Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (6 класс)

Куулар Вероника Владимировна

Технологическая карта урока по теме: "Атмосфера: состав, строение и значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_kuular_v.v.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Учитель: Куулар Вероника Владимировна

Тема: Атмосфера: состав, строение, значение.

Класс: 6 «В» класс.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

Место и роль урока в изучаемой теме: урок №1 в разделе "Атмосфера"

Цель: Познакомить учащихся с составом воздуха атмосферы, её строением, значением.

Задачи:

образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, в группе, давать оценку работы товарищей и самооценку

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения.

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, в группе

Ведущие понятия: атмосфера, воздух, сферы атмосферы.

Оборудование: интерактивный экран.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

  1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой.

Проверка готовности к уроку

  1. Актуализация знаний

Хочу начать наш урок со слов Джорджа Бернарда Шоу (это известный литературный деятель, мыслитель, получатель многих наград, в том числе Нобелевской премии и премии «Оскар» в области литературы): «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Так вот ребята, чтобы получить знания мы сегодня займемся исследовательской деятельностью. Мы с Вами уже изучили две оболочки Земли. Так какие оболочки Земли мы уже изучили? Это литосфера и гидросфера. Дайте пожалуйста определения этим понятиям.

- Что значит литосфера для человека?

- Что такое Мировой океан, ребята?

- - Кто пойдет к доске и покажет океаны на карте. Пожалуйста, покажите АО,ТО,СЛО,ИО,ЮА.

Вспоминают прошлый учебный материал.

Работают у карты

Личностные результаты:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Понимание существования разных мнений.

  1. Целеполагание

1. Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, есть, а вроде бы и нет?!

Цель и задачи урока.

Учащиеся отгадывают загадку и определяют тему урока. Формулируют цель урока: изучить воздушную оболочку Земли, её состав и строение, значение.

Запись в тетрадь темы урока.

Метапредметные результаты:

Формируют действия целеполагания

  1. Открытие новых знаний:

А) Что такое атмосфера.

Начинаем наши исследования. Так с какой страницей учебника мы начинаем работать. Кто выяснил? (с.127). находим в тексте учебника определение Атмосфере.

  • Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Записываем определение.

От греческого «атмос» - воздух, «сфера» - шар, оболочка. (в тетрадь).

Термин «атмосфера» был введен в научную терминологию М.В. Ломоносовым в 1775 году. Ее толщина составляет примерно 3 тыс. км. Нижней границей является

земная поверхность, хотя воздух содержится во всех трещинах горных пород и в воде. Верхняя граница атмосферы отсутствует: воздушная оболочка

постепенно растворяется в космическом пространстве. Сила земного

притяжения удерживает атмосферу у нашей планеты.

  1. Находят в учебнике соответствующий параграф и страницу.
  2. Находят и записывают определение атмосфере.

Личностные результаты:

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.

Предметные результаты:

Формирование представления о составе и строении атмосферы.

Формирование представления о значении воздуха для природы и человека.

Метапредметные результаты:

Умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями; умение составлять таблицы;

Формирование навыков по поиску информации и ее анализу; навыков самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

Б) Что такое воздух. Свойства и состав воздуха

А что такое воздух? * воздух необходим для жизни, дыхания, без воздуха мы не можем жить и жизни на Земле и не было бы.

Найдите в тексте учебника определение воздуху.

* Воздух – это смесь различных газов.

- Где есть воздух? (на улице, в доме, в почве, в воде и т.д.)

Определим состав воздуха. Работаем с рисунком в учебнике

Работаем с рисунком 89. Что содержится в воздухе? Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%. К другим газам что относиться? Найдите информацию в тексте. *В воздухе атмосферы, кроме азота и кислорода, содержатся аргон, углекислый газ, пары воды, водород, озон, гелий, а также твердые и жидкие взвешенные частицы. (схему в тетрадь).

Послушаем сообщения ваших одноклассников.

  1. Работа с текстом, рисунком в учебнике;
  2. Самостоятельное определение состава воздуха;
  3. Доклады учеников;
  4. Вывод

В) «Строение атмосферы»

И у нас впереди новое исследование «Строение атмосферы Земли».

  1. Работа с рисунком с. 127.
  2. Видеофрагмент: «Строение атмосферы» (смотрим видео)
  3. Вы видите на доске таблицу. Она не заполнена. Исследуйте слои атмосферы с помощью рисунка на с. 127. Вы должны до конца заполнить таблицу. На ваших столах уже подготовлены бумаги с предложениями. Вам нужно прочитать и догадаться к какому слою и какой характеристике соответствует предложения на листках. Обсудите в группе. На обсуждение даю 30 секунд.

1. работа с рисунком;

2. Просмотр видеоматериала;

3. обсуждение и заполнение таблицы;

4. делают вывод о строении атмосферы.

  1. Физминутка

«Степной тюльпан», «Проколотый мяч»

Выпоняют упражнения

  1. Значение аимосферы

Мы плавно переходим к изучению следующей части вопроса нашей темы – значение атмосферы.

Можно ли обойтись без воздуха?

Нет! Какой вывод можно сделать

- атмосферный воздух необходим нам с вами и всем живым организмам для дыхания.

- А для чего ещё нужна атмосфера на Земле?

2 человека пойдут работать у доски. Игра «Осколки» . вам нужно продолжить тему урока.

А остальные ребята. Предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации». Вы должны сравнить картину с атмосферой.

Что вы видите? Какие ассоциации, связанные с атмосферой, вызывают у вас эти предметы? Можно ли атмосферу нашей планеты сравнить с этими предметами? (идет дискуссия)

Посмотрим видеофрагмент.

А теперь посмотрите, что происходит с атмосферой в современном мире?

Вывод: Роль атмосферы в нашей жизни велика. Однако в результате хозяйственной деятельности людей состав атмосферы изменяется не в лучшую сторону.

Обсуждение:

С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны

воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива

огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха.

Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его

могут поглотить все растения Земли. Это приводит………

вывод:

1. обсуждение значения атмосферы;

2. игра «Осколки»;

3. игра «Ассоциации»

4. дискуссия по результатам игры Осколки и Ассоциации какой вывод можно сделать о значении атмосферы;

5. просмотр видеоматериала и обсуждение

  1. Закрепление изученного материала

Работа на листках бумаги. Дети отвечают письменно на листках.

«Что за цифра»:

«Что значат эти цифры?»

  • 3000 км. - толщина атмосферы
  • 78% - содержание азота в атмосфере
  • 21% - содержание кислорода в атмосфере
  • 1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а также примесей: водяного пара, пыли.
  • 18 км -толщина на экваторе тропосферы
  • 55 км - верхняя граница стратосферы

«Угадай по описанию»

  1. В этом слое находится газ озон. (стратосфера)
  2. Находится почти 80% атмосферного воздуха. (тропосфера)
  3. Простирается до высоты 50-55 км. (стратосфера)
  4. Температура быстро растёт и на высоте 500-600м составляет 1500 градусов (термосфера)
  5. Содержится почти вся атмосферная влага. (тропосфера)
  6. Верхняя граница над экватором располагается на высоте 18 км.
  7. Воздух находится в разреженном состоянии. (стратосфера)
  8. Происходит образование облаков, движение воздушных масс, образуется ветер. (тропосфера)
  9. Практически отсутствует водяной пар, почти не образуются облака. (стратосфера)
  10. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном (озоновый слой)
  11. Где наблюдаются полярные сияния? (В ионосфере)

После выполнения самостоятельной работы обменяйтесь листами. Проверим ваши ответы и вам нужно выставить оценку вашему однокласснику.

1. Учащиеся выполняют задание на листках;

2. после выполнения проверочных работ учащиеся обмениваются листами;

3. обсуждение проверочной игры «Что значат эти цифры» и «Угадай по описанию» и проверка работы друга и выставление оценки своему однокласснику.

3. листы сдают учителю.

  1. Рефлексия

Подведём итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

Выясним каково состояние атмосферы в 6 В классе. Ребята, от этого урока на душе ясно или пасмурно? Поднимите руки у кого пасмурно?

Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в исследовательский дневник, включая результаты теста.

1. обсуждают, что нового узнали на уроке;

2. выясняют достижение цели урока;

3. оценивание учениками собственной работы на уроке.

Познавательные УУД:

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- умение устно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- установление связи между целью деятельности и её результатом.

  1. Задание на дом и оценивание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание

Задание обязательное:

  • Ребята, работы по измерению температуры воздуха и слежение за погодой продолжить.
  • Параграф 39 читать

С. 130, вопрос № 6 и 7. Обратите внимание. Учитель объясняет, как выполняют домашнее задание.

Итоги учителя по уроку.

Выставление оценок учащимся в электронный журнал.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...