Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".
план-конспект урока по географии (9 класс)

Бразин Алексей Михайлович

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Бразин Алексей Михайлович

Школа: МБОУ «Кобраловская основная общеобразовательная школа»

Урок по теме: «Европейский Северо-Запад. Общие сведения».

(9 класс)

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Европейский Северо-Запад. Общие сведения».

2.        Предметно-дидактическая: формирование знаний обучающихся о составе, истории хозяйственного освоения, экономико-географического положения, природных условиях и ресурсах, населении Северо-Западного природно-хозяйственного региона.

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные:

  • характеризуют экономико-географическое положение региона;
  • раскрывают взаимосвязь между географическим положением и природными условиями региона;
  • знают понятие природно-хозяйственный регион;
  • знают понятие федеральный округ;
  • приобретают опыт изучения природно-хозяйственного региона с помощью различных источников географической информации.

Метапредметные:

  • участвуют в постановке темы и цели урока;
  • прогнозируют результаты и оценивают уровень достижения результата;
  • работают с различными источниками информации;
  • устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
  • сотрудничают с одноклассниками (в группах);
  • выражают и аргументируют свои мысли;
  • оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

Личностные:

  • убеждаются в познаваемости мира;
  • проявляют интерес к изучению географии.

Тип урока:

1.        По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

2.        По способу организации: комбинированный.

3.        По ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения:

1.        Основной: объяснительно-иллюстративный.

2.        Дополнительные: объяснение, беседа с демонстрацией презентации, самостоятельная работа, работа в группах и др.

Основные вопросы урока:

1. Общие сведения Северо-Западного природно-хозяйственного региона.

2. Знакомство с историей хозяйственного освоения региона.

3. Характеристика ЭГП, природных условий и ресурсов, населения региона.

Средства обучения:

  •  карта «Административно-территориальное устройство России»;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация для обучающихся по теме «Северо-Западный природно-хозяйственный регион».
  • раздаточный дидактический материал для обучающихся: рабочая тетрадь с контурной картой, карточки для групповых заданий.

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/

самооценки

учителя

обучающегося

1.

Организационный момент.

Фронтальный.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места: учебник, атлас, рабочая тетрадь.

Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный

Проверяет домашнее задание.

1.Дайте характеристику экономико- географического положения Северного природно-хозяйственного региона по плану. (Слайд 2)

Дают характеристику экономико-географического положения Северного природно-хозяйственного региона по плану.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Беседа.

Привлекает обучающихся к определению темы урока с помощью следующих вопросов:

1. С помощью атласа выясните какой природно-хозяйственный регион, помимо Северного, входит в состав Северо-Западного федерального округа?  

2.Как вы думаете, почему этот регион можно назвать «Окном в Европу»?

(Слайд 5)

3.Предлагает сформулировать тему и цели урока. (Слайд 6, 7).

Определяют с помощью атласа.

- Северо-Западный

Регион имеет выход к Балтийскому морю.

Предлагают формулировку темы и целей урока.

-Северо-Западный регион.

- Сформировать представление об особенностях экономико-географического положения, особенностях природы, населения региона.

Записывают тему урока в тетрадь.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

Сопоставление

с образцом.

4.

Формирование новых знаний, умений, навыков.

Беседа

Фронтальный

Фронтальный

Организует беседу с демонстрацией административно-территориальной карты РФ.

Предлагает выделить субъекты РФ, входящие в состав Северо-Западного природно-хозяйственного региона и записать их в тетрадь.

Выясните с помощью учебника, атласа площадь региона. (Слайд 8).

Предлагает познакомится с историей хозяйственного освоения региона (Слайд 9).

Демонстрирует фотографии Великого Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Санкт-Петербурга (Слайд 10).

Организовывает работу в группах с карточками «ЭГП региона», «Природные условия и ресурсы», «Население региона».

Приложение №1-№3.

Подтверждает правильность выполнения задания.

Анализируют административно – территориальную карту РФ и выделяют субъекты: Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Псковская область, Новгородская область, Калининградская область.

Записывают названия субъектов в тетрадь.

196,5 тыс. км кв (1,2 % площади страны)

Выступают с заранее подготовленными сообщениями.

Выполняют задание, координируют работу в группах.

Обсуждают результаты.

Регулятивные,

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные.

Познавательные.

Коммуникативные.

Совместное обсуждение.

Сопоставление с образцом (вариант заполненной таблицы демонстрируется на экране).

Физкультминутка.

5.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

Работа в рабочей тетради.

Предлагает выполнить задания в рабочей тетради стр. 41. Подписать субъекты РФ, их границы, административные центры, соседние страны, береговую линию.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные.

6.Завершающий.

Фронтальный.

Подводит итоги урока с помощью вопросов обучающимся.

Предлагает вспомнить структуру сегодняшнего урока.

(Слайд 14).

- Общие сведения

- История хозяйственного освоения

- Особенности ЭГП

- Природные условия и ресурсы

Рефлексия.

Вспомните цель нашего урока. Как вы думаете, достигли мы ее?

Выдает домашнее задание и методические рекомендации по его выполнению.

Домашнее задание: П.35,36 задания в рабочей тетради.

Участвуют в подведении итогов работы на уроке.

Высказывают свои суждения о ходе урока.

Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению.

Регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

                                                                                                                                                                                                                   Приложение №1.

Задания для первой группы.

ЭГП региона

Цель: выделить особенности экономико-географического положения Северо-Западного природно-хозяйственного региона

1.Изучить карты атласа («Федеративное устройство», «Экономические районы»), текст учебника стр.218

2.Закончить предложения:

- Северо-Западный природно-хозяйственный регион занимает: а) окраинное, б) пограничное, в) центральное положение (подчеркните верные ответы)

- Северо-Западный природно-хозяйственный регион граничит со следующими экономическими районами_____________________________.

- Северо-Западный природно-хозяйственный регион граничит с (перечислите страны) _______________________________.

- Северо-Западный природно-хозяйственный регион имеет морскую границу по___________________________.

3.Сделать вывод: выгодно или невыгодно ЭГП региона.

Приложение №2

Задания для второй группы.

Природные условия и ресурсы

Цель: проанализировать особенности природных условий и природных ресурсов.

1.Изучить карты атласа («Физическая карта», «Климатические пояса и области», «Почвы», «Природные зоны», «Минеральные ресурсы»), текст учебника стр. 218, 221,222.

- рельеф _____________________________.

- климатический пояс/тип климата (ср.t янв, июля, годовое кол-во осадков, коэффициент увлажнения) _____________.

- природная зона _______________________.

- почвы ____________________________.

- растительность ____________________________.

- обеспеченность водными ресурсами __________________________________________.

- минеральные ресурсы ___________________________________________.

2. Сделать вывод.

Приложение №3

Задания для третьей группы.

Население района.

Цель: изучить население региона и составить демографическую справку.

1.Используя текст учебника стр.222,223, карты атласа («Народы», «Плотность населения») составить демографическую справку региона.

- численность населения региона, доля в России _____________________.

- национальный состав ___________________________________________.

- плотность населения ___________________________________________.

- доля городского / сельского населения ____________________.

- крупнейшие города региона________________________________________.

- динамика естественного прироста________________________________.

Сделать вывод.

О + СO2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Приведение дробей к общему знаменателю. 5 класс.

Технологическая карта урока по теме " Приведение дробей к общему знаменателю". 5 класс. Тип урока: урок формирования умений. УМК: Математика 5, автор Е.А.Бунимович. Линия учебно-методических комплексо...

Технологическая карта урока по ФГОС основного общего образования с использованием ЭФУ

quot;Правописание суффиксов причастий" - одна из трудных тем. Использование электронных форм учебника поможет решить данную проблему и активизирует деятельность обучающихся на уроке....

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения"....

Технологическая карта по биологии на тему "Общие сведения о животном мире". 7 класс. В.В. Пасечник.

Технологичекая карта по биологии составлена к уроку по теме "Общие сведения о животном мире" для 7 класса. УМК В.В. Пасечник....

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...