" Геология в школе". Внеурочная деятельность по предмету.
рабочая программа по географии (8 класс)

Ольга Николаевна Бугрова

Разработка для внеурочной деятельности по предметам: география, геология с элементами ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geologiya_v_shkole_kruzhok_bugrova.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

руководителя кружка “Юный геолог”

Бугровой О.Н. Учителя географии МБОУ “Лицей №83  - ЦО”

 Приволжского района г.Казани.

 

“Геология в школе”

Направление: естественно-научное  

Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

 

Пояснительная записка к образовательной программе дополнительного образования

 “Геология в школе”  

- Направленность программы. Естественнонаучная.

- Нормативно-правовое обеспечение.

Настоящая программа разработана в соответствии с основными нормативными
документами:
1.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. М№678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;
4. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
к Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
9.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;
8. Устав образовательной организации.

       Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.

Отличительные особенности программы

     Курс образовательной программы «Геология в школе», предназначенный для учеников 5-8 классов, призван дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете, показать место Земли среди других планет Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов. Геология и поиск полезных ископаемых вызывали и вызывают у детей повышенный интерес.  Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях.

   Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что   достаточно подробно рассматривается основная геологическая тематика, больше времени уделяется на исследовательскую деятельность и практические работы, чего невозможно добиваться во время учебных процессов. В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы. 

   Программа помогает определиться с выбором профессии.          

        Основная цель данной программы: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации,   через   освоение   геологических   знаний,   изучение   природы родного края, профессиональную направленность. Исходя из цели, определены следующие задачи:

 Обучающие:

  • обучение основам геологических знаний;
  • развитие умения работать с разными источниками информации;
  • интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, краеведения и др.);
  • формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;
  • обучение приемам мониторинга окружающей среды:
  • формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.

Развивающие:

  • создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
  • создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
  • развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.

Воспитывающие:

  • воспитание патриотизма через изучение природы родного края;
  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
  • воспитание личности способной думать, творить, действовать;
  • формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
  • формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры.

     Адресат программы  

В реализации данной программы участвуют учащиеся  5- 7 классов. 

 .  Программой предусмотрена работа с одаренными детьми проявляющим интерес к естественным наукам о Земле - участие в Олимпиадах и НПК различного уровня:

 1)  республиканская олимпиада школьников

 2)  Открытая полевая олимпиада Юных геологов

 3) Участие в НПК.

- Объем программы —   общее количество учебных часов для освоения трехлетней программы — 432 часа.

-Формы организации образовательного процесса групповые, Виды занятий по программе определяются содержанием программы: лекции, беседы, конкурсы, проекты, практические занятия с коллекцией и полевая практика.  Программа направленна на развитие у воспитанников здорового образа жизни изучение основ техники безопасности и оказание первой помощи. Программа предусматривает регулярное проведение занятий кружка, ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведения краеведческой работы.

Большое место в программе отводится практическим занятиям, выполнению индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие инициативы и творческой активности учащихся.

   Срок реализации программы   Программа рассчитана на 3 года

2.  Планируемые результаты реализации программы   

          1 год - «Занимательная геология». В доступной форме юные геологи знакомятся с основами важнейших геологических наук: палеонтологией и исторической геологией, минералогией, петрографией, общей геологией, учением о тектонических движениях и ориентированием.

Наглядность и научность занятий обеспечиваются регулярным посещением Геологического музея им. Штукенберга КФУ. Каждому школьнику предлагается выбрать тему индивидуальной учебно-исследовательской работы, выполнение которой дает возможность получить дополнительные знания и навыки в интересующей его области геологии. Тематика работы обязательно предполагает описание природного материала или моделирование природных процессов.  

Также проводятся однодневные геологические экскурсии на различные геологические объекты республики Татарстан.

2 год - «Земля - наш общий дом». Юные геологи продолжают получать базовые знания по общей геологии, минералогии, палеонтологии, вводится нефтяная геология и основы геофизических методов разведки полезных ископаемых.

Организация полевых выездов на геологические объекты позволяет школьникам овладеть навыками проведения основных видов полевых геологических исследований - геологический маршрут, ведение полевого дневника, структурная геология, геологический отчет, описание геологического памятника и, конечно же, организации полевого быта, безопасного проведения маршрута, оказания первой доврачебной помощи.

Выездные практики позволяют юным геологам собрать материал для исследовательских работ.  Камеральная обработка материала и консультации проводятся на базе Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ.

3 год - «Введение в геологию». Освоение программы предусматривает использование знаний и умений, полученных учащимися в предыдущие годы. В тоже время, проводится первичная дифференциация школьников по различным направлениям, учитывая их интересы и склонности.

Юные геологи выбирают для более основательного изучения несколько направлений (в соответствии с перечнем Всероссийской полевой олимпиады юных геологов) и совершенствуют свои умения: определять минералы, окаменелости, чертить разрезы, выявлять точки бурения нефтяных сажен, вести разведку, определять скорость течения реки, обеспечивать безопасность полевых работ и защищать исследовательские работы.

           

 

Ожидаемый педагогический результат и методы его оценки.

          Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.

       Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ.

         Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на занятиях. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через   защиту проектов как групповых, так и индивидуальных  по разделам программы и отчет с сообщениями о результатах  своей работы во время полевых  практических занятий. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных и республиканских мероприятиях по геологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы). 

-тематический план программы первого года обучения

«Занимательная геология»,    10-12 лет  

         Цель программы первого года: приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий в объединении.

Данная цель требует решения таких задач, как: освоение применения правил познания, позволяющие уже на первом этапе геологического образования получить целостное представление о Земле и её компонентах, выделить оболочки Земли и рассмотреть их взаимодействие; знакомство с минералами и горными породами как основными составляющими верхнюю оболочку Земли, рассмотрение их образования и изменения в зависимости от геодинамических                   процессов происходящих на Земле; усвоение правил поведения и техники безопасности во время организации и проведения мероприятий по геологии (экскурсии, походы, слеты, конкурсы); приобретение умений и навыков самостоятельной работы во время полевых исследований.

          Прогнозируемые результаты работы первого года обучения учащиеся должны знать:

  • правила поведения участников геологических мероприятий;
  • имена отечественных и зарубежных исследователей в области геологии;
  • историю развития геологии в России;
  • происхождение Земли как планеты;
  • геологическую таблицу;
  • что такое минералы, их разновидность;
  • горные породы, их разновидность.

  уметь  :

  • в определение физических свойств минералов;
  • определение основных горных пород;
  • в составлении и описании личных коллекций;
  • создание моделей геологических процессов;
  • проведение геологических походов;
  • в выступлениях с сообщениями по заданным темам.

Учебно-тематический план программы первого года обучения

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Теоррия

 

Практика

   

Всего  

1

Введение

 

8

-

8 часов 

2

Полевая геология

 

 2

 10

12 часов

Установка палатки

3

Общая геология

 

12

4

16 часов

Беседа

4

Топографическая карта

2

8

10 часов

 

Чтение карты

5

Минералогия 

12

12

24 часа

 

Определение минералов

6

Исследовательская лаборатория

 

2

8

10 часов

   

Защита проекта

7

Участие в олимпиадах

 

2

4

6 часов  

результативность

8

 Петрография: 

 

10

12

22 часов

 

Определение горных пород

9

 Тектоника: 

 

6

2

8 часов

   

Проверка терминов

10

Палеонтология:

 

6

6

12 часов

   

Определение молюсков

11

Техника безопасности: 

2

2

4 часа

 

беседа

12

Поход: 

 

2

10

12 часов

 

Умение ходить по азимуту

Всего:

72

72

144 часа  

 Содержание программы 1 года обучения

Введение:     Формирование групп.   Организационные мероприятия с показом фильмов «Полевая олимпиада школьников».  Встреча с представителями геологической профессии.

Практика: Экскурсия в геологический музей.   

Тема 1. Полевая геология:   Компас, Стороны горизонта. Азимут.

Практика: Ориентирование на местности.   Измерение расстояний шагами. Пользование рулетки.  Обучение Геологический маршрут по пришкольной территории.  Обучение установки палатки. Соревнование по установке палатки.

Тема 2. Общая геология:  Земля в мировом пространстве и её происхождение (гипотезы). Солнечная система, ее состав. Общая характеристика и строение планеты Земля (форма, масса, плотность и т.д.).  Планеты Земной группы. Планеты гиганты. Астероиды, метеоры, метеориты, кометы. Строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. Спутники планет.  Луна.   Звезды.  Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты, свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.  Вселенная.

Практика: Решение геологического кейса «Освоение Луны»

Тема 3. Топографическая карта:   Топографическая карта– особый источник информации. Отличие карт от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и определение направлений и расстояний по карте. Шкала глубин и высот.  Горизонтали. Чтение карты, определение местоположение географических объектов, абсолютных высот. Масштаб. Ориентирование.

Практика: Ориентирование на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану местности. Составление простейшего плана местности.  Азимутальный ход на топографической карте.  Игра «План и карта»

 Тема 4. Минералогия:  Понятие о минералах. Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.  Свойства и методы определения минералов по четырем признакам: цвет, блеск, черта, твердость.  Шкала Мооса и ее аналоги.    

 Практика: Экскурсия в геологический музей «Мир минералов».  Как пользоваться определители минералов, определение минералов, работа с коллекцией минералов.  Выращивание кристаллов.  Тема 5. Исследовательская лаборатория:    Выбор темы для исследований.   Изучение минералов РТ, Определение осадочных породы РТ, Исследование почв и т.д. Практика: Работа над проектами. Оформление проекта.

 Тема 6.  Участие в олимпиадах:  Подготовка к олимпиаде, решение задач прошлых лет.  Практика: Разбор трудных заданий олимпиады.

Тема 7. Петрография:   Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Классификация горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. Магматические пород (магма, магматизм, вулканизм). Классификация. Осадочные породы, их происхождение. Классификация.  Разрушение горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Описание минералов и горных пород (по 3 -4 признакам), определение  их  свойств.     Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

 Практические занятия по определению магматических и осадочных пород. Демонстрация продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра.   Метаморфические породы. Осадочные горные породы Татарстана. Камень в архитектуре. Поделки из камня.  Игра повторение по теме «Петрография».

 Тема 8. Тектоника:   Внутреннее строение Земли.   Земная кора и литосфера.    Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение. Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность Механизм вулканизма. Построение работающей модели вулкана. Вулканы на карте мира. Рельеф Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

   Практика: Моделирование складчатых и разрывных нарушений с помощью пластилина, глины, теста.

Тема 9. Палеонтология:  История развития Земли и органического мира (геохронология, методы установления возраста, зарождение и эволюция органического мира).

Практика: Знакомство со школьной коллекцией окаменелостей. Экскурсия в Музей естественной истории РТ.

 Тема 10. Техника безопасности:  Правила выбора места и устройства полевого лагеря. Противопожарная безопасность. Правила поведения человека в опасных   природных ситуациях (во  время  грозы,  ливней,  под  градом  и  др.)  Предостережения от укусов клещей, ядовитых змей. Оказание первой помощи пострадавшим.  Солнечный удар, солнечный ожог.

 Практика: Оказание первой помощи при ушибах, растяжении связок.   Правила санитарии и гигиены.

 Тема 11.  Поход:   Инструктаж по ТБ. Поведение в природе.

 Практика: Экологическая очистка природного объекта.  Установка палатки соревнование.   Заготовка дров, разведение костра, приготовление пищи.  Геологический маршрут по топографической карте.  Сбор образцов.

                 

   Учебно-тематический план программы второго года обучения

                                         «Земля - наш общий дом» 11-13лет  

Цель программы второго года обучения - формирование диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся, используя диалектические принципы познания, логики и диалектического мышления. Для успешного достижения этой цели формируем навык учебной деятельности в основе, которой лежит принцип единства сознания и деятельности. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:

  • -способствовать     освоению     школьниками     знаний     по    геологии    через сознательную целенаправленную деятельность;
  • -вооружить школьников способами самостоятельной деятельности;
  • -создавать на занятиях ситуации, требующие рассуждений;
  • -формировать    творческое    мышление,    которое    должно    выражаться    в
  • самостоятельном теоретическом анализе, в способности к постановке новых проблем, в субъективно-значимых открытиях, в собственных рефлексивно-оценочных действиях;
  • -развивать самостоятельную и коллективную деятельность;
  • -воспитывать     устойчивый     познавательный     интерес     к     геологическим дисциплинам;
  • -создавать и поддерживать атмосферу творчества.

Прогнозируемые результаты работы второго года обучения Учащиеся должны знать:

  • -результаты исследований крупнейших ученых и исследователей современности в области геологии;
  • -историю развития наук о Земле от античных времен до наших дней; - строение, состав, движения литосферы, влияние геодинамических процессов на формирование лика Земли;
  • -освоить основные положения стратиграфии её методы;
  • -углубить знания по палеонтологии, минералогии, петрографии.

Должны приобрести умения и навыки в:

  • -ведение дискуссии;
  • -организации и проведение геологических праздников;
  • -определение минералов и горных пород;
  • -чтение геологических и тектонических карт
  • -написание  и  защиты  рефератов,   составление   планов  и   отчетов  о   полевых работах;
  • -проводить самостоятельные исследования.

                                            

Учебно-тематический план программы второго года обучения

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Теор.

часов

Прак.

часов  

Всего часов

1

Введение

4

4 часа

2

Подготовка к геологической экспедиции

4

8

12 часов

Работа с компасом

3

Общая геология

16

2

18 часов

Тренировочные тесты

4

Минералогия

10

10

20 часов

Описание минералов

5

Участие в олимпиадах

2

4

6 часов

Результативность

6

Петрография

6

10

16 часов

Описание горных пород

7

Исследовательская лаборатория

4

8

10 часов

Защита проекта

8

Палеонтология

20

10

30часа

Определение образцов

9

Мед помощь

4

4

8 часов

Повязки, реанимация

10

Поход

4

 12

16 часов

Ведение дневника

Всего:

74

70

144  

Содержание программы второго года обучения

  1. Введение:  Организационные мероприятия.  Место геологии в системе естественных наук.

Тема 2.    Подготовка к геологической экспедиции    Инструктаж по ТБ. Поведение в природе.   Работа с геологическим компасом. Установка палатки соревнование.  

Практика: Заготовка дров, разведение костра.  Геологический маршрут. Сбор образцов. 

Тема 3. Общая геология:    Общая характеристика и строение планеты Земля (форма, масса, плотность и т.д.).   Экзогенные процессы и их значение.  Геологическая работа ветра.
 Карстообразование.  Геологическая деятельность рек.  Эндогенные геологические процессы. Магма, вулканизм, землетресения, складчатость, метоморфизм.  Полезные ископаемые Республики Татарстан.

 Практика: Определение наиболее распространённых полезных ископаемых. Подготовка и проведение выставки «Формы рельефа», фото, макеты форм рельефа.   Экскурсия в музей Естественной истории РТ.

Тема 4. Минералогия:    Понятие о минералах. Свойства и методы определения. Шкала Мооса. Определители минералов.  Классификация минералов. Схема   описания. Понятие о кристаллах. Кристаллографические формы.   Минералы школьной коллекции. Итоговое занятие   по определению минералов.  

Практика: Определение свойств минералов, различие их по группам Экскурсия в музей института Геологии. Поделки из камня.  

Тема 5.  Участие в олимпиадах:    Подготовка к олимпиаде « Геосфера» Санкт- Петербург.  Участие в отборочном туре олимпиады «Геосфера».  Разбор трудных заданий олимпиады. 

Практика: Участие в интеллектуальных играх для обучающихся геологических объединений города, участие в конкурсных программах, Республиканских геологических мероприятиях.

Тема 6. Петрография:     Классификация горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.  Осадочные породы РТ, их происхождение. Классификация.  

Практические занятия по определению   осадочных пород.  Камень в архитектуре. Повторение по теме «Петрография».

Тема 7. Исследовательская лаборатория:     Выбор темы для исследований.  Работа над проектами.  Оформление проекта.  

Практика: Участие в городской НПК «Ломоносовские чтения»

Тема 8. Палеонтология:    Выездное занятие в Музея естественной истории Татарстана «Чем занимается палеонтолог. Какой была Земля в самом начале своего существования. Внутреннее строение Земли. Первые материки и океаны».  История развития Земли и органического мира (геохронология, методы установления возраста, зарождение и эволюция органического мира) Архейская и протерозойская эра.   «Древнейшая фауна сложноустроенных организмов -жили, рождались и все вымерли. Зачем? Почему? Кто начал сначала?». Палеозойская эра.   «И прогремел взрыв биоразнообразия скелетных форм, союз внешнего твердого панциря и гибкого шарнира».   Выездное занятие в Музей естественной истории Татарстана  «Сначала были прямые, потом завернулись в спираль, затем развернулись и снова стали прямыми. Но выжил наутилус».   «Век девона - век рыб. Необычайные тупики и эволюции рыб - бесчелюстные, панцирные, шипастые и клыкастые».  «Изучение особенностей внешнего строения древних амфибий и их приспособлений к различным местообитаниям».  «Когда появились зверообразные ящеры и как они приспособились к новым условиям обитания».  Мезозойская эра. Триасовый и Юрский период. Меловой период.  Выездное занятие в  Музей естественной истории Татарстана  «Путь динозавров -путь господства и полного исчезновения».  Кайнозойская эра. Палеогеновый и неогеновый периоды. Четвертичный период.  «Как на Земле появились люди».  Консультации по оформлению творческих проектов «Геологическая летопись Земли».

 Практика: Определение окаменелостей. Работа над проектом. Защита творческого проекта.

Тема 9.  Мед помощь:     Предостережения от укусов клещей, ядовитых змей. Влияние алкоголя и табакокурения на сознание и здоровье человека

  Правила санитарии и гигиены.  Практика: Оказание первой помощи пострадавшим.  

Тема 10.  Поход:    Инструктаж по ТБ. Поведение в природе.

 Практика: Экологическая очистка природного объекта.  Установка палатки соревнование.  Азимутальный ход.  Геологический маршрут.  Сбор образцов.

Учебно-тематический план программы третьего года обучения

«Введение в геологию» 12-13лет

Цель программы третьего года обучения -  развитие личности обучающихся посредством формирования системы геологических знаний через знакомство с  геологическими профессиями.

 Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:

 Обучающие:

  • - знакомство с основами теории и практики геологии и родственных наук, с геологическими профессиями;
  • - выявление и поддержка интеллектуально одарённых и увлечённых геологией школьников, их профессиональная геологическая ориентация и оказание им помощи при выборе профессии и поступлении в геологические вузы.

Воспитательные:

  • - воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе;
  • - формирование общественной активности;
  • - формирование культуры общения и поведения в коллективе.

Развивающие:

  • - развитие познавательного интереса и расширение кругозора обучающихся;
  • - развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с литературой и публичных выступлений;
  • - развитие самостоятельности, ответственности, активности;
  • - формирование потребности в самопознании.

Прогнозируемые результаты работы  третьего года обучения Учащиеся должны знать:

  •  знать основы топографии и туристской техники;
  • знать основы геологии;
  • знать основы минералогии;
  • знать основы петрографии;
  •  знать историю геологических открытий на ТР;
  •  знать главные месторождения полезных ископаемых.

 уметь

  •  чтения геологических карт и уметь составлять геологические разрезы;
  •  уметь самостоятельно документировать обнажения горных пород;
  •  владеть основами минералогии и петрографии;
  • замерять дебит источника.
  • овладеть коратажным методом определения месторождений нефти;
  • овладеть приемами первой помощи.
  • соблюдать технику безопасности при полевых работах и организации полевой стоянки.

Учебно-тематический план программы третьего года обучения

№ п/п

Тема

общее количество часов

в том числе

теоретические (час)

практические (час)

Форма контроля

1.

Введение

6

 4

 2

2.

Общая геология

6

6

-

Круговая проверка знаний

3.

Занимательная геология

8

6

2

«Своя игра»

4.

Минералогия

10

 4

 6

Определение и описание минералов

5.

Петрография

 18

 12

 6

Определение и описание горных пород

6.

Тектоника

6

4

2

Определение эпохи складчатости

7.

Гидрогеология

10

 8

 2

Написание отчета

8.

Геофизические методы поисков полезных ископаемых

 4

  2

 2

Составление карты, каратажны метод

9.

Палеонтология

12

8

4

Определение и описание беспозвоночных

10.

Геологические объекты РТ

8

 2

 6

Описание памятника

11.

Месторождения полезных ископаемых

10

 8

 2

Определение видов полезных ископаемых

12.

Геологическая документация

16

6

10

Ведение полевого дневника

13.

Топография

12

 6

 6

Нанесение маршрута на карту

14.

Техника безопасности

2

2

-

Повязки, реанимация

15.

Геологические походы

16

4

 12

Техника безопасности при работе на местности

16.

Итоговое тестирование

 2

2

-

Итоговый тест с развернутым ответом

ИТОГО

144

82

62

Содержание программы «Введение в геологию» 3 год обучения.

Тема 1. Введение. 6ч.        Теория: Геологическая наука, её отрасли. Геологическое время.

Практика. Экскурсия к озеру Кабан.   Отбор проб воды.

Тема 2.Общая геология 6ч.        Теория: Значение геологии в жизни человека. Задачи, стоящие перед геологией. Экзогенные процессы: выветривание, деятельность подземных вод, морей, озер, болот.

        Геологическая работа ветра.        

Тема 3.Занимательная геология 8ч.        Теория: Занимательное в мире геологии. Драгоценные камни и минералы. Метеориты - небесные гости. Драгоценное ожерелье Земли. Диковинки каменного мира.

        Практика: Определение цветных камней.

Тема 4.Минералогия 10ч.        Теория: Основные свойства минералов (форма, твердость, цвет, блеск, черты, спайность, плотность). Шкала твердости Мооса. Классификация минералов. Схема описания минералов.

        Практика: Определение свойств минералов, различие их по группам (группа кварца, слюд, полевых шпатов).   Экскурсия   в   геологический музей        

Тема 5.Петрография 18ч.        Теория: Петрография как наука. Понятие о породе. Методы изучения горных пород.  Классификация горных пород: магматические,  осадочные, метаморфические.

        Практика: Определение горных пород.

Тема 6.Тектоника 6ч.        Теория: Типы тектонических движений. Движение земной коры. Складки, их элементы и типы. Землетрясения. Закономерности развития Земли.

        Практика: Изготовление макетов складок        (пластилин),        разрывных нарушений (с помощью глины).

Тема 7.Гидрогеология 10ч.        Теория: Геологическая деятельность текучих вод. Типы потоков и их питание. Делювий. Базис эрозии. Строение речной долины и поймы. Речные террасы. Происхождение подземных вод. Гидрогеологические свойства горных пород. Грунтовые воды. Источники. Оползни. Охрана природных ресурсов.

        

Тема 8.Геофизические методы поисков полезных ископаемых 4ч.        Теория: Обзор геофизических методов разведки: радиометрия, магнитометрия, электрические методы, сейсмология.

        Практика: Построение карты изолиний.

Тема 9.Единство органического мира 12ч.        Теория: Палеозоология, палеоботаника. Классификация. Основные законы развития жизни на Земле. Фауна и флора.        Биоценоз морей.Кишечнополостные, губки, членистоногие. Брахиоподы, моллюски. Палеоботаника.

Практика: Определение окаменелостей.

Тема 10.Геологические объекты Республики Татарстан  8ч.        Красновидово, Сюкеево, Тютюши, Печищи- геологические памятники РТ.

Практика:  описание одного из памятников.

Тема 11.Месторождения полезных ископаемых 10ч.        Теория: Полезные ископаемые и их классификация. Промышленные и непромышленные месторождения. Деление месторождений по условиям их образования.

        Месторождения металлических полезных ископаемых. Месторождения неметаллических полезных ископаемых. Месторождения каустобиолитов (горючих полезных ископаемых).  

        Практика: Работа с картой полезных ископаемых России.

Тема 12.Геологическая документация. 16ч.        Теория: Зарисовка и описание обнажений. Составление маршрутного абриса. Правила ведения записи маршрута в полевой книжке.

        Практика: Чтение геологической карты, составление разрезов по карте.

Тема 13.Топографические знаки, карты 12ч.        Теория: Чтение топографических карт. Типовые формы рельефа. Компас. Ориентирование по сторонам света.

        Практика: Работа с топографическими картами, ориентирование на местности.

Тема 14.   Техника безопасности 2ч.        Теория: Правила ТБ при проведении полевых практик и походов юных геологов.

Тема 15. Подготовка к полевой олимпиаде. 14ч. Радиометрия, Шлиховое опробывание, Нефтяная геология, Геологический отчет, Геологический маршрут.

Практика: прохождение геологического маршрута, шлиховое опробывание на берегу Казанки.

 16. Итоговое обобщение тем 2 ч.         

Приложение 1

     Примерные темы рефератов и проектов 1год обучения

Земля в мировом пространстве и ее происхождение, Внутреннее строение Земли и методы его изучения, Тектоника литосферных плит – современная геологическая теория,  Особенности распредления очагов землетрясений на континентах, Геологическая роль океанов и морей, Геологическая деятельность текучих вод, Геологическая деятельность озер и болот, Геологическая деятельность ветра, Геологическая деятельность ледников, Вулканизм на Кавказе, Формирование рудных месторождений полезных ископаемых на Кавказе, Осадочные породы как индикатор развития Земли, Эрозионные формы рельефа, останцы, Осадконакопление в океане, Ресурсы дна океанов, Оледенения в истории Земли,  Геологическая позиция действующих вулканов, Прогноз землетрясени, Техногенные изменения природной средыКарст, формы, развитие, распространение, Термокарст и формы его проявления, криптозона и строительство, Осадочные породы как ключ к пониманию истории Земли, Влияние атмосферы на геологические процессы, Уникальные геологические сооружения.

  Приложение 2

Вопросы для итогового обобщения тем.

Вопросы итогового обобщения тем

1.К какой эре относится палеогеновый период?

 А- палеозойской Б – мезозойской В – кайнозойской Г – протерозойской.  

2.Какой минерал слагает сталактиты?

А – касситерит Б – кальцит В – мусковит Г – лейцит.  

3.Сколько периодов включает мезозойская эра?

А – 6  Б – 3 В – 4  Г – 2.

4.Какой элемент имеет самый большой кларк?

А – железо  Б – кислород В – кремний Г – натрий.

5.Ледниковые отложения называются

А – аллювий  Б – морена В – барханы Г – бары

6) Где находится астеносфера?

А – в земной коре Б – в верхней мантии В – в нижней мантии Г – в ядре.

7) Какая из перечисленных горных пород характеризуется наименьшим размером обломков?

А – конгломерат  Б – гравелит В – аргиллит Г – песчаник.

8) Какая из этих гор не является вулканом?

А – Везувий  Б – Фудзияма В – Ключевская сопка Г – пик Победы

9) Наука, изучающая землетрясения, называется

А – гравиметрия  Б – сейсмология В – петрофизика Г – электрометрия.

10) Какой из этих минералов самый твердый?

А – гипс  Б – кварц В – тальк Г – сера.

11) У кристалла из элементов симметрии есть только центр. Какая сингония этого кристалла?

А – триклинная  Б – кубическая В – гексагональная Г – ромбическая.

12) Буквой «С» на геологических картах обозначаются образования

А – силурийские Б – каменноугольные В – меловые Г – кембрийские.

13) Как называется разрывное нарушение, когда поверхность разрыва наклонена в сторону опущенного блока?

А – сдвиг  Б – сброс В – взброс Г – надвиг.

14) Излившийся аналог габбро – это

А – риолит  Б – гранит В – базальт Г – андезит.  

15) В эффузивной горной породе содержится 70% кремнезема. К какой группе она относится и как называется?

А – кислые, андезит  Б – основные, базальт В – кислые, риолит Г – средние, андезит.

16) Место, где литосферная океаническая плита пододвигается под континентальную плиту, называется

А – рифтовая зона  Б – зона субдукции В – авлакоген Г – зона обдукции.

16) На каком острове срединно-океанический хребет выходит на сушу?

А – Гренландия  Б – Исландия В – Шпицберген Г – Ирландия.  

17) Морион – это разновидность

А – антрацита  Б – кварца В – коралла Г – граната

18) Какое полезное ископаемое добывается на месторождении Солнечном (Комсомольский рудный район Хабаровского края)?

А – золото  Б – олово В – платина Г – уголь.  

19) Какое полезное ископаемое добывают в корах выветривания?

А – уголь  Б – золото В – бокситы Г - олово

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»

С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...

Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...

Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат.

Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в гот...

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...