Технологическая карта урока по географии в 6 классе "Атмосферное давление"
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода к УМК «Полярная звезда» для 5-6 классов: Алексеев А.И. География. 5-6 классы.

                   Урок по теме «Атмосферное давление» 4-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».

                    Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги, большой лист бумаги и линейка для проведения опыта.

                  Цель урока: создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере.

                Образовательные задачи:

Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении,

о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.                 Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .

Воспитательные задачи:

Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок решения познавательных задач.

Методы и приемы обучения: исследовательский, эвристическая беседа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЛАДИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка

«Современный урок географии с использованием ИКТ»

Тема урока: «Атмосферное давление»

Класс: 6

Составитель:

Оглов Камиль Азгатович

учитель географии

с. Владимировское, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан с применением системно - деятельностного подхода к УМК «Полярная звезда» для 5-6 классов: Алексеев А.И. География. 5-6 классы.

Урок по теме «Атмосферное давление» 4-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, карточки-задания (для всех учащихся), барометр, стакан и лист бумаги, большой лист бумаги и линейка для проведения опыта.

Цель урока: создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере.

Образовательные задачи:

Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении,

о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .

Воспитательные задачи:

Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок решения познавательных задач.

Методы и приемы обучения: исследовательский, эвристическая беседа.

Технологическая карта урока географии (6 класс)

Учитель географии: Оглов К.А.

Тема урока

«Атмосферное давление»

Цель урока

Создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере.

Задачи урока

Образовательные задачи:

Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении,

о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .

Воспитательные задачи:

Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

Тип урока

усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Результат урока

Ученик должен знать:

- что такое АД; - как измеряется АД; - что влияет на изменение АД;

- зачем в прогнозах погоды указывают АД;

- как АД влияет на человека

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология развития критического мышления, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа.

Оборудование и ресурсы урока

ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: «Полярная звезда» для 5-6 классов: Алексеев А.И. География. 5-6 классы.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.

1 мин.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.

2. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: повторить теоретические знания по теме, проверить умение применять теоретические знания на практике, выявить затруднения в индивидуальной деятельности учащегося.

3 мин

(Слайд 1) Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной…

- Что это? (Воздух)

(Слайд 2) - Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Воздушную оболочку - атмосферу).

- Из чего состоит воздух?

- Какими свойствами обладает воздух?

- Какова толщина атмосферы?

- Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах?

Отвечают на вопросы

III. Определение темы урока и создание проблемной ситуации, формулировка учащимися темы урока «Атмосферное давление» (5 мин)

- А сейчас мы все вместе определим тему нашего урока и то, чем мы будем заниматься: наши учебные задачи.

Давайте проведем маленький эксперимент.

Учитель демонстрирует опыт со стаканом с водой.

Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.

Почему не можете объяснить результаты опыта?

Что необходимо для получения недостающих знаний?

К нашему опыту мы еще вернемся.

Учитель: Всякое в-во имеет массу и его можно взвесить. На Земле каждый предмет, имеющий массу, давит на нижележащие предметы. Воздух состоит из разных веществ: газы - кислород, углекислый, азот, пылинки и много других примесей. Значит воздух тоже имеет массу и его можно взвесить.

Можно предположить, что воздух давит на предметы, с которыми соприкасается?

Учитель: Так какой еще характеристикой обладает воздух ?

(Слайд 3) Это и будет темой нашего урока.

Учитель: Между телами во вселенной существует притяжение. Чем тело массивнее, тем сильнее оно давит на нижележащие предметы. Земля притягивает к себе все объекты, которые на ней находятся. В том числе и атмосферу. В свою очередь, атмосфера притягивается к Земле, давит не её поверхность. Так возникает атмосферное давление.

(Слайд 4) Узнать:

- что такое АД; - как измеряется АД; - что влияет на изменение АД;

- зачем в прогнозах погоды указывают АД;

- как АД влияет на человека;

- учиться работать в группах.

Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.

Не хватает знаний?

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся ( давление)

Учащиеся формулируют учебные задачи урока (задачи фиксируются на доске):

IV. Открытие нового знания. (10 мин)

Для решения учебных задач учитель предлагает учащимся разделиться на две группы. Познакомьтесь с содержанием карточки, ответьте на вопросы и выполните задания.

Проделывают опыт с линейкой и газетой.

Класс делится на 2 группы, каждая группа получает задание.

Обмен результатами работы внутри группы.

Группы обмениваются результатами своей работы.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

( 5-6 мин.)

Организует обмен группами результатов своей работы.

Учитель слушает и корректирует ответы.

Оцените свою работу в группе.

(Слайд № 5)

О чем мы сегодня вели речь?

Что такое атмосферное давление?

Какое АД является нормальным?

Какое АД считается пониженным, а какое повышенным?
Какими приборами измеряется АД?
В каких единицах измеряется АД?
От чего зависит АД?

Посмотрите за окно. Какое сейчас на улице давление: повышенное или пониженное?

(Слайд 7) Запишем в тетрадь схему:

Группы отвечают на свои вопросы.

(Слайд 6) Учащиеся объясняют опыт со стаканом и линейкой.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин)

(Слайд 8) Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Задание 1. Подпишите значения атмосферного давления в точках 1,2,3,4.

АД - 805,759, 718. 738 мм. рт. ст.

Задание 2. Посмотрите за окно. Какая погода на улице? Определите давление: пониженное или повышенное. Обоснуйте свой ответ.

(Слайд 9) Эталон ответа. Оцените свою работу.

(Слайд 10) Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

Сообщение учителя о Кронштадтском футштоке.

Выполняют задание.

Проверяют результаты выполненного задания и оценивают.

VII. Физкультминутка. ( 1 мин)

Просит учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед.

Вы чувствуете АД?

Почему? Ведь воздух давит на 1 см2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности)

Объясняет учащимся.

Отвечают, что давление не чувствуют.

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?

(Слайд 11) «Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей.

( Слайд 12)

Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров.

- Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте?

- При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться?

- Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?

Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет)

(Слайд 13) -Демонстрация «Влияние пониженного АД на человека».

- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования АД?

(Слайд 14). Практическая работа. Учитель вместе с учащимися читает задачу, разбирает её

Задача.

Наивысшей точкой Уральских гор является гора Народная, с отметкой 1 895 метр на уровне моря. Вычислите атмосферное давление на данной высоте.

1) 1421 : 10,5 * 1 мм. рт. ст. = 180,5 мм. рт. ст.

2) 760 – 180,5 = 579,5 мм. рт. ст.

#1050;акова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт ст, а на вершине 720 мм рт ст ?

1)765-720=45

2) 45*10,5=472,5 м

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h/10,5

Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать

недомогание в таких зданиях.

Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД

Читают задачу и по алгоритму решают

(слайд 15)

Проверяют решение задач по эталону

(слайд 16)

IX. Рефлексия.

(Слайд 17) (2 мин)

#1063;то же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к задачам урока, которые были зафиксированы на доске).

2. Какие трудности возникали у каждого из вас?

3. Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для каждого из вас ?

Где вы можете применить эти знания?

4. Людям каких профессий могут пригодиться знания об АД?

5. Поставьте себе отметку за урок и сдайте оценочные листы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Предсказывать погоду. Сделать автопоилку для домашней птицы.

Горный туризм, летчикам, врачам.

Выставляют себе отметки и сдают оценочные листы.

X. Домашнее задание. (2 мин)

(Слайд 18) Составить 2 вопроса («толстый» и «тонкий» ) по тексту параграфа.

Накануне следующего урока прослушайте прогноз погоды для села Убинское (или воспользуйтесь Интернетом) и определите:

— какое атмосферное давление ( в мм. рт. ст.);

— оно является повышенным, нормальным или пониженным?

- Какую погоду можно предсказать?

Приложение 1.

Карточка 1.

  1. Какова масса 1 м3 воздуха?
  2. С какой силой столб воздуха давит на каждый 1 см2 поверхности Земли или других предметов?
  3. Что такое атмосферное давление?

Карточка 2.

1. Кем и в каком году было открыто атмосферное давление (АД)?

2. В каких единицах измеряется АД ?

3. Какое АД является нормальным?

Карточка 3.

1. Почему АД меняется с высотой?

2. Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.

Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем ______________АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем ______________АД в этой точке.

При подъеме на 10,5 м АД понижается на ____________________________ ».

3. Как называется современный прибор для определения АД?

Карточка 4.

  1. Как изменяется масса воздуха с изменением температуры ?
  2. Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной поверхности.

Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.

Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха _____________, соответственно давление будет уменьшаться».

  1. Как АД влияет на погоду? Как отмечают АД на синоптических картах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения

В  2014-2015 учебном  году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...

Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"

Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....

Технологическая карта урока в 7 классе. Тема «Давление газа»

Технологическая карта по теме "Давление газа" в 7 классе к учебнику А,В, Перышкина. Составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Позволяет методически грамотно преподнести учебный материал...

Технологическая карта урока в 7 классе. Тема «Давление»

Методическая разработка урока в условиях ФГОС...

Технологическая карта урока "Способы увеличения и уменьшения давления"

Технологическая карта к уроку физики для 7 класса...

Технологическая карта урока по географии для 5 класса в технологии развивающего обучения по теме "Атмосферное давление и климат".

В конспекте технологической карты по ФГОСУ подробно  рассмотрены цель, задачи, планируемые результаты темы урока. Также подробно обозначены все виды деятельности учителя и обучающихся на всех эта...