Рабочая программа элективного курса "География человеческих перспектив"
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа элективного курса "География человеческих перспектив" для учащихся 10 - 11 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент образования Надымского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.НАДЫМА» |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО, протокол от . № | СОГЛАСОВАНО заместитель директора школы по УВР _______________________ | УТВЕРЖДАЮ директор МОУ СОШ №5 г. Надыма _____________ Приказ от г. № | УТВЕРЖДАЮ: директор МОУ СОШ №5 г. Надыма _________________Р.Г. Павлова Приказ от г. № 82 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География человеческих перспектив»
Программа элективного курса
для обучающихся 10 класса
Срок освоения – 1 год
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Составила: Тукаева Р. Р.,
учитель географии
НАДЫМ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «География человеческих перспектив»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа и носит межпредметный характер. Учебный курс должен сформировать у учащихся общие представления о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; признан, углубить знания о взаимосвязях и взаимодействии в системе «природа-человек – хозяйство». География по своей сути - интегрированный предмет, комплексно рассматривающий среду обитания человека в разных территориальных условиях. Поэтому элективный курс поможет школьникам получить системное преставление об окружающем их мире, о взаимозависимости всех его частей, даст первоначальные навыки всестороннего анализа комплексных проблем, связанных с современным состоянием окружающей среды, продолжит формирование умения работать с разнообразными видами фактического материала – статистическим, картографическим, литературным; поможет подготовиться к ЕГЭ, к олимпиаде, научно-практическим конференциям.
Главной цель учебного курса: дать научные представление учащимся о геосистемах Земли. Об изменениях, происходящих с системами географической оболочки высших уровней организации в процессе их взаимодействия и интеграции с обществом, а также пространственные закономерности такого взаимодействия, о перспективах человеческого общества.
Задачами данного курса являются:
* повысить теоретический уровень знаний учащихся по географии через поисковую и исследовательскую деятельность;
* способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно - научного цикла;
* расширить кругозор по географии через исторический, экологический и другие подходы;
* развивать различные формы коммуникативной деятельности учащихся.
Элективный курс позволяет расширить и углубить свои знания по географии не только через теоретический материал, но и через практическую деятельность, что способствует продолжению формирования и отработку практических навыков у учащихся. Также уроки данного курса способствуют положительной мотивации учебной работы на занятиях по географии. Вместе с тем содержание данного курса позволяет ученику любого образовательного уровня включиться в учебно-познавательный процесс.
Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии. Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей и саморазвитием личности. В связи с этим можно определить основные методики преподавания элективных курсов:
* междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
* обучение через опыт и сотрудничество;
* интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
* личностно - деятельностный подход в обучении;
* исследовательская работа;
* проведение деловых игр;
* практикум.
Структура занятий определяется основным законам дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных занятий.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
* научность;
* доступность;
* последовательность и системность изложения материала;
* преемственность и перспективность изложения материала;
* связь теории с практикой;
* наглядность.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
* уметь выразить свою осмысленность, грамматически нормативно;
* уметь составить развернутое письменное и устное сообщение.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
* понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
* уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.
Программа курса.
Введение. (1ч.)
Общее содержание и цели изучения учебного курса «Природа и жизнь» на профильном уровне географического образования. Науки о природе… Методы изучения природы.
Как устроена Земля. (10ч.)
Тема 2. Планета. Состав Земли. Неизведанные глубины. На пути к мантии. Данные о составе Земли из космоса. Из чего же состоит Земля? (2часа)
Общее преставление о Вселенной. Как возникла планета. Основные параметры Земли. Основные геосферы: земная кора, мантия, ядро. Методы, с помощью которых изучают внутреннее строение Земли. Роль космических аппаратов в изучении Земли.
Тема 3. Пока только гипотезы. Плавающие континенты. Не континенты, а литосферные плиты. Формирование лика Земли. (2 часа.)
Возраст Земли и геохронологическая шкала. Начальные этапы формирования Земли. Древнейший – докембрийский этап развития Земли и появление жизни. Теория литосферных плит. Теория Вегенера. Наиболее важные события в истории Земли: формирование и распад гигантских материков, великие оледенения, мощная вулканическая деятельность.
Исследовательская работа: презентация проекта «Мое географическое открытие».
Тема 4. Подземные сокровища. Что и сколько мы добываем из недр? Оборотная сторона медали. Сколько мы будем добывать? (2часа)
Общие сведения о минералах. Знакомство с наиболее распространенными породообразующими минералами: карбонатами, сульфатами, силикатами. Магматические горные породы. Понятие об эффузивных (излившихся), интрузивных (внедрившихся) и метаморфических горных породах. Осадочные породы: основные их группы и условия образования. Ресурсообеспеченность. Охрана недр.
Практическая работа. Коллекция горных пород и минералов.
Тема 5. Современные процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления. (4 часа)
Внешние и внутренние процессы. Географическое распространение вулканов. Различные типы вулканических построек и извержений. Примеры катастрофических извержений. Действующие и потухшие вулканы. Вулканологи. Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения. Катастрофические землетрясения (примеры). Строение дна океана. Сейсмические процессы. Исследовательская работа: презентация проекта «Влияние оледенения на формирование рельефа».
Человек и природа. (23 ч.)
Тема 6: Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.(4 часа)
Климат и жизнь. Факторы, определяющие климат. Элементы климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления.
Тема 7: Погода (2 часа).
Погода и ее элементы. Предсказание погоды. Местные признаки. Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство. Как зависит культура земледелия от климата и погоды?
Практическая работа: анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние погоды на человека».
Тема 8: Воздействие человека на погоду и климат (2 часа).
Воздействие человека на погоду и климат. Может ли на земле измениться климат под влиянием человеческой деятельности? Как отразится на уровне Мирового Океана таяние полярных льдов? Исследовательская работа: презентация проекта «Климат и человек».
Тема 9: Вода на Земле. Это удивительная жидкость…(2 часа)
Гидросфера. Распределение воды на Земле. Использование вод их охрана. Опасные явления, связанные с водами.
Практическая работа: анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние водохранилищ, ГЭС на окружающую среду».
Тема 10: Почва (3 часа).
Почва. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв.
Тема 11. Биологические ресурсы: роль, значение, охрана.(2часа)
Особенности размещения растительного и животного мир; приспособление животных и растений к условиям жизни. Меры по рациональному использованию и охране растительных и промыслово-охотничьих ресурсов. Исследовательская работа:
презентация проекта «Биологические ресурсы».
Тема 12: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека .(2 часа)
Медицинская география. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Исследовательская работа: презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы».
Тема 13: Изменение природы под влиянием деятельности человека. (2 часа)
Природопользование. Антропогенные ландшафты. Охрана природы.
Тема 14: Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. (2 часа)
Задачи современной географии. Меры борьбы с негативными последствиями воздействия человека на природу.
Тема 15: Взаимоотношения человека и природы на разных стадиях экономической формации. Охрана природы. (2 часа)
Взаимоотношения человека и природы от первобытнообщинного строя до наших дней.
Меры по охране природы.
Учебно-тематический план.
«География человеческих перспектив»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности учащихся |
1. | Введение | 1 |
|
Как устроена Земля. (10ч.) | |||
2 | Планета. Состав Земли. Неизведанные глубины. На пути к мантии. Данные о составе Земли из космоса. Из чего же состоит Земля? | 2 | Работа со статистическими показателями |
3 | Пока только гипотезы. Плавающие континенты. Не континенты, а литосферные плиты. Формирование лика Земли. | 2 | Работа с атласами контурными картами. Презентация проекта «Мое географическое открытие» |
4 | Подземные сокровища. Что и сколько мы добываем из недр? Оборотная сторона медали. Сколько мы будем добывать? | 2 | Практическая работа. Коллекция горных пород и минералов |
5 | Современные процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления. | 4 | Работа с атласами контурными картами. Презентация проекта «Влияние оледенения на формирование рельефа» |
География человеческих перспектив. (23 ч.) | |||
6 | Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления. | 4 | Работа с атласами контурными картами |
7 | Предсказание погоды. Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство. Как зависит культура земледелия от климата и погоды? | 2 | Анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние погоды на человека» |
8 | Воздействие человека на погоду и климат. Может ли на земле измениться климат под влиянием человеческой деятельности? Как отразится на уровне Мирового Океана таяние полярных льдов? | 2 | Презентация проекта «Климат и человек» |
9 | Вода на Земле. Это удивительная жидкость… | 2 | Анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние водохранилищ, ГЭС на окружающую среду». |
10 | Почва. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв. | 3 | Работа с атласами контурными картами |
11 | Биологические ресурсы: роль, значение, охрана. | 2 | Презентация проекта «Биологические ресурсы». |
12 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 2 | Работа с атласами контурными картами |
13 | Изменение природы под влиянием деятельности человека. | 2 | Презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы». |
14 | Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. | 2 | Работа с атласами контурными картами |
15 | Взаимоотношения человека и природы на разных стадиях экономической формации. Охрана природы. | 2 | Итоговая игра теме: «Природа и человек». |
Итого: | 34 |
| |
Список литературы для учащихся.
1. Войткевич Г.В. Геологическая хронология Земли.- М., 1984г.
2. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана.- М., 1984г.
3. Гаврилов В.П. Кладовая океана. - М., 1983г.
4. Мархинин Е.Н. «Вулканы и жизнь». Москва «Просвещение» 1999 г.
#1041;арков А.С. «Словарь-справочник по физической географии». Москва «Просвещение» 1990 г.
6. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. –СПБ., 2003г.
Список литературы для учителя.
1. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле.- М., 1988г.
2. Апродов В.А. Вулканы. – М., 1982г.
3. Гир Дж., Шах Х. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. – М., 1988г.
4. Бенгт Ш. «Осколки континентов». Москва «Просвещение» 1999г
#1043;воздецкий Н. А. «Хрестоматия по физической географии». Москва.«Просвещение» 1990г.
6. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. – Спб., 1998г.
#1056;одзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование. – М., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Рабочая программа кружка "Роскошь человеческого общения"
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как: коммуникабельность; способность гибко адаптироваться в меня...
