Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»
методическая разработка по географии (8 класс)

Смирнова Надежда Николаевна

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»

Цель: Изучить географическое положение  и особенности природных ресурсов и условий Урала.

Задачи:

Образовательные: Учащиеся узнают  особенности  географического положения Урала (положение относительно Европы и Азии, Русской  равнины и Западно-Сибирской низменности, градусной сетки, соседних экономических районов, транспортных путей и магистралей). Учащиеся узнают особенности природных   (минеральных, агро- климатических, водных, биологических, рекреационных) ресурсов и условий  Урала.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Технология:  Применение технологии РКМЧП

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебное пособие: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина -География ,8 класс «Полярная звезда» 2021 год

Оборудование: Физическая карта РФ, инструктивные карточки для учащихся, шаблоны графических  схем, компьютерная презентация(мультимедиа-проектор, экран),иллюстрации.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»

Автор разработки : Смирнова Надежда Николаевна учитель географии МОУ Мошкинская школа

Цель: Изучить географическое положение  и особенности

природных ресурсов и условий Урала.

Задачи:

Образовательные: Учащиеся узнают  особенности  географического положения Урала (положение относительно Европы и Азии, Русской  равнины и Западно-Сибирской низменности, градусной сетки, соседних экономических районов, транспортных путей и магистралей). Учащиеся узнают особенности природных   (минеральных, агро- климатических, водных, биологических, рекреационных) ресурсов и условий  Урала.

 Развивающие: Учащиеся оценивают географическое положение и природу региона через умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления  различной информации, через умение анализировать проблему, аргументировать позицию, через умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.

Воспитательные: Учащиеся осознают важность знаний  географического положения, природы Урала и необходимость умений  приобретенных на уроке для дальнейшего успешного  изучения темы Урал и своего образования и развития в дальнейшем.

 УУД:

 Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Технология:  Применение технологии РКМЧП

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебное пособие: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина -География ,8 класс «Полярная звезда» 2021 год

Оборудование: Физическая карта РФ, инструктивные карточки для учащихся, шаблоны графических  схем, компьютерная презентация(мультимедиа-проектор, экран),иллюстрации.

Первый урок направлен на создание образа региона с выявлением особенностей географического положения, природы региона, направлен на формирование мотивации изучения данной территории. В связи с тем, что изучение Урала завершает знакомство с регионами Европейской части России, большая роль отводится самостоятельному изучению школьниками данной территории с применением уже имеющихся знаний и умений.

                                                           

 Презентация (прилагается)

                                             «Он азиатскому материку

             Пришелся каменным порогом

                                              Ему известен мамонта скелет

       В грунтах промерзлых.

                            Ливнями, ветрами

         Его точили миллионы лет

                      Чтобы строкою засверкали грани.

                  Железо, никель, хромовые руды

                     Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

                         Зелёным глазом смотрит в темноту.

                  Хребет запутает тропой лосей,

                         Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьевой,

До светлой тучки ледником достанет,

                          В озёра глянет, в стих войдет таким.

                       Он весь пропах лесами и цветами

                 И горьким дымом заводским».

С. Щипачёв

Ход урока

Этап урока, хронометраж

Действия учителя

Действия учащихся

Методические комментарии

Организационный момент. (1–2 мин)

Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе.

Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

Актуализация знаний учащихся

(7-10мин)

 Стадия вызова

Зачитывает отрывок стихотворения С. Щипачева об Урале с демонстрацией компьютерной презентации “Образ Урала”.

Задает вопросы:

Какой регион отличается представленными характеристиками? Объявляет тему урока “Урал”

А что вам уже известно об Урале? (На доске фиксируется список известного ученикам учебного материала в форме кластера).

Посмотрите на перечень известных Вам характеристик Урала, достаточен ли он для создания полного образа территории?

Какие же задачи нам нужно решить, чтобы образ региона, который называют «Опорный край державы», «Кладовая страны», «Жемчужина минерального царства», был более полным, содержательным и красочным? (фиксирует задачи на слайде).

Внимательно прослушивают и просматривают слайды презентации.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы и работают с доской

Формулируют учебные задачи на урок по изучению природных особенностей Урала.

Создается визуальная мотивация к изучению территории Урала

Формируется список известных характеристик природы региона с целью: выявить исходный уровень знаний учащихся и подвести ребят к самостоятельной формулировке учебных задач на урок.

Актуализируются знания приемов учебной деятельности по составлению характеристики природного региона.

Изучение нового материала (25–30 мин.)

Самостоятельная работа в группах по составлению графического кластера и итоговой устной презентации“Особенности географического положения и природы Урала» Прием «Зигзаг».

 

 Смысловая стадия

Стадия размышления

Предлагает учащимся образовать группы. Группе  выдает тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное используя графическую форму (Кластер)

По окончании работы на смысловой стадии учащиеся переходят в другие группы  -группы экспертов. Новые группы (пары)создаются так чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.

Оказывает по необходимости индивидуальную помощь учащимся.

Учащиеся внимательно прослушивают задание и инструктаж учителя.

 Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, систематизирует информацию используя графическую форму (кластер).

 В паре эксперты обмениваются результатами своей работы, составляют общую презентационную схему-кластер рассказа по теме. Решают вопрос о том , кто будет проводить итоговую презентацию.  Затем учащиеся переходят в свои первоначальные группы. Вернувшись в рабочую группу эксперт знакомит  других членов группы со своей темой, пользуясь общим презентационным кластером. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы.

 Последний регион в  теме  «Европейская часть России» целесообразно изучать в ходе самостоятельной поисковой деятельности. Методика приема «Зигзаг»(технология развития критического мышления) позволяет учащимся самостоятельно получать новые знания об особенностях  природы и г.п.региона, систематизировать большой по объему материал  графически, производить отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы.

 Устная  итоговая презентация сведений по отдельным темам перед аудиторией

Предлагает учащимся познакомить всю аудиторию с результатами своей работы и составить на доске обобщенный графический кластер «Образ Урала».

Какие названия имеет Урал? (после ответа вывешивает на доску первоначальный элемент обобщенного кластера с названиями Урала.

Прослушивает отчеты учащихся, корректирует, помогает отразить на обобщенном графическом кластере особенности  Урала. Задает наводящие вопросы для уточнения данных по характеристике  региона.

 Ребята отвечают на вопрос и готовятся к выступлениям. Представители экспертов проводят презентацию с помощью  составленного кластера одного из компонентов характеристики Урала. Учащиеся внимательно слушают, анализируют и дополняют выступления одноклассников. Таким образом идет второе слушание темы.

Развиваются умения обобщать и представлять полученные знания на аудиторию;

Развиваются коммуникативные умения в интерактивном режиме работы

Рефлексия. (5-–7 мин.)

Обращает внимание на кластеры, составленные в начале и в конце урока и просит сопоставить и сравнить их.

Задает вопрос: Какой образ региона вы бы составили сейчас?

Учащиеся обращаются к списку характеристик природы  и Г.П. которые они знали до проделанной работы .Ребята соотносят «новую информацию» со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления .Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания осбенностей Г.П. и природы Урала.

Выборочно (по желанию) отвечают на вопросы.

Происходит рефлексия-сопоставление и оценка учебного материала для каждого учащегося до и после получения новой информации о природе и Г.П. региона.

Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)

Задает вопросы:

Все поставленные задачи были решены нами в ходе урока? Если нет, то в чем заключается причина их невыполнения?

Можно ли их будет решить дома и на следующем уроке?

- Кому бы вы посоветовали отредактировать свои работы дома?

Отвечают на вопросы учителя, проводят самооценку и оценку учебной деятельности на уроке.

Система вопросов по выполнению учебных задач, обращенных к учащимся, способствует постепенному формированию умения проводить самооценку и оценку учебной работы на уроке.

 

Д/3. (1–2 мин.)

Объявляет д/з: карточки с разноуровневыми заданиями.

Учащиеся записывают д/з в дневники,

Дифференцированное дом.задание позволяет индивидуально подходить к решению образовательных и воспитательных задач на уроке и дома


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых.

Слайд 2

Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет Чтобы строкою засверкали грани.

Слайд 4

Железо, никель, хромовые руды Я трону словом, рифму им найду.

Слайд 7

Недаром в копях камень изумрудный Зелёным глазом смотрит в темноту.

Слайд 8

Хребет запутает тропой лосей, Черникой спелой потчевать начнет,

Слайд 9

Блеснет меж сосен речкой Сосьевой ,

Слайд 10

До светлой тучки ледником достанет,

Слайд 11

В озёра глянет, в стих войдет таким.

Слайд 13

Он весь пропах лесами и цветами И горьким дымом заводским.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."

Разработка  урока  географии  6 класс  по  теме: "Горные  породы  и  минералы."  Урок  получил     Диплом  III  степени  на ...

Материалы элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов на тему "Охрана природы Европейской части России"

Материалы включают в себя пояснительную записку по элективному курсу и презентации к занятиям....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.

Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...

Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»

Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...