Конспект урока: Воды суши. Реки
план-конспект урока по географии (6 класс)

Гаевская Евгения Николаевна

Тема: Воды суши.Реки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vody_sushi.docx363.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии «Воды суши. Реки.»

ФИО разработчика 

Гаевская Евгения Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ №3 им. Б. Богаткова г. Новосибирск

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс 

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 4. Оболочки Земли. Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли.  1 из 3

Тема урока 

Воды суши. Реки.

Уровень изучения 

Базовый

Тип урока

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные Проявление интереса к познанию природы своей страны, региона. Овладение основами исследовательской деятельности в географических науках. Ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды.

 

Метапредметные Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов. процессов и явлений. Устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения.

Предметные Классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота и ледники). Различать питание и режим рек. Сравнивать реки по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи между режимом и питанием реки, и климатом на территории речного бассейна.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Река, Исток, Русло, Устье, Режим реки, Половодье, Паводок, Межень, Бассейн реки, Пойма, речная долина, Питание реки, Ледостав, Ледоход, Водораздел, Водные ресурсы.

Краткое описание 

 Учебник. География. 5-6 класс. Начальный курс – А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Презентация к уроку «Реки России».

Книгопечатная продукция: Физическая карта мира (настенная), Атлас + контурные карты. 6 класс.

Интернет ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/802/

Технические средства: Ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! 

Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все «ключи» собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная…
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.

                                Татьяна Лаврова — Щедрая, широкая, раздольная.

Ребята, вы поняли уже, что сегодня речь пойдёт о реках.

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках Рек в России более 200 тыс. больших и малых. Они несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид, вдохновляя художников и поэтов на создание произведений.

(Показ слайдов).

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Индивидуальные, групповые, фронтальные.

Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!» Антуан де Сент-Экзюпери.

А какая именно на вкус вода?

Можно ли заменить пресную воду каким-то другим ресурсом?

Где в основном сосредоточены пресные воды?

К каким водам относятся эти объекты?

Этап 1.3. Целеполагание

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием река, ее частями.  Узнаете какие реки бывают по характеру течения. Определите взаимосвязи между рельефом, горными породами и текучими водами.  Научитесь описывать строение реки, определять устье, исток, притоки реки, бассейны, системы по карте. А также находить и правильно показывать реки на географических картах.  

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Формы организации учебной деятельности: Называть части гидросферы; описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек; различать понятия «питание» и «режим реки»; классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам.

Работа с атласом

Откроем атласы и найдем Физическую карту полушарий на стр.14.

-Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так?

-Приведите каждый примеры рек, назовите их.

Реки покрывают земной шар, голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов.

- Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое началоодна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки?

Исток – это место, где река берет начало.  Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Как называется место, куда впадает река?

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.

 - Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Правило определения правого и левого притоков: 

  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).
  2. Если река впадает справа – это правый приток.
  3. Если река впадает слева – это левый приток.

Задание №1 Работа в парах. 

Вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа (ст.14) исток, устье и притоки рек, которые написаны в таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.

Название реки

Исток реки

Устье реки

Притоки реки

Правые

Левые

Обь

Ангара

Географические объекты: реки Катунь и Бия (Алтай), Карское море, Валдайская возвышенность, Каспийское море.

Давайте проверим, как вы справилась с заданием.

Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Задание №2 Схема реки. Заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

https://fhd.multiurok.ru/7/d/f/7df4e33ad1d179553bc5c608d1138ede95581495/kartochka-po-tiemie-chasti-rieki_9.jpeg

Исток

Главная река

Устье

Приток

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

 - В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- Чем равнинная река отличается от горной? Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

Задание №3 Подберите подписи к изображениям. Индивидуальная работа.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7186/20200113140534/OEBPS/objects/c_geog_6_4_1/10726a25-179c-4830-bf55-ed1cdf3bb740.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7186/20200113140534/OEBPS/objects/c_geog_6_4_1/410e9226-c149-4b0a-86b1-86f2e4443aed.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7186/20200113140534/OEBPS/objects/c_geog_6_4_1/11316cd7-5bc6-4a54-9beb-3d2b85104bbe.png

Варианты ответов:

водопад

равнинная река

пороги

Распределите характеристики горной и равнинной рек.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7186/20200113140534/OEBPS/objects/c_geog_6_4_1/bdaf7d2d-adb3-4250-9e7b-5b9c9caa463d.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7186/20200113140534/OEBPS/objects/c_geog_6_4_1/28bc8ccc-005c-41b9-b187-904789a76b48.png

Варианты ответов:

Спокойное течение.

Узкая и глубокая речная долина.

Широкая речная долина.

Стремительное течение.

Наличие порогов и водопадов.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Задание №4 Установите соответствие между понятиями и определением. Индивидуальная работа

  1. Река
  1. это место, где река берет начало.
  1. Исток
  1. место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
  1. Устье
  1. главная река со всеми притоками.
  1. Приток
  1. это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки
  1. Речная система
  1. это ручей или река, впадающая в более крупный ручей или главную реку.
  1. Бассейн реки
  1. вся территория, с которой подземные и поверхностные воды стекают в главную реку.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Задание 5. Распределите реки по бассейнам океанов: Индивидуальная работа

Енисей, Волга, Обь, Кама, Белая, Урал, Печера, Северная Двина, Онега, Кубань, Терек, Дон, Ока, Лена, Колыма, Яна, Индигирка, Анадырь, Вилюй, Витим, Алдан, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Таз, Иртыш, Тобол, Ишим, Кеть, Бия, Катунь, Амур, Шилка, Аргунь, Оленёк, Зея, Бурея)

1. Бассейн Атлантического океана (1вар.)

2.Бассейн Тихого океана(2вар.)

3.Бассейн Северного Ледовитого океана (3вар.)

4.Бассейн внутреннего стока (4 вар.)

Задание №6. Назовите реки, на которых расположены города России. Индивидуальная работа.

Пермь -  Новосибирск -, Иркутск -, Уфа -, Архангельск -, Москва -, Ростов-на-Дону-, Астрахань -, Волгоград -, Казань -, Красноярск-, Якутск -, Хабаровск -, Краснодар-, Омск-.

Задание №7 Выполните задание по тексту

Эта река относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Течёт она с юга на север, а при впадении в море образует обширную дельту. Крупным её левым притоком является река Вилюй, крупные правые притоки - реки Алдан и Олёкма. В зимний период река замерзает. Начало ледостава приходится на октябрь. Она имеет смешанный тип питания с преобладанием снегового с характерным для нее весенним половодьем. Весенний ледоход отличается большой мощью и сопровождается заторами льда. Большая часть бассейна реки расположена в зоне сплошной многолетней мерзлоты. Эта река является главной транспортной артерией Восточной Сибири.

Назовите реку.

Задание №8. Назовите моря, в которые впадают реки России: Фронтальная работа.

  • Лена-, Амур-, Енисей-, Обь-, Печера-, Волга -, Северная Двина -, Дон-, Кубань -, Терек-, Яна-, Индигирка-, Колыма-, Камчатка-.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Экология реки

Задание 9. Повлияло ли строительство Новосибирской ГЭС на экологию реки Обь? 

Преподаватель:

На реке Обь в 1950 году была построена Новосибирская ГЭС, в результате русло реки было перегорожено плотиной и образовалось большое водохранилище. Ответьте на следующие вопрос.

Оказывает ли влияние строительство ГЭС на состояние реки?

Беседа.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задание № 10 (21 ОГЭ 9 класс)

В каком из перечисленных высказываний содержится информация о речном бассейне?

  1. Енисей образуется при слиянии двух рек: Большого Енисея и Малого Енисея.
  2. В верховьях Кубань – типично горная река, в среднем и нижнем течении – равнинная. Скорость течения реки колеблется от 2–2,5 м/сек в верховьях до 0,3–0,5 м/сек в низовьях.
  3. Водосбор реки Хийтола (Карелия) представляет собой территорию с большим видовым разнообразием растительного и животного мира.
  4. Река Москва замерзает в ноябре – декабре, вскрывается в конце марта – начале апреля.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Вопрос №1 Рекой называют…? Обведите «Да» или «Нет» для каждого определения:

-Река — это ток воды.          Да/ Нет

- Река — это водоток сравнительно крупных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло.           Да/ Нет

- Река — это водоток имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло.          Да/ Нет

- Река — это водоток (проливы), соединяющие лагуны с морем.        Да/ Нет

 Компетенция: Научное объяснение явлений

Тип знания: Знание содержания

Контекст: личностный

Когнитивный уровень: низкий

Тип вопроса: с выбором ответа

Дидактическая единица:

Система оценивания:

 

2 балла

Ответ принимается полностью – выбраны ответы Нет; Да; Да; Нет. Неверные ответы не выбраны.

1 балл

Ответ принимается частично – выбраны любые три верные ответа. Неверные ответы не выбраны. Или выбраны любые три верные ответа и один неверный, другие ответы не выбраны.

0 баллов

Ответ не принимается – все другие варианты ответа. Ответ отсутствует

 Вопрос №2: Чем определяется характер течения рек?

Арельефом

B) питанием рек

C) климатом

D) количеством осадков

Компетенция: Применение методов естественнонаучного исследования

Тип знания: Знание содержания

Контекст: национальный

Когнитивный уровень: средний

Тип вопроса: с выбором ответа

Дидактическая единица:

Система оценивания:

 

1 балл

Ответ принимается полностью – выбран ответ А. Неверные ответы не выбраны.

0 баллов

Ответ не принимается – все другие варианты ответа. Ответ отсутствует

 

Вопрос №3: С помощью плана описания реки дайте характеристику реки Волга.

 1.Название.

 

2.Географическое положение (Материк)

 

3.Где находится исток.

 

4.В каком направлении течёт, куда впадает, к бассейну какого океана относится.

 

5.Крупные притоки.

 

6.Характер течения и его зависимость от рельефа.

 

 

Компетенция: Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Тип знания: Знание процедуры

Контекст: национальный

Когнитивный уровень: высокий

Тип вопроса: со свободно-конструируемым ответом

Дидактическая единица:       

Система оценивания:

 

3 балла

Ответ принимается полностью – верно заполнены все ячейки таблицы.

2 балл

Ответ принимается частично – верно заполнены 7 ячеек таблицы.

1 балл

Ответ принимается частично – верно заполнены 5 ячеек таблицы.

0 баллов

Ответ не принимается – верно заполнены менее 5 ячеек.  Ответ отсутствует.

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Задание №. 11 Распределите объекты гидросферы на две группы: 1. Воды Мирового океана 2. Воды суши.

Река, море, озеро, подземные воды, ледники, болота, океан, залив, пролив, фьорд, исток, устье, приток.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Фронтальный опрос. Правильный ответ 1 бал.

-К изучению какой части гидросферы мы приступили?

-Дайте определение понятия Река?

-Как определить правый и левый притоки реки?

-Какой по характеру течения является река Лена? Воспользуйтесь картой атласа. Ст. 16

-Дайте определение понятия Бассейн реки?

-Где находятся исток и устье реи Обь?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Понятна ли для Вас тема? Какие есть вопросы?

Что вы сегодня узнали нового? Какие задания вызвали у Вас затруднения? Достигли ли мы сегодня цели урока? Какая цель была поставлена?

Цели урока

Всё понятно

Ничего не понял

Интересно, хочу узнать подробнее.

-Познакомитесь с понятием река, ее частями.

-Узнать какие реки бывают по характеру течения.

-Определять взаимосвязи между рельефом, горными породами и текучими водами.

 -Научиться описывать строение реки, определять устье, исток, притоки реки, бассейны, системы по карте.

-Находить и правильно показывать реки на географических картах. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=03df5e147b45263b774292910c6c794083afd1af-9181224-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=14359e8ed95b17391263caddc1b529b8347ba50f-9043751-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1543cbf276519af1fcf8ae795500461848318b4f-8497134-images-thumbs&n=13

Этап 5.2. Домашнее задание

Параграф 31 Изучить текст параграфа, ответить на вопросы устно.

Задание №2. Сравнить реки по плану. Название рек выбираете самостоятельно.

План описания рек  ___________________

Название реки

Название реки

  1. Материк, на котором находится река

  1. Исток реки

  1. Устье реки

  1. Направление реки (север, юг, восток, запад)

  1. Характер течения (равнинная, горная)

  1. Притоки реки (правый, левый, если есть)

  1. Режим реки (половодье, паводок, межень).

  1. Питание реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Гидросфера 8 урок. «Воды суши. Реки.»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Презентация к уроку "Воды суши. Реки"

презентация к уроку географии по теме "Воды суши. Реки."...

Методическая разработка открытого урока "Воды суши. Реки.

Цель:Сформировать представление  о частях  реки, о крупнейших реках России   с  использованием новых информационно-коммуникационных технологий.Расширить и углубить знания о во...

презентация к уроку "Воды суши: реки и озера"

Данная презентация может быть использованна учителем при изучении темы "Воды суши : реки и озера"", а так же при закреплении раздела "Гидросфера"...

Конспект урока:"Воды суши. Реки"

Урок изучения нового материала...

Урок географии в 5 классе. Тема урока "Воды суши. Реки"

Урок с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок направлен на организацию самостоятельной деятельности учащихся с применение источников географической информации....

Технологическая карта урока "Воды суши. Реки"

Разработка урока для Начального курса географии....