Методическая разработка урока «Европейский Юг» 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Предмет:  География

Класс:  9

Тема урока: Европейский Юг

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, населения и хозяйства  Европейского Юга; ответить на вопрос «Действительно ли Европейский Юг является всероссийской житницей, кузницей и здравницей?», результаты работы оформить в рабочем листе.

Задачи урока:

Образовательные:

    - Дать оценку ЭГП Северного Кавказа.

    - Определить особенности природных условий и природных ресурсов района, отрасли специализации района

Развивающие:

     - Развивать умения работать с тематическими картами и текстом учебника.

      - Развивать способности к анализу, сопоставлению.

      - Развивать творческие способности, познавательную активность.

      - Формировать интерес к предмету.

       - Формировать навыки выступления перед аудиторией.

Воспитательные:

      - Воспитание чувства патриотизма и экологической культуры. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evropeyskiy_yug_geografiya.docx362.97 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы №5

Методическая разработка урока «Европейский Юг»

9 класс

Выполнила: Блужина Надежда Сергеевна,

учитель  географии, высшая кв. категория

с.Новая Кугульта 2023

Предмет:  География

Класс:  9

Тема урока: Европейский Юг

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока: Определить особенности экономико – географического положения, природы, населения и хозяйства  Европейского Юга; ответить на вопрос «Действительно ли Европейский Юг является всероссийской житницей, кузницей и здравницей?», результаты работы оформить в рабочем листе.

Задачи урока:

Образовательные:

    - Дать оценку ЭГП Северного Кавказа.

    - Определить особенности природных условий и природных ресурсов района, отрасли специализации района

Развивающие:

     - Развивать умения работать с тематическими картами и текстом учебника.

      - Развивать способности к анализу, сопоставлению.

      - Развивать творческие способности, познавательную активность.

      - Формировать интерес к предмету.

       - Формировать навыки выступления перед аудиторией.

Воспитательные:

      - Воспитание чувства патриотизма и экологической культуры. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

- осознание и проявление себя гражданином  многонациональной России;

- осознание возможности познаваемости и объяснимости  окружающего мира на основе достижений науки;

- осознание потребности и готовности к самообразованию;

- построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

- организовывать деятельность по реализации  поставленной цели и задач;

- осуществлять взаимооценивание  учебно-познавательной деятельности  посредством сравнения с установленными нормами.

Коммуникативные УУД:

- продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

- выстраивать учебное сотрудничество, распределять роли и функции участников;

- уметь представлять свою позицию и защищать свое мнение.

Познавательные УУД:

- осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации;

- выделять, извлекать, перерабатывать  и анализировать информацию;

- формулировать доказательства по решению проблемного вопроса.

Основные понятия:

Европейский Юг, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республики Адыгея, Крым, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская и Дагестан, Севастополь, Великий шёлковый путь, южное положение, приморское положение, пограничное положение, Кавказские Минеральные воды, Черноморское положение Кавказа, «Артек», Южный берег Крыма.

Ресурсы урока:

Карта  экономических районов России, карты  Европейского Юга,  стихи о Кавказе,  презентация, атласы, контурные карты, рабочий лист по теме , учебник Е.М. Домогацких  География. Население и хозяйство России. Интернет - ресурсы.

Формы и методы работы на уроке:

Фронтальная и групповая.

Информационные, проблемно – поисковые, практические, исследовательский.

Педагогические технологии:

ИКТ, элементы проблемно - диалогической  технологии

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока (этап урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-организационный этап

Организовывает актуализацию знаний,   достаточных для  изучения  новой темы:

1.Приветствие.   Создание ситуации успеха.

Начинаем наш  урок. Надеюсь, что он пройдет продуктивно. Успехов вам, чтобы вы сегодня были  активными, и внимательными.

2. Актуализация опорных знаний и определение темы урока.

Вопросы:

1)Сколько экономических районов выделено на территории России?

2) В  какие два макрорегиона они входят?

3) Какие экономические районы мы уже изучили?

4)К какому  макрорегиону они относятся?

5) Давайте покажем их на карте.  

6) Как вы думаете, что станет темой нашего сегодняшнего урока?

1.Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока;

2.Показывают экономические районы (в парах) и у доски на карте;

3.Отвечают на вопросы

Этап целеполагания

Обеспечивает  деятельность по совместной формулировки    темы и цели  урока:

1.Определение  темы урока после прослушивания стихотворения М.Ю Лермонтова «Кавказу»;

Кавказ! Далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!..

Ужель пещеры и скалы

Под дикой пеленою мглы

Услышат также крик страстей,

Звон славы, злата и цепей?.

Нет! прошлых лет не ожидай,

Черкес, в отечество своё:

Свободе прежде милый край

Приметно гибнет для неё.

 Сегодня мы будем изучать Северо-Кавказский экономический район. Это особый уголок нашей Родины, очень близкий нам – жителям Северного Кавказа, жителям Ставрополья

Кавказ воспет поэтами и художниками  столетий.  Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А. С. Пушкин. До появления его «Кавказского пленника» читатели могли встретить беглые упоминания о Кавказе в одах М. В. Ломоносова, в стихотворной повести «Бова» А. Н. Радищева и его поэме «Песнь историческая».  М. Ю. Лермонтов делает Кавказ своей поэтической родиной, и Кавказ (подножие горы Машук) стал местом смерти поэта. Строки произведения на слайде:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Кавказ  не оставляет равнодушными тех, кто хоть раз побывал здесь, тех чья жизнь связана с этим удивительным местом

2.Определение цели урока при помощи плана характеристики района:

- Что вы изучали ранее по данной теме в 8 классе?

Входной контроль.

Задание №1: (устно)  Слайд №3 

Ребята, давайте проверим  свой исходный уровень знаний о Северо- Кавказском экономическом районе.  Вставьте пропущенные слова:

Этот район самый..(южный) в России.
Этот район самый..(высокогорный, наивысшая точка Европы  г.Эльбрус расположена  на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия)..                                                                                                           Этот район самый.. (многонациональный, 42 национальности).                                                              Самый не.. (не стабильный)  регион.

Самый (благоприятный район) для проживания людей по природным условиям в России.
Этот район самый (
богатый курортными зонами и лечебными здравницами, 132 санатория только на КМВ, большая часть в Кисловодске).

- Что нового мы можем еще узнать о Европейском Юге?

- По какому алгоритму мы изучали предыдущие районы? (по плану)

- Изучать мы должны используя этот же план?

- Давайте определим цель   нашего сегодняшнего  урока.

 3.При изучении общей характеристики хозяйства РФ мы отмечали, что Европейский Юг является всероссийской здравницей, житницей и кузницей.

3.Постановка проблемного  вопроса: « Так ли это на самом деле, что Европейский Юг это всероссийская житница, кузница и здравница? И  под влиянием, каких факторов она сформировалась?»

- В течение двух уроков, в течении которых мы будем изучать Европейский Юг, мы  и постараемся найти ответ на этот    вопрос.

1. Прослушивают стихотворение и определяют тему урока;

2.Отвечая на вопросы и используя план характеристики района, определяют  цель урока;

3 Фиксируют проблемный вопрос.

Этап овладения новыми знаниями и СД

 Создает  условия для усвоения  обучающимися новой темы:

1.Организация самостоятельной работы обучающихся в группах:

-Наша познавательная деятельность сегодня будет проходить в парах. Пары – соседи по парте. Пары работают с рабочими листами. Пользуясь различными источниками, учебником, картами атласа учащиеся изучают, анализируют информацию. Учащиеся сами распределяют обязанности в паре,  сами планируют свою деятельность, советуются

Работа проводится поэтапно. После завершения каждого задания проводится контроль выполнения.

 

 Для выполнения задания № 1 в рабочем листе даю 5 минут

Задания № 2- 7 мин

Задания № 3 -10 мин  

Особенности  ЭГП Северного Кавказа, сделать вывод.

  • Положение на юге Европейской части России.
  • Положение приморское - имеет выход к трём морям: Черному, Азовскому, Каспийскому.
  • Приграничное положение – граничит по Кавказским горам с Грузией и Азербайджаном; , Абхазией, Южной Осетией, на севере  с Украиной.
  • На севере соседями являются  Центрально - Черноземный район и Поволжье.
  • Транспортная сеть достаточно развита на равнинной части. В горах железные дороги отсутствуют , только вдоль побережий. Через кавказский хребет проходит автодорога –Военная Грузинская в Тбилиси. Автомобильные и железные дороги пересекают район с севера на юг и с запада на восток, развита сеть трубопроводов и линий электропередач. Морской транспорт связывает район со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы

Экономико - географическое положение (ЭГП) Европейского Юга выгодно отличается от других районов России:

-наличием выхода к Азовскому и Черному морям + к государствам Закавказья;

-благоприятными условиями для жизни (мягкий климат);

-плодородными почвами - черноземами;

-богатыми полезными ископаемыми (нефть, газ, уголь и др.);

-наличием минеральных вод;

-обильными водами рек: Дона, Кубани, Терека, Сулака.

Минусы

Регион граничит с несколькими странами - бывшими республиками в составе СССР, отношения с которыми не очень стабильны, К недостаткам ЭГП Европейского Юга можно отнести знойное лето и частые засухи.

Задание № 4 – 5 мин . Задание выполняют в тетради

Оцените наличие в Европейском Юге различных видов ресурсов. Выделите те, которые составляют базу экономики Европейского Юга, используя карты, атлас, текст учебника, дополнительную информацию. заполните таблицу

  Природные ресурсы.

Минеральные

Земельные

Агроклиматические

Рекреационные

1.Самостоятельно работают в парах, используя различные источники информации, анализируют ее;

2. Вносят в рабочие листы необходимую информацию;

3.Озвучивают  информацию, исправляют, дополняют;

 

Этап применения новых знаний и СД

Создает  условия  по применению географических знаний и умений.

1.Организует дискуссию по решению  проблемного вопроса и  анализа  перспектив района.

 

1.Участвуют в дискуссии по решению проблемного вопроса

2.Приводят факторы, оказывающие влияние на развитие отраслей  Северного  Кавказа;

3.Делают вывод о перспективах развития Северо – Кавказского экономического района;

 

Рефлексивный этап

Акцентирует   внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

1.Организация рефлексии:

Вопросы:

О чем мы с вами говорили на уроке? (О составе Европейского Юга, его границах, административном устройстве, субъектах, их столицах, выгодах экономико-географического положения, факторах формирования района)

Почему для нас сегодня этот район особенно ценен? (житница России, выход в Атлантический океан, Сочи – столица олимпийских игр 2014 года)

Что вы узнали о составе Европейского Юга?

За какие достоинства по географическому положению и составу территории вы бы вручили дипломы Европейскому Югу?(самый южный, самый благоприятный для жизни, за разнообразие национально-территориальных образований)

Какие этапы учебной деятельности вам удалось пройти? Докажите.

(заполнение рабочих листов, работа с контурной картой, текстом учебника, картами атласа, тестирование )

О чем бы вы хотели узнать на следующем уроке?

2. Как вы думаете, выполнили ли мы сегодня цель, поставленную  в начале урока?

3.Домашнее  задание;§40, подготовить материал об истории Крыма.(инд. Задание по желанию)

4. Заключительное слово:

- Вы сегодня хорошо поработали. Я хочу закончить урок высказываниями знаменитых людей.

— Видеть Кавказ,— значит видеть истинное лицо земли, на коем — не противореча — сливаются в одну улыбку и снежная чистота души ребёнка и гордая усмешка мудрости дьявольской. Кавказ — проба сил человека: слабый дух подавляется там и трепещет в страхе пред силами земли, сильный же, насыщаясь ещё большей крепостью, становится высок и остр, подобно горе, возносящей алмазную вершину свою во глубину небесных пустынь, а вершина эта — престол молний.

Горький Максим, Исповедь, 1908

1. Участвуют в рефлексии;

2. Анализируют результат своей деятельности;

3.Записывают домашнее задание

Литература:

  1. Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев География 9 класс. Изд. «Русское слово» 2018 г.

  2. Е.М.Домогацких Программа по географии 6 – 10. Изд. «Русское слово» 2016 г.    

  3.  https://resh.edu.ru/subject/lesson/2750/main/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока "Европейский Юг", 9 класс (ТКУ)

В разработкеодного из уроков предлагается вариант организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых 9 классов при изучении раздела «Регионы России» курса «География Р...

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение  и особенности природных ресурсов и у...