Виды проблемных заданий на уроках географии
методическая разработка по географии (6 класс)

Приведены примеры разных видов географических проблемных ситуаций (и заданий) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_problemnyh_zadaniy.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Плеханова Елена Викторовна, учитель географии

МБОУ школа №9 г.о.Жуковский
Московская область

Виды проблемных заданий на уроке географии

На уроках географии использую следующие виды проблемных заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием вопроса.

Например: в 6 классе учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В 7 классе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности природных процессов обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Этот вид заданий наиболее широко распространен в географии. Учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить широкий круг знаний. Например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений.

Например: объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно», т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза.

Например: о происхождении вечной мерзлоты, об изменении климата на Земле и др. Раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы.

Например: реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить? Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?

Приведу пример фрагмента урока, в котором имела место проблемно-поисковая беседа. Целью беседы стал анализ русской литературы с географической точки зрения. [1]

Реконструкция маршрута Айболита (работа, апробированная на уроке в 7 классе при изучении Африки) и выявление географических ошибок.

Определение пункта отправления доктора Айболита.

Учащимся зачитываются отрывки из текста:

… Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица…

Используя информацию, приведенную в отрывке и при помощи наводящих вопросов, взаимосвязанных между собой, предложенных учителем, учащиеся высказывают предположения, пытаясь их доказать:

1) Это лесная зона

[Он под деревом сидит]

2) Северное полушарие

[… И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица…] (водятся в Северном полушарии)

3) Район освоен человеком (корова), но не полностью (волчица).

4) Окраина большого города (ходят трамваи)

[Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай…]

Учащиеся с помощью учителя выдвигают предположение, что это может быть Россия, окраина Санкт-Петербурга (т.к. многие действия в произведениях К.И. Чуковского происходят именно в Санкт-Петербурге «Крокодил», «Мойдодыр»).

И так начало пути – пригород Санкт-Петербурга.

Определение пункта назначения.

1. Ученики пытаются разобраться в видовом составе животных, приславших телеграмму:

2. Но почему доктор Айболит называет их все время «зверями лесными»?

Здесь на помощь приходит учитель предложив, что Айболит ошибается, будучи очень узким специалистом и человеком плохо разбирающимся в географии.

[… Только где же вы живете?

На горе или в болоте…]

Африка – самый жаркий материк, сочетание гор и болот для него не характерно.

3. Зато ответ зверей очень существенен.

[Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппопо

По широкой Лимпопо.]

Он подтверждает, что это зона саванн и редколесий, и полупустыней в Африке.

Пункт назначения – Африка.

Маршрут Айболита.

Ближайший путь в Африку морской через Балтийское море или же пешком на юг. Айболит не знает где Африка, скорее всего он даже не помнит мест, названных в телеграмме, кроме Лимпопо:

[…И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо».]

Куда же направился Айболит?

Судя по ненормальной быстроте, с какой наступает зима…

[…А в лицо ему ветер, и снег, и град]

… и потому, что доктор попал в тайгу…

[… Из-за елки выбегают

Мохнатые волки.]

…Он двинулся сушей на север и достиг Баренцева моря.

[… Но тут выплывает кит] (это не Балтийское море).

Кит не доставил Айболита в место назначения. (в зону саванн и редколесий)

[… И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи.]

В Африке под характеристику таких гор подходят горы Атлас, высота которых до 2000 м, это Северо-запад Африки).

Последняя точка маршрута – побережье:

[На море из Африки без отдыха глядят]

тропические леса или редколесья:

[Под пальмою сидят]

Можно предположить, что это берег Сенегала, запад Африки.

 

Исходя из этого предположения, полученного в результате анализа текста, звери никогда не дождутся Айболита именно с той стороны, в которую они смотрят.

Но тем не менее маршрут Айболита был установлен: Санкт-Петербург-Мурманск-Касабланка-Дакар.

Не смотря но то, что данный анализ не осуществляет усвоение абсолютно новых знаний, он способствует выработке умений разрешать проблемные ситуации и развитию творческого мышления.

Использую методы проблемного обучения

Проблемное изложение (лекция, рассказ)

Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, проявляя тем самым творческое мышление.

Частично-поисковый (эвристическая беседа)

Беседа–диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность учащихся. Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.

- Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).

В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).

Исследовательский

При исследовательском методе познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого, то есть имеет этапы наблюдения, сбора фактов и их анализа, описания, объяснения и последующего применения. Проблема часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения противоречия между выявленными фактами. Например, при изучении отраслей сельского хозяйства, метеорологических и фенологических наблюдениях, исследовании водоемов.

Метод проекта, как один из видов исследовательского метода, получил большое применение в моей внеурочной деятельности и в работе с одаренными детьми. Учащиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Они создают проект, который их волнует, требует исследований, затем оформляют результаты и с удовольствием участвуют в конференциях, проводимых на разных уровнях.

Работа по выполнению проектов способствует развитию творческих качеств учащихся. Было проведено анкетирование учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, где они указывали, какие качества у них развились благодаря проектной деятельности на уроках географии. Таким образом, я выявила, что продуктивная научно-исследовательская деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности. Уровень активизации познавательной деятельности учащихся на уроке увеличился по сравнению с обычным уроком. По данным диагностического обследования учащихся, были выявлены следующие уровни познавательного интереса к предмету география с применением технологии проблемного обучения. Возрос интерес к предмету).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии

В наше время особое значение приобретает умение учащихся решать проблемы. Проблемное обучение позволяет школьникам учиться решать их на уроках.В данной публикации рассматривается возможность применени...

Доклад проблемное обучение на уроках географии

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает уча...

Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе

Проблемное обучение как метод развивающего обучения в 6-ом классе при системном подходе даёт стойко хорошие результаты....

Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.

«Мастерство учителя - не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд»    «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педаг...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...