Технологическая карта урока по географии в 6 классе "Атмосферное давление"
учебно-методический материал по географии (6 класс)
Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода к УМК «Полярная звезда» для 5-6 классов: Алексеев А.И. География. 5-6 классы.
Урок по теме «Атмосферное давление» 4-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги, большой лист бумаги и линейка для проведения опыта.
Цель урока: создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере.
Образовательные задачи:
Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении,
о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .
Воспитательные задачи:
Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Вид урока: урок решения познавательных задач.
Методы и приемы обучения: исследовательский, эвристическая беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
«Современный урок географии с использованием ИКТ»
Тема урока: «Атмосферное давление»
Класс: 6
Составитель:
Оглов Камиль Азгатович
учитель географии
с. Владимировское, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода к УМК «Полярная звезда» для 5-6 классов: Алексеев А.И. География. 5-6 классы.
Урок по теме «Атмосферное давление» 4-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги, большой лист бумаги и линейка для проведения опыта.
Цель урока: создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере.
Образовательные задачи:
Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении,
о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .
Воспитательные задачи:
Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Вид урока: урок решения познавательных задач.
Методы и приемы обучения: исследовательский, эвристическая беседа.
Технологическая карта урока географии (6 класс)
Учитель географии: Оглов К.А.
Тема урока | «Атмосферное давление» |
Цель урока | Создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере. |
Задачи урока | Образовательные задачи: Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы . Воспитательные задачи: Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности. |
Тип урока | усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС |
Результат урока | Ученик должен знать: - что такое АД; - как измеряется АД; - что влияет на изменение АД; - зачем в прогнозах погоды указывают АД; - как АД влияет на человека |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | технология развития критического мышления, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа. |
Оборудование и ресурсы урока | ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: «Полярная звезда» для 5-6 классов: Алексеев А.И. География. 5-6 классы. |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха. 1 мин. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность. |
2. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся. Мотивация к учебной деятельности. Цель: повторить теоретические знания по теме, проверить умение применять теоретические знания на практике, выявить затруднения в индивидуальной деятельности учащегося. 3 мин | (Слайд 1) Он в лесу густой, душистый, - Что это? (Воздух) (Слайд 2) - Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Воздушную оболочку - атмосферу). - Из чего состоит воздух? - Какими свойствами обладает воздух? - Какова толщина атмосферы? - Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? | Отвечают на вопросы |
III. Определение темы урока и создание проблемной ситуации, формулировка учащимися темы урока «Атмосферное давление» (5 мин) | - А сейчас мы все вместе определим тему нашего урока и то, чем мы будем заниматься: наши учебные задачи. Давайте проведем маленький эксперимент. Учитель демонстрирует опыт со стаканом с водой. Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.
Почему не можете объяснить результаты опыта? Что необходимо для получения недостающих знаний? К нашему опыту мы еще вернемся. Учитель: Всякое в-во имеет массу и его можно взвесить. На Земле каждый предмет, имеющий массу, давит на нижележащие предметы. Воздух состоит из разных веществ: газы - кислород, углекислый, азот, пылинки и много других примесей. Значит воздух тоже имеет массу и его можно взвесить. Можно предположить, что воздух давит на предметы, с которыми соприкасается? Учитель: Так какой еще характеристикой обладает воздух ? (Слайд 3) Это и будет темой нашего урока. Учитель: Между телами во вселенной существует притяжение. Чем тело массивнее, тем сильнее оно давит на нижележащие предметы. Земля притягивает к себе все объекты, которые на ней находятся. В том числе и атмосферу. В свою очередь, атмосфера притягивается к Земле, давит не её поверхность. Так возникает атмосферное давление. (Слайд 4) Узнать: - что такое АД; - как измеряется АД; - что влияет на изменение АД; - зачем в прогнозах погоды указывают АД; - как АД влияет на человека; - учиться работать в группах. | Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения. Не хватает знаний? Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся ( давление) Учащиеся формулируют учебные задачи урока (задачи фиксируются на доске): |
IV. Открытие нового знания. (10 мин) | Для решения учебных задач учитель предлагает учащимся разделиться на две группы. Познакомьтесь с содержанием карточки, ответьте на вопросы и выполните задания. Проделывают опыт с линейкой и газетой.
| Класс делится на 2 группы, каждая группа получает задание. Обмен результатами работы внутри группы. Группы обмениваются результатами своей работы. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 5-6 мин.) | Организует обмен группами результатов своей работы. Учитель слушает и корректирует ответы. Оцените свою работу в группе. (Слайд № 5) О чем мы сегодня вели речь? Что такое атмосферное давление? Какое АД является нормальным? Какое АД считается пониженным, а какое повышенным? Посмотрите за окно. Какое сейчас на улице давление: повышенное или пониженное? (Слайд 7) Запишем в тетрадь схему: | Группы отвечают на свои вопросы. (Слайд 6) Учащиеся объясняют опыт со стаканом и линейкой. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин) | (Слайд 8) Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Задание 1. Подпишите значения атмосферного давления в точках 1,2,3,4. АД - 805,759, 718. 738 мм. рт. ст. Задание 2. Посмотрите за окно. Какая погода на улице? Определите давление: пониженное или повышенное. Обоснуйте свой ответ. (Слайд 9) Эталон ответа. Оцените свою работу. (Слайд 10) Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления? Сообщение учителя о Кронштадтском футштоке. | Выполняют задание. Проверяют результаты выполненного задания и оценивают. |
VII. Физкультминутка. ( 1 мин) | Просит учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) Объясняет учащимся. | Отвечают, что давление не чувствуют. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин) | Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести? (Слайд 11) «Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства. Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей. ( Слайд 12) Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров. - Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте? - При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться? - Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание? Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет) (Слайд 13) -Демонстрация «Влияние пониженного АД на человека».
- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования АД? (Слайд 14). Практическая работа. Учитель вместе с учащимися читает задачу, разбирает её Задача. Наивысшей точкой Уральских гор является гора Народная, с отметкой 1 895 метр на уровне моря. Вычислите атмосферное давление на данной высоте. 1) 1421 : 10,5 * 1 мм. рт. ст. = 180,5 мм. рт. ст. 2) 760 – 180,5 = 579,5 мм. рт. ст. #1050;акова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт ст, а на вершине 720 мм рт ст ? 1)765-720=45 2) 45*10,5=472,5 м | Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h/10,5 Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать недомогание в таких зданиях. Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД Читают задачу и по алгоритму решают (слайд 15) Проверяют решение задач по эталону (слайд 16) |
IX. Рефлексия. | (Слайд 17) (2 мин) #1063;то же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к задачам урока, которые были зафиксированы на доске). 2. Какие трудности возникали у каждого из вас? 3. Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для каждого из вас ? Где вы можете применить эти знания? 4. Людям каких профессий могут пригодиться знания об АД? 5. Поставьте себе отметку за урок и сдайте оценочные листы. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Предсказывать погоду. Сделать автопоилку для домашней птицы. Горный туризм, летчикам, врачам. Выставляют себе отметки и сдают оценочные листы. |
X. Домашнее задание. (2 мин) | (Слайд 18) Составить 2 вопроса («толстый» и «тонкий» ) по тексту параграфа. Накануне следующего урока прослушайте прогноз погоды для села Убинское (или воспользуйтесь Интернетом) и определите: — какое атмосферное давление ( в мм. рт. ст.); — оно является повышенным, нормальным или пониженным? - Какую погоду можно предсказать? |
Приложение 1.
Карточка 1.
- Какова масса 1 м3 воздуха?
- С какой силой столб воздуха давит на каждый 1 см2 поверхности Земли или других предметов?
- Что такое атмосферное давление?
Карточка 2.
1. Кем и в каком году было открыто атмосферное давление (АД)?
2. В каких единицах измеряется АД ?
3. Какое АД является нормальным?
Карточка 3.
1. Почему АД меняется с высотой?
2. Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем ______________АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем ______________АД в этой точке.
При подъеме на 10,5 м АД понижается на ____________________________ ».
3. Как называется современный прибор для определения АД?
Карточка 4.
- Как изменяется масса воздуха с изменением температуры ?
- Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной поверхности.
Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха _____________, соответственно давление будет уменьшаться».
- Как АД влияет на погоду? Как отмечают АД на синоптических картах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса
Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения
В 2014-2015 учебном году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...
Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"
Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....

Технологическая карта урока в 7 классе. Тема «Давление газа»
Технологическая карта по теме "Давление газа" в 7 классе к учебнику А,В, Перышкина. Составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Позволяет методически грамотно преподнести учебный материал...

Технологическая карта урока в 7 классе. Тема «Давление»
Методическая разработка урока в условиях ФГОС...

Технологическая карта урока "Способы увеличения и уменьшения давления"
Технологическая карта к уроку физики для 7 класса...

Технологическая карта урока по географии для 5 класса в технологии развивающего обучения по теме "Атмосферное давление и климат".
В конспекте технологической карты по ФГОСУ подробно рассмотрены цель, задачи, планируемые результаты темы урока. Также подробно обозначены все виды деятельности учителя и обучающихся на всех эта...