Методическая разработка "Неделя экологии"
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Потапова Анна Игоревна

          Неделя  экологии  «С любовью к живой природе» посвящена воспитанию и  формированию у школьников  бережного отношения к окружающей   действительности через  художественно-эмоциональное  восприятие  природы, изображённой на страницах произведений И.С. Соколова-Микитова. Эмоционально-эстетические чувства, наряду с интеллектуальным восприятием природы являются основой для формирования у школьников любви и бережного отношения к природе. Эстетическое влияние природы тесно связано с её нравственно облагораживающим воздействием на человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nedelya_ekologii.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

 

         

          С любовью к живой природе

 Методическая разработка  

 проведения Недели экологии в школе

                                                       

                                     

                                        Педагоги: Потапова Анна Игоревна,

учитель географии

МКОУ «Передельская средняя

                                                          общеобразовательная школа».

 

                                                          Колесниченко  Елена  Владимировна,

                                                          учитель  русского языка и литературы

                                                          МКОУ «Передельская средняя

                                                          общеобразовательная школа».

                                                             

 

                                                     

Село Передел

2023

        

                                                            Пояснительная записка

              Взаимоотношения человека с природой - проблема глубоко нравственная. Истоки нравственности человека всегда находились в привязанности к родной земле. От людей зависит  сохранность природы, умножение её природных богатств. Чтобы выжить в современных условиях и оставить потомкам не голую пустыню, а красивую и богатую планету Земля, необходимо всем и каждому нравственно относиться к природе и друг другу.

 «Природа, – писал С. Залыгин, – должна найти своё единственное убежище – наше духовное сознание».  

          В формировании нового экологического мышления и поведения важнейшая роль принадлежит литературе. Русская литература, посвящённая проблеме «человек и природа»  направлена на формирование современного нравственно-экологического поведения. Справедливы слова Н. Гарина-Михайловского:  «Природа - это самая  лучшая из  книг, написанная на особом  языке. Этот  язык  надо изучать».

       Методическая разработка  Недели экологии «С любовью к живой природе»  содержит  учебно-методические материалы, представляющие интеграцию естественно - научного и гуманитарного образования. Учебные предметы, в рамках которых была реализована методическая разработка,-   литература, биология, информатика.  

          Неделя  экологии  «С любовью к живой природе» посвящена воспитанию и  формированию у школьников  бережного отношения к окружающей   действительности через  художественно-эмоциональное  восприятие  природы, изображённой на страницах произведений И.С. Соколова-Микитова. Эмоционально-эстетические чувства, наряду с интеллектуальным восприятием природы являются основой для формирования у школьников любви и бережного отношения к природе. Эстетическое влияние природы тесно связано с её нравственно облагораживающим воздействием на человека.

        Читая и анализируя рассказы И.С. Соколова-Микитова, мы вместе  с учителем географии   организуем  интересную и содержательную работу по анализу пейзажей  русской природы, описанию животных и растений, которая безусловно,  способствует  формированию у учащихся нравственно - экологического поведения.

          Методическая разработка «С любовью к живой природе» была организована и проведена для учащихся 5-9 классов.

 На информационном уголке «Школы» был вывешен план недели. Каждый день  Недели экологии начинался с объяснения учащимися смысла эпиграфа дня, где предоставлялась возможность высказаться каждому желающему.

1 день-открытие  Недели экологии и знакомство с планом, викторина «Звуки земли. О ком речь?».

2 день - групповой практикум, где   3 разновозрастные группы читали и анализировали рассказы И.С. Соколова-Микитова, познакомились с понятием «синквейн» и сами составляли синквейны.

3 день-конкурс чтецов «Русский лес», в котором приняли участие все учащиеся. Победителей определяли общим голосованием, где каждый заполнял «Листок победителя».

4 день - групповой практикум, где 3 разновозрастные   группы читали рассказы И.С. Соколова-Микитова и  составляли устное сочинение.

5 день - конкурс презентаций «О братьях наших меньших», «Деревья России». Учащиеся самостоятельно составляют  компьютерные презентации по предложенному плану и включают  в презентации цитаты из прочитанных рассказов И.С. Соколова-Микитова. Консультативную помощь  обучающимся оказывал учитель географии.

6 день -  литературный вечер «Человек доброго таланта», награждение победителей и участников проводимых конкурсов в рамках  Недели экологии, закрытие недели и подведение итогов.

7 день - экскурсия в парк «Передельский», где полюбовались природой, отметили весеннее пробуждение природы.

  Неделя  экологии «С любовью к живой природе» носит  ярко выраженный деятельностный характер с использованием различных педагогических технологий (проблемное, личностно-ориентированное обучение , ИКТ-технологии) и была реализована через систему творческих заданий, ориентированных на повышение мотивации учащихся к изучению  художественной литературы и природы нашей страны.

   Данная методическая разработка может быть использована при организации и проведении  интегрированной Недели экологии и Книжкиной недели, внеклассных мероприятий по экологии и литературе  в начальных и средних классах общеобразовательных учреждений.

             Методическая разработка  Недели предназначена для учителей русского языка и литературы, географии,  педагогов дополнительного образования, классных руководителей и студентов профильных групп.

 

                                     

 

 

Неделя экологии

«С любовью к живой природе»

(по произведениям И.С. Соколова-Микитова)

     Цель : привлечь учащихся к чтению рассказов И.С. Соколова-Микитова и  изучить биологические и географические  объекты, которые встречаются в его произведениях.

Задачи:

1.Познакомить учащихся  с творчеством русского писателя И.С. Соколова-Микитова, пробуждать у  учащихся интерес к автору и его произведениям.

2.Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественное произведение, способствовать развитию художественного вкуса школьников.

3. Воспитывать  бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту, стремление и желание охранять её; формировать у каждого ответственность за состояние окружающей среды.

4. Развивать у учащихся интерес к растениям и животным и научить вести наблюдения за ними.

4.  Развивать  у школьников коммуникативные и исследовательские умения, навыки проектирования и работы в команде, повышать  уровень владения информационными технологиями.

5. Развивать творческие способности учащихся, формировать умения  самостоятельно трудиться.

 

Неделя экологии

«С любовью к живой природе»

(по произведениям И.С.Соколова-Микитова)

                                             

                                                «Природа-это самая лучшая из книг,

                                                        написанная на особом языке.

                                                        Этот  язык надо изучать»        

                                                                                    Н.  Гарин-Михайловский

                                                          План

  1.Понедельник - «Позвольте представиться»

                             Викторина  «Звуки земли. О ком речь?»

  2.Вторник –  Знакомство с рассказами  писателя  И.С.Соколова-  

                      Микитова. Групповой практикум.

 

  3. Среда -       Конкурс чтецов  «Русский лес».

  4.Четверг –    Подготовка к сочинению «Любимый рассказ

                      И.С.Соколова-Микитова». Групповой практикум.

   5.Пятница–  Конкурс презентаций « О братьях наших меньших»,

                           «Деревья России».

   6.Суббота -   Литературный вечер «Человек доброго таланта».

                      Подведение итогов Книжкиной недели

                      « С любовью   к живой     природе ».

    7.Воскресенье – Экскурсия в парк «Передельский»

                            « Прекрасна ты,  Земля, в   любое время года».

День 1.

«Позвольте представиться»

Викторина  «Звуки земли. О ком речь?»

                                                       «Природа-это самая лучшая из книг,

                                                        написанная на особом языке.

                                                        Этот  язык надо изучать»

                                                                                    Н.  Гарин-Михайловский

                                                     План

1.Вступительное слово учителя.

 Открытие    Недели  экологии «С любовью к живой природе». Знакомство и    

 обсуждение плана  недели.

2.Объяснение смысла эпиграфа дня.

3.Викторина  «Звуки земли. О ком речь?»

( по рассказам И.С.Соколова-Микитова  из сборника «Найдёнов луг»).

4.Обсуждение и выбор рассказов И.С.Соколова-Микитова для конкурса чтецов « Русский лес».

5. Обсуждение и подготовка к конкурсу презентаций.

Знакомство с планом составления презентаций.

Викторина  «Звуки земли. О ком речь?»

( по рассказам И.С.Соколова-Микитова  из сборника «Найдёнов луг»)

  1. Деревья

  1. О каком месяце говорится в народной пословице «Зажги снега, заиграй

овражки» ? ( Апрель.   «Звуки земли»).

  1. «Самое распространённое дерево»,  в густых колючих ветвях которого «в

зимнюю лютую стужу  выводят и выкармливают своих птенцов

красногрудые клесты».( «Ель»)

  1. Это одно из  древнейших деревьев, росло это дерево, когда на земле ещё

 не было зелёных лиственных лесов. ( «Сосна»)

  1. «   В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее …»

этого. « В народных русских сказках и былинах  его называли  богатырём. Леса , где растут эти деревья, назывались дубравами» .( «Дуб»).

  1.  «Это дерево, несомненно, одно из самых красивых, веселых и нежных

деревьев. Издавна славится  сладкий мед из цветков» этого дерева.   «Осенью  эти деревья  раньше других деревьев сбрасывают свою пожелтевшую листву». («Липа») 

  1. «В зеленом русском лесу вряд ли есть дерево живописнее» этого.

«Красивы широкие лапчатые листья , гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина» («Клён»)

  1. «Это очень неприхотливое дерево-кустарник. Можно срубить или срезать

ее тонкий ствол, воткнуть в землю - сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая …. В  кустах весною обычно живут и поют соловьи» (« Ива»).

8.«Из коры этого дерева плели «лёгкие лапти, удобные кошели,…

гнали душистый дёготь, делали высокие красивые туески».(« Берёза»).

  1.  Если на  этом дереве «раскрылись почки, значит, окончательно

проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется». («Черёмуха»)

  1.  « Скромное ветвистое деревце, почти повсюду растущее в наших лесах.

 Люблю ее перистые зеленые листочки, шелестящие даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. В народных наших песнях часто ласково поминается»  это дерево . «С давних пор русские крестьяне сажали  её  «под окнами своих деревянных изб». ( «Рябина»)

11.Там, где растет  этот кустарник « зимою обычно держатся тетерева.   Они кормятся смолистыми пахучими ягодами, всю зиму висящими на  его ветвях»  

                                                                                         («Можжевельник»).

                                              II.Птицы

1.Эти птицы «умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит

 он соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткою» («Скворец»)

2.«Удивительно красива, звонка его песня, приветствующего приход весны.

На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня» На Руси люди издавна пекли печенье в виде этих птиц.(«Жаворонок»)

  3. «После песни соловья песню»  этого певчего   «можно считать,  пожалуй, лучшей.  Это  не очень полезные птицы. Для садоводов,  хозяев вишневых и ягодных садов, они являются недобрыми гостями.  Летом они обклевывают спелые вишни, клюют ягоды смородины и  малины» («Дрозд»).  

4.Весной  эти птицы прилетают, «когда начинает одеваться лес, цветет

 черемуха. Первыми прилетают самцы. Этот  маленький , невзрачный  певец-лучший из певчих птиц»  («Соловей»).

5.«Это  быстроногая  юркая  птица  живёт  в некоси - высокой нескошенной

 траве или в мелких зеленых кустарниках.  Летает» он «неумело. Смотришь, бывало, на летящего над травой …, на его вытянутую шею, висящие длинные ноги, короткий хвост и удивляешься неловкому его полету»  

                                                                                  («Дергач»).

6. «Эти птицы  летят    стройными косяками, и нам кажутся печальными  

прощальные их голоса» ( «Журавли»)

7.«Жизнь» этих птиц  «связана с жизнью человека». Они бывают городские, деревенские («касатки») и «береговушки». «Городские» лепят свои уютные закрытые гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов. «Касатки» гнездятся под крышами деревенских сараев, хлевов и овинов. Свои открытые, слепленные из грязи гнезда они прикрепляют к деревянным стропилам, к выступам деревенских стен и крыш. «Береговушки» делают свои гнезда в береговых песчаных крутых откосах, роют в них глубокие норы.( «Ласточки»)

8. «Замечательны»  эти птицы « тем, что из всех зимующих в наших лесах

птиц они вьют свои гнезда зимою и в лютую январскую и февральскую  стужу выводят в этих гнездах птенцов.(«Клесты».

 «Наблюдательные люди давно заметили, что мертвые клесты, всю жизнь

 питавшиеся смолистыми семенами, долго не разлагаются. Тело мертвого

 клеста как бы набальзамировано смолою. Некогда простые люди считали

 клестов птицами святыми. Это народное поверье подтверждалось  

 крестообразно устроенным клювом клеста»).

 9.«Из всех певчих птиц - лесных музыкантов - самая скрытная и красивая

 золотисто-желтая»  птичка. «Живут»  они « в березовых чистых рощах, в старинных тенистых парках,   в высоких дубовых и липовых аллеях. Весною  появляются поздно, когда  рощи уже одеты зеленой листвою и все лесные певчие птицы давно  прилетели» («Иволга»).

 10.«В наших среднерусских местах» эти птицы «открывают весну. Еще

 лежит на полях и в лесах нетронутый снег, а на зимних дорогах, у

 колхозных скотных дворов уже бродят первые вестники русской весны.         Важные, черные, ходят они по сельским улицам, дворам и дорогам.

 Помню, как радовались мы в детстве прилету белоносых»... «Услышав      знакомый крик, радостно возвещали…» ( «Грачи»).

11. Эта птица «несомненно, одна из красивейших охотничьих птиц, которую знают и видели не только охотники, но и многие люди, жившие среди природы. Есть что-то сказочное, русское в самом облике этой красивой и сильной птицы. Недаром в народных сказках” его «ласково называли Терентием» («Тетерев»)

12.«Удивительно широко распространение»этих птиц. «Кажется, нет на земле ни одной страны, в которой люди не знают шустрых» птиц. Известно, что они  «в отличие от многих птиц, не отлетают зимою на теплый юг. Они зимуют в тех самых местах, где родились и жили. Они не обладают изяществом и красотою, звонко петь не умеют, но все же  милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники». («Воробьи»)

    III. Животные

1. Они  «очень полезны. Они разрыхляют почву, уничтожают вредителей леса и производят большую санитарную работу, убирая останки умерших животных и птиц. Ученые насчитывают на земле тысячи видов… Все они живут многочисленными обществами. Самые крупные»  из них «достигают размера трех сантиметров» (Муравьи»).  

2.Это легкий и проворный зверёк.« На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев. Обычная пища  …- семена хвойных деревьев» ( «Белка»)

3. « Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный .... Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Кто знает – возможно» они «бродили в лесах еще в те далекие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты…».Окраска   бурой шерсти этого животного сливается с «окраской окружающих его древесных стволов»

                                                                                                              («Лось»)

 4.«В народных сказках» этого зверя «обычно изображают хитрым зверем, обманывающим доверчивых птиц и зверей. Как многие звери, они  устраивают кладовые. Пойманного зайца» они «не могут съесть в один прием и старательно зарывают оставшееся мясо в снег… Они разоряют гнезда птиц, свитые на земле, ловят подростков-птенцов, не умеющих хорошо летать. Но самая обычная» их  «пища  - это лесные и полевые мыши. Зайцами и мышами питаются они зимою, когда лежит глубокий снег» ( Лисицы».

«Даже днем можно увидеть в открытом поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый свой хвост, пробегает лисица по снежным полям и сугробам, прислушиваясь к каждому звуку. Слух и чутье у нее изумительны. Под глубоким сугробом она слышит писк мышей и безошибочно добывает их»).

5. Это «очень опрятные и умные звери. Зимою они, так же как ежи и медведи, впадают в спячку и выходят из нор только весною». Они «не боятся ядовитых змей, ловят их и поедают». Они   «не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги»  «Барсуки»).

6.«Кто не знает и не слышал об этом красивом зверьке, еще в самые недавние времена обитавшем в нашей стране почти повсеместно, от Крайнего Севера до далекого юга? Когда-то мех» этого зверька  «был в большой моде. В давние времена в мантиях из белоснежных  …шкурок короли восседали на золоченых тронах. Из дорогих шкурок … богатые модницы носили красивые накидки». Это  «очень подвижный хищный зверек… В зимнее время на чистом снегу отчетливо видны его парные легкие следы» ( «Горностай»).

7.  « Это очень смирные и кроткие звери. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами, загрызают ядовитых змей. На зиму они устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. На своих колючках они таскают в берлоги мягкий мох и сухие листья» («Ежи»).

8.   Эти животные «живут обычно у глухих и тихих лесных речек, где водится много рыбы. Они питаются исключительно рыбой, очень хорошо умеют нырять, подолгу остаются под водою». Это «очень красивое животное. Теплый и легкий мех … дорого ценится» («Выдры»).

9.Это  «проворный и ловкий зверек, похожий на маленькую белку». Живут   они «под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные зимние запасы: кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена». «Быстрый» зверёк   всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. ( «Бурундук»).

10. «Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно» эти.«Из обглоданных огрызков молодых деревьев» они  «строили у воды свои высокие, скрепленные илом хатки с подземным выходом в бегучую воду». («Бобры».

«Наверное, многим из вас известно, что умные бобры умеют строить на реках высокие плотины. Они поднимают воду в реке, возводят на берегах целые поселки. В высоких, почти в рост человека, хатках ютятся семьи бобров. В каждой бобровой хатке два этажа. В верхнем этаже, на мягкой подстилке, живут бобры и их дети. Съестные припасы хранятся в нижнем этаже. Выход из хатки скрыт глубоко под водою…

   Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корою деревьев: ив, осин и берез, растущих по берегам рек. Приготовленный на зиму корм бобры трудолюбиво сплавляют к своему жилищу. Кроме человека, у бобров мало опасных врагов. Ходят рассказы, что хищные выдры иногда посещают жилища бобров, пожирают там пойманную рыбу, грязнят и пачкают жилище, похищают маленьких бобрят»).

 

                       План  характеристики  дерева

1.Научная классификация.

2.Латинское название.

3.Ботаническое описание.

4.Лечебные свойства.

5.Значение и применение (в медицине, кулинарии и т.д.).

6.Привести цитаты из рассказа И.С.Соколова-Микитова  об этом дереве.

7. Указать список литературы

                           План характеристики животного и птиц

1.Научная классификация.

2.Латинское название.

3.Внешний вид.

4.Размножение.

5.Образ жизни.

6.Песня (для птиц).

7.Питание.

8.Практическое значение.

9.Привести цитаты из рассказа И.С.Соколова-Микитова  об этом  

   животном.

  1. Указать список литературы.

                                                        День 2.

Знакомство с рассказами  писателя  И.С.Соколова-

Микитова. Групповой практикум

               «Никогда, никогда не должно быть

                           праздным сердце-это самый тяжкий порок.

                                              Полнота сердца- любовь, внимание к людям,

                                              к природе - первое условие жизни, право на

                                              жизнь»

                                                                                    И.С.Соколов-Микитов

                                                План

     1. Объяснение смысла эпиграфа дня.

     2.Самостоятельная работа  учащихся в группах.

     3.Отчёт групп о проделанной работе.

4.Знакомство с понятием «синквейн».

  ( Просмотр   компьютерной презентации «Синквейн»).

 5.Составление в группе синквейна по теме дня.           

                               

                                        Групповой практикум

                                                   Задание №1

Внимательно прочитайте рассказ  И.С.Соколова-Микитова, обсудите его в группе .Ответьте на вопросы, аргументируя свои рассуждения:

-Какова тема этого описания? Чью точку зрения оно отражает?

-Как строится описание?

 -Какими средствами создаётся образ в рассказе?

 -Выделите в тексте слова и фразы, выражающие  позицию героя –   повествователя, автора,  его чувства и оценку происходящего. Какую роль играют эти элементы в движении основной темы текста, в создании его связанности?

-В чём смысл названия рассказа?

       Подготовьте связный рассказ, используя цитаты из текста.

       Учащимся для работы в группах были предложены рассказы  И.С.Соколова-Микитова  «Заяц», « Трясогузки»,  «Вороны».

Синквейны, составленные учащимися:

1. И.С.Соколов-Микитов

   Талантливый, наблюдательный.

   Пишет, наблюдает, учит.

   Соколов-Микитов талантливый писатель.

   Знаток природы.

2. И.С. Соколов-Микитов

    Добрый и внимательный.

    Наблюдает, сочиняет, пишет.

    Хороший человек.

    Писатель.

3. И.С. Соколов-Микитов

    Умный, интересный.

    Наблюдает, пишет, работает.

    Он хороший писатель.

    Добрый человек.

 

                                                               День 3.

                               Конкурс чтецов  «Русский лес»

                                                                        «Одна из насущнейших радостей на земле  

                                                    человека - яркая радость видеть, узнавать  

                                                    окружающий мир,  радость передвижения

                                                    и новых открытий»

                                                                                    И.С.Соколов-Микитов

                                                     План

1. Объяснение смысла эпиграфа дня.

2. Конкурс чтецов.

3.Школьное голосование (заполнение  «Листка победителей»)

Лист победителей конкурса чтецов «Русский лес»

     

      I место-

      II место-

      III место-

        Школьники  выбирают для чтения  отрывки из рассказов  И.С.Соколова-Микитова  «Рябина», «Март в лесу», «Ежи», « Берёза», «Клён», «Звуки земли», «Калина»,  «Русский лес», «Соловьи», «Дуб», «Дрозды», «Скворцы», «Медведи», «Снегири», «Черёмуха», «Калина».

         Особый интерес у всех вызвал «Листок победителей». Дети говорили, как им трудно выбрать победителей, интересовались, можно ли писать свои фамилии. Мнения учителей, присутствующих на мероприятии,  тоже разделились.  Победителей определили общим голосованием.

                                                                День 4.

                              Подготовка к сочинению «Любимый рассказ

              И.С.Соколова-Микитова». Групповой практикум

                                                « Из всего, что потрясает,- это наш  человеческий язык.

                                        В основе  искусства лежит чувство меры, по- учёному

                                        ритм, то есть порядок, лад.

                                        Простой народ, живший в природе и с природой, этим

                                        чувством меры владел. Таковы народные песни,  

                                        одежда, утварь, жилище. В народе умели владеть  

                                        устной образной и яркой речью. Простые  

                                        неграмотные люди были творцами языка, на котором

                                        мы пишем и говорим»

                                                                                        И.С.Соколов-Микитов

                                         

                                                План

  1. Объяснение смысла эпиграфа дня.

  1. Повторение теории написания сочинения (учитель русского языка и литературы).

  1. Самостоятельная работа  учащихся в группах по созданию устного сочинения по прочитанному рассказу И.С.Соколова-Микитова «Сороки».

  1. Отчёт групп о проделанной работе.

Примерный план сочинения

по прочитанному произведению

  1. О чём эта книга?
  2. Что ты знаешь об авторе книги?
  3. Какова тема и основная мысль произведения?
  4. Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?
  5. Понравилась ли книга? Чем?
  6. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  7. Как ты охарактеризуешь главных героев?
  8. Где и в какое время происходили события, описанные в книге?
  9.  На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?
  10. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?
  11. О чём ты размышлял после прочтения книги?
  12. Что тебе запомнилось, что показалось необычным?
  13. Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

                                                                                 

                                                           День 5.

                                                             Конкурс презентаций

 « О братьях наших меньших», «Деревья России»

                                                         

                                                         «Нет ничего радостнее и приятнее  делания

                                                          добра. Даже самое маленькое  добро-

                                                          оказать услугу, уступить место, помочь  

                                                          встать - приятно и хорошо»

       

                                                                                   И.С.Соколов-Микитов

                                                     План

1. Объяснение смысла эпиграфа дня.

2. Конкурс  компьютерных презентаций «О братьях наших меньших», «Деревья России».

3.Школьное голосование (заполнение  «Листка победителей»)

Листок победителей конкурса  презентаций

« О братьях наших меньших», «Деревья России»

     

      I место-

      II место-

      III место-

                                                                                  День 6.

Литературный вечер «Человек доброго таланта».

Подведение итогов  Недели экологии

«С любовью к живой природе»

                                           

                                    «Книги И.С. Соколова-Микитова дороги

                                     всем, кому дороги сокровищницы

                                     чудесной русской речи»

                                                                            А.Т.Твардовский

 

                                                     

                                            План

  1. Объяснение смысла эпиграфа дня.
  2. Литературный вечер «Человек доброго таланта»

  1. Награждение победителей и участников конкурсов.
  2. Рефлексия  (написание синквейна на тему « Неделя экологии»

отзывы учащихся о данном мероприятии).

                    Литературный вечер «Человек доброго таланта»

Ведущий.  Замечательный  русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) прожил большую и богатую событиями жизнь. Он родился в урочище Осеки под Калугой,  детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине. Отец — охотник, знаток леса — ходил в приказчиках по лесному делу у купцов, мать вела крестьянское хозяйство.

Чтец. «Я родился под  Калугой у большой старинной дороги, недалеко от толстовских мест. И природа-всё больше лиственные леса,- и люди, и говор, и  быт крестьян Калужской губернии был схож с бытом крестьян соседних тульских мест»

Чтец. « Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, берущим начало своё в недрах земли. Ручейки эти, сливаясь, образуют величественные реки общей человеческой жизни, замутнённые потоками сточной воды. Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни».

Ведущий. Иван Сергеевич Соколов – Микитов говорил, что он от отца воспринял любовь к скромной сельской природе, от матери — чутьё к слову.

Чтец. « Среди лугов и полей в привольных просторах калужской земли проходили детство и девичество матери. До конца своих дней удивляла она собеседников богатством народных слов, знанием пословиц и поговорок, неутомимостью и проворством в труде»

Чтец. «Первые услышанные мною слова были народные яркие слова, первые сказки, первая музыка, которую я услышал,— крестьянские песни, может быть, те самые песни, которыми был некогда вдохновлен великий русский композитор Глинка, родившийся в нашем смоленском краю».

Ведущий. В  десять лет И.Соколов-Микитов пережил первый "перелом" в своей жизни, когда вместе с семьей они переехали из деревни в город Смоленск, где ему открылся сложный и противоречивый мир, ранее незнакомый.

 В училище он особенно не ладил с законоучителем - классным наставником, "неведомо за что меня невзлюбившим"  Из пятого класса реального училища он был "изгнан с волчьим билетом "по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям".

Чтец.  "Изгнанию из училища предшествовал обыск в моей комнатенке на Запольной улице, в присутствии жандармского ротмистра и двух городовых. Как выяснилось позднее, причиною обыска был донос провокатора, служившего приказчиком в табачной лавочке, за перегородкой которой иногда мы собирались"

Ведущий. В 1910  г. Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы.

     Одним из ярких, "потрясающих" впечатлений в жизни писателя было, по его собственному признанию, впечатление от моря, которое его "покорило". С  1913 г.  плавал на торговых судах , посетил многие города и страны  Европы, Азии и Африки, видел многие моря.  Тяга к странствиям, зародившаяся во время юношеских охотничьих скитаний, не оставляла его потом всю жизнь. Где он только не побывал, устроившись на работу матросом на судах торгового флота, куда не забрасывала его судьба!

  В 1920 г. с парохода “Омск»  Иван Сергеевич в числе команды был списан на берег. Началась вынужденная эмиграция. В Англии он прожил около года, а в 1921 году перебрался в Германию. После почти двухлетнего пребывания за границей Соколов-Микитов возвращается в Россию. Скитания по портовым ночлежкам Гулля и Лондона дали ему материал для “Чижиковой лавры”.

После возвращения на Родину И.С.Соколов-Микитов участвует в арктических экспедициях на ледоколе 'Георгий Седов', возглавляемых О.Ю.Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа последовала экспедиция по спасению ледокола 'Малыгин'. В ней Иван Сергеевич участвовал как корреспондент 'Известий'. Арктические экспедиции дают ему материал для цикла очерков 'Белые берега' и очерковой повести 'Спасение корабля'. Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах 'Ленкорань' (1934), 'Пути кораблей' (1934), 'Летят лебеди' (1936), 'Северные рассказы' (1939), 'На пробужденной земле' (1941).

      В 20-30 гг. Соколов-Микитов живёт в Ленинграде, Кислове, Гатчине.

В годы войны 1941-1945 гг. живёт в Перми, работает спецкорром «Известий» по Уралу.

      В годы Великой Отечественной войны  Иван Сергеевич продолжал писать и изредка печатался в литературных сборниках и журналах.

Нерв военных рассказов И.С. Соколова-Микитова - думы о России, о русском характере. Здесь и боль, и гордость, но за всем этим - стремление к правде. В рассказе "Здесь и там" писатель размышляет о "русской натуре": "говорить бог знает что, но быть твердым на деле"; "ругать дело и проклинать, но в то же время вести его до конца неуступчиво, несмотря на беды и несчастья".

Чтец.  «Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остается любовь к людям, к родной стране, к ее природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».

Ведущий.Четверть века жизнь И.С.Соколова-Микитова была связана с Карачарово Конаковского района. В октябре 1951 г. писатель побывал у родственников, приобрел сруб и начал строить свой «карачаровский» домик.
С лета 1952 года Соколов-Микитов проводит в Карачарове большую часть года. Здесь Иван Сергеевич работал над книгами «Детство» (1953), «На теплой земле» (1954), «Звуки земли»(1962), «Карачаровские записи»(1968) и другие.  

В последние годы жизни Ивана Сергеевича постигло несчастье: он потерял зрение. Но его память хранила впечатления детства, давних путешествий, рисовала ему картины природы, и он писал о ней с непогрешимой точностью. Только теперь уж, конечно, писать он не мог — он надиктовывал свои рассказы на магнитофон, а Лидия Ивановна, его жена и помощница, перепечатывала потом текст на машинке.

         Умер И.С.Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Урна с его прахом захоронена на кладбище в Гатчине.
Ведущий.Иван Сергеевич не был специалистом — биологом или ботаником. Но он знал и чувствовал природу тонко и безошибочно. Это черта большого писательского таланта. Так знали и чувствовали природу Толстой и Тургенев, Аксаков, Чехов и Бунин. 

     Начало своего писательства  Соколов-Микитов связывал с годом смерти Л.Н.Толстого. Литературную деятельность он  начал в 1911г. "Соль земли" - первая сказка, опубликованная в журнале "Аргус".

Ведущий.  Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество .

Чтец. « В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши».

Ведущий.  Для прозы его характерны жанры реалистического рассказа и путевого очерка, отмеченные вниманием к природе, к человеку труда, отличающиеся простотой и выразительностью языка. Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям почти документальную убедительность и ту поэтическую достоверность, которые так привлекают читателя. 

Чтец. «Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства ее. Обширны, зелены леса, высоки горы, блистающие вечными ледниками… Многолюдны и многочисленны города. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну».

Ведущий. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире.

Чтец. «Так же волнуют меня весенние радостные зори, запахи земли, далёкое бормотание тетеревов. Я без ружья хожу в лес, слушаю знакомые звуки земли, печальное и радостное возникает во мне чувство. Всё, что совершается в природе, неотделимо от моей человеческой жизни. Молодые, счастливые слышатся в лесу голоса: это поют, пересвистываются вернувшиеся на свою родину птицы»

 Ведущий.      В карачаровский период Соколов-Микитов часто обращался к мемуарному жанру. Тогда были написаны «Автобиографические заметки», «Свидания с детством», «Давние встречи», которую автор писал до последнего дня, содержит портретные очерки писателей М.Горького, И.Бунина, А.Куприна, М.Пришвина, К.Федина, А.Грина, А.Твардовского, полярного исследователя П.Свирненко, художника и ученого Н.Пинегина и других.
 Чтец. «Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остается любовь к людям, к родной стране, к ее природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно»

Ведущий. Рассказы  И.С.Соколова-Микитова о природе позволяют нам

полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом.

       За  писателем  в нашей литературе прочно утвердилась слава певца русской природы, его имя по праву стоит в одном ряду с Пришвиным,

Паустовским, Бианки, однако в отличие от этих авторов на страницах его книг мы нередко можем встретить «заморские картинки».  
К.Г. Паустовский справедливо считал, что настоящий писатель только тот, кто прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. Этим редкостным литературным даром добавлять читателям зоркости, несомненно, был щедро наделен Соколов-Микитов. Нам памятны его советы: в лесу надо ходить тихо и осторожно, прислушиваясь к каждому звуку, и тогда перед вами откроется много лесных тайн.  

           В.Чернышов говорил: «Книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова зарождают любовь к окружающему нас миру, к родной стране. Они зовут к познанию природы, потому что то, что любишь, всегда хочется знать еще больше и еще лучше».

              По словам Константина Федина, Иван Сергеевич Соколов-Микитов относится к той плеяде русских писателей, которые не повторяются каждый век даже на богатой талантами Руси. В наши дни особенно актуален страстный призыв писателя к нам, его читателям: «Беречь природу - значит охранять ее».

   Синквейны, составленные учащимися:

  1.  Неделя экологии

Познавательная, интересная.

Учит, просвещает, награждает.

Она была очень увлекательная.

Хорошее мероприятие. (9 класс).

  1.  Неделя экологии

Интересная, увлекательная.

Помогает, познаёт ,учит.

Знакомит нас с писателем.

Соколов-Микитов. (8 класс).

  1.  Неделя экологии

Запоминающая, познавательная.

Знакомит, интересует, помогает.

Учит любить природу.

С любовью к живой природе. (8 класс).

 

          4. Неделя экологии

Интересная, познавательная.

Читали, думали, узнали много нового.

Было очень интересно.

Знания. (6 класс).

 

                                        День 7.

Экскурсия в парк «Передельский»

« Прекрасна ты, Земля, в любое время года»

                                «Зимою и летом, осенью и весною

            хорош русский лес»

                                                                                   И.С. Соколов-Микитов

                                                  Список литературы

1.Соколов-Микитов И.С.На тёплой земле.-Л.О. «Советский писатель»,1978.

2.Соколов-Микитов И.С. Русский лес- М.:Эксмо:ОЛИСС, 2011.

3.Русские писатели,XX век. Библиогр.слов.: В 2 ч. Ч.2. М-Я/Редкол.: Н.А.Грознова и др.; Под ред.Н.Н.Скатова.-М.: Просвещение,1998.

4.http://www.modernlib.ru

5.http:// ru.wikipedia.org

6. http://persones.ru

7. http://pomnipro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

Методическая разработка "Экология природы - экология души"

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы - экология души»  (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...

Методическая разработка " Экология в Европе"

Методическая разработка к урокам немецкого языка в средней школе...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....