Урок по теме "Германия"
план-конспект занятия по географии (9 класс)

9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_na_temu.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии

на тему «Германия»

7 класс

Цели урока:

 • Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Германии.

 • Выявить духовные ценности и культурно - исторические центры страны.

 • Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях физико-географического положения, населения и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов страны.
  2. Развивающая: способствовать формированию общеучебных навыков слушания; анализировать, выявлять причинно-следственные связи.
  3. Развивать пространственное воображение изучаемой страны и творческие способности учащихся посредством использования наглядных технических средств обучения.
  4. Совершенствовать развитие навыков работы учащихся дополнительными источниками географических знаний.
  5. Развивать умения и навыки работы школьников с тематическими картами атласа, контурной картой.
  6. Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

 Оборудование: учебник, атлас, политическая карта Европы, видеоматериалы, презентация, интерактивные материалы, цветные карточки.

 Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок-практикум с элементами заочного путешествия.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Запись домашнего задания

Пар. 49-50,выучить номенклатуру«Природные комплексы Евразии»+ характеристика хозяйства  Германии (Слайд 2)

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1. Задание «Самый, самый, самый»

Мы с вами уже знаем, что материк Евразия полностью расположен в северном полушарии и является самым большим на Земле. Его площадь составляет 53, 3 млн. кв. км – это 1/3 часть суши. (Слайд 3)

Кроме большой величины на материке Евразия есть еще места - «рекордсмены», которые являются «самыми - самыми». А знаете ли вы эти места мы сейчас и выясним. 1 ученик выйдет к доске, я буду задавать ему вопросы. Нужно будет не только ответить на поставленный вопрос, но и показать географический объект на карте.(работа с интерактивной картой)

Вопросы:

  1. Самая высокая вершина мира (Джомолунгма, 8 848 м).
  2. Самое низкое место мира, расположенное ниже уровня моря (Мертвое море, - 403 м).
  3. Самый большой полуостров в мире (Аравийский, 3 млн. кв. км).
  4. Самое большое озеро (Каспий, 390 тыс. кв. км).
  5. Самое глубокое озеро на земном шаре (Байкал, 1620 м).
  6. Самое большое по площади государство в мире(РФ)
  7. Самая населенная страна (Китай)

2. Задание «Номенклатура»

Пока работает учащийся у доски, вы покажите свои знания номенклатуры «» письменно (раздача листов на которых нанесены цифры геогр. объектов, ваша задача подписать их). Время выполнения работы 4 минуты.

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

При знакомстве с регионом Западная Европа мы выяснили, что эти страны выделяются высокоразвитым хозяйством и наиболее развита промышленность и сельское хозяйство.

Что это за страны?  (Германии, Франции, Великобритании).

 На сегодняшнем уроке мы выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности Германии. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.

  1. Изучение нового материала.

С чем у вас ассоциируется государство Германия? ( высказывание мнений)

(Слайд 4)

На гербе Германии представлен  орел - символ мужества, жизненной силы и солнца. 

Черный цвет на флаге рассматривают как символ прошлого, былой германской империи. Красный цвет символизирует современное внутриполитическое положение в Германии. Желтая полоса флага олицетворяет будущее этой страны.   

 Площадь территория Германии = 357 тыс. кв. км.

(Слайд 5)

Немножко окунемся в историю этого государства.

Германия, в конце Второй Мировой войны, была разделена на 2 части. Границей послужила Берлинская стена она была возведена 1961 г. и разделила это государство и столицу Берлин на Германскую Демократическую Республику и Федеративную Республику Германию. Протяжённость стены составило 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км. 9 ноября 1989 г. пала берлинская стена. До наших дней сохранились участки этого укрепления, на этих местах организованы мемориалы.

(Слайд 6)

А сейчас мы с вами узнаем географические особенности этого государства. Все страны описываются по определенному плану.

План (на экране)

  1. Физико-географическое положение страны.
  2. Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Природные зоны.
  6. Народы, населяющие страну, их основные занятия.
  7. Заочное путешествие по отдельным достопримечательностям  Германии. (Доклады учащихся – опережающее задание).

Сегодня вы будете работать группами. Каждая группа получает задание, работает над ним 3-4 минуты и в результате 1 представитель группы выступает возле карты.

Группа 1.

Описать физико-географическое положение Германии. (столица, в какой части Европы располагается, имеет ли выход к морям, океанам, протяженность с севера на юг, с запада на восток, с   какими странами граничит)

Группа 2

Описать особенности рельефа. Полезные ископаемые.( какие формы рельефа преобладают, перечислить их, назвать где они располагаются; перечислить месторождения полезных ископаемых- бассейны) (интерактив)

Группа 3

Описать климат. (в каких климатических поясах располагается, средние температуры января, июля, количество осадков- по атласу)

Группа 4

Описать внутренние воды (крупные реки, озера)

Группа 5

Описать природные зоны (перечислить природные зоны, растения и животные проживающие на территории Германии)

Группа 6

Народы, населяющие страну, их основные занятия (язык, количество людей, религия, денежная единица) (Слайд 7)

Религия

Количество

Христианская

  • Католики
  • Протестанты
  • Православные

53 млн.

26 млн.

26 млн.

900.000

Мусульмане

3,3 млн

Буддисты

230.000

Выступление учащихся.

VI. Физкультминутка.

Наверное каждый из нас мечтает побывать в разных уголках нашей планеты. Сейчас мы совершим заочное путешествие в самые красивые места Германии.(опережающее домашнее задание)

  1. Готический собор в Кёльне
  2. Бранденбургские ворота
  3. Замок Нойшванштайн
  4. Боденское озеро
  5. Бременская ратуша

VII. Закрепление изученного материала

Тест  «Германия».

1. Германия находиться на материке:

А) Евразия

Б) Северная Америка

В) Южная Америка

2. Столица Германии:

А) Мюнхен

Б) Берлин

В) Гамбург

3. Рельеф Германии:

А) горный;

Б) равнинный;

В) на севере равнинный, на юге горный;

4. Германия лежит в:

А) экваториальном климатическом поясе;

Б) тропическом поясе;

В) умеренном климатическом поясе.

5. Какой реки нет в Германии:

А) Рейн;

Б) Одра;

В) Волга;

6. Какие горы располагаются на территории Германии:

А)Альпы;

Б) Пиренеи

В)Кавказ

Прием «Поделись знанием»

Есть мячик, когда попадает он к вам, вы говорите то, что больше всего запомнилось или понравилось на уроке. Повторятся нельзя.

VIII. Рефлексия.

Ребята, кому понравился урок, поднимите розовые карточки, кто был равнодушен к изучаемому материалу – поднимите зеленые карточки, кому было не интересно – синие карточки.

IX. Выставление оценок

Хозяйство. Германия является одной из развитых стран мира. Из отраслей хозяйства страны главную роль играет промышленность. Фабрики и заводы изготовляют самую различную продукцию. Особенно в стране делают много машин. Машиностроительные и химические заводы известны во всем мире. Своим промышленным развитием выделяется Рурская область, здесь расположен Рурский каменноугольный бассейн. Химические товары, автомобили, изделия радиоэлектроники вывозят в большом количестве в другие страны. Назовите порты Германии. В портовых городах строят морские суда. Климатические условия позволяют выращивать самые разные культуры. Основной продовольственной культурой является пшеница, выращивают также рожь, овес, сахарную свеклу и другие. Развито животноводство. Для выпаса крупного рогатого скота используют альпийские луга, пастбища. Занятия населения сельским хозяйством сказываются на национальной кухне, которая знаменита своими колбасами и сосиськами.

Группа 1

Физико-географическое положение страны. Германия расположена на материке Евразия. Это одно из высокоразвитых государств в мире. В 1949 году на территории Германии были образованы два немецких государства – ФРГ, а в 1990 году произошло их объединение. На востоке страна граничит с Польшей, юго-востоке с Чехией, на юге с Австрией, Швейцарией, на западе с Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, на севере с Данией. Омывается водами Северного и Балтийского морей.

Группа 2

Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Территория Германии вытянута с севера на юг. По природным условиям, и по их использованию населением она неоднородна. В северной части страны лежит Северо-Германская низменность. Когда-то на территории Северо–Германской низменности было море, оставившее толщи осадочных отложений. Рельеф низменности сформировался под воздействием талых вод ледника. Между моренными холмами расположились небольшие озера ледникового происхождения. Как и в нашей стране, последний ледник был здесь сравнительно недавно, около 10000 лет назад.

На равнинах есть месторождения калийных солей, каменного и бурого угля. На побережье Северного моря наблюдается опускание земной коры. В результате значительная часть побережья оказалась под угрозой затопления морем, поэтому люди ограждают земли от наступающего моря. Большую часть страны занимает полоса средневысотных гор, которые покрыты лесом и очень живописны. (Использование учебной картины “Рудные горы”). Породы, слагающие горы, древние, твердые, кристаллические, чаще всего граниты, гнейсы, песчаники известняки. Рудные горы оправдывают свое название. Они довольно богаты полезными ископаемыми – цинком, свинцом, серебром, хотя сейчас руд осталось мало, они давно уже выработаны. На границе с Бельгией расположены Рейнские Сланцевые горы. Они названы по Рейну и состоят из глинистых сланцев. На горных пастбищах пасут скот, а на полях выращивают рожь, овес и картофель. В живописных горных массивах расположено много заповедников и мест летнего отдыха населения. На территории Германии расположены также горы Гарц, Тюрингенский лес. Южную часть Германии занимают северные хребты Альп и их предгорья. Это: Шварцвальд, Швабский Альб, Франконский Альб. Северные Альпы невысоки, и лишь отдельные вершины поднимаются до 3000 м. Здесь находится высшая точка Германии – гора Цугшпитце (2962 м). Здесь также с целью охраны природы созданы заповедники и национальные парки.

Группа 3

Климат. Климатические условия Германии благоприятны для проживания населения и ведения хозяйства. Страна расположена в умеренной зоне. Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. В горных районах проявляется высотная климатическая поясность. При распространении над Европой антициклона, приносящего массы холодного воздуха из Сибири, наблюдаются низкие температуры. Например, на Северо-Германской низменности температуры понижаются до –12°С. Летом температуры повышаются в южном направлении, и самые высокие показатели отмечаются на Верхнерейнской низменности. Средняя температура июля там 19°С, а средняя температура июля в Берлине 18,5°С.

Среднегодовое количество осадков в целом по стране составляет 600–700 мм. В средневысотных горах с наветренной западной стороны намного больше, с подветренной восточной (например, в Гарце) – меньше, в Альпах – 1000-2000 мм и более.

Группа 4

Внутренние воды. На территории Германии протекают следующие крупные реки: Рейн, Эльба, Везер, Дунай и на границе с Польшей протекает река Одра. Самая крупная и красивая река Рейн. (Учебная картина “Рейн в среднем течении”) Он многоводен и круглый год судоходен. Почему он многоводен? “Рейн” в переводе означает “чистый”. Рейн, протекающий в западной части Германии, является главной водной магистралью страны. Протекая через Боденское озеро, он служит естественной границей, разделяющей Германию, Швейцарию и Францию. В предгорьях Альп в Рейн впадает большое количество притоков. Между Бингеном и Бонном эта река прорезает глубокое ущелье в Рейнских Сланцевых горах, далее выходит на Северо-Германскую низменность и впадает в Северное море.

Группа 5

Природные зоны. На территории государства расположены следующие природные зоны - смешанные леса и широколиственные (Учебная картина о лесе). Лесов осталось мало. Они занимают ? часть площади страны и сохранились преимущественно в горах. Преобладают ландшафты, созданные человеком. Из деревьев растут в смешанных лесах и широколиственных лесах следующие породы: сосна, ель, дуб, бук, граб, береза и другие.

Характер почв, их разнообразие зависят, прежде всего, от местных материнских пород и характера растительного покрова. Почвы гор Средней Германии весьма разнообразны. Они используются под пастбища или леса. На низменностях и речных террасах распространены самые плодородные почвы - черноземы, встречающиеся к востоку от Гарца и в Тюрингенском бассейне переходящие в бурые лесные почвы. Здесь расположены лучшие пахотные земли.

Наиболее благоприятными условиями выделяется район Брауншвейга – Ганновера с чернозёмовидными почвами. Рейнская и Мозельская долины представляют собой полосу виноградников, садов, табачных плантаций, зону интенсивного пригородного хозяйства, снабжающую города по Рейну. Почвы Альп различаются в зависимости от высотного положения местности и крутизны склонов. Плодородие почв существенно повышено мелиорацией и регулярным внесением удобрений.

Фауна Германии не очень богата. Наиболее распространенные на территории Германии животные: белка, кабан и лисица, благородный олень, косуля, лань, зайцы, кролики, мышевидные грызуны. На альпийских лугах обитает сурок. В долине Эльбы – бобры, лесные куницы, дикие кошки.

Среди немногочисленных рептилий выделяется гадюка. Из птиц встречаются преимущественно воробьи, скворцы, дятлы, дрозды, кукушки, зяблики, ласточки, иволги, совы, сороки, луни, фазаны, куропатки. В заповедниках сохранились дрофы, филин, каменный орел, цапля, журавль, аист. Из болотных птиц– вальдшнепы, чибисы, бекасы, белые аисты. Влажные районы по берегам Балтийского и Северного морей имеют важное значение для перелетных птиц Европы, особенно уток, гусей и болотных птиц. В прибрежных водах водятся сельдь, треска, камбала, морской окунь; в реках страны – карп, форель, сом.

Группа 6

Народы, населяющие страну, их основные занятия. По национальному составу население Германии однородно. Почти 100% населения – немцы. После объединения двух государств ФРГ и ГДР (в 1990 году) численность населения страны составляет 82 млн. чел.

Обязательное обучение длится с 6 до 18-летнего возраста. После четырех лет Начальной школы ученик может выбирать между различными школами, с различным уровнем дальнейшего образования, между Основной школой, реальной школой (10 классов), Гимназией или Всеобщей школой. Кроме того, имеется особые школы с специально обученными преподавателями, для трудных детей.

По национальному составу в стране проживают: турки, итальянцы, греки, поляки, хорваты, боснийцы и австрийцы. Почти 90% населения живет в городах.

Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловая и выходная одежда не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой.

Группа 1.

Описать физико-географическое положение Германии. (столица, в какой части Европы располагается, имеет ли выход к морям, океанам, протяженность с севера на юг, с запада на восток, с   какими странами граничит)

Группа 2

Описать особенности рельефа. Полезные ископаемые.( какие формы рельефа преобладают, перечислить их, назвать где они располагаются; перечислить месторождения полезных ископаемых- бассейны)

Группа 3

Описать климат. (в каких климатических поясах располагается, средние температуры января, июля, количество осадков- по атласу)

Группа 4

Описать внутренние воды (крупные реки, озера)

Группа 5

Описать природные зоны (перечислить природные зоны, растения и животные проживающие на территории Германии)

Группа 6

Народы, населяющие страну, их основные занятия.(язык, количество людей, религия, денежная единица)

Религия

Количество

Христианская

  • Католики
  • Протестанты
  • Православные

53 млн.

26 млн.

26 млн.

900.000

Мусульмане

3,3 млн

Буддисты

230.000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...