Рабочая программа элективного курса "География человеческих перспектив"
рабочая программа по географии (10 класс)

Тукаева Рамзия Рашитовна

Рабочая программа элективного курса "География человеческих перспектив" для учащихся 10 - 11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Надымского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.НАДЫМА»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО,

протокол

от . №

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора школы по УВР

_______________________

УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ СОШ №5 г. Надыма

_____________

Приказ от г. №

УТВЕРЖДАЮ:

директор МОУ СОШ №5 г. Надыма

_________________Р.Г. Павлова

Приказ от г. № 82

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«География человеческих перспектив»

Программа элективного курса

для обучающихся 10 класса

Срок освоения – 1 год

(34 часа в год, 1 час в неделю)

Составила: Тукаева Р. Р.,

учитель географии

НАДЫМ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «География человеческих перспектив»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа и носит межпредметный характер. Учебный курс должен сформировать у учащихся общие представления о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; признан, углубить знания о взаимосвязях и взаимодействии в системе «природа-человек – хозяйство». География по своей сути - интегрированный предмет, комплексно рассматривающий среду обитания человека в разных территориальных условиях. Поэтому элективный курс поможет школьникам получить системное преставление об окружающем их мире, о взаимозависимости всех его частей, даст первоначальные навыки всестороннего анализа комплексных проблем, связанных с современным состоянием окружающей среды, продолжит формирование умения работать с разнообразными видами фактического материала – статистическим, картографическим, литературным; поможет подготовиться к ЕГЭ, к олимпиаде, научно-практическим конференциям.

Главной цель учебного курса: дать научные представление учащимся о геосистемах Земли. Об изменениях, происходящих с системами географической оболочки высших уровней организации в процессе их взаимодействия и интеграции с обществом, а также пространственные закономерности такого взаимодействия, о перспективах человеческого общества.

Задачами данного курса являются:

* повысить теоретический уровень знаний учащихся по географии через поисковую и исследовательскую деятельность;

* способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно - научного цикла;

* расширить кругозор по географии через исторический, экологический и другие подходы;

* развивать различные формы коммуникативной деятельности учащихся.

Элективный курс позволяет расширить и углубить свои знания по географии не только через теоретический материал, но и через практическую деятельность, что способствует продолжению формирования и отработку практических навыков у учащихся. Также уроки данного курса способствуют положительной мотивации учебной работы на занятиях по географии. Вместе с тем содержание данного курса позволяет ученику любого образовательного уровня включиться в учебно-познавательный процесс.

Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии. Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей и саморазвитием личности. В связи с этим можно определить основные методики преподавания элективных курсов:

* междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

* обучение через опыт и сотрудничество;

* интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

* личностно - деятельностный подход в обучении;

* исследовательская работа;

* проведение деловых игр;

* практикум.

Структура занятий определяется основным законам дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных занятий.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

* научность;

* доступность;

* последовательность и системность изложения материала;

* преемственность и перспективность изложения материала;

* связь теории с практикой;

* наглядность.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

* уметь выразить свою осмысленность, грамматически нормативно;

* уметь составить развернутое письменное и устное сообщение.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

* понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

* уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.

Программа курса.

Введение. (1ч.)

Общее содержание и цели изучения учебного курса «Природа и жизнь» на профильном уровне географического образования. Науки о природе… Методы изучения природы.

Как устроена Земля. (10ч.)

Тема 2. Планета. Состав Земли. Неизведанные глубины. На пути к мантии. Данные о составе Земли из космоса. Из чего же состоит Земля? (2часа)

Общее преставление о Вселенной. Как возникла планета. Основные параметры Земли. Основные геосферы: земная кора, мантия, ядро. Методы, с помощью которых изучают внутреннее строение Земли. Роль космических аппаратов в изучении Земли.

Тема 3. Пока только гипотезы. Плавающие континенты. Не континенты, а литосферные плиты. Формирование лика Земли. (2 часа.)

Возраст Земли и геохронологическая шкала. Начальные этапы формирования Земли. Древнейший – докембрийский этап развития Земли и появление жизни. Теория литосферных плит. Теория Вегенера. Наиболее важные события в истории Земли: формирование и распад гигантских материков, великие оледенения, мощная вулканическая деятельность.

Исследовательская работа: презентация проекта «Мое географическое открытие».

Тема 4. Подземные сокровища. Что и сколько мы добываем из недр? Оборотная сторона медали. Сколько мы будем добывать? (2часа)

Общие сведения о минералах. Знакомство с наиболее распространенными породообразующими минералами: карбонатами, сульфатами, силикатами. Магматические горные породы. Понятие об эффузивных (излившихся), интрузивных (внедрившихся) и метаморфических горных породах. Осадочные породы: основные их группы и условия образования. Ресурсообеспеченность. Охрана недр.

Практическая работа. Коллекция горных пород и минералов.

Тема 5. Современные процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления. (4 часа)

Внешние и внутренние процессы. Географическое распространение вулканов. Различные типы вулканических построек и извержений. Примеры катастрофических извержений. Действующие и потухшие вулканы. Вулканологи. Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения. Катастрофические землетрясения (примеры). Строение дна океана. Сейсмические процессы. Исследовательская работа: презентация проекта «Влияние оледенения на формирование рельефа».

Человек и природа. (23 ч.)

Тема 6: Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.(4 часа)

Климат и жизнь. Факторы, определяющие климат. Элементы климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления.

Тема 7: Погода (2 часа).
Погода и ее элементы. Предсказание погоды. Местные признаки. Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство. Как зависит культура земледелия от климата и погоды?

Практическая работа: анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние погоды на человека».

Тема 8: Воздействие человека на погоду и климат (2 часа).

Воздействие человека на погоду и климат. Может ли на земле измениться климат под влиянием человеческой деятельности? Как отразится на уровне Мирового Океана таяние полярных льдов? Исследовательская работа: презентация проекта «Климат и человек».

Тема 9: Вода на Земле. Это удивительная жидкость…(2 часа)

Гидросфера. Распределение воды на Земле. Использование вод их охрана. Опасные явления, связанные с водами.

Практическая работа: анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние водохранилищ, ГЭС на окружающую среду».

Тема 10: Почва (3 часа).

Почва. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв.

Тема 11. Биологические ресурсы: роль, значение, охрана.(2часа)

Особенности размещения растительного и животного мир; приспособление животных и растений к условиям жизни. Меры по рациональному использованию и охране растительных и промыслово-охотничьих ресурсов. Исследовательская работа:

презентация проекта «Биологические ресурсы».

Тема 12: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека .(2 часа)

Медицинская география. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Исследовательская работа: презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы».

Тема 13: Изменение природы под влиянием деятельности человека. (2 часа)

Природопользование. Антропогенные ландшафты. Охрана природы.

Тема 14: Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. (2 часа)

Задачи современной географии. Меры борьбы с негативными последствиями воздействия человека на природу.

Тема 15: Взаимоотношения человека и природы на разных стадиях экономической формации. Охрана природы. (2 часа)

Взаимоотношения человека и природы от первобытнообщинного строя до наших дней.

Меры по охране природы.

Учебно-тематический план.

«География человеческих перспектив»

Тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности учащихся

1.

Введение

1

Как устроена Земля. (10ч.)

2

Планета. Состав Земли. Неизведанные глубины. На пути к мантии. Данные о составе Земли из космоса. Из чего же состоит Земля?

2

Работа со статистическими показателями

3

Пока только гипотезы. Плавающие континенты. Не континенты, а литосферные плиты. Формирование лика Земли.

2

Работа с атласами контурными картами.

Презентация проекта «Мое географическое открытие»

4

Подземные сокровища. Что и сколько мы добываем из недр? Оборотная сторона медали. Сколько мы будем добывать?

2

Практическая работа.

Коллекция горных пород и минералов

5

Современные процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления.

4

Работа с атласами контурными картами.

Презентация проекта «Влияние оледенения на формирование рельефа»

География человеческих перспектив. (23 ч.)

6

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.

4

Работа с атласами контурными картами

7

Предсказание погоды. Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство. Как зависит культура земледелия от климата и погоды?

2

Анализ материалов по социологическому опросу:

« Влияние погоды на человека»

8

Воздействие человека на погоду и климат. Может ли на земле измениться климат под влиянием человеческой деятельности? Как отразится на уровне Мирового Океана таяние полярных льдов?

2

Презентация проекта «Климат и человек»

9

Вода на Земле. Это удивительная жидкость…

2

Анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние водохранилищ, ГЭС на окружающую среду».

10

Почва. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв.

3

Работа с атласами контурными картами

11

Биологические ресурсы: роль,

значение, охрана.

2

Презентация проекта

«Биологические ресурсы».

12

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

2

Работа с атласами контурными картами

13

Изменение природы под влиянием деятельности человека.

2

Презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы».

14

Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.

2

Работа с атласами контурными картами

15

Взаимоотношения человека и природы на разных стадиях экономической формации. Охрана природы.

2

Итоговая игра теме: «Природа и человек».

Итого:

34

Список литературы для учащихся.

1. Войткевич Г.В. Геологическая хронология Земли.- М., 1984г.

2. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана.- М., 1984г.

3. Гаврилов В.П. Кладовая океана. - М., 1983г.

4. Мархинин Е.Н. «Вулканы и жизнь». Москва «Просвещение» 1999 г.

#1041;арков А.С. «Словарь-справочник по физической географии». Москва «Просвещение» 1990 г.

6. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. –СПБ., 2003г.

Список литературы для учителя.

1. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле.- М., 1988г.

2. Апродов В.А. Вулканы. – М., 1982г.

3. Гир Дж., Шах Х. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. – М., 1988г.

4. Бенгт Ш. «Осколки континентов». Москва «Просвещение» 1999г

#1043;воздецкий Н. А. «Хрестоматия по физической географии». Москва.«Просвещение» 1990г.

6. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. – Спб., 1998г.

#1056;одзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование. – М., 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Рабочая программа кружка "Роскошь человеческого общения"

В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как: коммуникабельность; способность гибко адаптироваться в меня...