«Опыт формирования глобальных компетенции на уроках географии»
статья по географии

Родина Марина Владиславовна

География – учебный предмет ,представляющий  большие возможности для формирования глобальных  компетенции, так как предметное содержание   содержит комплексную  информацию о всех странах и народах мира , России, их проблемах представлено  почти во всех темах курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnye_kompetentsii_rodina_m.v.docx9.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт формирования глобальных компетенции на уроках географии»

География – учебный предмет ,представляющий  большие возможности для формирования глобальных  компетенции, так как предметное содержание   содержит комплексную  информацию о всех странах и народах мира , России, их проблемах представлено  почти во всех темах курса.

Например, глобальные экологические  проблемы рассматриваются при изучении оболочек земли в курсах 5-8классов, в 9-11классах  при изучении экономики России и мира .Для этого проводятся такие уроки

Урок “Экологически проблемы литосферы ” 6класс

Урок -конференция “Проблемы доступа к чистой воде” 10клас

Урок -Защита проектов “Экологические проблемы Волгограда” 8класс

Информация  о демографических, продовольственных, сырьевых  проблемах страны и мира содержится в курсах географии 7,8,10,11 классов .

Например, для осмысления демографической проблемы я провожу не только уроки,

Урок -конференция ”Демографические проблемы мира и России -сходства и различия» 9класс ,

но  и конкурс плакатов  “Демографические проблемы” 10класс

«Культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия более подробно изучаются в страноведческих  разделах 7,8 ,9 и 11 класса .

На основе ,полученных знаний ,развить способность понимать и ценить разнообразие людей  помогают уроки,с использованием активных и  интерактивных  методов :

Уроки -ролевые игры: изучения народов стран и материков. 7 класс

Урок -защита проектов по теме «Народы России»-8класс  

Интегрированный урок -география, английский язык “Фестиваль народов Великобритании “-11 класс

Для дополнения  содержания тем  предмета географии  я использую межпредметные связи, интегрированные , метапредметные уроки,  что  способствует   целостному восприятию материала. Например:

Метапредметный урок –музыки, географии, изо, технологии  «Африканские мотивы» 7класс

Интегрированный урок география –история «Влияние климата на ход исторического процесса» 9класс

Интегрированный урок музыка и география “Отражение экологичесих проблем в музыке ” 8класс

Но для  формирования глобальных компетенций необходимо сочетание предметного содержания (знаний) с универсальными  умениями, навыками, ценностями.

Для  формирования навыков аналитического и критического мышления я использую проблемные задания и  проблемные ситуации на уроках.

Например, на уроке в 8 классе при изучении темы “Размеры России”учащимся предлагаю определить “Какие проблемы связаны с большой площадью территории России?.”

В ходе Интегрированного  урока технологии и географии «Тайна 20 веков » ученицы  решают    проблему, почему шелк ценился дороже золота, а тайна способа его  изготовления  хранилась в Китае много столетий.

В игровой форме на интегрированном уроке “Экологический квест” ребята ищут пути  решения экологических  проблем с помощью разных наук и искусств.

Так же для приобретения практических навыков личного участия в решении глобальных проблем,   провожу конкурсы  экологических плакатов,  поделок из мусора, практико-ориентированных проектов.

Например, конкурс поделок из мусора учит вторично  использовать мусор, делать  из него полезные вещи.

Изготавливая плакаты, ученики получают умения  показывать проблемы и пути их решения в художественной форме.

В результате  работы над практико-ориентированным проектом получают практический результат ,который может быть использован как  чёткое руководство к действию.

Например, при создании проекта “Помоги природе сам” ученики создали свой сайт, на котором разместили найденные ими адреса мест утилизации различных отходов в Волгограде, адреса российских и международных фондов помощи природе, где каждый  онлайн может  участвовать  в экологических акциях.

Проведение экскурсий  по родному краю, по  зарубежным странам  позволяет на практике знакомиться с особенностями народов и стран и эффективнее  формировать отношения  к людям разных культур, взглядов, учит взаимодействию с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Поэтому география   учебный предмет, который  предоставляет широкие возможности  формированию всех компонентов Глобальной  компетентности, так как  интегрирует  содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся, что помогает  ученикам участвовать в международных и межкультурных отношениях, а также развить способность ценить разнообразие людей, осознавать и принимать участие в решении глобальных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Презентация к педагогическому совету по теме "Формирование функциональной грамотности"...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного...

Разработка мастер класса "Использование инновационных приемов в формировании глобальных компетенций на уроках обществознания.

Данная разработка мастер - класса связана с темой, которая изучается  в курсе 7 класса по обществознанию "Экологические проблемы человечества"....

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

 Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка...

Технология кейсов как инструмент формирования глобальных компетенций на уроках английского языка.

Статья рассказывает об алгоритме использования кейсов на уроках английского языка и возможностях, которые предоставляет использование этой технологии в формировании функциональной грамотности обучающи...

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка.

Презентация и текстовый документ выступления....

выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"

Цель мастер - класса:  продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся  по теме «Великая Отечественная война...