Конспекты уроков географии для обучающихся коррекционной школы
план-конспект урока по географии

Евгения Александровна Белова

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Первое кругосветное путешествие" для обучающихся с ОВЗ. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - заочное путешествие вокруг света с капитаном Врунгелем. 

Конспект урока географии в 8 классе по теме "Реки и озера Южной Америки" для обучающихся с ОВЗ. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - урок- исследование.

Конспект урока географии в 9 классе по теме "Индонезия" для обучающихся с ОВЗ. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - игра "Слова и символы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Конспект урока географии в 6 классе по теме: «Первое кругосветное путешествие»

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – заочное путешествие вокруг света в капитаном Врунгелем

Учитель  Белова Евгения Александровна

  

Цель: Формировать представление о путешествии экспедиции Магеллана вокруг света, показать значение данного путешествия.

Задачи

Образовательные: 

1.Учить показывать путь Магеллана по карте полушарий.

2.Дать представление о трудностях, с которыми столкнулся Магеллан и его спутники в ходе путешествия.

3.Выявить значение первого кругосветного плавания.

Коррекционно – развивающие: 

1.Работать над расширением и активизацией словаря, построением грамотных предложений при ответах.

2.Формировать навыки работы с контурными картами.

3.Формировать умение определять направления по карте полушарий.

4.Развивать умение анализировать текст.

Воспитательные: Воспитывать смелость, мужество, целеустремлённость на примере Магеллана и его спутников.

Оборудование: 1.Физическая карта полушарий

                      2.Атласы

                      3.Табличка с темой урока

                      4.Морские фуражки для уч-ся

                             5.Модель «носовой части корабля» с буквами «Беда»

                     6.Головоломки с названиями кораблей.

                     7.Таблички с новыми словами.

                            8.Портрет Магеллана

                            9.Таблички с датами.

                          10.Схема на доске для заполнения, таблички для схемы

                          11.Распечатки статьи из энциклопедии Кирилла и Мефодия

                          12.Контурные карты.

                          13.Иллюстрации по теме

                          14.Головоломка «Таблица умножения»

                          15.Инструментарий для заданий капитана Врунгеля

                  16.Картина «Магеллан находит выход в Тихий океан»

Парты поставлены в форме корабля, у учащихся на голове морские фуражки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Индивидуальная работа

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся

Учитель: «История человечества знает немало людей, прославившихся великими подвигами. Одним из таких людей был мореплаватель Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное плавание (показ портрета).

Словарная работа: Фернан Магеллан

Сегодня на уроке я предлагаю вам заочно повторить путь Магеллана вокруг света и узнать о трудностях, которые пришлось пережить морякам в плавании.

Итак, тема нашего урока «Первое кругосветное путешествие» (показ темы на доске). Чтобы путешествие было более реальным, представьте, что вы – моряки, я – ваш капитан и все мы находимся на борту чудесной яхты с прекрасным названием «Победа» (открыть название корабля на импровизированном носу)».

Возгласы уч-ся, гостей: «В названии не хватает 2–х букв. Яхта называется «Беда», а не «Победа»!».

Учитель: «Вот действительно беда. Ведь от названия корабля зависит, как он будет плавать. Назовёшь корабль «Корыто», он и пойдёт на дно как корыто при первом же удобном случае, так говаривал когда-то знаменитый капитан Врунгель. Куда же девались буквы?»

Стук в дверь, появляется новый персонаж: «Здравия желаю! Позвольте представиться, капитан Врунгель Христофор Бонифатьевич. Хозяин яхты «Беда».

Учитель: «Позвольте, это яхта «Победа». Мы приобрели её на законных основаниях и собираемся совершить кругосветное плавание по маршруту Магеллана».

Врунгель: «Посмотрите на название яхты и сделайте вывод, кто из нас прав».

Учитель: «Теперь я понимаю, куда пропали буквы. Это вы их взяли. Верните их нам».

Врунгель: «А вы докажите, что ваш корабль достоин названия «Победа». Выполните все задания, не сбейтесь с курса и тогда я верну вам буквы. Но только уговор, я поплыву вместе с вами».

Учитель – детям: «Ну что, ребята, похоже, у нас нет выбора. Постараемся доказать капитану Врунгелю, что мы многое знаем и многое умеем».

3.Изучение нового материала

Врунгель: «Я хорошо знал Магеллана. Мы неоднократно беседовали с ним о морских походах».

Учитель: «Как такое может быть? Сейчас 21 век, а Магеллан жил довольно давно. У нас есть умные книги, учебники, энциклопедии, которые помогут определить точные даты».

Задание уч-ся: Ребята, самостоятельно найдите в энциклопедической статье следующие даты:

-дату рождения Магеллана

-дату смерти Магеллана.

Ответы уч-ся, учитель прикрепляет на доску соответствующие таблички с датами. По ходу урока на доске заполняется табличками с данными схема

Дата начала плавания

Количество моряков в начале плавания

Названия кораблей

Судьба кораблей

 

Дата окончания плавания

Вернулось моряков

Дата начала плавания

Количество моряков в начале плавания

Названия кораблей

Судьба кораблей

20 сентября

1519 года

     

        265

«Сантьяго»

«Сан-Антонио»

«Консепсион»

«Тринидад»

«Виктория»

Разбился о скалы

Сбежал в Испанию

Сожжён на Филиппинах

Оставлен на ремонт

Вернулся из плавания

Дата окончания плавания

Вернулось моряков

6 сентября

1522 года

   

         18

Врунгель (обиженно): «Может вы мне и о Магеллане расскажете. Что он был за человек?»

Учитель: «С удовольствием».

Уч-ся самостоятельно читают 2 абзац на стр. 112 – 113 учебника и находят биографические данные Магеллана.

Дополнение учителя: «Магеллан был португальцем, то есть жителем страны Португалия (показ по карте, прикрепить табличку с названием страны на карту). Он происходил из знатной, но не богатой семьи. В возрасте 25 лет он уже служил моряком на португальских кораблях, участвовал в морских сражениях, так как Португалия стремилась господствовать в морских просторах. Магеллан был неоднократно ранен. За заслуги он получил звание капитана, но из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем продвижении по службе и он подаёт в отставку. Магеллан переезжает в соседнюю страну Испанию (показ по карте, прикрепить табличку с названием страны на карту) и переходит на службу к испанскому королю Карлу Первому. Здесь Магеллан составляет проект первого кругосветного плавания и предлагает его Карлу Первому. Основная цель путешествия – доказать, что земля имеет форму шара. После долгих сомнений король Карл соглашается снарядить экспедицию».

Врунгель: «Да, Карл Первый дал Магеллану 2 корабля с названиями «Атлантика» и «Изабелла».

Учитель: «Король Карл дал Магеллану 5 кораблей, а были ли среди них названия «Атлантика» и «Изабелла» мы сейчас узнаем».

Задание уч-ся: расшифровать 5 головоломок с названиями кораблей

Проверка задания, вывешивание табличек в схему на доске, словарная работа:

«Тринидад», «Виктория», «Сантьяго», «Сан – Антонио», «Консепсион»

Учитель: «Тринидад» был главным кораблём. На нём находился Магеллан, назначенный Карлом Первым командующим экспедицией. Другими кораблями командовали знатные испанцы из богатых семей. А вы, капитан Врунгель, по-моему, оправдываете свою фамилию и иногда говорите неправду. Но мы с ребятами будем начеку. Итак, 20 сентября 1519 г. (табличку с датой в схему) 5 кораблей с общим экипажем в 265 человек (табличку в схему) вышли в море от берегов Испании и взяли курс на  юго-запад»

Вопросы учащимся: 1.По какому океану начался путь Магеллана. Покажите направление по настенной карте и по атласу.

2.К какому материку двигались корабли после пересечения экватора?

Учитель: «Продвигаясь к югу, Магеллан открыл всё атлантическое побережье Южной Америки. Чем дальше корабли шли на юг, тем неприветливее становились берега, исчезли леса, а потом и травы. Голые, неприступные скалы поднимались до самого горизонта, стаи птиц вились над ними, а у подножия лежали туши тюленей, засыпаемые снегом.  Холодный ветер вздымал штормовые волны, рвал паруса кораблей. Только одни человек знал, зачем они сюда пришли – Магеллан. Задача Магеллана – найти пролив в другой океан.

Вопрос: Вспомните, что такое пролив?

Плавание продвигалось медленно, так как корабли заходили в каждый залив, в каждую реку, в надежде, что это и есть пролив. И каждый раз корабли возвращались обратно в океан. Тогда Магеллан решить поступить по-другому. Он посылает самый лёгкий и быстроходный корабль «Сантьяго» в разведку обследовать все заливы, чтобы лишний раз не заходить в них. Ушёл «Сантьяго» и пропал. Через 2 недели 2 оборванных, измождённых человека показались на берегу. Это были матросы с «Сантьяго». Они сообщили, что корабль разбился о скалы (отметить в схеме судьбу корабля). После этого команда взбунтовалась.

Вопрос: Подумайте, почему? – требовали возвращения назад, в Испанию, богатые испанцы не хотели подчиняться бедному португальцу, каким был Магеллан.

Магеллан силой подавляет восстание, но прощает бунтовщиков, никого не казнит, так как ему нужны были люди в дальнейшем путешествии. Корабли снова идут на юг. Впереди – новый поворот на запад, новый залив. После его обследования стало ясно, что это пролив. Но вот беда: пролив оказался похож на лабиринт, имел много ходов. 38 дней блуждали корабли в проливе, ища выход. Чудом они не разбились о скалы, не сели на мель. Наконец 28 ноября 1520 г. перед кораблями открылась безбрежная морская гладь – новый океан».

Работа с картиной «Магеллан находит выход в Тихий океан»

Вопросы по картине

1.Что мы видим на переднем плане картины?

2.Кто находится на корабле?

3.Куда устремлён взгляд Магеллана?

4.Почему матрос с шлюпки машет рукой в сторону запада?

5.Что изображено на дальнем плане картины?

«Для Магеллана настал самый счастливый миг его жизни. Но тут же ждало его и серьёзное огорчение. Какое?»

Задание: Найдите самостоятельно ответ в тексте статьи. – Самый большой корабль «Сан-Антонио» сбежал в Испанию с основным запасом продовольствия (отметить в схеме на доске).

Пролив, открытый Магелланом, был назван его именем.

Словарная работа: Магелланов пролив. Показ по карте и в атласах.

Задание: Отметить на контурной карте путь Магеллана до пролива и по проливу.

Задание: Прочитайте по атласу, какие острова отделяет Магелланов пролив от Южной Америки?

Словарная работа: Огненная Земля. Показ по карте и в атласах.

Врунгель: «Плавали, знаем. На этих островах постоянно извергаются вулканы. Потому то Магеллан их так и назвал».

Учитель: «Так ли это? Ребята, найдите правильный ответ в статье энциклопедии». – огни от костров местных жителей светились в темноте и сопровождали корабли Магеллана.

Учитель: «Перед Магелланом встаёт необходимость принятия трудного решения: вернуться назад в Испанию или бороздить неизвестный океан».

Врунгель: «Я бы поплыл навстречу неизвестности на северо-восток».

Учитель: «Магеллан так и сделал. Он принимает решение переплыть океан.

Вопрос: Но в каком направлении он посылает корабли, разве на северо-восток? – уч-ся по карте определяют, что на северо-запад. Показ пути по карте и в атласах.

Магеллан рассчитывал, что плавание затратит несколько недель, а потребовалось 4 месяца. За это время корабли проделали путь в 20 000 км. Магеллан  и его спутники первыми пересекли этот океан, поэтому Магеллан дал название новому океану. Какое?

Вопрос: Почему Магеллан назвал океан Тихим?

Но, несмотря на отсутствие штормов, это плавание было мучительным испытанием. Почему же?

Индивидуальное задание: рассказ ученицы о переходе через Тихий океан

«Три месяца и 20 дней моряки были лишены свежей пищи. Они питались сухарями, но это уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями. Матросы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Ели воловьи кожи, покрывающие мачты, древесные опилки. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать. Началась цинга, умерли 19 человек. Корабли напоминали плавучие лазареты: больные, измученные голодом люди лежали на циновках (показ иллюстрации). Но даже в таких условиях  Магеллан ежедневно вёд наблюдения и составлял карту».

Словарная работа: цинга.

Учитель:

«Пока мы пересекаем Тихий океан, нужно следить за тонусом наших мышц и здоровьем. Для этого сделаем небольшую зарядку».

Физкульт. минутка.

Магеллан переплыл океан

Лаперуз переплыл океан

Дежнёв, Лаптев и Васко да Гама

Плыли долго и очень упрямо.

Они плыли, и плыли, и плыли,

Всё открыли и всё покорили.

И себя этим самым прославили,

Ну, а нам ничего не оставили!

Но под водою лежит Атлантида

Её ищут, похоже, для вида.

Да и в космосе нету порядка,

Там вообще за загадкой загадка.

Всё откроем в различные сроки,

А пока – пора на уроки.

Учитель: «Наконец, корабли достигли  неизвестных островов. К тому времени корабли были в пути уже 2 года. Плавание по трудностям приравнивалось к подвигу. Магеллан объявил, что берёт эти острова во владение от имени короля Испании и дал им название».

Задание: отгадать название островов в таблице умножения.

2, 10, 4, 12, 6, 6, 30, 18, 20.

*

2

4

6

1

Ф

Л

П

3

Р

И

Н

5

И

Ы

И

Словарная работа: Филиппины. Показ по карте и в атласах.

Задание: отметить путь кораблей по Тихому океану на контурной карте и подписать острова Филиппины.

Учитель: « На островах жили племена, которые враждовали друг с другом. Одно племя дружелюбно отнеслось к морякам, лечили их, снабжали едой и водой. Здесь участники экспедиции впервые за долгие месяцы наелись досыта (показ иллюстрации). Правитель племени попросил Магеллана помочь в войне с соседним племенем. Магеллан согласился участвовать в сражении (показ иллюстрации).

Вопрос: Что же случилось в этом бою? Найдите в статье ответ.

27 апреля 1521 г. Магеллан и ещё 8 человек были убиты в бою. Позже ещё около 30 матросов сложили свои головы на островах в местной войне. Осталось 115 человек, их  хватало  только на 2 корабля, поэтому было решено судно «Консепсион», сильно повреждённое в плавании, сжечь. (Вставить табличку с судьбой корабля в схему на доске). «Тринидад» и «Виктория» чудом вырвались с Филиппин и взяли курс на юго-запад.

Вопрос: В какой океан держали путь корабли? Показ по карте и в атласах.

По пути на одном из островов испанцы купили дешево много гвоздики и других пряностей. «Тринидад» был сильно повреждён и остался на ремонт (табличку в схему). «Виктория» одна пересекла Индийский океан. Плавание сопровождалось сильными штормами. Из-за неправильной заготовки продуктов людей вновь преследовали голод, жажда и болезни, многие умерли.

6 сентября 1522 г. почти через три года после отплытия, 18 измученных людей вернулись в порт (табличку в схему).  Привезённые 26 тонн гвоздики полностью окупили испанскому королю расходы на экспедицию.

Задание: отметить оставшийся путь экспедиции на контурной карте.

Так закончилось первое кругосветное плавание

Вопрос: Так стоило ли оно таких затрат, лишений, стольких смертей? Погибло много людей, в том числе и Магеллан, потеряны 4 корабля. Победа это была или поражение экспедиции?

Чтобы сделать правильные выводы, найдите в статье значение экспедиции.

Ответы учащихся:

-доказано, что Земля имеет форму шара;

-впервые европейцы пересекли самый большой океан;

-был открыт пролив между Атлантикой и Тихим океаном:

-было выяснено, что большую часть поверхности Земли занимает не суша, как думали современники Магеллана, а океаны.

Вывод: Через беды и лишения участники экспедиции всё-таки пришли к победе и доказали, что Земля – шар.

На месте гибели Магеллана поставлен памятник в виде двух больших кубов, увенчанных шаром: памятник человеку, соединившему две разорванные половинки Земли и доказавшему её шарообразность.

Учитель – Врунгелю: «Ну как, заслужили мы именовать свою яхту «Победа»?

Врунгель: «Почти да. Выполните ещё несколько моих заданий».

4.Первичное закрепление материала

Задания капитана Врунгеля

1.Что обозначают эти цифры применительно к плаванию Магеллана: 256, 1519, 18, 5, 1522?

2.Распределить таблички в правильном порядке

1 команда – названия кораблей в порядке их удаления из экспедиции

2 команда – названия географических объектов, встречавшихся на пути экспедиции

3.Показать по карте путь экспедиции

4.Какие черты характера помогли Магеллану и его спутникам выдержать трудности пути?

Врунгель: «Я с чистым сердцем возвращаю вам буквы».

Учитель прикрепляет буквы «ПО» к названию «яхты».

5.Итог урока: «Какое плавание мы сегодня заочно совершили? Какой герой помогал нам в этом путешествии?»

6.Д\з – стр. 112 – 114, вопросы 1-7.

Выставление оценок.

Конец урока

Рапорт дежурного

Проговаривание новых названий учащимися с нарушениями звукопроизношения

Слушают учителя и «капитана Врунгеля»

Читают статью из энциклопедии, находят даты

Читают текст учебника, рассказывают страницы биографии Магеллана

Работа над построением полных предложений

Слушают учителя

Расшифровывают головоломки с названиями кораблей

Проговаривание новых названий учащимися с нарушениями звукопроизношения

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Показывают путь Магеллана по карте

Слушают учителя

Дают определение

Рассуждают

Рассматривают картину

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно работают с текстом статьи

Проговаривают название

Показывают пролив по карте

Отмечают путь Магеллана на контурной карте.

Помощь в работе с картой учащимся 3 группы по классификации В.В. Воронковой

Находят ответ в тексте статьи

Работают по карте

Слушают сообщение ученицы, рассматривают иллюстрацию

Проговаривание нового слова

Читают хором текст стихотворения и повторяют упражнения за учителем

Отгадывают название островов в таблице умножения

Проговаривают новое название, показывают острова по карте

Повторный показ – учащиеся 3 группы

Отмечают путь Магеллана на контурной карте.

Помощь в работе с картой учащимся 3 группы

Анализируют текст, отвечают на вопрос

Работают с картой

Слушают учителя

Работают с контурной картой

Анализируют текст статьи, находят ответы

Делают выводы

Выполняют задания

Работают по карте

Литература

1.Дерэм Сильвия «Географические открытия», Москва, «Махаон», 2006 г.

2.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Начальный курс физической географии», учебник для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, Москва, «Просвещение», 2006 г.

3.Маркин В.А. «Великие путешествия», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, издательство «АСТ», 1999 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО«Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Конспект урока географии

в 9 классе по теме: 

«Индонезия»

(Тип урока – изучение нового материала)

(Форма урока – урок – игра «Слова и символы»)

Учитель  Белова Евгения Александровна

Цель: Формировать общее представление об Индонезии.

Задачи

Образовательные:

1.Определить географическое положение Индонезии.

2.Обеспечить освоение:

-фактического материала об особенностях поверхности и климата Индонезии, об основных представителях растительного и животного мира страны;

-кратких сведений о населении Индонезии.

2.Закреплять навыки аналитической работы с политической и физической картами, формировать умение показывать Индонезию и её острова по политической карте мира.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать процессы логического мышления путём установления элементарных причинно – следственных связей между элементами живой и неживой природы, особенностями населения Индонезии.

2.Корригировать функции анализа  и синтеза в ходе отгадывания шифровок, головоломок, опорных конспектов с использованием символов в процессе работы с названиями растений и географических объектов.

3.Расширять и активизировать словарь через усвоение новых географических названий и терминов.

4.Совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в процессе беседы.

5.Корригировать слуховое и зрительное восприятие в ходе просмотра видеофрагментов и мультимедийной презентации.  

6.Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание названий растений и животных, при выполнении заданий по опорным схемам, показе границ и островов Индонезии по карте.

7.Тренировать произвольное внимание в ходе выполнения задания «Корректурная проба» при изучении  животных Индонезии.

Воспитательные:

1.Развивать познавательный  интерес к географии.

2.Воспитывать позитивное отношение к природе и населению других стран на примере Индонезии.

Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация, план изучения государства, видеофрагменты «Раффлезия», «Боробудур», «Животные Индонезии», задание «Корректурная проба», политическая и физическая карты Юго-Восточной Азии на стр. 186 – 187 учебника, карточка с домашним заданием, аудиозапись народной музыки индонезийцев.

Ход урока.

1.Орг. момент. Рапорт дежурного

2. Актуализация знаний уч-ся

Фронтальная беседа

1.Какой предмет мы изучаем? – географию.

2.Какой курс географии мы изучаем в этом году? – государства Евразии.

3.На какие 2 группы делят страны Евразии? – на страны Европы и Азии.

4.Страны какой части света мы изучаем в этой четверти? – страны Азии.

Учитель: Для того, чтобы узнать название страны Азии, с которой мы будем знакомиться сегодня на уроке,  предлагаю решить головоломку. Перед вами на слайде - 3 географических названия. Над названиями – ключ к выполнению. В числительном дроби указано количество букв, которые нужно взять из слова, в знаменателе – стрелка, которая показывает, откуда нужно взять буквы: из начала слова или из конца. Полученные буквы сложите  в слово.

    2                       4                  3

____                   ___               ___

                +                    +                 =    Индонезия

Индия              Донецк         Евразия    

Сформулируйте тему урока – Индонезия

Показ темы на доске и на слайде.

3.Изучение нового материала

Словарная работа – Индонезия.

Учитель показывает Индонезию по карте.

Учитель: Индонезия относится к Юго-Восточной Азии. Название «Индонезия» происходит от латинского слова «Indus» («Индия») и греческого «nesos» («острова») – индийские острова.

Изучать Индонезию мы будем по плану.

Задание: Прочитать план изучения государства на слайде.

  1. Географическое положение
  2. Поверхность и полезные ископаемые
  3. Климат
  4. Растительный мир
  5. Животный мир
  6. Население

Чтобы изучать Индонезию нам было интереснее, я предлагаю вам игру в слова и знаки.  

1 пункт плана «Географическое положение Индонезии»

Работа с настенной политической картой мира, картами учебника на стр. 186-187.

В определении ГП Индонезии нам помогут слова.

На слайде – слова, касающиеся ГП Индонезии.

С - - - - - а                       Суматра

К - - - - - - - - н                Калимантан

Я – а                                Ява

Н - - - я Г - - - - я            Новая Гвинея

М - - - - - - я                    Малайзия

э - - - - - р                        экватор

Д - - - - - - а                     Джакарта

Задания

1.Пользуясь картами в учебнике, отгадайте слова полностью.

Словарная работа: Ява, Суматра, Калимантан, Новая Гвинея, Малайзия, Джакарта.

2.Что такое Суматра, Ява, Калимантан, Новая Гвинея? – острова Индонезии

Показать по настенной карте.

Учитель: Индонезия = крупнейшее в мире островное государство. Общее количество островов  17 508, реально заселены 6 000 островов. Названные вами острова – самые крупные.

3.Что такое Малайзия? – пограничное гос-во. Кроме Малайзии Индонезия граничит с Папуа Новой Гвинеей на острове Новая Гвинея. С другими странами Индонезия имеет морские границы. Учитель показывает границы по карте.

4.Определите, какими морями и океанами омывается Индонезия. С каких сторон  горизонта? Показ по карте

5.Какое отношение к географическому положению Индонезии имеет экватор? – пересекает страну.

6.Сделайте вывод о благоприятности географического положения страны.

7.Что такое Джакарта? – столица Индонезии. Показ по карте

8.На каком острове расположена Джакарта?

 

2 пункт плана  «Поверхность и полезные ископаемые»

Работа с картой Индонезии в учебнике на стр. 186.

В изучении поверхности и полезных ископаемых Индонезии нам помогут символы.

Задания

1.Рассмотрите физическую карту Индонезии в учебнике и на слайде.

2.Озвучьте символы и знаки на опорном конспекте о поверхности Индонезии. По мере ответов уч-ся напротив символов на слайде появляются текстовые пояснения.

                             

                                         Поверхность горная и равнинная, преобладают горы

 

                 - 400 вулканов

 

                       - из них 100 вулканов действующих

Дополнение учителя при ответе уч-ся с опорой на слайды.

В Индонезии происходят сильнейшие извержения вулканов на планете. Так извержение вулкана Кракатау в 1883 году почти полностью уничтожило один из островов страны и погубило более 36 000 людей. В стране постоянно сохраняется риск сильных извержений.

Однако, извержения вулканов приносят свою пользу -  вулканический пепел делает почву плодородной. В Индонезии есть вулкан с синей магмой (см. слайд). В синий цвет лава окрашивается благодаря серной кислоте. Сера застывает, и местные жители добывают в шахте около этого вулкана лаву необычного фиолетового цвета.

Во многих потухших кратерах вулканов Индонезии расположены озера. К чудесам природы относятся три удивительных кратерных озера, имеющих разный цвет воды (см. слайд). Цвет воды время от времени меняется от красного до коричневого, а также от бирюзового до зеленого. Ученые исследовали это чудо природы и выяснили, что цвет водоемов зависит от минералов, которые залегают на дне каждого из озер и, растворяясь, окрашивают воду.

В Индонезии происходит около трех небольших землетрясений в день.

3.Озвучьте следующие символы.

                                                                       

Нефть    газ    уголь   олово  медь  никель  алмазы  

4.Обобщите символы (полезные ископаемые).

5.Сделайте вывод: Индонезия богата или бедна полезными ископаемыми?

3 пункт плана  «Климат Индонезии»

В изучении климата Индонезии нам опять помогут символы

Задание: На слайде – опорный конспект, иллюстрирующий климат Индонезии. Попробуйте его озвучить.

 цунами.jpg

                                   t = +30      + 40              

Климат                                                                              

                                   t = +30                                  

Расшифровка опорного конспекта

В Индонезии сформировался экваториальный тип климата. Основное время года лето.  Зимние и летние температуры составляют в среднем + 30 градусов.  Летние температуры достигают + 40 градусов. Климат влажный. Часто идут дожди с грозами. Осадки приносят восточные ветры с Тихого океана. Бывают цунами.

Физминутка.

Гимнастика для глаз с прослушиванием народной музыки индонезийцев.

4 пункт плана  «Растительность Индонезии»

В изучении растительности Индонезии нам  помогут слова

Задание: Перед вами на слайде –  квадрат, в котором спрятались названия растений Индонезии. Ключ к их расшифровке содержит по 3 символа: 1 буква и 2 цифры. Буква и первая цифра обозначают клетку, в которой находится первая буква слова. Вторая цифра обозначает количество букв в слове.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

К

Н

К

Ф

С

Р

Н

У

Т

Ш

2

А

Р

А

Э

Д

О

Ш

Ь

И

О

3

Р

А

М

Б

У

Т

А

Н

К

К

4

А

Ф

Е

Е

Р

А

Л

Т

О

О

5

М

Ф

Н

Н

И

Н

А

Г

В

Л

6

Б

Л

Н

О

А

Г

И

С

О

А

7

О

Е

О

В

Н

Т

К

Н

Е

Д

8

Л

З

Е

О

Г

Р

А

П

К

Н

9

А

И

С

Е

Т

О

Н

Б

Г

О

10

Л

Я

К

О

Ф

Е

Й

Н

О

Е

Ключ

По – вертикали:                                                     По – горизонтали:

А – 1 – 9 – карамбола                                           А – 3 – 8 - рамбутан

В – 1 – 8 – каменное                                             В – 10 – 8 - кофейное

Е – 1 – 6 – ротанг

И – 1 – 7 – тиковое

К – 1 – 10 – шоколадное

Б – 2 – 9 – раффлезия

Г – 2 – 8 – эбеновое

Д – 2 – 6 – дуриан

Словарная работа с новыми словами с опорой на слайд

Вопросы:

1.Что дают людям тиковое, эбеновое, каменное деревья? – ценную древесину

Показ слайдов

2.Что даёт шоколадное дерево? – какао – бобы. См. слайд

3.Что даёт кофейное дерево? – зёрна кофе. См. слайд

В Индонезии есть растения – рекордсмены.

4.Определите по фото на слайде рекорд изображённых растений.

- ротанг – самая длинная в мире лиана

- раффлезия – самый большой в мире цветок

Просмотр видеофрагмента о раффлезии (1 мин. 38 сек.)

Вопросы по фрагменту

1.Каковы размеры раффлезии? – 10 кг, диаметр 100 см

2.Каково второе название раффлезии? – трупная лилия

3.Почему её так называют? – пахнет тухлым мясом

4.Зачем раффлезии такой запах? – привлекает мух для опыления.

Задание: Рассмотрите слайд с изображением дуриана, рамбутана и карамболы. Обобщите эти растения в одну группу (фрукты).

Рассказ учителя:

Дуриан растёт на высоких деревьях. Под колючей кожурой зелёного цвета находятся мягкие дольки. По вкусу они напоминают орехи с кремом. Но пахнет фрукт гнилым луком. Поэтому дуриан запрещено в Индонезии вносить в общественные места. Едят его только на открытом воздухе, часто зажав нос руками. Несмотря на это, дуриан – самый любимый фрукт индонезийцев. Они называют его «королём фруктов».

        Рамбутан похож на крупную сливу. Сверху плод покрыт жёсткими волосками. Отсюда и произошло название фрукта.  На языке местных жителей «рамбут» означает волосы.

        Карамбола- это крупная ягода. Имеет 5 ребер. В поперечном разрезе эти рёбра придают карамболе вид пятиконечной звезды. Фрукт очень вкусный и полезный.  

5 пункт плана  «Животный мир Индонезии»

В изучении животных Индонезии нам  опять помогут слова.

Задание: Просмотрите видеофрагмент о животных Индонезии. Постарайтесь запомнить как можно больше животных.

Задание после просмотра фрагмента (1 мин. 23 сек.)

Пары учащихся получают корректурные пробы, в которых спрятались названия животных. Нужно найти эти названия.

Корректурная проба для 1 пары

НОАРПТЛАТОБЕЗЬЯНАНОСАЧПРВЬЕДВТИГРЛАТПРЩСЛОНДАЬС

КОБРАОВТП

Корректурная проба для 2 пары

ДПЬРЛКПИТОНДАОВТПОРАНГУТАНГДПОЫИКЛНЖУКНОСОРОГЛДВТПДТУКАНПДРО

Корректурная проба для 3 пары

ЖАТЕЛВБОГОМОЛЛАДПОВВАРАНАДПДРБКИТОВАЯАКУЛАЛКТАОДКРОКОДИЛПОВРКТ

Проверка задания: 1 ученик из пары читает названия животных, которые найдены в корректурной пробе. 2 ученик находит и показывает этих животных по фото на слайде.

Дополнения учителя: Многие животные Индонезии являются настоящими гигантами для своего вида. Жук –богомол достигает длины 1 метра, жук-носорог – до 10 см, питоны – до 10 м, королевская кобра – до 5 м. В Индонезии обитают самые большие животные: из млекопитающих – слон, из ящериц – комодский варан (до 3 м длины), из рыб - китовая акула, из ядовитых змей –королевская кобра.

Сделайте вывод: Животный мир Индонезии богат или беден? – очень богат.

Индонезия занимает 2 место в мире после Бразилии по богатству растительного и животного мира.

Тем не менее, он нуждается в охране, как и растительный мир. Для этого в Индонезии созданы заповедники и национальные парки.

6 пункт плана  «Население Индонезии»

Рассказ учителя с опорой на слайды

Население Индонезии 234 млн. чел. Это одна из самых плотно заселённых стран. Страна многонациональная, население разговаривает на 580 языках. 87 % населения – мусульмане. Население в сёлах живёт бедно, в хижинах из бамбука. Пол устилают циновками, на которых и спят. Иногда хижины строят на столбах для защиты от диких животных.

Индонезийцы употребляют очень острую пищу. Поэтому к столу всегда подается холодная вода для запивания «огненной» еды. Привычка к очень острой пище выработалась у местного населения под влиянием природной среды. Дело в том, что в условиях влажного жаркого климата организм человека постоянно находится в каком-то распаренном, вялом состоянии. Внутренние органы пищеварения в этих условиях не в состоянии выполнять свои обычные функции. И вот, чтобы заставить их работать на полную мощность, у многих жителей выработалась потребность в острых приправах. Все блюда, особенно мясные, так щедро сдабриваются перцем, что белое куриное мясо становится сверху совершенно красным, обжигая рот и пищевод. Поэтому и приходится часто глотать холодную воду.
Питаются индонезийцы в основном рисом. Хлеба они не едят. Вместо хлеба к столу иногда подается небольшие маслянистые лепешки. Они изготовляются из креветок, рыбы, рачков и моллюсков.

Задание: С помощью слов определите два основных занятия индонезийцев.

Мускатный орех

Масличная пальма               земледелие

Сахарный тростник

Рис

Дайвинг

Серфинг            туризм

Отель

Пляж

Учитель: Индонезия – очень красивая страна, которая привлекает множество туристов. В основном, это курорты островов, возможность отдохнуть на прекрасных пляжах тёплых океанов. Кроме того, в Индонезии есть много достопримечательностей. Самая посещаемая туристами достопримечательность многими учёными относится к настоящему чуду света. Отгадайте её название в шифровке.

Ключ

Б

П

Р

Л

И

О

Д

Т

В

К

А

У

Предлагается соотнести форму и способ заливки фигуры и на их пересечении найти букву, из этих букв составить слово.

Шифровка

Б

О

Р

О

Б

У

Д

У

Р

Словарная работа: Боробудур

Просмотр видеофрагмента (2 мин. 25 сек.)

По ходу просмотра учитель рассказывает

«Боробудур – это древний буддийский храм. Находится недалеко от Джакарты. Построен в 9 веке. Затем во время извержения вулкана Боробудур был полностью засыпан пеплом. Его нашли археологи только в 19 веке. А в 20 веке его отреставрировали. Храм имеет 9 уровней. Форма храма - ступа. На вершине храма находится статуя Будды. А в 9 ярусах установлено огромное количество скульптур, рассказывающих о его жизни. Верхние ярусы состоят из ступ. Храм великолепен и по праву считается одним из чудес света».

Вопросы по фрагменту

1.Что такое Боробудур?

2.Когда он был построен?

3.Почему храм был найден археологами только в 19 веке?

4.Каково устройство храма?

На этом мы завершаем наше знакомство с удивительной страной Индонезией.

4.Первичное закрепление материала

Объясните значение новых слов

Кто такой? Что такое?

Суматра                Джакарта           Раффлезия

Ротанг                   Дуриан               Боробудур

Орангутанг            Ява                    Рамбутан

Тиковое                 Носач

Выставление оценок за урок

5.Домашнее задание  - стр. 191 – 193, вопросы 1-2

Индивидуальные задания – найти в интернете объяснения слов, касающихся Индонезии: ваянг,   аноа,  гамелан.

6.Итог урока: «Какое государство Юго-Восточной Азии мы изучали?»

Использованная литература

1.Багрова Л.А. Страны и народы, детская энциклопедия «Я познаю мир»/Л.А. Багрова – М.:АСТ, 1998. – 592 с.

2.Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И.В. Загадочные растения, детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Б.Н.Головкин, М.Т. Мазуренко, И.В.Черныш – М.:Астрель, 2002. – 398 с.

3.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. Государства Евразии: 9 класс: Учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -  М.: Просвещение, 2021. – 208 с.: ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций

В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...

Методические рекомендации по формированию навыков свяной речи на уроках географии у учащихся коррекционной школы 8 вида

1.Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии в школе 8 вида.2.Виды работ по развитию связной речи....

конспект урока географии 7 класс коррекционная школа 8 вида

конспект предназначен для проведения урока географии в 7 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме: Животный мир лесов...