Проект "Виртуальный помощник или создание чат-бота в подготовке к ОГЭ по географии"
проект по географии (9 класс)

Фоминых Светлана Николаевна

1. Общая характеристика разработки:

Методическая разработка учителя географии и биологии Фоминых Светланы Николаевны "Чат-бот "Элио" - подготовка к ОГЭ по географии" представляет собой инновационный подход к подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по географии. Разработка реализована в формате чат-бота, что обеспечивает интерактивность, доступность и индивидуализацию процесса обучения.

2. Тема, актуальность, проблематика:

Тема: Использование чат-бота в процессе подготовки к ОГЭ по географии.

Актуальность: Подготовка к ОГЭ является важным этапом в образовании учащихся 9 классов. Успешная сдача экзамена открывает возможности для дальнейшего обучения в профильных классах и образовательных учреждениях. В то же время, традиционные формы подготовки к ОГЭ, такие как решение типовых вариантов и консультации с учителем, не всегда позволяют удовлетворить индивидуальные потребности каждого ученика. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс позволяет сделать подготовку к экзаменам более эффективной и интересной для учащихся.

Проблематика:

•   Недостаточный уровень мотивации учащихся к самостоятельной подготовке к ОГЭ.

•   Ограниченность времени на индивидуальную работу с каждым учеником в рамках школьного расписания.

•   Трудности в организации эффективного повторения и систематизации учебного материала.

•   Необходимость в создании индивидуализированных образовательных траекторий для учащихся с разными уровнями подготовки.

Разработанный Фоминых С.Н. чат-бот "Элио" призван решить указанные проблемы и обеспечить более эффективную и комфортную подготовку к ОГЭ по географии.

3. Цель и конкретные педагогические задачи:

Цель: Создание интерактивного и доступного инструмента для эффективной подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ по географии, способствующего повышению уровня знаний, развитию умений и навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Задачи:

•   Организовать систематическое повторение и закрепление учебного материала по географии, необходимого для успешной сдачи ОГЭ.

•   Предоставить учащимся возможность в интерактивной форме проверить свои знания и умения.

•   Обеспечить индивидуализированный подход к обучению с учетом уровня подготовки и потребностей каждого ученика.

•   Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

•   Повысить мотивацию учащихся к самостоятельной подготовке к ОГЭ.

4. Возраст обучающихся:

Методическая разработка предназначена для учащихся 9 классов (15-16 лет), готовящихся к ОГЭ по географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Виртуальный помощник или создание чат-бота для подготовки к ОГЭ по географии»

Актуальность

Ежегодно учащиеся 9-х классов сталкиваются с необходимостью выбора предмета по выбору для сдачи ОГЭ. Одним из популярных предметов ОГЭ традиционно считается география. Для успешной сдачи экзамена по этому предмету необходимо уметь решать задания разного уровня сложности. Немаловажную роль здесь играет регулярная практика.

Конечно, для подготовки к ОГЭ существуют приложения, сайты, каналы в социальных сетях. Для работы с этими ресурсами учащимся зачастую приходится тратить довольно много времени, к тому же не все они имеют функцию обратной связи, что немаловажно при отработке навыков решения заданий, например, одного типа.

В последнее время довольно популярными среди молодёжи стали программы, которые имитируют реальный разговор с пользователем, – чат-боты. Причём потенциал этого средства для подготовки к ОГЭ пока недостаточно активно используется.

Именно поэтому создание чат-бота для помощи в подготовки к ОГЭ по географии представляется авторам проекта довольно актуальным.

Чат-боты - это программы, интегрирующие искусственный интеллект, который позволяет им имитировать и поддерживать определенный уровень общения с реальными людьми. В настоящее время они становятся популярными так как основаны на естественном языке и интерфейсах пользовательского общения, которые очень часто используются в приложениях обмена сообщениями на смартфонах. Они вводятся повсеместно, хотя и неспешно в области образования, не столько для того, чтобы заменить преподавательскую роль, сколько для того, чтобы взять на себя повторяющиеся и низкоинтеллектуальные задачи. В образовательной среде есть чат-боты, которые действуют как виртуальные помощники для повышения производительности или для ответа на часто задаваемые вопросы, также есть чат-боты с особой образовательной направленностью, которые могут выступать в качестве наставников в учебном процессе.

Цель

Разработать чат-бот, помогающий в подготовке к ОГЭ по предмету «Географии».

Задачи

  1. Отобрать необходимый теоретический и практический материал для  подготовки к ОГЭ.
  2. Изучить специфику и принцип работы чат-бота.
  3. Провести анализ существующих средств для создания чат-ботов и выбрать оптимальный конструктор.
  4. Разработать чат-бот для помощи учащимся при подготовке к ОГЭ по географии.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Персональный компьютер (ноутбук) с установленным мессенджером Telegram)
  • Онлайн-конструктор чат-ботов Manybot. Работает с WhatsApp, Facebook, Telegram, ВКонтакте и Viber
  • Смартфон Samsung Galaxy A22

Описание

В результате работы над проектом авторами была отобрана информация об  особенностях экзамена по географии, теоретический и практический материал,  принципы работы чат-бота. Были проанализированы и опробованы на практике способы создания чат-ботов.

Чат-боты позволяют общаться с помощью текстовых или аудиосообщений на сайтах, в мессенджерах, мобильных приложениях или по телефону. По принципу работы чат-боты делятся на два типа: скриптовые и использующие технологии машинного обучения.

Первый вариант наиболее прост и доступен, такой бот работает по заранее указанным инструкциям. Причём для его создания часто не нужно даже обладать навыками программирования, можно воспользоваться одной из платформ, предназначенных для создания чат-ботов, где всё сводится фактически к рисованию схемы поведения бота в зависимости от ситуации. Недостаток такого подхода очевиден — отсутствие гибкости, неспособность отвечать на нестандартные вопросы.

Чат-боты второго типа куда более продвинуты и обладают большей гибкостью. Ну а технологии искусственного интеллекта позволяют им становиться всё умнее по мере общения. Однако разработка и поддержка такого бота куда сложнее и дороже.

Для создания чат-бота мы использовали мессенджер Telegram, так как он в настоящее время является самой популярной социальной платформой.

 

Мы написали пользователю @BotFather и следовали его инструкциям. Как только мы создали бота и получили свой ключ (токен) авторизации, перешли в раздел документации Bot API и начали настраивать нашего бота.

Ключ (токен): 5265122242:AAEMbhUkje-SztcUurE-brd36PWrsBHE6uA

Имя: @Geliogeliobot

Была разработана структура чат-бота:

Результаты работы/выводы

При помощи 9 класса МКОУ «СШ № 9» был протестирован функционал данного средства. Чат-бот получил высокую оценку со стороны «тестировщиков». Отмечена простота использования, современность и доступность продукта. В настоящее время ведётся активное тестирование чат-бота, производится учёт мнений.

Перспективы использования результатов работы

Планируется дальнейшее развитие проекта (увеличение базы заданий, дополнительный функционал) и продвижение его через социальные сети.

Мнение автора о своей работе, пожелания

«По нашему мнению, чат-бот при своей компактности имеет довольно широкий набор функций; имеет всю необходимую информацию, для спешной сдачи ОГЭ по географии; даёт быстрый результат на текущий запрос; соответствует современным тенденциям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест-помощник в создании "Гид по Черноголовке"

В следующей разработке представлена технология веб- квест , с помощью которой учащиеся создавали (и создают) собственный проект . Для выполнения данного проекта было создано виртуальное пространство -...

Создание условий для допрофессиональной подготовки обучающихся в рамках реализации ФГОС

Обобщение опыта на совещании педагогических работников Пуровского района...

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"

Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии....

Исследовательская работа «Задачи на клеточке – хороший помощник в создании рисунка»

Что такое рисунки по клеточкам? Это возможность создавать  шедевры рисования, не имея не только способностей, но и даже малейших навыков рисования. В данной исследовательской работе описываю...

Рабочая таблица-копилка для создания "банка аргументов" при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

Таблица поможет учащимся записать и сохранить в удобной форме выбранные аргументы для создания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ...