Описание опыта работы "Личностно-ориентированное обучение на уроках географии"
статья по географии
Технология личностно -ориентированного обучения (автор Якиманская И.С.) всегда вызывало и вызывает интерес среди учителей. В статье рассмотрены особенности дифференцированного подхода в обучении, использования ИКТ в личностно - ориентированном обучении. Приведены примеры разноуровневых работ (для разных возрастов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.docx | 76.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы «Личностно-ориентированное обучение на уроках географии»
2023 г.
Учитель географии МБОУ школы №9 г.о.Жуковский, Плеханова Елена Викторовна
Инновационные процессы в сфере образования являются не только отражением кризиса классической модели образования, но и показателем динамики современного общества. С помощью системы образования социум решает важные для него задачи: качественного преобразования человеческих ресурсов для сферы производства и удовлетворения личностных, постоянно меняющихся, образовательных потребностей человека на разных этапах его жизни. Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, охватывающие практически все стороны педагогического процесса. В законе « Об образовании» говорится, что самоопределение личности – главная цель образования. Идеи личностно ориентированного обучения находят свое отражение в требованиях «Государственного образовательного стандарта».
В образовательной области «Земля», обучение географии представлено как процесс взаимодействия учащегося с объектом Земля. Подчеркивается, что ученик рассматривает объекты окружающей действительности многоаспектно, целостно, интегрировано.
Задача современного образования не просто заинтересовать ребенка, а обогатить его субъективный опыт, преобразовать и окультурить, что составляет основу индивидуального развития. Учащийся – вот главное лицо образовательного процесса, признание этого и есть личностно-ориентированная педагогика.
Личностно ориентированное обучение не случайно вызвало большой интерес в учительской среде, оно позволяет рассмотреть процесс обучения с новых точек зрения и осваивать новые технологии, добиваясь более качественных результатов. (1) По мнению Якиманской И.С. Личностно ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
И я в своей работе стараюсь больше уделять внимание каждому ученику, в каждом из них видеть формирующуюся личность.
Выделяется несколько этапов при проведении личностно ориентированного урока:
А) определение целей урока, учитывая потребности, мотивы и интересы учащихся;
Б) разработка содержания, на базе которого будут реализовываться развивающие возможности урока;
В) планирование системы способов достижения целей личностно ориентированного учебного процесса;
Г) диагностика и коррекция хода учебно-воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно-ориентированного обучения в школьной географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном опыте.(2)
Личностно – ориентированное обучение требует учета психологических особенностей обучаемых, использование системного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения. (3) Мы сейчас должны работать на результативность обучения.
Личностно – ориентированная технология обучения включает технологию разноуровнево (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Внедрение в практику работы учителя личностно – ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира.
В процессе реализации технологий личностно – ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:
структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;
создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;
постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации.
Мне кажется, что воспитание познавательного интереса является основой обучения. Каковы же оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся?
Необходимо дать понять учащемуся, что география это часть жизни любого человека, личной и общественной – эту задачу я и ставлю перед собой. Современный учитель имеет возможность выбора разнообразнейших технологий, методик обучения. Какая из них оптимальна? Исходя из личного опыта, я пришла к выводу, что оптимально сочетание разных технологий. Главное – пробудить интерес к своему предмету – географии.
Основными направлениями своей работы я считаю:
осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении географии. Активизация познавательного интереса невозможно без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Создание каждым школьником личностно-значимого образа мира. Каждый ученик – носитель собственного, личного опыта. Каждый из нас, в том числе и учащийся, имеет свой жизненный опыт. Моя задача помочь создать моим ученикам личностно-значимый образ мира.
Современное развитие общества дает возможность использовать богатство технологий. Моя задача, выбрать то, что приемлемо на данном этапе обучения.
Принцип наглядности. Моя задача – использование разнообразнейших средств наглядности: карты, диаграммы, использование ЦОРов, интернета.
Краеведение. Использование регионального компонента повышает интерес у учащихся, дает возможность полученные знания применить на практике.
Школьник еще не сформирован как личность и моя задача ,помочь ему осознать себя патриотом своей Родины (в том числе « малой Родины»). Осознать значимость экологической проблемы, как в глобальном масштабе, так и в реальной жизни.
Эти задачи способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса и активизации познавательного интереса учащихся. Они требуют от учителя применения различных методов обучения. Некоторые из них, используемые в опыте работы, я предлагаю рассмотреть.
Дифференцированный подход в обучении географии
Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к учащимся. В частности, такой подход осуществляется через дифференцированное обучение, технология которого хорошо известна в методике географии.
В течение последних лет я активно использую на своих уроках разно уровневые задания. Что позволяет решать следующие задачи: подготовка к усвоению новых знаний, дальнейшее их углубление, выравнивание знаний и умений учащихся. На своих уроках я использую индивидуальный подход к учащимся: разделяю на условные группы, исходя из уровня знаний и способностей; даю задания различной степени сложности. Слабо усваивающие материал учащиеся получают задания, базирующиеся на учебном материале (определения, понятия и т.д.). Учащиеся способные анализировать и делать выводы – это следующая группа учащихся. Прогнозирование ситуации, выяснение причин, явлений, перенос на более сложную ситуацию – это уровень знаний детей, с более высоким уровнем знаний.
Наиболее часто такие задания я применяю при проверке и обобщении изученного материала. Начиная с 5 класса все проверочные и контрольные работы предлагаются нескольких уровней сложности. Сначала большинство учащихся пытаются выполнить задания повышенного уровня сложности, но постепенно они учатся реально оценивать свой уровень знаний по изученной теме. Например, в 9 классе при изучении темы « Северо-западный район», при закреплении ЭГП, даются следующие задания:
I уровень:
Охарактеризуйте географическое положение Северо-западного района и дайте его экономико-геграфическую оценку.
II уровень:
Сравните экономико-геграфическое положение Северо-западного района и Центрального района. Что общего в ЭГП этих районов и в чем различия?
III уровень:
В чем преимущество ЭГП Северо-западного района по сравнению с Центральным районом?
Использование итоговых контрольных работ по такой методике дает возможность повышения уровня знаний ученика. Некоторые контрольные работы я беру из статей журнала « География в школе», некоторые составляю сама. Так все контрольные работы в 7 классе составлены мною с учетом разного уровня подготовки учащихся. ( приложение 1
Например, контрольная работа по теме «Антарктида»
1 уровень:
Какую область Земли называют Антарктикой?
Антарктиду часто называют «холодильником» Земли. Почему?
Расскажите об особенностях органического мира Антарктиды.
Геолог первой британской антарктической экспедиции, нашел хорошо сохранившиеся окаменелые образцы древовидного папоротника. О чем свидетельствуют эти находки?
2 уровень:
Какие особенности природы Антарктиды определяются ее географическим положением?
Оазисы есть в Африке, и есть в Антарктиде. Как вы считаете, есть ли у них общие черты? Или только различия?
Найдите черты сходства и различия в строение земной коры Африки, Австралии и Антарктиды?
3 уровень:
1. Почему охрана природы Антарктиды является важнейшей международной задачей?
Джеймс Кук писал: «…Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под слоем льда» Этот материк «будучи открытым и исследованным, всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни науке». Как вы прокомментируете высказывание Д.Кука с позиции сегодняшнего дня?
При составление домашних заданий также необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей учащихся. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашние задания должны включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средней познавательной активностью планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный и развернутый инструктаж к домашнему заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работы, рекомендует необходимые источники знаний.
Например:
При изучении земельных ресурсов мира учащимся предлагают следующие задания.
1 уровень. Используя рисунок «Обрабатываемые земли мира», табл.1 «Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов» (учебник Максаковского), назвать, где расположены территории, имеющие большую долю обрабатываемых земель.
2 уровень. Какие регионы мира занимают ведущие позиции по удельному весу: а) лугов и пастбищ, б) лесов? В чем причины имеющихся различий?
3 уровень. Определите общие направления изменений структуры мирового земельного фонда на ближайший период. К каким социальном и экономическим проблемам может привести изменение структуры земельного фонда.
Использование ИКТ в личностно-ориентированном обучении.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Учитель – владеющий компьютером, это необходимость сегодняшнего дня. И чем больше я осваиваю компьютер, тем больше убеждаюсь это уже «сегодняшний день».
Я хочу показать несколько моментов использования компьютера. Это «Самостоятельная творческая работа уч-ся с использованием современных технических средств».
10 класс – вводный урок по теме «Зарубежная Европа» начинается с визитной карточки приготовленной самими учащимися.
Преимущества:
самостоятельная творческая работа – это личный интерес обучающегося – а это решающий фактор процесса образования.
Творческая деятельность формирует воображение, развивает фантазию и интеллект ученика.
Ученик показывает не только свое умение владеть компьютером (ведь создание такой претензии – это очень высокий уровень освоения компьютером), но и анализирует большое количество информации по теме; учится последовательно, строить объяснение, формулировать тезисы темы.
И конечная цель – это повышение интереса к предмету, потому что старшие классы - это лекционно-семинарская форма работа – это достаточно «сухая» форма и такие моменты они дают возможность раскрыться даже ученикам – были, слабым которым требуется, значительное время для сбора и обработки материала.
Использование компьютера дает большие возможности проявления каждого ребенка на уроке. Использование ЦОРов – это применение новых карт на уроке, тестирование с выставлением оценки, разнообразные виды практических работ.
Все это повышает интерес ученика к предмету.
Большие возможности разнообразить урок, дать новый материал, показать реальную картину мира - все это использование интернета. Я использую материалы из интернета довольно часто, особенно при изучении регионального компонента. Например, при изучении темы «Почвы» 8 класс, используется следующий материал « В 2004 году на реализацию программы повышения плодородия почв в Челябинской области было затрачено около 322 млн. рублей. Но этого недостаточно, потому что только 1/3 населения области проживает в зоне относительно удовлетворительной экологической обстановки»
С подключением школьного компьютерного класса к интернету учащиеся все активнее на уроке используют материал, взятый из всемирной паутины, как называют интернет.
Второй год подряд мои ученики, сдающие географию в форме ОГЭ, а к экзаменам с помощью средств компьютера, Интернета.
Сама современная форма этих экзаменов, рождает необходимость существования именно такой формы подготовки. Готовя учеников к экзаменам , я использую все ЦОРы и интернет. В Интернете мною найдено большое количество полезных сайтов с дополнительными материалами к экзаменам.
Анализируя свой опыт педагогической деятельности по использованию личностно-ориентированного обучения на своих уроках, а также во внеурочное время, могу сказать, что представленная мною система работы привела к определенным результатам:
- последние годы имеется положительная динамика количества учащихся, подтверждающих школьную оценку на экзаменах;
- учащиеся 9х ,11х классов (чуть реже. По понятной причине – география – достаточной редкий экзамен, который встречается в ВУЗах в качестве вступительного) , обучаемые мною, выбирают географию для сдачи экзамена по выбору;
- результаты проведенного мною совместно со школьным психологом анкетирования показали, что уровень интереса к предмету со стороны моих учеников растёт.
В представленной работе мною сделана попытка, предложить коллегам опыт работы по личностно ориентированному обучению, который прошел апробацию, с учетом ошибок и неудач был откорректирован, принес положительные результаты, а как следствие этого - и педагогическую удовлетворенность. Он может быть использован учителями других образовательных областей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.И. В. Душина. Педагогические технологии обучения географии. География в школе № 3 2001г.
2.Ю П. Иванов. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и иновационной системах обучения. Г в Ш № 2 2000г.
И.А. Коростелева. Разноуровневые контрольные работы. Г в Ш № 7 2006 г.
Е.А.Беловолова. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. Г в Ш № 6 2006 г.
И.П.Махова. Дифференцированные задания по курсу «Экономическая и социальная география мира». Г в Ш № 2 1998 г.
И.В.Душина. Методика преподавания географии.- М, Московский лицей,1996 г.
Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 1998 г.
И.С Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М,2000.
Приложение 1
Южная Америка
1 уровень:
Расскажите о роли Колумба, Америго Веспучи и Ф. Магеллана в открытии Юж. Америки. Появление, каких географических названий на карте связано с их экспедициями?
Пользуясь картой (с.19) составьте характеристику рельефа материка.
Назовите общие черты во внутреннем строении Юж. Америки и Антарктиды. О чем это свидетельствует?
2 уровень:
1.Какой из омывающих Юж. Америку океанов оказывает большее влияние на природу материка? В чем это проявляется?
2. Западное побережье Юж. Америки является зоной частных, нередко катастрофических землетрясений? Можно ли объяснить существование этих явлений в данном районе Земли?
3.Докажите справедливость высказывания: «Амазонка – царица рек»
3 уровень:
1.Покажите роль рельефа, морских течений и господствующих ветров в формировании климата.
2.Тропические леса Амазонки! Кто – то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда, ослепленный сказочными богатствами Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства он, наконец, удирает из этого «зеленого ада». Как вы объясните смысл этого высказывания?
«Климат Земли» 7 класс.
1 уровень.
Почему на экваторе выпадает много осадков, а в районе полюсов – мало?
Какие типы воздушных масс вы знаете? Охарактеризуйте их.
Назовите основные климатические пояса. Что значит – «основной»?
В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков. Какой это климатический пояс?
2 уровень.
Как зависит климат от географической широты?
Где формируются тропические воздушные массы, и каковы их свойства?
Назовите переходные климатические пояса. Что значит – «переходный»?
Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт. О каком климатическом поясе идет речь?
Длинная и суровая зима сменивается здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт. Назовите климатический пояс.
3 уровень.
Какие ветры называются пассатами? Где они дуют?
Какие воздушные массы господствуют в нашей местности? Объясните.
Почему образуются переходные климатические пояса?
Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей. О каком поясе идет речь?
Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая. Какой климатический пояс?
В течение года в этом поясе господствует тропическая воздушная масса, которая летом имеет очень высокую температуру, а зимой чуть прохладней. О каком поясе идет речь?
10 класс. Тема «Транспорт мира».
1 уровень:
1. Каково значение транспорта, почему его называют «кровеносной системой» народного хозяйства?
2. Приведите примеры крупных речных и морских портов России.
3. Каковы особенности авиационного транспорта?
2 уровень:
1. Какой из видов транспорта занимает ведущее место по грузообороту, а какой по дальности перевозок?
2. Каковы преимущества и недостатки железнодорожного транспорта?
3. Какое значение имеет автомобильный транспорт?
3 уровень:
1. Почему трубопроводный транспорт, не смотря на ограниченный состав грузов, вышел на первое место по грузообороту в России?
2. Какие проблемы появились у морского транспорта России в связи с распадом СССР? Каковы пути их решения?
3. Какое влияние оказывают различные виды транспорта на природную среду? Какой из видов транспорта может считаться наиболее экологически чистым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"
Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени....
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...
Из опыта работы "Использование активных форм обучения на уроках географии в целях формирования УУД""
В данной презентации представлен опыт работы по развивающему обучению через использование активных форм обучения....
Дифференцированный подход к обучению на уроках географии. (из опыта работы)
делюсь опытом работы по дефференцированному обучению...