Разработка урока "Антарктида - уникальный материк"
материал по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок географии. Класс: 7
Тема: «Антарктида – уникальный материк на Земле»
Цель урока: определить географическое положение Антарктиды; выявить особенности строения земной коры и рельефа материка; сформировать знания об особенностях климата Антарктиды; выявить связь растительного и животного мира Антарктиды с климатом; сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве — первооткрывателях Антарктиды.
Формируемые УУД:
предметные: формирование представлений и знаний об особенностях природы Антарктиды.
познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнивать объекты по заданным критериям, создавать описание; выделять главные, существенные признаки понятий.
коммуникативные: формировать навыки обмена мнениями и принятия позиции партнера.
регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению и исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; выражение положительного отношения к процессу познания.
Оборудование: опорный конспект, учебники, атласы, презентация.
Тип урока: открытия нового знания
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
1. Приветствие
2. Создание «Ситуации успеха».
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, „Улыбка — это подарок, который можно сделать каждому». Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем
- Проверка домашнего задания (взаимопроверка).
- Актуализация учебной деятельности (3 мин.)
- Фронтальный опрос.
Вопросы для фронтального опроса.
- Какие материки относят к Южным материкам?
- Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
- Африка и Южная Америка протянулись с севера на юг на 7,5 тыс. км. Оба материка пересекаются экватором. В чем же различия в их географическом положении?
- На каком материке нет землетрясений и вулканов?
2. Задание с удивлением.
У меня в руках письмо, найденное у берегов нашего материка. Такой способ связи с внешним миром использовали морские путешественники. Давайте прочитаем его.
Дорогой друг!
Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте. Наш адрес – ……Антарктида. А еще нам говорили, что Антарктида – это уникальный материк, но мы еще не поняли, в чем его уникальность».
Факты, изложенные в письме любопытны. Надо бы проверить их. А сделать мы это можем, изучив тему “Антарктида”. Конечно, эти факты лучше проверить на месте, поэтому мы отправляемся в далёкое путешествие.
Наша задача сегодня доказать, что Антарктида уникальный материк и более подробно познакомиться с таинственным географическим объектом.
- Построение алгоритма выхода из затруднения (2 мин.)
- Упражнение «Ассоциации»
Какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?
Что вам известно о материке?
Что нам предстоит сегодня узнать?
Сегодня на уроке мы узнаем:
- Кто и когда открыл Антарктиду.
- Рассмотрим особенности её географического положения, строения земной коры и рельефа.
- Познакомимся с особенностями климата, животным и растительным миром.
Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, который станет итогом нашей работы на уроке. Поэтому вы все должны делать краткий конспект.
Сейчас я расскажу вам историю открытия Антарктиды. (слайд 2).
А теперь давайте вместе определим географическое положение материка.
Я приглашаю вас в экспедицию, чтобы разобраться во всем на месте. Итак, отправляемся в Антарктиду.
- Постановка учебной задачи (2 мин.)
- Первичное усвоение новых знаний ( 15 мин.)
- Используя типовой план, кратко охарактеризовать ГП Антарктиды (фронтальная работа). Основные сведения обучающиеся записывают.
Характеристика географического положения материка.
Изучение особенностей географического положения, рельефа, климата, растительного и животного мира Антарктиды. Учитель называет отличительную особенность Антарктиды — мощный ледовый покров, занимающий почти весь материк.
2. Работа с физической картой полушарий
1. Где находится Антарктида? (к югу от экватора, внутри ЮПК)
2. Какова площадь материка, сравнить с Россией.
3. Почему материк открыт последним? (самый удаленный, мощные льды в океане преграждали путь кораблям)
3. Сообщения обучающихся, готовивших опережающее задание «Антарктиды».
- Задание к тексту учебника
Используя текст параграфа 34, рис. 108, сделайте вывод о строении Ледяной Антарктиды и о рельефе Каменной Антарктиды.
Физкультминутка (1 мин.)
Юг -приседаем, восток-поворот на право, запад –поворот на лево, Север – прыжок на месте с поднятыми руками. Повторяем 6-8 раз
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (6 мин.)
- Географический диктант закончите предложения
1. Антарктида – это… (ледовый материк)
2. Площадь Антарктиды равна приблизительно… (14 млн. км)
3. Антарктида расположена почти полностью за… (Южным полярным кругом)
4. Впервые доказали, что Антарктида является материком… (Беллинсгаузен и Лазарев)
5. Это произошло… (1820 г.)
2. Игра «да» или «нет»:
Антарктида – самый низкий материк (нет)
Антарктида –самый холодный материк (да)
На материке преобладают стоковые ветра (да)
На материке всего живут 350 человек (нет постоянных жителей)
В Антарктиде живут пингвины, морские леопарды, морские львы, белые медведи, много птиц (да)
В Антарктиде имеются оазисы (да)
В основном летом появляются мхи, лишайники и микроскопические водоросли (да)
8. Домашнее задание (1 мин.)
1. Проработать § 34, ответить на вопросы 4,6 на стр. 139
9. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний (3 мин.)
- Что, вашему мнению,мнению большего всего понравилось на уроке? Почему
Работа с пингвинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк.»7 – й класс
Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов....

Конспект урока \'\'Уникальный материк Австралия\'\'
Конспект урока \'\'Уникальный материк Австралия\'\'...

Разработка урока для 6 класса:"Земля-уникальная планета."
Урок об уникальности планеты Земля,природы и жизни на Земле....

Разработка Урок в 5классе по географии "Уникальная планета Земля"
Урок расчитан на 40 мин. Соответссвует ФГОС....

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»
«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство...

Антарктида — уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента
Открытый урок по географии на тему: Антарктида — уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента....

