Технологическая карта урока географии Тыва 8 класса Тема урока: «Рельеф Тувы»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Сарыглар Саида Калдар-ооловна

Цель урока: Изучить особенности рельефа Тувы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_uroka_geografii.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии Тыва 8 класса

Тема урока: «Рельеф Тувы»

Технологическая карта урока

ФИО

Сарыглар Саида Калдар-ооловна

Предмет

География Республики Тыва

Класс

8

Тема

«Рельеф Тувы»

Цель

изучить особенности рельефа Тувы

Задачи

  1. Познавательные: повторить понятия "рельеф", "равнина", "плоскогорье", "гора" и классификацию форм рельефа;
  2. Развивающие: научиться находить на карте формы рельефа территории Тувы; развивать умение "читать" географическую карту, работать с текстовой и графической информацией; развивать умение работать в группе; развивать логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитательные: укрепление чувства патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Изучение новой темы, с элементами творчества (исследовательской деятельности) и самостоятельности.

Технологии:

Технология развития критического мышления, проблемная, исследовательская, информационно-коммуникативная технология.

Ключевые слова

Горы, плато, хребет,  котловины- Тувинская, Тоджинская, Убсу-Нурская

Методы:

Частично- поисковый, практический,

Формы урока:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы

компьютер, проектор, экран, презентация в Microsoft Power Point (Приложение 1),учебник «География Республики Тыва»,  физическая  и контурные карты Тувы, физическая карта РФ, гидронимы, видеофрагменты о реках Тувы.

Межпредметные связи

История Тыва, родная литература

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

составлять описание рельеф; устанавливать взаимосвязи и формулировать вывод рельефа Тувы, показывать на карте  использовать знания о равнинах, реках и гор   Тувы для определения их значения в жизни людей.

Познавательные УУД:

извлекать информацию из текста учебника, устанавливать причинно-следственные связи,   анализировать и обобщать тематический материал, формулировать выводы

Регулятивные УУД

определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать учебную деятельность, формировать умения управлять своей деятельностью, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные УУД: 

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

управлять своей познавательной деятельностью, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать результаты учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный

Эмоциональный настрой. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку         Здравствуйте ребята, садитесь!  Начнем наше занятие, и думаю вполне целесообразно девизом сегодняшнего урока выбрать следующие слова:

Девиз урока: на доске

Думать - интенсивно!

Работать – оперативно!

Если спорить – доказательно!

Преодолевать трудности - обязательно! 

Ну что начнем?

На предыдущем уроке мы изучали «Полезные ископаемые Тувы»

Приветствуют учителя.

Да!

Поднимают руки вверх.  

2. Этап

Целеполагание и

Мотивация на решение проблемы.

Ребята! перед изучением новой темы давайте повторим, что мы знаем.

 Проверка знаний и умений: 

1) Какими полезными ископаемые встречаются на территории Республики Тувы?

2) Какие типы происхождения полезных ископаемых имеются на территории Тувы?

3) А сейчас традиционное задание повторим ГП Тувы, с какими территориями граничит Республика Тыва.  (К доске …)

Формулируют тему урока, записывают в тетради (П)

Дети определяют цель и задачи урока (К, Р)

Актуализация знаний и умений

Территория Тувы изолирована от сопредельных территорий, окружена высокими горами с обширными межгорными котловинами.  Посмотрите на физическую карту Тувы и ответьте на вопрос, как вы думаете, что ожидает нас на уроке, о чем пойдет речь? (Ответы детей).

Да, тема нашего урока: «Рельеф Тувы» и наша главная цель: изучить об особенностях рельефа территории Тувы.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.

Я сегодня приготовила фотографии с изображением разновидностей рельефа.

Изучение новой темы начнем с повторения терминов, которые мы изучали в 7 классе в курсе географии материков и океанов.

  1. Рельеф – «каркас природы». Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)
  2. В чем причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)
  3. На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)
  4. Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
  5. Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
  6. Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)
  7. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).

Учащиеся слушают и  отвечают на вопросы

3. Этап

Изучение нового материала

Рельеф Тувы сложный. Его характерной особенностью является наличие высоких горных хребтов, нагорий    и межгорных котловин. Горные системы занимают около 80% всей территории республики, а лишь 20% - приходится на межгорные равнины.   Вся территория Тувы лежит выше 500 м над уровнем моря. Самое низкое место (508м) - ниже устья реки Хемчик, при выходе Енисея из пределов республики. Максимальная высота расположена на юге-западе республики. Это гора Монгун-Тайга с абсолютной высотой 3976 м. 

На экран выводится определения следующих понятий с рисунками:

Плато́ — равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, возвышающаяся отчётливыми уступами от соседних равнин.

Хребет – цепь гор, склоны которых пересекаются.

Как вы думаете. Какими преимуществами отличаются горные территории относительно равнинных участков?

                      Тоджинская.

  РЕЛЬЕФ ТУВЫ  -  ????                по физической карте определить

  ГОРНЫЙ

 восточная               западная

             горная                    котловинная с хребтами          г/с – 80%               20%

Физминутка

Игра «Да. Нет. Не знаю, но хочу знать»

да- киваем головой

нет- поднимаем плечи

Не знаю, но хочу знать – топаем носочками.

.Этап

Закрепление изученного материала

Работа с текстом учебника, заполнить таблицу                  

Характеристика гор и котловин

Название гор и котловин

Географическое положение

Характерные черты

Западные Саяны

Северная граница Тувы, С-В простирание

Сильно расчлененные хребты. В ледниковый период подвергался оледенению: скалистые гребни, кары, троговые  долины, ледниковые озера.

Хребты: Хемчикский, Куртушибинский, Эргак-Таргак-Тайга, Уюкский.

Восточные Саяны

на С-В Тувы

Хребты с гольцовым гребнем, острыми зубчатыми вершинами, на некоторых вершинах лежит многолетний снег (белогорья или белки).

Хр. Академика Обручева

Междуречье Бий-Хема и Каа_Хема

На западе переходит на правый берег реки Бий_Хем и образует Хутинский порог.

Хр.Танну-Ола (Танды-Уула): Западный и Восточный

протянут в широтном направлении в южной  части

Западный: сев. склоны пологие, а южные – крутые, сложен песчаниками, глинистыми сланцами, следы оледенения.

Восточный: сложен древними породами вулканического происхождения.

Монгун-Тайга

Крайняя юго-зап часть республики

На горном массиве имеется современный ледник- 20 км2, который активно тает

Тувинская котловина

Между Саянами, хребтами Шапшальским и Танну-Ола

Рельеф котловины холмисто-равнинный, мелкосопочный, прерываемый низкогорными массивами на отдельные котловины: Хемчикская, Улуг-Хемская, Турано-Уюкская. Невысокий массив разделяет Тувинскую котловину на западную – Хемчикскую и восточную – Улуг-Хемскую. Здесь протекает Улуг-Хем (Верхний Енисей)

Тоджинская котловина

на северо-востоке Тувы, между Восточными Саянами и хр. Академика Обручева

4.Этап самостоятельной работы

Игра «Кто лучше знает и помнит?» Работа на контурной карте. Поставить на контурной карте горные хребты и межгорные котловины республики.

Горы         горная система: Шапшальская, Зап. Саяны,  Вост. Саяны,

                    Вост. и Зап. Танну-Ола  (Танды-Уула), Чихачева, Цаган-Шибэту,

                   Академика Обручева,  нагорья Сенгилен.  

Котловины: Тувинская (Хемчикская, Улуг-Хемская, Турано-Уюкская);

                      Убсу-Нурская;

                      Тоджинская.

Выступление учащихся с сообщениями. Легенда горы Хайыракан. Священная гора Уттуг-Хая.

6. Этап. Итоги урока. (1 мин)

Рефлексия ( 1 мин)

(Оценка результатов деятельности)

Оценки (1 мин)

Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока?  (Да, мы обобщили знания по теме «Рельеф Тувы»)

В 3-4 предложениях охарактеризуйте рельеф Тувы, используя следующие слова: 80%, юго-запад, 3976м. (На территории республики преобладает горно-котловинный рельеф. Горы занимают примерно 80% ее площади, и лишь оставшаяся ее часть –равнинные участки. Максимальная высота расположена на юге-западе республики. Это гора Монгун-Тайга с абсолютной высотой 3976 м)

Рефлексия:

На экране высказывания:

  • Моих знаний о «Рельефе Тувы» достаточно. Я ответил на все вопросы.
  • Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
  • Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.

Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность, задают вопросы учителю по материалу урока.

(Приложение 3)

Записывают выводы.(Р,Л,П)

5. Этап

Домашнее задание

 (2 мин)

Работа на контурной карте. Обозначить на контурной карте горные хребты и межгорные котловины республики.

     «С древних времен тувинцы преклонялись перед девятью высотами /Тос Таңды/  - домашнее задание: провести опрос родителей, пожилых людей о «Тос Танды». Научных работ, посвященных «Тос Танды» нет.

   Тыва чоннувус  «Тос Тандызынга»   чүдүп,  чажыын  чажып,  алгыш-йѳрээлин  салып чораан.

1. Башкы Таңды     хайыракан - Тере-Хѳлдуң Кунгуртуг  суурдан  чиге   бурунгаар кѳстүп турар   Хаан-Тайга-  2616м  

2. Соңгу   Танды  хайыракан -  кандыг-бир аалдың соңгу талазында, Соңгу  Саяннар бооп турар.

3.  Мѳнгүн-Тайга хайыракан -  Тываның эң бедик  сыны,  3979м.

4. Бай-Тайга  хайыракан – Хемчик  бажының  Алаш  талазында  улуг  тайгазы.

5. Кызыл-Тайга хайыракан - Сут-Хѳл кожуун.

6. Буура-Тайга-  Улуг-Хем кожуун.

7. Танды-Уула  хайыракан - Оюннар  кожууну.

8. Ѳдүген-Тайга – Тожу кожуун.

9. Ондум-Тайга – Каа-Хем кожуун

По выбору записывают домашнее задание.

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД

Список использованной литературы:

  1. Б.К. Ондар. Краткий словарь гидронимов Тувы. Тувинское книжное издательство. Кызыл – 1995. - 48 с.
  2. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; под общей ред. В.П. Дронова. – 4-е изд., М. Вентана – Граф, 2014. С. 124
  3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, -2 – е изд. – М.: ООО» Русское слово – учебник, 2013. С 150-152. (ФГОС).
  4. К.О. Шактаржик, А.Ч. Кынгылдай, О.С. Дамдын. «География Республики Тыва». Уч. пособие для 9 класса. Тувинское книжное издательство, Кызыл - 2006 .158с.
  5. Интернет www.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта по географии 6 класс тема урока :Атмосфера и человек.

план -конспект урока по географии дает возможносто проводить уроки по ФГОС....

Технологическая карта урока географии 7 класс тема "Антарктида"

урок географии по теме "Антарктида (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир)" в 7 классе УМК "Полярная звезда" ...

технологическая карта урока географии 7 класс тема "Гидрография Северной Америки"

Уорк по теме "Гидрография Северной Америки" согласно ФГОС по учебнику Домогацких...

Технологическая карта урока географии 5 класс тема "Масштаб" учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина

Технологическая карта урока  географии 5 класс тема "Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масшт...