Урок на тему "Сельское хозяйство" 10 класс
методическая разработка по географии (10 класс)

Воронкова Галина Яковлевна

Методическая разработка урока-лекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lektsiya.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Сельское хозяйство мира»

Задача: роль сельского хозяйства в общественной деятельности человечества

Цели:

А) рассмотреть структуру и географию мирового сельского хозяйства,

Б) выявить проблемы и перспективы развития мирового агропромышленного комплекса.

Урок-лекция

Оборудование: учебник, проектор, карты сельского хозяйства

План:

Сельскохозяйственные ландшафты как часть антропогенных геосистем.

География сельского хозяйства.

Индустриальная перестройка сельского хозяйства.

Мировое рыболовство.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

Ход урока:

Сельскохозяйственные ландшафты как часть антропогенных геосистем.

Сельскохозяйственные ландшафты по ряду причин занимают особое место среди антропогенных геосистем. Их особенности:

являются наиболее древними,

дают человечеству свыше 90% продуктов питания,

занимают наибольшую площадь среди всех антропогенных геосистем (за последние 80 лет распаханность суши увеличилась вдвое).

Для успешного ведения сельскохозяйственного производства необходимо иметь комплекс благоприятных природных факторов: равнинный рельеф, плодородные и поддающиеся окультуриванию почвы, достаточное количество осадков или же возможности орошения, большое количество тепла и другие. Оптимальное сочетание всех этих факторов встречается далеко не везде. Поэтому сельскохозяйственные угодья составляют только около 34 % площади суши.

Для решения продовольственной проблемы и ее смягчения либо расширяют площадь обрабатываемых земель, либо повышают их биологическую продуктивность. Конечный результат имеет как позитивный, так и негативный характер.

В ряде районов мира в результате интенсивной сельскохозяйственной деятельности сформировались особые виды агроландшафтов:

оазисы – территории в аридных зонах, где благодаря естественному или искусственному орошению возможно интенсивное земледелие (самые древние находятся в Египте),

польдеры (находятся обычно ниже уровня моря) – осушенные и защищенные от затопления дамбами прибрежные болотные низменности. Расположены в Нидерландах, Германии, Дании, США, Японии,

террасированные склоны занимают большие площади в Индии, Китае, Японии, Южной Америки (бывшая империя инков), в Грузии, Армении, Молдавии,

грядовые сельскохозяйственные ландшафты занимают затопляемые участки саванн на северо-востоке Боливии, у устья Амазонки, льяносах Ориноко,

бокаж –поля и луга окружены полосами живых изгородей из сохранившихся естественных лесов и кустарников (Франция, Бельгия, Дания, Великобритания),

лесополье (леса и поля) – чередование небольших полей на месте бывших лесов. В лесопольях пашни не подвержены засухам, так как окружающие леса накапливают снег, и талая вода увлажняет соседние поля,

полонины – высокотравные луга интенсивного выпаса скота (Карпаты и Балканский полуостров),

яйла – формирование скудной лугово-степной растительности на месте лесов в результате длительного выпаса овец (Крымские горы),

антропогенные саванны – участки, образовавшиеся в результате сельскохозяйственной деятельности людей и выжигания лесов для расширения пастбищ и пашен, которые после пользования заросли злаками с плотным дерновым покровом (Африка, Южная и Центральная Америка, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия).

География сельского хозяйства.

Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Повсеместность сельского хозяйства сочетается с большим его разнообразием. Однако все виды и типы можно объединить в две большие группы:

товарное сельское хозяйство,

потребительское сельское хозяйство.

В наши дни на долю сельскохозяйственных земель по разным оценкам приходится от 32 до 37 % земельного фонда (обрабатываемые земли, луга и пастбища). Но необходимо помнить, что значительная часть земель деградирована. В различных уголках земного шара на деградированные земли приходится:

Европа – 23 %, Северная Америка – 66 %, в том числе в США – 44 %, Африка - 49 %,

Центральная Америка – 55 %, Океания – 8 %, Азия – 27 %, Южная Америка –26 %.

Тем не менее, агропромышленный комплекс в экономически развитых странах приобрел форму агробизнеса, что придает отрасли индустриальный характер.

Потребительский сектор преобладает в развивающихся странах и представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств.

География сельского хозяйства сложна и зависит от ряда факторов.

Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции показаны в таблицах.

Главные страны-экспортеры

продуктов животноводства и живого скота

Продукты животноводства и живой скот

Главные страны - экспортеры

Крупный рогатый скот

Бразилия, Аргентина, Мексика, Эфиопия

Свиньи

Китай, Нидерланды, Канада

Овцы и козы

Австралия, Турция, Сомали, Эфиопия

Говядина и телятина

Австралия, Германия, Франция, Новая Зеландия, Ирландия, Нидерланды, США, Венгрия

Свинина

Нидерланды, Бельгия, Дания, Канада, Венгрия

Баранина и ягнятина

Новая Зеландия, Австралия, Великобритания

Мясо птицы

Франция, США, Нидерланды, Бразилия

Шерсть

Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР

Главные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Сельскохозяйственная продукция

Главные страны-экспортеры

Пшеница и кукуруза

США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина

Рис

Таиланд, США

Сахарный тростник

Бразилия, Куба, Австралия, о. Маврикия

Чай

Индия

Кофе

Бразилия

Какао

Кот-д Ивуар

Хлопок

США, Узбекистан, Китай, Пакистан, Индия, страны Африки, Парагвай, Австралия

Каучук

Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины

Табак

США, Китай, Индия, Бразилия

Индустриальная перестройка сельского хозяйства.

Процесс индустриальной перестройки сельского хозяйства получил название «зеленой революции» первоначально охватил США, Канаду, Великобританию (до второй мировой войны), в странах Западной Европы и Японии в 50-60-х годах, в 60-70-е годы – в развивающиеся страны.

«Зелёная революция» – это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники, представляющее собой одну из форм проявления научно-технической революции.

В развивающихся странах «зеленая революция» имеет три отличительные особенности:

выведение новых сортов сельскохозяйственных культур:

Сельскохозяйственная культура

Научно-исследовательский центр по ее выведению и выращиванию

Мексика

Кукуруза и пшеница

Филиппины

Рис

Колумбия

Тропические продовольственные культуры

Перу

Картофель

Индия

Продовольственные культуры засушливых стран

Пакистан

Пшеница

ирригация (улучшение системы водообеспечения),

применение современной техники, удобрений, средств защиты растений.

Положительные последствия «зеленой революции»:

увеличение производства продовольствия, ослабив угрозу голода,

выросло душевое потребление зерновых культур,

сократился или вовсе прекратился импорт зерна в Индии, Пакистане, Таиланде, Индонезии, Китае.

Проблемы:

носит «очаговый» характер,

«зеленая революция» в большей степени коснулась зажиточных крестьян,

нежелательные экологические последствия, связанные и применением ядохимикатов и минеральными удобрениями.

Мировое рыболовство.

Рыболовство также относится к древнейшим промыслам человечества. Примерно 9/10 мировой добычи рыбы приходится на моря и океаны и только 1/10 – на пресные воды. Несмотря на то, что рыболовство распространено повсеместно, на сегодняшний день 50 % улова приходится только на Японию, Китай, Россию, США, Чили и Перу.

От 75 до 80 % всего улова предназначено для потребления в пищу людей. Остальной улов перерабатывается в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир и идет на корм скоту, либо используется в фармацевтической промышленности. Среднемировой уровень душевого потребления рыбы составляет 17-18 килограмм. Но между различными странами имеются существенные различия. Так, в Японии этот показатель составляет 60-70 кг в год, в США и России – до 20 кг, тогда как в Непале он равен 200 гр на душу населения.

Что касается структуры мирового улова, то 88 % его составляет рыба (в том числе 10 % - пресноводная), 7% - моллюски, 4 % - ракообразные и до 1% приходится на прочие виды. За последние десятилетия в структуре улова рыбы отмечены существенные изменения, которые сопровождаются значительными сдвигами в географии мирового морского рыболовства. Эти сдвиги В.П. Максаковский предложил рассмотреть на нескольких уровнях:

меняется соотношение между шельфовыми (90 % мирового улова) и глубоководными (10 %) районами Мирового океана, роль последнего увеличивается,

соотношение между тремя зонами Мирового океана – северной (с 85 % уменьшилось до 52%) , тропической (с 13 % увеличилось до 30 %) и южной (с 2% увеличилось до 18%). Таким образом, отмечается смещение районов рыболовства с севера на юг,

изменилось распределение мировых уловов между океанами: Атлантический (уменьшился мировой улов), Тихий океан (возрос), Индийский (отмечены относительно стабильные показатели),

изменилось соотношение между главными рыболовными районами указанных океанов.

Биологически продуктивные акватории Мирового океана

Океан

Основные районы

Тенденции

Атлантический океан

1.Северо-Восточный (берега Европы)

2.Северо-Западный (США, Канада)

В 50-х годах давал почти 50 % мирового улова, сейчас добыча резко упала из-за чрезмерного улова и конкуренции нефтяной промышленности.

Улов снижен, но менее ощутим, чем в Северо –Восточном районе.

Тихий океан

1.Северо-Западный у берегов Азии: Россия, Япония, Китай, Республика Корея

2.Северо-Восточный у берегов Северной Америки

3.Юго-Восточный район у берегов Перу и Чили

В настоящее время является крупнейшим в мире.

По объему уступает другим районам.

Основным объектом промысла является перуанский анчоус.

Индийский океан

Районы мирового значения отсутствуют

Стабильность

изменился состав «первой десятки» рыболовных стран. В 50-е годы странами-лидерами являлись: Япония, США, СССР, Норвегия, Великобритания, Индия, Канада, ФРГ, Дания.

Кроме того, возрастает значение продукции аквакультуры. 85 % ее дают Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия, Вьетнам.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

Примечание: данный вопрос может быть рассмотрен в различных направлениях, но в рамках программы стоит остановиться на проблемах и отрицательных последствий, связанные с использованием мировых сельскохозяйственных угодий.

Причины отрицательного антропогенного воздействия на мировые сельскохозяйственные угодья:

химизация сельского хозяйства,

орошаемое земледелие (нарушение водного баланса, изменение микроклимата, вторичное засоление почв, изменение рельефа),

пастбищное использование территории (перегрузка травянистых ландшафтов, изменение и уничтожение видового состава растительного покрова, дефляция и засоление почв, другие),

уничтожение лесов и другие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....