Разработка урока "Антарктида - уникальный материк"
материал по географии (7 класс)

Саая Азияна Адар-ооловна

Урок-исследование об уникальности Антарктиды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии. Класс: 7

Тема: «Антарктида – уникальный материк на Земле»

Цель урока: определить географическое положение Антарктиды; выявить особенности строения земной коры и рельефа материка; сформировать знания об особенностях климата Антарктиды; выявить связь растительного и животного мира Антарктиды с климатом; сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве — первооткрывателях Антарктиды.

Формируемые УУД:

предметные: формирование представлений и знаний об особенностях природы Антарктиды.

познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнивать объекты по заданным критериям, создавать описание; выделять главные, существенные признаки понятий.

коммуникативные: формировать навыки обмена мнениями и принятия позиции партнера.

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению и исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; выражение положительного отношения к процессу познания.

Оборудование: опорный конспект, учебники, атласы, презентация.

Тип урока: открытия нового знания

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

 1. Приветствие

2. Создание «Ситуации успеха».

      Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, „Улыбка — это подарок, который можно сделать каждому». Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем

  1. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).
  2. Актуализация учебной деятельности (3 мин.)
  1. Фронтальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса.

- Какие материки относят к Южным материкам?

- Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

- Африка и Южная Америка протянулись с севера на юг на 7,5 тыс. км. Оба материка пересекаются экватором. В чем же различия в их географическом положении?

- На каком материке нет землетрясений и вулканов?

2. Задание с удивлением.

У меня в руках письмо, найденное у берегов нашего материка. Такой способ связи с внешним миром использовали морские путешественники. Давайте прочитаем его.

Дорогой друг!

Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте. Наш адрес – ……Антарктида. А еще нам говорили, что Антарктида – это уникальный материк, но мы еще не поняли, в чем его уникальность».

Факты, изложенные в письме любопытны. Надо бы проверить их. А сделать мы это можем, изучив тему “Антарктида”. Конечно, эти факты лучше проверить на месте, поэтому мы отправляемся в далёкое путешествие.

Наша задача сегодня доказать, что Антарктида уникальный материк и более подробно познакомиться с таинственным географическим объектом.

  1. Построение алгоритма выхода из затруднения (2  мин.)
  1. Упражнение «Ассоциации»

Какие представления у вас возникают, когда вы слышите  слово Антарктида?

Что вам известно о материке?

Что нам предстоит сегодня узнать?

Сегодня на уроке мы узнаем:

- Кто и когда открыл Антарктиду.

- Рассмотрим особенности её географического положения, строения земной коры и рельефа.

- Познакомимся с особенностями климата, животным и растительным миром.

         Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, который станет итогом нашей работы на уроке. Поэтому вы все должны делать краткий конспект.

          Сейчас я расскажу вам историю открытия Антарктиды. (слайд 2).

А теперь давайте вместе определим географическое положение материка.

Я приглашаю вас в экспедицию, чтобы разобраться во всем на месте. Итак, отправляемся в Антарктиду.

  1. Постановка учебной задачи (2 мин.)
  2. Первичное усвоение новых знаний ( 15 мин.)
  1. Используя типовой план, кратко охарактеризовать ГП Антарктиды (фронтальная работа). Основные сведения обучающиеся записывают.

Характеристика географического положения материка.

Изучение особенностей географического положения, рельефа, климата, растительного и животного мира Антарктиды. Учитель называет отличительную особенность Антарктиды — мощный ледовый покров, занимающий почти весь материк.

2. Работа с физической картой полушарий

1. Где находится Антарктида? (к югу от экватора, внутри ЮПК)

2. Какова площадь материка, сравнить с Россией.

3.  Почему материк открыт последним? (самый удаленный, мощные льды в океане преграждали путь кораблям)

3. Сообщения обучающихся, готовивших опережающее задание «Антарктиды».

  1. Задание к тексту учебника

Используя текст параграфа 34, рис. 108, сделайте вывод о строении Ледяной Антарктиды и о рельефе Каменной Антарктиды.

Физкультминутка (1 мин.)

Юг -приседаем, восток-поворот на право, запад –поворот на лево, Север – прыжок на месте с поднятыми руками.   Повторяем 6-8 раз

7.  Включение нового знания в систему знаний и повторение (6 мин.)

  1. Географический диктант закончите предложения

1.        Антарктида – это… (ледовый материк)

2.        Площадь Антарктиды равна приблизительно… (14 млн. км)

3.        Антарктида расположена почти полностью за… (Южным полярным кругом)

4.        Впервые доказали, что Антарктида является материком… (Беллинсгаузен и Лазарев)

5.        Это произошло… (1820 г.)

          2. Игра «да» или «нет»:

Антарктида – самый низкий материк (нет)

Антарктида –самый холодный материк (да)

На материке преобладают стоковые ветра (да)

На материке всего живут 350 человек (нет постоянных жителей)

В Антарктиде живут пингвины, морские леопарды, морские львы, белые медведи, много птиц (да)

В Антарктиде имеются оазисы (да)

В основном летом появляются мхи, лишайники и микроскопические водоросли (да)

8. Домашнее задание (1 мин.)

1. Проработать § 34, ответить на вопросы 4,6 на стр. 139

9. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний (3 мин.)

  1. Что, вашему мнению,мнению большего всего понравилось на уроке? Почему

Работа с пингвинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк.»7 – й класс

Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов....

Конспект урока \'\'Уникальный материк Австралия\'\'

Конспект урока \'\'Уникальный материк Австралия\'\'...

Разработка урока для 6 класса:"Земля-уникальная планета."

Урок об уникальности планеты Земля,природы и жизни на Земле....

Разработка Урок в 5классе по географии "Уникальная планета Земля"

Урок расчитан на 40 мин. Соответссвует ФГОС....

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство...

Антарктида — уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента

Открытый урок по географии на тему: Антарктида — уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента....