Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Косарева Елена Валентиновна

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Урок является первым при изучении темы "Атмосфера", знакомит с составом, строеним и значением атмосферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА

«Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Ее состав, строение и значение»

ТИП УРОКА

Вводно-ознакомительный урок  развивающего обучения на   основе    межпредметных связей

ЦЕЛИ

1.Образовательные: изучение нового материала (атмосфера, свойства воздуха, состав атмосферы, её строение- представление о трёх основных слоях, особенностях тропосферы; о значении атмосферы).

2.Развивающие:  развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать.

3.Воспитательные: продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, формирование научного мировоззрения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • предметные – формирование знаний о географической оболочке атмосфера как об источнике существования жизни. Ввести понятие «атмосфера».
  • метапредметные – формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению температуры воздуха на разной высоте.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

  • Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
  • Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
  • Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корректив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
  • Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему.

МЕТОДЫ

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, атласы 6 класса,  ручка, дидактический раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3.  Изучение нового материала:

- Определение понятия «атмосфера»

     - Состав атмосферы

     - Строение атмосферы

     - Значение  атмосферы

     - Из истории изучения

     4. Закрепление

     5.Подведение итогов. Рефлексия

     6. Домашнее задание

ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой на работу.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Отгадайте загадку.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило.
Да при том не видно было,
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!         Что это такое за одеяло?

- Итак, мы приступаем к изучению третьей оболочки нашей планеты- атмосферы

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение природных особенностей нашей планеты. Вспомните, какие планеты, кроме Земли, входят в земную группу? Кроме Земли в состав земной группы еще входят Меркурий, Венера, Марс. Давайте вспомним их характеристики по таблице.

 Дети заносят таблицу в тетрадь, заполняют ее, дают оценку этому виду работы (ставят смайлик – положительный, отрицательный, нейтральный)

Планеты

Температура воздуха у поверхности

Наличие воды

Наличие жизни

1. Меркурий

+400

-

-

2. Венера

+500

-

-

3. Земля

Изменяется по географическим широтам

+

+

4. Марс

-70

-

-

Учитель: Итак, все 4 планеты входят в состав одной группы, но только на Земле есть жизнь. Чем это можно объяснить? Какие у вас будут предположения, что бы дать ответ на этот вопрос?

Ученики: Высказывают свои предположения (1,5 мин).

Учитель: Открываем тетради, записываем число и тему урока (1 мин).

  1. Изучение нового материала

Определение темы и целей урока

Тема урока: «Атмосфера»

Что именно мы должны будем узнать об атмосфере? Предложите свои варианты.

На уроке ответим на вопросы:   (ПЛАН НА ДОСКЕ)

  1. Что называют атмосферой?
  2. Из чего она состоит?
  3. Строение атмосферы.
  4. Значение атмосферы для Земли.  (Цели урока формулируют сами).

Определение понятия «атмосфера»

А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.  От греческого «атмос» - воздух, «сфера» - шар. (в тетрадь)

Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

Гидросфера (дать определение)

Состав атмосферы

Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) (На экране диаграмма -  состав атмосферы.  Анализируют). Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?

  • Кислород – Воздух невидим. Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно – 21%)
  • Углекислый газ

Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у  растений бы не было фотосинтеза. Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%.  Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе,  играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере.

  • Азот

Итак, кислорода в атмосфере 21%, углекислого газа 0,03%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на стр.105

 (Азот, его 78%)

Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода). Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.

  • Примеси воздуха

А что же еще входит в состав атмосферы? Остается почти 1% каких-то газов.

Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов. Образуется из кислорода при грозе.Какую он играет роль?

Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак.

А какие твердые частички есть в воздухе? Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков.

Строение атмосферы

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно с текстом стр. 106 и рисунком 67 и атласами стр. 13.

(Ребята работают в парах или микрогруппах, изучают самостоятельно строение атмосферы).

Строение атмосферы (вопросы)

Какие слои  выделяют в атмосфере? Перечислите.

До какой высоты простирается стратосфера? (До высоты 50 – 55км)

Воздух разрежен, что им нельзя дышать. В стратосфере с высоты 25 км температура начинает повышаться и на верхней границе достигает 0 градусов.

До какой высоты простирается мезосфера? (До высоты 50-80 км)

В мезосфере температура понижается с высотой до -90 градусов. Воздух разрежен, не поглощает солнечное тепло.

Как называют слой, лежащий над мезосферой до 800 км? ( Термосферой).       

В термосфере температура растёт и на высоте 600 км достигает +1500 градусов.

На какой высоте сосредоточена основная масса озонового слоя? (На высоте 20-25 км)

Где наблюдаются полярные сияния? ( В ионосфере)

В каком слое летают пассажирские самолёты? (В тропосфере и в нижних слоях стратосферы)

Как изменяется давление? (давление с высотой уменьшается)

Мощность тропосферы. Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами - на высоте 8- 9 км.

 Полярное сияние (слайд – шоу, фото). Учитель включает проектор на 2 мин.

Полярное сияние - необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Значение  атмосферы

-По учебнику стр.106 прочитайте о значении атмосферы на нашей планете и выпишите в тетрадь.

-Защита от вредного солнечного и космического излучения;

-условие для жизни растений и животных;

-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;

-условие для образования звуков, ветров, осадков;

-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)

-защита от падения метеоритов. (Проверка с помощью смайликов).

Учитель: Очень красива наша планета, если смотреть на нее из дальнего космоса, мягко светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Впервые ее такой увидел Юрий Гагарин в 1961 году во время своего первого полета в космос. Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса. Она бережёт планету от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры, которые несёт в космос смена дня и ночи. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом.

Лёгкая на вид атмосфера становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости» - метеориты.

  1. Из истории изучения

- Ребята, как же шло изучение атмосферы?

Вопрос об изучении оболочки волновал людей многие годы. К современным знаниям люди пришли не сразу, а в ходе длительных изучений атмосферы

    Первые  путешественники на воздушном шаре Французы Жозеф и Этьен Монгольфье сделали первый в мире воздушный шар из бумаги и ткани, а поднимал его нагретый жаровней воздух. Пробный полет состоялся в 1783 г. в Париже при стечении народа: шар воспарил на 2 км!

   Первый шар, наполненный водородом, запустил в том же году парижский профессор Жак Шарль, но прорезиненный шелк оболочки на высоте 1 км лопнул.

    В ноябре 1783 г. первый полет аэростата состоялся и в России.

   Аэростаты в 1870 г. доставляли почту и продовольствие в осажденный прусской армией Париж.

    В 1897 г. три смельчака полетели на Северный полюс, но этот шар пропал без следа.

    В марте 1999 г. Брайан Джонс и Бертран Пикар совершили первое кругосветное путешествие на воздушном шаре «Брейтлинг Орбитер 3», облетев землю за 19 дней.

С какими же трудностями столкнулись путешественники?

  1. Закрепление

Ответьте на вопросы:

(За каждый правильный ответ 1 балл, общее число баллов дети записывают на полях в тетради).

  1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)
  2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)
  3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения  и дыхания? (Кислород)
  4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)
  5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)
  6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)

Игровая форма закрепления материала (1 мин) «Что за числа?» (на доске написаны числа, учащиеся объясняют, что  они обозначают)

2000 км

78%

6 градусов

21%

1%

18км

             50 -55км

2000 км – толщина атмосферы.

78% - азот.

6 градусов – понижение температуры на каждый км.

21% - кислород.

1% - прочие газы.

18км – толщина тропосферы над экватором.

50 -55км-верхняя граница стратосферы.

  1. Рефлексия.

Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

 Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок?

 Какие оценки вы поставили бы себе сами?

  1. Домашнее задание

§ 35 (прочитать)

Выполнить задания 1 и 5  (стр.108)

Творческое задание по желанию. Найти в интернете информацию о характеристиках верхних слоях атмосферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....

Презентация" Воздушная оболочка Земли." Урок природоведения 5 класс

В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний...

Воздушная оболочка Земли

Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере....

План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Методическая разработка урока  по географии...

Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"

Разработка урока "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" с применением технологии формирующего оценивания...