Урок по географии 7 класс.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Тарасова Александра Александровна

"Города тундры: Мурманск, Нарьян - Мар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_7_kl_01.12.23.docx239.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород, д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Урок географии в 7 классе

Тема: «Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар».

Подготовила: Тарасова А.А.

Учитель естествознания

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2023 год

Дата: 01.12.23

Тема урока: Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар

Задачи урока:

- закрепить знания учащихся о хозяйственной деятельности населения в тундре;

- познакомить их с крупными городами этой природной зоны;

- работать над увеличением объема памяти учащихся, учить их находить сходство и различия между северными городами;

- пополнять словарный запас, развивать связную речь;

- воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту северных городов России.

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, ученическая тетрадь, настенная карта «Природные зоны России», карточки с вопросами и заданиями для игры-викторины; иллюстрации достопримечательностей северных городов, полярного сияния; словарные таблички.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Повторение.

        Игра-викторина

Учитель: Я предлагаю вам игру-викторину. На доске вывешены карточки с вопросами по теме «Зона тундры» в два столбика (класс делится на две команды). Каждый из вас будет выходить к доске, читать вопрос и давать на него ответ. Если ответ правильный, команда получает одно очко. Если ответ неверный, вопрос переходит к другой команде. Внимательно слушайте ответы друг друга. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

        Вопросы и задания для проведения игры-викторины:

Покажите на карте природных зон территорию зоны тундры?

Какой океан омывает зону тундры с севера?

Какой климат характерен для зоны тундры?

Почему в тундре много озер и болот?

Почему в тундре небольшая плотность населения?

Назовите коренные народы Севера.

Какой вид транспорта изображен на рисунке? (На карточке дано изображение нарт.)

 В какое время года жители тундры используют это средство передвижения?

Кого называют поморами?

Чем занимались первые русские переселенцы в тундре?

 Что такое чум?

 Объясните, почему оленеводы предпочитают жить в чумах.

 Какое значение для жителей тундры имеет северный олень?

 Чем занимаются люди на звероводческих фермах?

 Какие полезные ископаемые добываются в зоне тундры?

 Какие культурные растения выращивают на юге зоны тундры?

 Назовите основные занятия населения тундры.

     Подведение итогов.

    Проверка домашнего задания.

Учитель: Откройте рабочие тетради на с. 49, задание 2. (Учитель проходит по рядам и проверяет решение кроссворда, выставляя оценки учащимся.)

3.  Знакомство с темой урока.

        Учитель: Мы с вами говорили о том, что из-за суровых природных условий плотность населения в тундре небольшая. Поселки и города в этой природной зоне расположены на большом расстоянии друг от друга. В зоне тундры мало крупных городов. Сегодня и на следующем уроке мы познакомимся с городами этой природной зоны: Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Анадырь. (Дату и тему учитель записывает на доске.)

4. Объяснение нового материала.

        Учитель предлагает школьникам начертить в тетради следующую таблицу (образец таблицы должен быть на доске):

Название города и его местонахождение

Промышленность

Основные достопримечательности

        

Таблица заполняется учащимися под руководством педагога в процессе объяснения.

        Учитель: Свое путешествие мы начнем с городов, которые находятся в европейской части зоны тундры. Посетим с вами город-порт, расположенный на Кольском полуострове на берегу Баренцева моря. Этот город называется Мурманск. (Слайд – карта «Природные зоны России», на которой выделено условное обозначение и название города Мурманска.)

Взгляни на карту… Выше! Выше!

Вот там, где лишь указкою  достать,

На самый север город вышел.

Вы в нем хотите, дети, побывать?

Там острова вмерзают в белый лед.

Там летом день, всю ночь светло.

Ну а зимой приходит ночь сплошная

И все дороги снегом замело…

А если посмотреть на Мурманск с моря,

То вам откроются вдали

Порт, краны, мачты кораблей усталых

И белый снег на темных скалах…

Все это Мурманск – край моей страны.

        Мурманск – это единственный незамерзающий морской порт в европейской части тундры. Он находится на берегу Баренцева моря. Здесь расположена база атомного ледокольного флота. (Слайд № 1 – средствами анимации на карте появляется изображение порта.) В городе работают судоремонтные заводы. В мурманский порт на траулерах привозят улов рыбы. (Учитель объясняет детям значение слова «траулер», демонстрирует картину или слайд, на которых изображены такие суда, вывешивает словарную табличку.) В городе много рыбоперерабатывающих заводов. В центральной части Мурманска на возвышении открыт мемориал «Защитникам Советского Заполярья» лайд – средствами анимации на карте появляется изображение мемориала), который воздвигнут в память о людях, героически погибших во время Великой Отечественной войны. Здесь находится могила Неизвестного солдата и горит Вечный огонь. Мурманску присвоено звание города-героя. Одной из достопримечательностей города является океанариум, в котором можно увидеть животных, обитающих в арктических морях. (Слайд №1 – средствами анимации на карте появляется фотография океанариума.)

У жителей города и его гостей есть возможность полюбоваться необыкновенно красивым природным явлением – полярным сиянием.

 Нарьян-Мар, Нарьян-Мар –

Городок не велик и не мал.

Здесь у славной Печоры-реки

Встретят вас оленеводы, моряки и рыбаки.

лайд № 2 – карта «Природные зоны России», на которой выделены условное обозначение и название города Нарьян-Мара.) Нарьян-Мар тоже находится в европейской части зоны тундры. Город построен на правом берегу реки Печоры в 100 км от берега Баренцева моря. Нарьян-Мар – это город-порт. Сюда по широкому руслу приходят морские суда. Нарьян-Мар – центр Ненецкого автономного округа, на территории которого добываются такие полезные горючие ископаемые, как нефть и газ. В городе проживает большое число геологов. Они занимаются поиском новых месторождений полезных ископаемых. В Нарьян-Маре работают деревоперерабатывающие предприятия, на которые доставляют древесину из лесной зоны. На этих предприятиях из бревен получают доски и брусья. В городе действуют комбинаты по переработке рыбы. Одной из достопримечательностей Нарьян-Мара является Ненецкий краеведческий музей. Его экспонаты рассказывают об истории края, жизни, быте и культуре ненцев, коми и русских, проживающих на территории тундры.

Красивы изделия из кожи, меха, рога и кости оленя, из дерева, созданные местными умельцами Нарьян-Мара. У жителей можно купить изделия художественной ручной вязки и лоскутного шитья, а также изделия из кружева и бисера. Самый популярный вид транспорта в Нарьян-Маре

зимой – снегоход. Местные жители с ревом гоняют на снегоходах по улицам города, как на мотоциклах.

5. Закрепление.

        Работа с приложением к учебнику

        Учитель: Откройте приложение на с. 2–3. На физической карте России найдите город Мурманск.

На каком полуострове расположен Мурманск?

Почему Мурманску было присвоено высокое звание «город-герой»?

Какие еще города-герои вы знаете?

        Найдите г. Нарьян-Мар на карте.

Определите по карте, на берегу какой реки построен этот город.

В какое море впадает река Печора?

Определите по физической карте, какие полезные ископаемые   добываются вблизи этого города.

Работа с иллюстрациями

Учитель: Посмотрите на доску (слайд). Что вы видите? (На доске или слайде педагог демонстрирует изображение гербов Мурманска и Нарьян-Мара).

Что изображено на первом гербе? на втором?

Как вы думаете, какой герб принадлежит Мурманску, а какой –

Нарьян-Мару? Почему вы так решили?

Почему на одном и другом гербе есть изображение рыбы?

       Чтение дополнительной литературы

Учитель раздает учащимся карточки, на которых написаны четверостишия о северном сиянии. 

Учитель: Прочитайте вслух. Угадайте, о каком природном явлении, которое можно наблюдать в северных районах нашей страны, идет речь в четверостишиях.

             Сияньем сверкающим славно играя,

             То вспыхнет, то гаснет заря голубая.

             Холодный, далекий, безбрежный огонь

             Резвится на небе, как призрачный конь.

                                                             (Н. Дымова)

       То светится, как занавес, то быстрым вихрем взвинтится;

       Погаснув, вспыхнет заново, играет – не насытится.

                                                                              (А. Бажанов)

Дети по очереди читают четверостишия. Учитель может продемонстрировать видеофрагмент о полярном сиянии или показать цветные иллюстрации с его изображением.

     В какой еще природной зоне можно наблюдать полярное сияние? Бывает ли в нашей местности полярное сияние? Какое описание полярного сияния вам больше понравилось? Прочитайте его еще раз.

6. Итог урока.

    Домашнее задание: найти и показать на карте в приложении изучаемые города; прочитать на с. 62 текст о Мурманске.

    Выставление оценок.

    Вопросы для подведения итогов урока

Назовите крупнейшие города европейской части тундры.

Как называется город-порт, расположенный на берегу Баренцева моря?

Как называется город, расположенный в тундре на берегу реки Печоры?

Сравните географическое положение городов Мурманска и Нарьян-Мара.

С какой темой урока мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация  соот...