Практические работы по географии, 7 класс
учебно-методический материал по географии (7 класс)

Практические работы по географии составлены в соответствии с федеральной рабочей программой по географии 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_prakticheskie_raboty_1_polugodie.docx592.61 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон»

Цель работы: научиться определять по тематическим картам закономерности распространения природных зон на отдельных материках и на планете в целом.

Ход работы.

  1. Повторить термины «широтная зональность», «природные зоны»

Широ́тная зона́льность — закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.

«Природная зона»- часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это - климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир. Климатические условия (температура, увлажнение, цикличность их изменений) являются определяющими факторами.

  1. Рассмотреть в атласе карту природных зон мира, сравнить ее с физической и климатической картами мира, заполнить таблицу и записать вывод.

Широта

Меридиан 20 º в.д.

Меридиан 30 º в.д.

70ºс.ш

50ºс.ш

30ºс.ш

10ºс.ш.

10ºю.ш.

30ºю.ш.

50ºю.ш.

70ºю.ш.

Вывод:

Смена природных зон на материках (равнинная часть) происходит при движении от _____________ к ______________, что является проявлением ______________ зональности.

Главная причина широтной зональности – это изменение климата, т.е. изменение соотношения _________ и __________ при движении от экватора к полюсам.

Практическая работа

«Объяснение вулканических и сейсмических событий, о которых говорится в тексте»

Цель: объяснить вулканические и сейсмические события в двух сейсмических поясах

Оборудование: карточки с дополнительной информацией по теме; физическая карта мира и карта «Строение земной коры»

Ход работы.

  1. Используя карточки с информацией и карты атласа, заполнить таблицу:

Название сейсмического пояса

Районы или горные системы, входящие в пояс

Вулканические и сейсмические события в этом поясе

Средиземноморско-Трансазиатский

(Альпийско-Гималайский)

Тихоокеанский

  1. Сделать вывод о причинах вулканических и сейсмических событий в этих сейсмических поясах мира.

Сейсмические пояса Земли.

Сейсмическими поясами Земли называются зоны соприкосновения литосферных плит, составляющих нашу планету. Ключевой характеристикой этих пограничных зон является повышенная подвижность и, как следствие этого, высокая вулканическая активность. 95% всех землетрясений, происходящих на планете, приходится на сейсмические пояса. Собственно, это зоны проявления активности земной коры, выраженной в вулканических процессах, землетрясениях и горообразовании.

Протяженность поясов огромна: они опоясывают земной шар на тысячи километром, пролегают по суше и по океаническому дну. На сегодня в географической науке принято выделять два сейсмических пояса: Средиземноморско-Трансазиатский – широтный пояс, протянувшийся вдоль экватора – и Тихоокеанский – меридиональный, идущий перпендикулярно широтному.

Средиземноморско-Трансазиатский сейсмический пояс

Пояс проходит по Средиземному морю и прилегающим к нему южно-европейским горным массивам, а также горам Северной Африки и Малой Азии. Далее он тянется по хребтам Кавказа и Ирана, через Среднюю Азию, Гиндукуш к Куэнь-Луню и Гималаям.

Наиболее активными в сейсмическом отношении зонами Средиземноморско-Трансазиатского пояса является зона Румынских Карпат, Ирана и Белуджистана. От Белуджистана зона сейсмоактивности тянется до Бирмы. Довольно сильные удары нередко бывают в Гиндукуше.

Зоны подводной активности пояса расположены в Атлантическом и Индийском океанах, а также частично в Северно-Ледовитом. Сейсмическая зона Атлантики проходит через Гренландское море и Испанию вдоль Средне-Атлантического хребта. Зона активности Индийского океана через Аравийский полуостров идет по дну на юг и юго-запад к Антарктиде.

Тихоокеанский сейсмический пояс

Более 80% всех землетрясений на Земле приходится именно на Тихоокеанский пояс. Он проходит по горным цепям, опоясывающим Тихий океан, по дну самого океана, а также по островам его западной части и Индонезии.

Восточная часть пояса огромна и тянется от Камчатки через Алеутские острова и западные прибрежные зоны обоих Америк к Южно-Антильской петле. Северная часть пояса обладает наибольшей сейсмической активностью, которая ощущается в Калифорнийском звене, а также в района Центральной и Южной Америки. Западная часть от Камчатки и Курил тянется к Японии и дальше.

Восточная ветвь пояса полна извилистых и резких поворотов. Она берет начало на острове Гуам, проходит к западной части Новой Гвинеи и резко поворачивает на восток к архипелагу Тонга, от которого берет крутой поворот на юг.

Практическая работа

«Анализ физической карты и карты «Строение земной коры» с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа»

Цель: Выяснить взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа.

Ход работы:

  1. Заполнить таблицу, сделать вывод:

Тектоническая структура

Форма рельефа

Южно-Американская платформа

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Индийская платформа

Вывод: Платформам в рельефе соответствуют ______________________

  1. Заполнить таблицу, сделать вывод:

Тектоническая структура

Форма рельефа

Древняя складчатость

(Раннепалеозойская, палеозойская)

Средняя складчатость

(мезозойская)

Новая (молодая) складчатость

(кайнозойская)

Вывод: Складчатым областям в рельефе соответствуют ______________

  1. Общий вывод: Существует _________ взаимосвязь между _____________ и ______________.

Практическая работа

«Описание климата территории по климатической карте и климатограмме»

Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата.

Ход работы

  1. Изучите условные знаки климатограммы и климатической карты:

Пояснение к климатограмме:

- Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев.

- Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже – отрицательные.

- Изотерма изображена линией

- Справа отмечена шкала количества осадков

Каждый столбик – среднемесячные показатели осадков

- Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков

Пояснение к климатической карте:

Климатических поясов на Земле 13, все кроме экваториального повторяются дважды (в северном и южном полушарии; у них отличаются месяцы наступления лета и зимы). Экваториальный пояс имеет весь год одинаково высокую температуру (выше 22−25) весь год и всегда много осадков (больше 1500−2000 мм),

субэкваториальный пояс — температура также всегда высокая, а вот осадки выпадают только летом;

тропический — температура высокая (16−32, летом жарче), а осадков почти нет (менее 100 мм);

субтропический — температура лета и зимы отличается (но она всегда положительная), а осадков больше зимой;

умеренный пояс — летом положительные, а зимой отрицательные температуры, осадков от 350 до 800 и более мм в год (летом немного больше);

субарктический (субантарктический) — очень низкие температуры (летом не более +12) и мало осадков, которые выпадают летом;

арктический (антарктический) — всегда холодный и сухой.

  1. Подпишите климатический пояс возле каждой климатограммы.

Климатограммы

1)__________________ 2)_________________ 3)_________________

3) Внимательно изучите одну из климатограмм. Проанализируйте и охарактеризуйте климатические условия территории, заполните таблицу.

1 ряд – номер 1 2 ряд – номер 2 3 ряд – номер 3

Вопросы

Ответы

  1. Самый теплый месяц в году и значение его температуры воздуха

  1. Самый холодный месяц в году и значение его температуры воздуха

  1. В каком полушарии – Северном или Южном – расположен пункт.

  1. Годовая амплитуда температур воздуха

  1. Самый влажный месяц в году и количество осадков, выпавших за этот месяц.

  1. Самый засушливый месяц в году и количество осадков, выпавших за этот месяц.

  1. Режим выпадения осадков (осадки выпадают равномерно/неравномерно в течение года , в какое время года выпадает максимум осадков)

  1. среднегодовое количество осадков.

  1. климатический пояс и тип климата

Практическая работа

«Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков»

Цель работы:

  1. выявить закономерности изменения солености поверхностных вод;
  2. выяснить распространение теплых и холодных течений у западных и восточных берегов материков.

Ход работы

  1. Используя общую карту солености поверхностных вод Мирового океана, определить:

Соленость,

Причина

уровень солености на экваторе

уровень солености в тропических широтах

уровень солености в умеренных широтах

уровень солености в полярных широтах

Вывод: Соленость поверхностных вод Мирового океана от экватора к тропикам _________, от тропиков к полюсам соленость постепенно ___________.

  1. Используя карту течений Мирового океана, определить течения у западных берегов материков:

материк

Название течения

Теплое или холодное

Австралия

Африка

Южная Америка

Северная Америка

  1. Используя карту течений Мирового океана, определить течения у восточных берегов материков:

материк

Название течения

Теплое или холодное

Австралия

Африка

Южная Америка

Северная Америка

Вывод: У западных берегов материков проходят ___________ течения, у восточных берегов больше __________ течений.

Практическая работа.

Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической информации

Цель: найти сходство и различия между двумя океанами – Тихий и Индийский

Ход работы

  1. Используя карты учебника и атласа, а также статистические материалы об океанах, собрать информацию об океанах – Индийский и Тихий.

Показатели

Тихий океан

Индийский океан

1

Площадь, млн. км²

2

Положение относительно экватора

3

Положение относительно нулевого и 180-го меридиана

4

Материки, омываемые океаном

5

Количество морей

6

Количество островов

7

Соединение с другими океанами

8

Средняя глубина, м

9

Наибольшая глубина, м

10

Среднегодовая температура поверхностных вод, ◦С

11

Соленость поверхностных вод, ‰

12

Состав растительного и животного мира океанов

  1. Найти сходства и различия между Тихим и Индийским океанами.

Сходства: 1) Тихий и Индийский океаны расположены в ______ полушариях по отношению к экватору.

2) Оба океана омывают материки: _________ и __________.

3) Индийский и Тихий океаны соединятся друг с другом через _______ и ______ проливы, а также через свободное пространство к югу от острова Тасмания.

4) Температура и соленость поверхностных вод примерно __________.

5) В обоих океанах встречаются организмы: ______, _____, ______, _____, _____. Различия: 1) Тихий океан _______ Индийского по площади.

2) Тихий океан расположен по отношению к нулевому меридиану в 2-х полушариях, а Индийский – только в ________.

3) Тихий океан омывает ____ материка, а Индийский - ____ материка.

4) Индийский океан не соединяется с _________ океаном.

5) В Тихом океане _______ морей, заливов и островов.

6) Тихий океан имеет _______ глубину.

7) Более разнообразный органический мир в _________ океане.

Практическая работа.

«Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам»

Цель: определить и сравнить темпы изменения численности населения Европы и Африки

Ход работы

  1. Используя данные об изменении численности населения в Африке и в Европе, построить график.

годы

Африка, млн. чел

Европа, млн.чел

1800

107

200

1850

111

276

1900

133

400

1950

221

547

1960

277

594

1970

357

635

1980

470

655

1990

622

665

2000

795

675

2010

1026

737

2020

1324

749

  1. Сравнить темпы изменения численности населения в Европе и в Африке до 1950г.

Вывод: До 1950 г. численность населения Европы увеличивалась ________, чем в Африке.

  1. Сравнить темпы изменения численности населения в Европе и в Африке с 1950г. до 2000 г.

Вывод: С 1950 г. до 2000 г. численность населения Африки __________ более быстрыми темпами, чем в Европе.

  1. Сравнить темпы изменения численности населения в Европе и в Африке с 2000г. до 2020 г.

Вывод: В 21 веке в Европе прирост населения практически __________, а в Африке значительно __________.

  1. Используя данные таблицы (пункт 1), определить, на сколько человек с 1800 года увеличилось население Европы и Африки?

Вывод: Население Европы увеличилось на _______ млн. человек

Население Африки увеличилось на _______ млн. человек

Общий вывод: Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно отличаются. В регионах с экономически развитыми странами (Европа) численность населения растет ________.

В регионах с развивающимися странами (Африка) отмечается быстрый ________ численности населения.

Практическая работа

Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам

Цель работы: вычислить плотность населения отдельных стран, объяснить различия

Ход работы.

1. Используя данные, рассчитайте плотность населения в странах материка Евразии и объясните причины неодинаковой плотности населения

Страна

Численность населения,

чел.

Площадь страны, км2

Плотность населения,

чел/км2

Природные условия

(рельеф, климат, природная зона)

Монголия

3 2780 00

1 564 000

Великобритания

68 990 000

243 610

Россия

146 080 000

17 100 000

Саудовская Аравия

34 810 000

2 150 000

Германия

83 240 000

357 588

Бангладеш

169 800 000

148 460

Сделать вывод из таблицы, от чего зависит плотность населения в стране?

2. Используя карту атласа «Плотность населения мира», перечислите регионы планеты с самой большой плотность населения и самой низкой? (Например, Европа, Север Африки, Центр Южной Америки и т.д)

Высокая плотность населения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Низкая плотность населения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Общий вывод: как будет меняться численность населения на нашей планете в будущем? К каким проблемам это может привести?

Практическая работа.

«Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам»

Цель работы: найти сходства и различия между занятиями 2-х стран, выяснить причины

Ход работы

  1. Используя политическую карту мира и комплексную карту «Зарубежная Европа» в атласе, определить и сравнить занятия населения Франции и Швеции

Название страны

На каком материке и в какой части света находится

Народы

Занятия населения

Швеция

Франция

  1. Выделить сходства и различия между занятиями населения Швеции и Франции

Сходства: 1)____________

2)____________

3) _________ и т.д.

Различия: 1)____________

2)____________

3) _________ и т.д.

Чем можно объяснить различия в занятиях населения этих стран?

Практическая работа.

«Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе»

Цель: выяснить причины годового хода температур и режима выпадения осадков в экваториальном климатическом поясе

Ход работы

  1. Используя климатограмму экваториального пояса, дать характеристику климата.

Показатели

Характеристика климата

1

Температура января

2

Температура июля

3

Амплитуда температуры

4

Самый влажный месяц

5

Самый сухой месяц

Вывод о климате: В экваториальном климатическом поясе температура воздуха __________, амплитуда воздуха ____________ (около 3-х гдадусов). Осадков выпадает _______, но есть _________ с наиболее интенсивным выпадением осадков.

  1. Определить причины годового хода температур и режима выпадения осадков в экваториальном климатическом поясе:

Характеристика климата

Причина

Высокие и почти одинаковые температуры в течение года

Большое количество осадков в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практические работы по географии для 9 классов.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются  таблицы, диаграммы....

Практическая работа по географии 11 класс

практическая работа по георафии для 11 класса дается как образец выполнения подобных работ при описании, или сравнении стран...

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....