Конспект урока "Расы и народы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Зинаида Станиславовна Шабаева

Предмет

География

Класс

5

УМК

Алексеев А.И. Линия «Полярная звезда», изд. «Просвещение»

Тип урока

Открытие новых знаний.

Тема урока

Расы и народы

Цель урока

Создать условия для формирования у детей представления о человеческих расах, о численности населения Земли.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные результаты - формирование толерантности, личностно-ценного отношения к представителям различных рас

 

Предметные результаты - овладение на начальном уровне знаниями об особенностях рас и народах и умениями их применения в различных жизненных ситуациях 

 

Метапредметные результаты - осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока

 

Коммуникативные: умение быстро и слаженно работать в группе, организовывать сотрудничество со сверстниками.

 

Методы обучения

Поисковый, эвристический. ИКТ деятельность.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Групповая, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник, дидактический материал, компьютер, проектор.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasy_i_narody.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАТАР-ХАДАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. Е.Х. ЕХАНУРОВОЙ

Номинация: Методическая разработка

Предмет: География

Класс: 5

Тема: Расы и народы

учитель географии: Шабаева Зинаида Станиславовна

Предмет

География

Класс

5

УМК

Алексеев А.И. Линия «Полярная звезда», изд. «Просвещение»

Тип урока

Открытие новых знаний.

Тема урока

Расы и народы

Цель урока

Создать условия для формирования у детей представления о человеческих расах, о численности населения Земли.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные результаты - формирование толерантности, личностно-ценного отношения к представителям различных рас

Предметные результаты - овладение на начальном уровне знаниями об особенностях рас и народах и умениями их применения в различных жизненных ситуациях 

Метапредметные результаты - осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока

Коммуникативные: умение быстро и слаженно работать в группе, организовывать сотрудничество со сверстниками.

Методы обучения

Поисковый, эвристический. ИКТ деятельность.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Групповая, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник, дидактический материал, компьютер, проектор.

Ход урока:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (1 мин)

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем

Регулятивные: Умение настраиваться на занятие

Актуализация знаний

(4 мин.)

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке.

Фронтальный опрос

1. Когда на Земле появился первый человек разумный? 

2. Что такое присваивающее хозяйство? 

3. Что такое оазис? 

4. Что такое орошаемое земледелие? 

5. И что же такое приспосабливаться к окружающей среде? 

Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

1. Около 40 тыс. лет тому назад

2. То хозяйство, которое вначале вели люди (охота, рыболовство, собирательство) «человек присваивал почти готовую еду»

3. Участок, где близко к поверхности залегают грунтовые воды

4. Искусственно обеспечивать влагой посевы

5. Активно расселять по планете

Познавательные:

Коммуникативные: сотрудничают с учителем. выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения

Изучение новой темы (25 мин)

У вас на столе находятся фотографии (приложение 1)

Разбейте все фотографии на три группы.

Объясните, по каким признакам вы разбили

изображения людей на группы?

- А если мы рассмотрим каждую фотографию в отдельности и сопоставим

друг с другом. Чем они отличаются?

- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

- Так какова цель нашего урока?

Тема урока: Расы и народы. Параграф 18 стр. 61

Как появился сам термин «раса» пока точно не установлено. Возможно от арабского «рас» - «начало». А может от итальянского «раза» - «племя».

Итак, давайте обратимся к учебнику на стр. 62 Что означает слово раса? Запишите определение в тетрадь

Раса – это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков.

А как Вы думаете, цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретённые признаки?

Какие три основные расы выделяются на Земле?

Молодцы, ребята. А сейчас, мы попробуете составить кластер. У каждой команды на столе лежат листочки, на которых вразброс даны характерные черты всех рас и места расселения.

Ваша задача составить кластер, который будет охарактеризовать определенную расу.

1 группа – европеоидную расу;

2 группа – негроидную расу;

3 группа – монголоидную расу;

На слайде, показано как выглядят представители данных рас.

– Давайте сравним ваш ответ, с таблицей в учебнике на стр. 61

Мы с вами видим, что Негроидная раса составляет - 10 % населения Земли, европеоидная – 40 %, монголоидная - 20 %)

Остается еще 30% - это представители промежуточных рас.

Кто является представителями промежуточных рас?

Дополним наш общий кластер.

- Конечно, люди осознают принадлежность к расе, но мы вряд ли услышим, чтобы человек говорил: «Я – европеоид». Зато часто можно услышать: «Я – русский, я бурят, я француз».

Что они имеют в виду?

- Какие признаки, на ваш взгляд, могут выделяться у народов?

Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека.

Существует общечеловеческий закон «Люди Всех рас и народов равны между собой».

А какое близкое по значению слово можно подобрать, кто догадался?

Запишите это определение к себе в тетрадь.

Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, в учебнике приложение, на стр.: 182-183. Перед вами карта, которая называется…

Давайте попробуем её прочитать: мы видим, что карта создана с помощью метода послойной окраски и пунсонов. Какую информацию Вы смогли прочитать?

А теперь, мы проверим, как Вы быстро можете ориентироваться по политической карте мира.

Самые крупные страны мира: Россия, Бразилия, Индия, США.

Самые населенные страны: Китай, Индонезия, Нигерия.

Самые крупные города мира: Токио, Мехико, Лондон, Нью - Йорк.

Ребята, а кто догадался, какие 2 основных фактора влияют на плотность населения любой территории?

Работают в группах (3группы)

По внешним признакам – цвет кожи, форма глаз и т.д.

Национальный костюм

Расы и народы.

Познакомится с основными расами и народами. Узнать ареалы распространения.

Записывают тему в тетрадь.

Записывают определение

Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих родителей (предков).

Европеоидная, монголоидная, негроидная.

Работа в группах, составление кластера

Работа с таблицей учебника на стр. 61

Короткое выступление каждой группы.

мулаты, метисы и самбо.

Ребята делают вывод о том, что человечество – это единый биологический вид.

Язык

Культура

Обряды, традиции

Верования

Общая территория

Они говорят о народах Земли

Население – это совокупность всех людей, живущих на определённой территории.

Плотность населения мира

По цветам видна, где какая плотность населения на Земле (от темного к светлому), пунсоны: синие – минимальная, зеленое – максимальная плотность, розовые – крупнейшие города.

Находят на карте в атласе, один ученик у доски на карте.

Площадь и численность населения.

Личностные:

Осознание ценности данной темы.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развитие логического мышления

Познавательные:

Раскрывают значение терминов.

Познавательные: Компетенция в области первичных сведений о народах и расах.

Коммуникативные:

умение работать в группе слажено и быстро, уважительное отношение к мнению других, умение отстоять свое мнение

Познавательные:

умение правильно читать текст и анализировать его

Регулятивные: умение работать с различными источниками информации

Познавательные: логическое умозаключение, систематизировать материал

Коммуникативные:

Умение формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении

Познавательные: систематизируют материал, выделение существенной информации

Познавательные: умение находить на карте географические объекты

Коммуникативные: взаимодействует с учителем

Закрепление (5 мин)

Дополните предложения (карточки приложение 3)

1. Расы это крупные группы людей, связанные общностью…..

2. Основные расы Земли ….

3. Тремя самыми многонаселёнными странами являются ……

4. На Земле проживают более ……. человек.

5. Разные народы друг от друга отличаются…….

Проверка по образцу. Самооценка.

1.Расы это крупные группы людей, связанные общностью…

происхождения и внешних физических признаков.

2. Основные расы Земли … европеоидная, монголоидная и негроидная.

3. Тремя самыми многонаселёнными странами являются … Китай, Индия, США.

4. На Земле проживают более … 7 млрд. человек.

5. Разные народы друг от друга отличаются… численностью населения, языком, религией, обычаями, культурой, видами хозяйственной деятельности и др.

Регулятивные: регуляция учебной деятельности

Рефлексия (3 мин)

Закончить предложение, выбирая начало фразы:

1.Сегодня я узнал..

2.Было интересно…

3.Было трудно..

4.Я понял,что..

5.Теперь я могу..

6.Мне захотелось..

Ребята высказывают свое мнение.

Познавательные: рефлексируют, умение делать выводы

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: саморегуляция эмоционального

Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 18, ответить на вопросы 1,6,7, новые определения выучить

Записывают домашнее задание

Познавательные: слушают учителя и записывают д.з.

Регулятивные: регуляция учебной деятельности

Приложение 1.

  

  p54_1_5

p54_1_1p54_1_3 p54_1_2

Приложение 2.

курчавые волосы, тёмно– коричневая кожа, карие глаза, широкий слабо выступающий нос, толстые губы, крупные зубы, нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед.

узкий разрез глаз, смуглая кожа, широкое лицо с сильно выступающими скулами, плоский расплющенный нос, чёрные глаза, темно – карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы.

светлокожие, волнистые волосы разных оттенков, светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые), широкие глаза, прямой нос, с горбинкой нос, густые усы, борода.

Европеоидная, монголоидная, негроидная.

Приложение 3.

Дополните предложения

1. Расы это крупные группы людей, связанные общностью…..

2. Основные расы Земли ….

3. Тремя самыми многонаселёнными странами являются ……

4. На Земле проживают более ……. человек.

5. Разные народы друг от друга отличаются…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

План-конспект урока по географии в 7 классе "Народы Африки"

конспект урока для 7 класса "Народы Африки"....

«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока

На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели:  формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...

Конспект урока "Песни народов мира"

Практичский опыт проведения интегрированных уроков на примере предметных областей музыка - английский язык....

Конспект внеклассного занятия: "Народ России в Великой Отечественной войне"

Цель: познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов; познакомить с героями ВОВ....

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...