Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (7 класс)
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников
Цель: Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. организация учащихся к открытию нового знания, выполнению ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения, согласование цели и темы урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№6/20 от 18.06.2020года
МОДЕЛЬ 2
Технологическая карта учебного занятия
ФИО учителя/преподавателя: Яковлева Наталья Владимировна
Класс: 7 класс
Дата: 29.10.2024 г.
Предмет: география
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: История формирования рельефа Земли.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):
Предметные:
К 7 классу учащиеся знают состав 4–х геосфер; внутренне строение Земли и процессы, происходящие в ее недрах;
Развивать умения по тектонической карте определять литосферные плиты, сейсмические пояса Земли; объяснять теорию литосферных плит;
Называть, какими методами можно изучать земные недра;
анализируя тектоническую карту прогнозировать изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит и размещении материков и океанов в будущем;
самостоятельного поиска географической информации.
Метапредметные:
- способствовать формированию познавательных интересов обучающихся;
- продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение и делать выводы;
- формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;
- работать с текстом, разными источниками информации и картами;
- учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, ведению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовать решения;
Личностные:
1. устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
2. устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
3. оценивать усваиваемое содержание темы;
4. осознание себя субъектом образовательного процесса, осуществление осознанного выбора с учетом индивидуально-физиологических особенностей здоровья.
Средства обучения: учебник «География» 7 класс А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География», издательство Москва «Просвещение», 2023г., компьютер, интернет, учебные сайты в Интернете, настроенная программа Skype, компьютерная презентация.
Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в малых группах учащихся 7 класса «МОУ Лицей №8 «Олимпия»
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока[1] | Деятельность педагога[2] | Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный момент Цель: Организация с помощью мотивирующих приемов осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, создание благоприятной атмосферы на уроке географии; | Организационный момент: Проверка присутствия учащихся, готовности учащихся и оборудования к уроку: учебники, атласы на печатной основе. Создание эмоционального настроя, условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность учеников через позитивное взаимное приветствие всех участников занятия. | Выполняют организационные моменты: учебники, атласы в компьютерах и на печатной основе. - Приветствуют учителя и других участников занятия, слушают, отвечают на вопросы учителя. - Настраиваются на предстоящую работу на уроке. | ||||||
2. Проверка домашнего задания Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция; подготовка мышления учащихся к изучению нового материала, воспроизведение учебного содержания, необходимого для восприятия нового, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний. | Проверяет правильность выполнения домашнего задания по теме «Развитие земной коры»: - Проводит опрос учащихся по домашнему заданию: - Возникли ли у вас затруднения при выполнении домашнего задания? Какие? - Выставляет оценки (баллы) за выполненную домашнюю работу. - Проверяет ответы учеников, организует взаимопроверку выполненных заданий, комментирует ошибки, недочеты. - Если были допущены ошибки, создавая «ситуацию успеха» для ученика, предлагает повторно выполнить задания с устранением допущенных ошибок. | - открывают выполненное в рабочей тетради домашнее задание по теме «Развитие земной коры». Распределение роли «учитель-контролер» для взаимопроверки выполненных заданий практикума. - Определяют затруднения, возникшие в процессе выполнения домашней работы, устанавливают допущенные ошибки, корректируют, исправляют, оценивают работы. - Учащиеся выполняют задания. По-окончании выполнения задания, учащиеся анализируют допущенные ошибки, комментируют их, оценивают свою работу и работу напарника в баллах. По желанию учеников для устранения ошибок - могут повторно выполнить задания. | ||||||
3. с | 1. Создание для учеников проблемной ситуации для определения темы урока предлагает выполнить задания. - Деятельность учителя: Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала Проверка остаточных знаний по теме «Строение земной коры» 1. На доске начерчена немая схема «Строение земной коры». С вопросительными знаками над объектами Что включает в себя литосфера? Что такое литосферные плиты? Что такое земная кора и как она различается под материками и океанами? 2. Подумайте, почему я читаю вам этот отрывок? (Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Вулкан») Вопрос: О каком природном объекте идет речь? …………зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон. Каких знаний о вулканах и их распространением по планете нам не хватает и где их получить? 2. Подводит к формулировке темы урока через вопросы и задание на ассоциации. -Догадались ли вы, какая тема нашего урока? - Запишите название темы Какие ассоциации возникают, когда мы произносим слово «вулкан»? - Организует обсуждение понятий «вулкан», почему извергаются вулканы. Фиксирует разные мнения учащихся, дает возможность высказать различные точки зрения, не выделяя правильные и неправильные версии, инициирует и поддерживает «догадки» учеников эмоциональными комментариями и подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса: Как устроена литосфера? Помогает ученикам сформулировать цель урока и разработать план учебных задач по достижению этой цели. Для определения цели и задач урока используется методический прием «Что я знаю? Что я могу/хочу узнать? Узнал!», 1.Фото Вегенера. Обращение к ученикам, знают ли они кто это? Как вы думаете, какое отношение этот ученый имеет к нашему уроку? Карта материков (современная) Всегда ли материки располагались именно так? Почему материки двигаются? Учитель соглашается с предполагаемыми ответами. Альфред Вегенер, фото которого вы видели ранее, немецкий ученый, родился 1880г, занимался разными науками, но главный его труд о строении земной коры. Впрочем, давайте посмотрим. https://disk.yandex.ru/d/Hx60S6QGU4Qtg Через 45 сек фильма учитель останавливает демонстрацию и задает вопрос ученикам А почему он был так поражен? Открываем карты атласа «Тектоническая карта». Макеты расположения материков помещаются на доску. Учитель предлагает ученикам соединить материки Смотрим продолжение фильма. Цель урока: Учитель обращается к ученикам, как они считают какая тема и цель урока. Формулируют с помощью учителя и тему, и цель урока. История формирования рельефа Земли Цель нашего урока разобраться, почему происходит движение земной коры. Задачи урока: 1. познакомиться с разными видами движения литосферных плит; 2. рассмотреть особенности следствий движения плит. | Ученики, обдумав схему на доске, подписывают слои земной коры. Отвечают на вопросы. Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы. 2. Отвечают на вопрос – вулкан Предполагаемые ответы о взаимосвязи строения земной коры и вулканической деятельностью. 3. Ответы учеников – учебник, интернет, учитель 4. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На данном этапе они настраиваются на изучение новой темы и формулирование проблемного вопроса: Строение и развитие земной коры.
5. Работают индивидуально над составлением кластера «Что я знаю? Что я могу/хочу узнать?» , колонка «Узнал!» будет заполнена в конце урока. - Анализируют выполненное задание. Вступая в диалог с учителем, высказывая свои предположения. (Ученый, путешественник…..) Ученики вспоминают об уроках в 6 классе и движении материков Учащиеся рассматривают карту и озвучивают свои предположения – очертания береговых линий у Африки и Южной Америки совпадают. Ученики выполняют задание, выявляют противоречие – проговаривают его (не везде очертания материков совпадают). Литосферные плиты двигаются. Двигается земная кора, почему она движется, мы не знаем. Значит, сегодня на уроке мы должны узнать, почему движется земная кора, и какая сила заставляет материки перемещаться, к чему это может привести. Сами отвечают на вопрос об изменении расположения материков и изменению рельефа. Записывают тему в тетрадь | ||||||
4. Изучение новых знаний Цель: Основные задачи учителя. Создание условий для формирования способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; | 1. Организует индивидуальную работу по освоению новых знаний урока: Предлагает представить себя в роли экспертов геологов, вулканологов. Познакомиться с различными видами движения литосферных плит 2. Организует выполнение заданий практикума. Обсуждает с учащимися варианты решения учебной задачи, время на выполнение. По необходимости, во время выполнения заданий практикума – по просьбе учащихся – оказывает помощь, консультирует. Задания практикума: Деятельность учителя Вегенер не смог объяснить этого явления, и его открытие было забыто. К этой гипотезе вернулись лишь в 60 годах 20 века. Для того, чтобы разобраться в наших вопросах, далее мы поработаем в группах. Каждой группе необходимо будет ответить на один из предложенных вопросов. Ответы учеников. Вопрос учителя. Теперь кто сможет ответить на наш вопрос «Почему происходит движение земной коры?» Предположительно ученики ответить на него не могут. Почему нет ответа? Каких знаний нам не хватает? Давайте разбираться дальше. 3. Организует обсуждение, коррекцию выполненных заданий практикума. В ходе трансляции учащимися полученных результатов, учитель акцентирует внимание учеников на важных моментах. 4. Что произошло в следствии открытие срединно-океанических хребтов? Какой толчок к развитию гипотезы Вегенера это привело. Что вам напоминает рисунок карты? Мне, например, футбольный мяч. Как вы думаете почему? Почему же двигаются литосферные плиты? В чем разница гипотезы Вегенера и теорией движения литосферных плит? Оказывает ли влияние движение литосферных плит на рельеф? Как могут двигаться плиты по отношению друг к другу, и что будет вследствие этого происходить? Что мы узнали нового? 5. По-окончании выполнения работы подготовиться к представлению – защите своей работы. | Работа в группах (учебник, атлас) Группы отвечают у доски 3-4 минуты, пользуясь физической, тектонической картами и плакатами «Строение земной коры» Группа №1. Строение земной коры. Сравнивают материковую и океаническую кору. Группа №2.Определить приблизительно время начала формирования современного облика планеты. Группа №3. Выясняют, когда началось движение земной коры. Группа №4 (работает с материалом изученным сегодня на уроке) В чем заключается теория Вегенера (предложить ученикам схему составить самостоятельно). 5. По–окончании выполнения работы ученики сообщают о результатах своей поисковой работы. Обосновывают выбор своего решения или несогласия с мнением других, отвечают на вопросы учеников и учителя. В процессе обсуждения вносят коррективы в выполненную работу. 6. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, самооценку полученных результатов. | ||||||
5. Первичная проверка понимания изученного Цель: закрепление усвоенных знаний и способов действий. | На стадии первичной проверки понимания изученного по новой теме предлагает учащимся ряд проблемных вопросов: 1. Как вы думаете, что влияет на то, что движение плит такое разнообразное? 2. С какой скоростью двигаются плиты? 3. К чему может привести увеличение скорости перемещения плит? | Вступают в диалог, отвечают на вопросы. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Анализируют свои знания по новой теме урока.
| ||||||
6. Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: закрепление усвоенных знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.). | Деятельность учителя. Учитель предлагает ученикам задания на "новое" знание, выписать в тетрадь крупные литосферные плиты и их состав. С помощью карты «Строение земной коры» в атласе приведите примеры таких участков земной коры, которые были рассмотрены при работе в группе (по результатам работы групп) Определите, на какой литосферной плите расположено наше государство. В начале урока прозвучал отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Вулкан» и я задала вам вопрос «Каких знаний о вулканах и их распространением по планете нам не хватает и где их получить»? Сейчас вы можете ответить на этот вопрос? Предлагает вернуться к заданным в начале урока вопросам «Что я знаю? Что я могу/хочу узнать? Узнал!» | Заполняют третью часть кластера «Узнал!». Выполняют предложенное учителем задание Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Работают с тектонической картой. Футбольный мяч состоит из нескольких фрагментов, которые соединены между собой и литосфера тоже. Только литосферные плиты двигаются и взаимодействуют по этим швам. Работа в группах
2. Большинство плит состоит как из материковой, так и из океанической земной коры. Границы литосферных плит в океанах проходят по срединноокеаническим хребтам, а на суше по горным поясам. 3. На границах происходит столкновение или расхождение литосферных плит. В зонах срединноокеанических хребтов вещество мантии поднимается и раздвигает литосферные плиты 4. С помощью космических снимков было установлено, что литосферные плиты движутся со скоростью 1–6 см/год. Работают с картами атласа, подтверждают свои ответы примерами. Оценивают правильность своих выводов. Фиксируют в тетради свои ответы. Предположительный ответ учеников: двигаются не отдельно материки, а плиты, в состав которых входят и материки и части океанов. Ответы учеников. Да, влияет. | ||||||
7. Контроль и самоконтроль, коррекция Цель: установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления, их коррекция. | Организует контроль и коррекцию предыдущих заданий с помощью заполнения учащимися оценочных листов. Помогает учащимся оценить собственные знания по пройденной теме совместно с ранее изученным материалом, выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.
| - Осуществляют контроль и самооценку по изученной теме, заполняют «Лист самооценки».
| ||||||
8. Подведение итогов урока, рефлексия Цель: содержательное подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке. | Учитель обращается к ученикам с вопросами, можете ли вы оценить результат вашей деятельности на уроке, достигли ли мы с вами поставленных в начале урока целей и задачи? Правильно ли мы выделили с вами тему урока. Предлагает вспомнить цель и задачи урока. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать: - Достигли ли мы с вами той цели, которую ставили в начале урока? - Какие затруднения вы испытали при выполнении работы? Почему? - Как вы оцените свою работу на уроке? Прием «Незаконченное предложение»: Что думал? Меня удивило… Что чувствовал? Что меня удивило Завершите предложение:
Учитель обращается к ученикам, по группам оценить работу каждого ученика в вашей группе. Для этого у вас на столах лежат оценочные листы, поставьте друг другу оценку за урок. Самооценку проведите по шкале, оцените себя в начале урока и в конце урока. Выделите в своей группе самого «незаменимого» сегодня ученика. Сообщает объем и содержание домашнего задания, Параграф 9, 10. Вопросы в конце параграфа. Ответить на вопросы Почему важно изучать и наблюдать за изменениями в земной коре? Какое это имеет практическое значение? Задание повышенной сложности: прогнозировать изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит и размещение материков и океанов в будущем. Оценивает работу учащихся на уроке (качественная оценка), фиксирует оценку в электронном журнале. Благодарит учеников за плодотворный урок. | Отвечают на вопросы учителя, проводят рефлексию по изученному материалу. - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют цель и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели. - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. - Оцените свою работу на урок. - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему урока «История формирования рельефа Земли» и задачи урока «Почему происходит движение земной коры?», а также цель урока «Объяснить причину движения литосферных плит». Записывают домашнее задание; осуществляют прогностическую самооценку по домашнему заданию. |
[1] Зависит от типа и целей урока
[2] Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
