Технологическая карта урока по ФГОС основного общего образования с использованием ЭФУ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Винокурова Розалия Хамитовна

"Правописание суффиксов причастий" - одна из трудных тем. Использование электронных форм учебника поможет решить данную проблему и активизирует деятельность обучающихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ФГОС основного общего образования с использованием ЭФУ

 

Учитель

Винокурова Розалия Хамитовна

Класс

7 В

Тема

«Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени»

Учебник

1.Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие – М.: Просвещение,     2017. – Ч.1.

ЭФУ

«Учебник цифрового века» - М. Просвещение, 2017 год.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цели урока

Планируемые результаты

Познакомить с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Предметные: познакомить с образованием действительных причастий настоящего времени; познакомить с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени; сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени; сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.

Познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  оказывать  в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою  точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать  других.

Регулятивные: умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность.

Образовательные технологии

технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение

Используемые виды контроля и оценивания на уроке

самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы осуществляется обучающимся через тренажеры ЭФУ, контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся осуществляется учителем

Необходимое оборудование, в том числе интерактивное

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, мультимедийный проектор

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/cuffiksy-dieistvitiel-nykh-prichastii

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Деятельность учителя

ЭФУ

Деятельность ученика

I. Мотивационный

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.

Презентация к уроку

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/cuffiksy-dieistvitiel-nykh-prichastii

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.  Настраиваются на совместную деятельность.

Коммуникативные УУД

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать точку зрения одноклассника.

2.Осуществлять совместную деятельность.

Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для взаимной работы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Закрепление знаний по теме «Действительные и страдательные причастия»

Учитель:

- Найдите ошибки в моем утверждении: «Причастие – служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос 

сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительные и качественные. Страдательные причастия обозначают признак по действию самого предмета. Действительные причастия образуют  краткую форму. Краткая форма страдательных причастий в предложении  являются определениями».

2. Проверка упр. 88

Слайд 3

C:\Users\Франсуа\Desktop\img_user_file_564069d8bfd6d_2.jpg

1.Ученики работают в режиме фронтального опроса, находят и исправляют  ошибки в высказывании учителя, аргументируя свой ответ.

2.За доской во время предыдущей работы 2 ученика делают синтаксический разбор 2 и 4 предложения; указывают краткие причастия.

Проверка работы учащимися; самопроверка.

Познавательные УУД

1.Анализировать, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2.Излагать свое мнение, аргументируя его.

Регулятивные УУД:

1.Находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать и слышать других, уважительно относиться к мнению окружающих. 

Результат совместной деятельности:  отработан учебный материал предыдущих уроков, проверена степень усвоения материала, изученного ранее; осуществлена проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной деятельности обучающихся.

III. Орфографическая  разминка.

1.Работа со сравнительной таблицей «Спряжение, вид и переходность глагола». (Приложение 1)

 

- Составьте рассказ в учебно-научном стиле на основе таблицы.      

1.Образовать от данных глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение, вид и переходность глаголов:

Образец: стро\ят (II спр., несов. вид, перех.) дом.

Тревожить человека, стелить постель, строить дом, бороться за мир, лечить людей, сеять рожь, видеть насквозь,  ненавидеть лень.  

- В чем особенность глаголов брить, вертеть, ненавидеть?

Работа с электронным учебником. Приложение 1. (работа со сравнительной таблицей «Спряжение, вид и переходность глагола»).

1.Работа в парах на «оценочных листах».

2.Ученики работают  самостоятельно в тетради (слайд 2).

Проверка  выполненного задания с помощью тренажера ЭФУ(слайд 3).  

Познавательные УУД

1. анализировать, сравнивать, группировать;

2. структурировать и представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД

1. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

2. организовывать работу в паре.

3. владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать.

Регулятивные УУД:

2.Находить и исправлять ошибки.

Результат совместной деятельности:  закреплены навыки определения необходимых в дальнейшем признаков глагола; осуществлена подготовка обучающихся к изучению нового материала

IV.  Формулирование цели урока.

(формулировка проблемного вопроса) 

1.На доске сделана следующая запись: строят  дом – семья, строящая дом; сеют рожь – люди, сеющие рожь

- Видите ли вы какую-нибудь закономерность в написании суффикса действительного причастия настоящего времени?

2. От какой основы глагола образованы действительные причастия настоящего времени: от основы неопределенной формы или от основы настоящего времени?

- Попробуем образовать действительное причастие настоящего времени от глаголов прочитать, появиться. Это невозможно.  Почему? Какого они вида?

1. Обучающие делают вывод, определяют проблему урока: научиться правильно  писать суффикс действительных причастий настоящего времени, объясняя условия выбора написания.

2.Обучающиеся  делают самостоятельно вывод об образовании действительных причастий.

Познавательные УУД:

1.анализировать и обобщать, делать выводы;

2. сравнивать объекты по заданным критериям;

3. устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1.  высказывать предположения на основе наблюдений;

2.  формулировать цель урока.

Коммуникативные УУД:

1.формулирование и аргументация своего мнения.

Результат совместной деятельности:  сформулирована проблема урока; освоен новый теоретический материал.

V. Развитие правописных умений.

2.Выборочный   диктант.

1. В один особенно солнечный день стали вынимать, с треском выдирать сверкающие на солнце зимние рамы. 2. Стали заводить свои дремотные и успокоительные трели лягушки на пруду в медленно густеющей весенней темноте, обещающей ночью теплый дождь. 3. Был июньский вечер, во дворе уже пахло холодеющей травой. 4. Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую вершину в синее яркое небо. 5. Солнце пригревало сухое крыльцо, ярко и нежно зеленеющий двор и уже по-весеннему сереющий в мягком блеске сад.

Лингвистическая задача 1

(работа с ЭФУ)

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/cuffiksy-dieistvitiel-nykh-prichastii

 Задание: вставить пропущенную букву в суффиксе –ущ-/-ющ- и –ащ/-ящ; выделить орфограмму, в скобках объяснить условие выбора буквы (н.ф. глагола и спряжение.  Самопроверка.

2.Обучающиеся записывают в тетрадях действительные  причастия настоящего времени, выделяют орфограммы, связанные с проблемным вопросом урока. Взаимопроверка. (слайд 4)

3.Творческое задание.

Составить предложения с данными словосочетаниями. Графически объяснить знаки препинания при причастном обороте, выбор гласной в суффиксе. (слайд 5)

Пряч…щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; плещ..щееся у ног море; дождь хлещ..щий в окна; птицы щебеч..щие под окном; та..щий на солнце снег; ветер колыш…щий тростник; огни маяч..щие во тьме.

Проверка работ нескольких обучающихся.

Регулятивные УУД

1.находить и исправлять ошибки

2.корректировать свою деятельность

Познавательные УУД

1.подведение под понятие

2.использование общих приемов решения задач

3.использование знаково-символических средств;

4.построение речевых высказываний

5.выведение следствий

Коммуникативный УУД:

1.планирование учебного сотрудничества

2. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Результат совместной деятельности: закреплен изученный материал, отработан алгоритм действий выбора гласной буквы в суффиксах причастий, выполнены упражнения различной степени сложности, отработано умение находить в тексте изученную орфограмму, обозначать опознавательный признак орфограммы, получены ответы на проблемные вопросы урока.

VII.  Итог урока.

– Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие умения развивали?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Что осталось непонятным, трудным в изученной теме?

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание (разноуровневое).

I уровень - упр.109 (по условию); II уровень - составить словарь из 15 действительных причастий настоящего времени;

III уровень – составить текст, включающий действительные причастия настоящего времени (объем – 10 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

" Моделирование технологической карты с учётом требований ФГОС основного общего образования"

В этой статье подробно изложено моделирование технологической карты....

Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Исследовательская деятельность на уроке – реализация ФГОС основного общего образования.

ФГОС пришли и в основное общее образование. Наша гимназия была среди образовательных учреждений, которые начали внедрения ФГОС на два года раньше остальных в качестве эксперимента. На следующий учебны...

Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...