Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Турнир юных знатоков природы»
методическая разработка по географии

Файзуллина Алия Айдаровна

«Турнир юных знатоков природы»

Экологическое образование и воспитание в школе нацелено на формирование высокой культуры поведения детей в окружающей среде, повышение уровня их сознательности, развитие у них экологического мышления, чувства бережного и ответственного отношения к природе, беспокойства за её состояние. В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды.

Цель внеклассного мероприятия: формирование основ экологического сознания и экологической культуры учащихся через активную познавательную деятельность.

Задачи внеклассного мероприятия:

Образовательные: расширить знания детей о природе, её многообразии, взаимосвязи всех компонентов природы; углубить знания учащихся об экологии, о влиянии человека на окружающую среду.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, сознательное бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимательность, познавательные и творческие способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани

Методическая разработка

внеклассного (воспитательного) мероприятия

на тему: «Турнир юных знатоков природы»

                                                                             Автор: учитель географии

Файзуллина Алия Айдаровна

Казань - 2023


«Турнир юных знатоков природы»

Экологическое образование и воспитание в школе нацелено на формирование высокой культуры поведения детей в окружающей среде, повышение уровня их сознательности, развитие у них экологического мышления, чувства бережного и ответственного отношения к природе, беспокойства за её состояние. В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды.

Цель внеклассного мероприятия: формирование основ экологического сознания и экологической культуры учащихся через активную познавательную деятельность.

Задачи внеклассного мероприятия:

Образовательные: расширить знания детей о природе, её многообразии, взаимосвязи всех компонентов природы; углубить знания учащихся об экологии, о влиянии человека на окружающую среду.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, сознательное бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимательность, познавательные и творческие способности учащихся.

Форма проведения внеклассного мероприятия: турнир, соревнование, игра.

Целевая аудитория: 5-6 классы

Оборудование: проектор, компьютер, бумага, ручка, раздаточный материал, видеоматериал, грамоты и призы.

Подготовка к мероприятию: сформировать команды, придумать название, девиз команд.

Ход мероприятия:

  1. Организационный этап

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, уважаемые ученики! Мы рады приветствовать вас на «Турнире юных знатоков природы». На сегодняшней игре мы узнаем какой из классов самый эрудированный в области экологии. Давайте проверим, все ли команды на месте.

Приветствие команд и членов жюри (в состав жюри могут входить учителя, родители, старшеклассники).

Просмотр видеофильма про природу.

Учитель: Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения.

Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином в то время, как он должен был становиться ему другом. Считаете ли вы себя другом природы? (Да) Давайте мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете своего друга.

Озвучиваются правила игры: «Турнир состоит из трех раундов.

Правила первого раунда. На экране вы видите таблицу и 4 категории. В каждой категории есть 4 вопроса, которые оцениваются разным количеством баллов. Легкие вопросы оцениваются 10 баллами, тяжелые – 40 баллами. Каждая команда выбирает любую категорию и называет количество баллов. Перед вами появится вопрос, на размышление над которым даётся 1 минута. После окончания времени команда даёт ответ. Если ответ правильный, команда получает соответствующие вопросу баллы. Если ответ неверный, команда баллы не получает, а остальным командам предоставляется возможность ответить на этот вопрос и заработать баллы. Мы выслушаем ответы оставшихся команд, после чего озвучим правильный ответ. После этого ход переходит к следующей команде, которая выбирает следующий вопрос. Выкрикивания ответов с места не засчитываются.

Во время игры запрещается пользоваться телефонами, умными часами и другими электронными устройствами. Пусть игра будет честной.

Болельщики, болеем за своих одноклассников!

Баллы, заработанные командами, будут фиксироваться и суммироваться нашим жюри.»

Учитель: Итак, Начинаем наш турнир!

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Вопросы 1 раунда:

Растение 10: Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)

Растение 20: Какое травянистое растение расцветает весной первым? (мать-и-мачеха)

Растение 30: Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

Растение 40: Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (замазать глиной)

Животные 10: Как называется весь животный мир? (фауна)

Животные 20: У каких животных детеныши появляются осенью? (у зайцев)

Животные 30: Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (они одинаковые)

Животные 40: Каких зверей называют «шатунами»? (Медведей, не спящих зимой по той или иной причине)

Птицы 10: Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод)

Птицы 20: Какая птица летает выше всех? (Орёл)

Птицы 30: Кто летает быстрее всех? (Стриж)

Птицы 40: Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)

Окружающая среда 10: Большую часть мусора , загрязняющего Землю составляет: А - пластмасса,  Б - стекло, В - металл. (пластмасса)

Окружающая среда 20: Когда отмечается Всемирный день окружающей среды? А - 5 июня, Б - 5 июля, В - 5 мая   (5 июня)

Окружающая среда 30: Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения: А – 10 лет, Б – 50 лет, В – 100 лет и более.(100 лет и более)

Окружающая среда 40: Свыше 70% всех загрязнений поступает в организм человека: А - из воздуха через лёгкие,  Б - через продукты питания, В - через кожу

(через продукты питания)

Озвучиваются результаты 1 раунда

Учитель: Теперь переходим ко второму туру. Этот тур содержит 4 задания, на выполнение которых даётся также 1 минута. Вам потребуются эти 4 листочка, по 1 листочку на задание. Все команды выполняют задания одновременно. Ваша задача отгадать животное, которое будет описано на слайде. После окончания времени мы собираем ваши ответы и переходим к следующему вопросу. За каждый правильный ответ вы получаете 10 баллов.

Вопросы 2 раунда

Вопрос 1. Рекорды силы принадлежат насекомым, т.к. они могут поднимать и переносить тяжести, в десятки раз превышающие массу их тела. Это насекомое может поднять вес в 50 раз превышающий массу его тела. (Муравей)

Вопрос 2.  Это самое крупное животное на планете. Его дина доходит до 33 метров, а масса — до 190 тонн. (Синий кит)

Вопрос 3.  Сверхэластичный позвоночник и длинные лапы позволяют ему разгоняться за 2 секунды до 75 км/ч, а за 3 — до 110 км/ч, что превосходит показатели разгона большинства спортивных автомобилей. Абсолютный рекорд скорости — 128 км в час. Это животное может пробежать стометровку за 3,5 секунды. (Гепард)

Вопрос 4.  Самое быстрое насекомое, который за одну секунду может пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела. (Таракан)

Озвучиваются результаты 2 раунда

Учитель: Начинаем последний раунд нашего турнира. Этот тур посвящен решению экологических задач. Будет 3 задачи, которые нужно будет решить, ответы записать на листочке и сдать членам жюри. За каждый правильный ответ вы получаете 10 баллов.

Вопросы 3 раунда

Вопрос 1. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? (Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется)

Вопрос 2. «Каждая птица – это, по сути дела, настоящий летающий зоопарк», - пишет английский ученый Шипли. Поясните мысль ученого. (На птицах паразитируют различные насекомые и животные: блохи, клещи, пухоеды, кожееды, паразитические черви и др.)

Вопрос 3. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений? (Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях)

Учитель:  Итак, на этом все туры пройдены, переходим к подсчёту баллов. Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами просмотрим небольшое видео о нашем родном крае.

Учитель: Предоставляем слово нашему жюри. (Объявление результатов и вручение памятных подарков)

Учитель: На этом наша игра подошла к концу. Всем понравился наш турнир? Что нового вы узнали? (Ответы учащихся)

Всем спасибо за игру. Успехов!

Список использованных источников

  1. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарин. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 256 с.
  2. Бирюкова, М.А. и др. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования / М.А. Бирюкова, О.В. Шишкина. - Йошкар-Ола, 2005. - 232 с.
  3. Борейко, Е.В. Природоохранная эстетика в школе / Е.В. Борейко. - К. : Киевский эколого-культурный центр, 2005. - 80 с.
  4. Глазачев, С.Н. и др. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев. - Народная асвета, 2005. - № 2. - 40 с.
  5. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Ю. Иванова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
  6. Ясвин, В.А. Отношение школьников к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000. - 456 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Растения 10 20 30 40 Животные 10 20 30 40 Птицы 10 20 30 40 Окружающая среда 10 20 30 40  1 раунд

Слайд 3

Какая самая высокая трава на земле? БАМБУК

Слайд 4

Какое травянистое растение расцветает весной первым? МАТЬ – И МАЧЕХА

Слайд 5

Какое дерево является лучшим пылесосом? ТОПОЛЬ

Слайд 6

Как можно помочь дереву, если на стволе рана? ЗАМАЗАТЬ ГЛИНОЙ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАЛИ БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ МИКРОБЫ

Слайд 7

ФАУНА Как называется весь животный мир?

Слайд 8

У каких животных детеныши появляются осенью? У ЗАЙЦЕВ

Слайд 9

Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? ОДИНАКОВЫЕ

Слайд 10

Каких зверей называют «шатунами»? МЕДВЕДЕЙ, НЕ СПЯЩИХ ЗИМОЙ ПО ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРИЧИНЕ

Слайд 11

Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? ЗИМОЙ ПТИЦАМ СТРАШЕН НЕ ХОЛОД, А ГОЛОД: НАЙТИ КОРМ ПОД СНЕГОМ ТРУДНО

Слайд 12

Какая птица летает выше всех? ОРЕЛ

Слайд 13

Кто летает быстрее всех? СТРИЖ

Слайд 14

Какая птица может летать хвостом вперед? КОЛИБРИ

Слайд 15

Большую часть мусора , загрязняющего Землю составляет: А - пластмасса, Б - стекло, В - металл. А - ПЛАСТМАССА

Слайд 16

Когда отмечается Всемирный день окружающей среды? А - 5 июня Б - 5 июля В - 5 мая А - 5 ИЮНЯ

Слайд 17

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения: А – 10 лет, Б – 50 лет, В – 100 лет и более. В – 100 лет и более.

Слайд 18

Свыше 70% всех загрязнений поступает в организм человека А - из воздуха через лёгкие Б - через продукты питания В - через кожу Б - через продукты питания

Слайд 19

2 раунд Рекорды силы принадлежат насекомым, т.к. они могут поднимать и переносить тяжести, в десятки раз превышающие массу их тела. Это насекомое может поднять вес в 50 раз превышающий массу его тела.

Слайд 20

МУРАВЕЙ

Слайд 21

Это самое крупное животное на планете. Его дина доходит до 33 метров, а масса — до 190 тонн.

Слайд 22

СИНИЙ КИТ

Слайд 23

Сверхэластичный позвоночник и длинные лапы позволяют ему разгоняться за 2 секунды до 75 км/ч, а за 3 — до 110 км/ч, что превосходит показатели разгона большинства спортивных автомобилей. Абсолютный рекорд скорости — 128 км в час. Это животное может пробежать стометровку за 3,5 секунды.

Слайд 24

ГЕПАРД

Слайд 25

Самое быстрое насекомое, который за одну секунду может пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела.

Слайд 26

ТАРАКАН

Слайд 27

3 раунд 1. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Слайд 28

Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

Слайд 29

2. «Каждая птица – это, по сути дела, настоящий летающий зоопарк», - пишет английский ученый Шипли . Поясните мысль ученого.

Слайд 30

На птицах паразитируют различные насекомые и животные: блохи, клещи, пухоеды, кожееды, паразитические черви и др.)

Слайд 31

3. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

Слайд 32

Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

Рабочий проект "Осторожно, ёлка!" воспитанников кружка "Юные знатоки природы"

проект предполагает совместную деятельность руководителя и воспитанников кружка «Юные знатоки природы» по расширению экологических знаний и озеленению территории ЦДТ....

Турнир юных знатоков информатики

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ...

Конспект занятия по экологии «Заседание «Юных знатоков природы Птицы нашего края»

Конспект занятия по экологии"Заседание юных знатоков  природы. Птицы нашего  края" для учащихся с нанрушением умственного  развития  5-7 классов....