Технологическая карта, география 7 класс, Африка - образ материка.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Шутова Галина Николаевна

Образовательные цели:

- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;

- сформировать представление о климате Африки;

- выявить влияние климата на внутренние воды;

- познакомить с растительным и животным миром Африки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Африка: образ материка»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;

- сформировать представление о климате Африки;

- выявить влияние климата на внутренние воды;

- познакомить с растительным и животным миром Африки.

Развивающие цели: 

- формировать у учащихся умения определять географическое положение материка.

Воспитательные цели: 

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) устанавливать причинно-следственные связи;

2) строить логическое рассуждение и делать выводы;

3) работать с текстом и картами;

4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: 

- формирование познавательного интереса к изучению материков.

Основное содержание: географическое положение Африки, крайние точки материка, строение земной коры, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.

Деятельность обучающихся:

- определять географическое положение и координаты крайних точек материка;

- объяснять размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану;

- устанавливать взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Африки;

- выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.

Ценностный компонент урока: 

- Африка – самый жаркий материк.

Оборудование: учебник: География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2016. (Полярная звезда); физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», климатическая карта Африки, атлас.

Тип урока: изучение нового материка.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион-ный момент.

Проверка готовности обучающихся  к уроку, их приветствие.

Приветствие учителя.

2.Содержатель-ный этап.

Учитель зачитывает строки из стихотворения Н. С. Гумилёва «Вступление»:

Оглушённая рёвом и топотом,

Облечённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом,

В небесах говорят серафимы.

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

Какой образ Африки возник у вас?

Вспомните, откуда произошло название Африка.

Любой географический объект начинают описывать с определения географического положения.

Найдите на с. 94, что значит, определить географическое положение.

Определите, как располагается Африка относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана.

Определите крайние точки Африки и их географические координаты.

Вычислите протяжённость Африки с севера на юг по 200 в. д. и с запада на восток по Северному тропику.

По карте «Строение земной коры» определите, какая платформа лежит в основании материка.

Какими полезными ископаемыми богата Африка?

Перечислите крупнейшие формы рельефа Африки (с. 24, атлас).

Как называется высочайшая вершина Африки?

В зоне разломов Восточной Африки образовались озёра тектонического происхождения – Танганьика, Ньяса, Рудольф, Альберт.

Вспомните, какие факторы могут оказывать влияние на формирование климата.

В пределах каких климатических поясов располагается Африка?

Какой вывод можно сделать о климате Африки?

На что влияет такой климат Африки?

Какие растения и животные встречаются в Африке?

Учащиеся слушают отрывок стихотворения.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Определить географическое положение – это значит, определить географические координаты и положение по отношению к другим объектам.

Африка пересекается экватором почти посередине, северный тропик пересекает Африку в северной части, южный – в южной части, южнее северного полярного круга и севернее южного полярного круга, нулевой меридиан пересекает Африку в западной части.

Северная – мыс Бен-Секка (370 с. ш., 100 в. д.)

Южная – мыс Игольный (350 ю. ш., 180 в. д.)

Западная – мыс Альмади (150 с. ш., 170 з. д.)

Восточная – мыс Рас-Хафун (120 с. ш., 520 в. д.)

Протяжённость с севера на юг –

320 + 350 =670

67*111,3=7457,1 км.

Протяжённость с запада на восток –

160 + 350 =510

Африкано-Аравийская платформа.

Нефть, природный газ, каменный уголь, золото, алмазы, медные руды, марганцевые руды, железные руды.

Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, горы Атлас, Капские, Драконовы горы.

Вулкан Килиманджаро (5895 м).

Географическая широта, океанические течения, рельеф, циркуляция воздушных масс.

Экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические.

Африка – самый жаркий материк.

На распределение рек, озёр, растительного и животного мира.

Во влажных экваториальных лесах – пальмы, фикусы, древовидные папоротники, лианы; горилла, шимпанзе, карликовый бегемот, окапи, леопард.

В саваннах – баобаб, пальма дум; жираф, птица-секретарь, львы, леопарды, слоны, буйволы, чёрные и белые носороги.

В тропических пустынях – одногорбый верблюд-дромадер, лисичка-фенёк, ядовитая змея – мамба.

На Мадагаскаре обитают лемуры.

Познавательные: умение планировать работу на уроке, анализировать текст; анализируют карты.

Личностные: осознание значимости данной работы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения.

4.Закрепление знаний

Работа по вопросам 2-6 на с.99.

2. Каковы особенности географического положения Африки?

3. Выделите особенности рельефа Африки. С чем они связаны?

4. Охарактеризуйте размещение полезных ископаемых на материке.

5. Установите особенности климата Африки.

6. Выберите верные утверждения: а) Африка посередине пересекается экватором; б) самый большой остров близ берегов Африки – Сомали; в) Африка – самый жаркий материк;

г) высочайшая вершина Африки – Килиманджаро.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

6.Домашнее задание.

§ 25, подготовить сообщения об исследователях Африки, на контурную карту нанести объекты, выделенные в тексте параграфа  жирным шрифтом.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Коммуникативные: умение делать правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».

Цели урока: Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирова...

Технологическая карта "Африка. Образ материка"

Цель урокаПродолжить умение работать с типовыми планами и несколькими картамиЗадачи урокаОбразовательная• определить географическое положение Африки;• выявить особенности строения земной кор...

технологическая карта урока "Северная Америка: образ материка."

Технологическая карта к уроку по теме "Северная Америка: образ материка". На уроке рассматриваются особенности географического положения и рельефа материка....

Технологическая карта, география 7 класс, Африка в мире.

Образовательные цели:- сформировать представление об освоении Африки;- сформировать представление о месте Африки в мире;- сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни,...

Технологическая карта, география 7 класс. Австралия - образ материка.

Цели урока:Образовательные цели:- определить географическое положение Австралии;- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;- сформировать представление о климате Австралии;- выявить...

Технологическая карта, география 7 класс. Антарктида- образ материка.

Цели урока:Образовательные цели:- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;- сформировать знания об особенностях климата Антарктиды;- выявить связь растительного и животного мира Ан...