год реализуется программа в объеме 68 часов. Программа рассчитана на 66 часов (2 час в неделю), 33 рабочих недель в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (9 класс): 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Ученик научится:

–  вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (9 класс):

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Ученик получит возможность:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД: 

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами программы по географии являются:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Виды и формы контроля:

  • Стартовый: самостоятельная, контрольная работы, тесты, позволяющие установить уровень обученности на начало учебного года.
  • Промежуточный:  усвоение материала 1 полугодия (1 и 2 четвертей), основные определения и понятия, выводы  и умение делать анализ по прочитанному, по таблице. Знание основных межотраслевых комплексов России и их географии.
  • Итоговый:  достижения обучающегося за год,  проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, тесты, все изученное и проделанное на конец учебного года.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение и границы России. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.  Государственная территория России.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .Исторические особенности заселения и освоения территории России.  Численность и естественный прирост населения.  Национальный состав населения России.  Миграции населения. Городское и сельское население. Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России». ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ .География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.  Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.  

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОРАФИЯ

Научный комплекс

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС .Роль, значение и проблемы развития машиностроения.  Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.  Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) . Роль, значение и проблемы ТЭК

Топливная промышленность. Электроэнергетика.  Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»

Тестовая работа № 1 «Географические особенности экономики России. Наука. Машиностроение. ТЭК»

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЩЕСТВА (7ч)

Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.  Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.  Цветная металлургияХимико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения предприятий химической промышленности. Лесная промышленность.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3 ч)

Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность.  Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение главных районов животноводства»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС Состав комплекса. Роль транспорта.  Железнодорожный и автомобильный транспорт..Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. .

 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА

РАЙНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ

Районирование России. 

 ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН-ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ Общая характеристика Западного макрорегионаЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Население и главные черты хозяйства Центральной России и Европейского Северо-Запада. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.  Географические особенности областей Центрального района

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.  Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. 

 ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР .

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.  Население Европейского Севера.  Хозяйство Европейского Севера. 

 ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.  Население Европейского Юга.  Хозяйство Европейского Юга. 

 ПОВОЛЖЬЕ

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.  Население Поволжья.  Хозяйство Поволжья.  УРАЛ (4 ч)

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. 

Население Урала.  Хозяйство Урала

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Общая характеристика Восточного макрорегиона. .

Этапы, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

Западная Сибирь. Восточная Сибирь.  Дальний Восток. 

Тематическое планирование

№  темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Место России в мире

5

2

Население Российской Федерации

6

3

Географические особенности экономики России

3

4.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

23

5

Районирование России. Общественная география крупных регионов

29

Учебно-методический комплект по географии:

Для учителя:

1.Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: Население и хозяйство.»: 9 кл.: - М.: «Дрофа», 2019.

2. Атлас и контурные карты  издательство  «Дрофа»

3. Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова,  В.Я.Рома. «Дрофа», 2019.

4. Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. Москва «ВАКО» 2019 год.

Для ученика:

1.Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: Население и хозяйство.»: 9 кл.: - М.: «Дрофа», 2019.

Интернет-ресурсы по выбору учителя и обучающихся.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....