Рабочая программа курса по выбору "Практическая география" 5-6 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Клочкова Екатерина Юрьевна

Рабочая программа ориентирована на развитие практических умений работать с картой и планом местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_prakticheskaya_geografiya_5-7_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 к основной образовательной программе

основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа

 курса по выбору

 «Практическая география»

для 5 и 6  классов

                                                         

                                                                       Составитель: Клочкова Е.Ю.

                                                                                                               

г. Мегион

2019 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской программы курса по выбору 6 классов   А.М. Куприна «Практическая география» которая была опубликована в научно-методическом журнале «География в школе». ООО Издательство: «Школа - Пресс», Москва № 8, 2014г.

Цель данного курса: содействовать формированию практических умений при работе с географической картой, планом местности, диаграммами, графиками и развитию картографической грамотности, познавательного интереса у учащихся к предметной области география.

Основные задачи:

  • Развитие элементарных практических умений при работе с приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
  • Развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • Выработка понимания общественной потребности в географических (картографических) знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

В последние годы при выборе предмета для итоговой аттестации учащиеся массово выбирают такой предмет как, география.  В этом учебном году география была на первом месте в выборе экзаменов. Актуальность данного курса в том, что на занятиях мы продолжим совершенствовать картографические умения, которые необходимы для успешного усвоения школьной программы по географии, сдачи экзамена и развития познавательного интереса к предмету. На занятиях ребята будут совершенствовать, такие  умения как определение расстояний по карте, ориентирование по компасу и другим косвенным признакам, определение азимута, нахождение заданного объекта по  географическим координатам, научаться чертить профиль местности и понимать условные знаки топографических карт. Данный курс является практико-ориентированным.

Срок реализации рабочей программы 2019-2020 учебный год.

Учебно-методический комплекс

Для реализации программного содержания используется УМК:

1.И.И.Баринова и др. Внеурочная работа по географии. М., «Просвещение»

2.А.М.Куприн. Занимательная картография. М., «Просвещение»

3.Н.В. Андреев «Топография и картография». М., «Просвещение»

4.Атласы и контурные карты 5-8 классы, Дрофа

Рабочая программа курса составлена на 15 часов, 9  из которых это практические занятия с различными тематическими картами.

 Основной вид деятельности направленный на развитие ключевых компетентностей: это практико-ориентированная деятельность.

Форма отчетности предполагает вариативный выбор: творческая работа, индивидуальный или групповой проект, зачеты в конце каждого раздела.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Объяснять, для чего изучают географию (в том числе картографию);

Объяснять значение основных картографических терминов и понятий;

Работать с компасом и другими топографическими приборами;

Ориентироваться на местности при помощи компаса, плана местности, карты;

Называть масштабы планов местности, глобуса, карт; уметь переводить один вид масштаба в другой;

Читать план местности и карту;

Определять измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

Производить простейшую съемку местности;

Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

Определять географические координаты;

Называть (показывать) элементы градусной сети, объяснять их особенности.

Метапредметные

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, планом;

Выделять главное, существенные признаки понятий;

Участвовать в совместной деятельности;

Высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете;

Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

Оценивать работу одноклассников.

Личностные

Ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.

Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Всего       теория       практика

1

План местности

6

1

5

2

Географическая карта

9

1

8

3

Географическая информация в диаграммах, графиках, синоптических картах

7

1

6

4

Разбор олимпиадных заданий.

5

1

4

5

Создание группового проекта

8

3

5

Итого:

35

7

28

Календарно-тематическое планирование

Тема

Виды учебной деятельности

Дата по плану

Дата по факту

План местности

1.

Презентация курса на уроках географии. Составление списка учащихся.

Анализ географической информации представленной в виде условных знаков;

Формирование практических навыков работы с планом местности;

Определение азимута, расстояний, направлений;

Составление планов местности и заданий к нему;

Презентация продукта собственной деятельности;

2.09

2.

Чтение плана местности. Условные знаки.

9.09

3.

Изогипсы. Понимание профиля местности.

16.09

4.

Азимут. Применение азимута на практике.

23.09

5.

Стороны горизонта. Определение расстояний объектов относительно друг друга.

30.09

6.

Составление простейших планов местности и задание к нему.

7.10

Географическая карта.

7.

Параллели меридианы.

Находить определенные меридианы и параллели на карте;

Определять географические координаты;

Составлять задачи на определение географических координат;

Называть масштабы планов местности, глобуса, карт; уметь переводить один вид масштаба в другой;

Анализировать и понимать изображения рельефа на карте;

Определять измерять направления, расстояния на  карте и на местности;

Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

14.10

8.

Географическая широта

21.10

9.

Географическая долгота

28.10

10.

Определение географических координат.

11.11

11.

Определение географических объектов по географическим координатам.

18.11

12.

Составление задач на тему «Географические координаты»

25.11

13.

Масштаб и его виды. Перевод численного масштаба в именованный и наоборот.

2.12

14.

Определение расстояний и направлений по географической карте.

9.12

15.

Зачет по теме «Географическая карта»

16.12

Анализ географических диаграмм, графиков, синоптических карт.

16.

Часовые пояса. Практическая работа « Решение задач на определение времени».

Решение задач на время;

Определение типа климата по климатическим диаграммам;

Построение климатических диаграмм по заданным показателям;

Вычисление средней температуры воздуха;

Анализ синоптических карт;

Определять погодные изменения по синоптическим картам, понимать условные обозначения синоптических карт.

Применение знаний для решения нестандартных задач по географии;

23.12

17.

Климатические пояса. Чтение и анализ климатических диаграмм.

13.01

18.

Построение климатических диаграмм. Определение типа климата по диаграммам.

20.01

19.

Вычисление средней температуры воздуха за сутки, месяц, год. Анализ графиков температур.

27.01

20.

Синоптические карты.  Определение погоды по синоптическим картам.

3.02

21.

Составление заданий по синоптическим картам, климатическим диаграммам, графикам.

10.02

22.

Игра «Мы работаем на метеостанции»

17.02

Разбор олимпиадных заданий различного уровня сложности.

23.

Разбор олимпиадных заданий

Применять полученные знания для решения олимпиадных заданий;

Работа в малых группах;

24.02

25.02

24.

Разбор олимпиадных заданий

2.03

25.

Разбор олимпиадных заданий

9.03

26.

Разбор олимпиадных заданий

16.03

27.

Разбор олимпиадных заданий

30.03

6.04

Создание группового проекта.

28.

Выбор темы проекта. Определение его актуальности.

распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;

-ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;

-оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;

-добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;

-планировать свою работу;

-оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

-выявлять и анализировать допущенные ошибки.

6.04

13.04

29.

Распределение ролей между участниками проекта.

13.04

20.04

30.

Формулирование научного аппарата проекта: определение цели, гипотезы, задач, подбор методов исследования.

20.04

27.04

31.

Индивидуальные консультации по проекту

27.04

4.05

32.

Индивидуальные консультации по проекту.

4.05

11.05

33.

Оформление работы согласно требованиям.

11.05

18.05

34.

Презентация проекта.

18.05

25.05

35.

Рефлексия.

25.05

Форма отчетности с планируемыми результатами

и критериями оценивания

Форма отчетности

Планируемые результаты

Технология проведения

Критерии (нормы) оценивания

Групповой проект, зачеты по темам

Отследить  уровень  достигнутых  результатов

Выступление на заключительном занятии и презентация своей работы.

Уровень  достигнутого  результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...