Технологическая карта, география 7 класс. Антарктида- образ материка.
план-конспект урока по географии (7 класс)
Цели урока:
Образовательные цели:
- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
- сформировать знания об особенностях климата Антарктиды;
- выявить связь растительного и животного мира Антарктиды с климатом;
- сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве – первооткрывателях Антарктиды.
Развивающие цели:
- продолжить формирование у учащихся умений определять географическое положение материка.
Воспитательные цели:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 36
Тема: «Антарктида: образ материка». Тест по теме «Австралия»
Цели урока:
Образовательные цели:
- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
- сформировать знания об особенностях климата Антарктиды;
- выявить связь растительного и животного мира Антарктиды с климатом;
- сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве – первооткрывателях Антарктиды.
Развивающие цели:
- продолжить формирование у учащихся умений определять географическое положение материка.
Воспитательные цели:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование представлений и знаний об особенностях природы Антарктиды.
Метапредметные:
- формирование умений:
1) ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) работать с текстом и картами;
4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные:
- формирование познавательного интереса к изучению материков.
Основное содержание: географическое положение Антарктиды, крайняя точка материка, строение земной коры, рельеф, мощный ледовый покров, климат, растительный и животный мир.
Деятельность обучающихся:
- определять географическое положение, крайнюю точку Антарктиды и её координату;
- анализировать профиль подлёдного рельефа Антарктиды;
- объяснять особенности климата материка;
- характеризовать растительный и животный мир Антарктиды;
- находить на физической карте моря, омывающие Антарктиду, научные станции и страны, которым они принадлежат.
Ценностный компонент урока:
- Антарктида – самый холодный материк
- охрана природы Антарктиды.
Оборудование: учебник: География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2016. (Полярная звезда); физическая карта Антарктиды, атлас.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||
1.Организацион-ный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие. Тест по теме «Австралия». | Приветствие учителя. | ||||||||||||||||||||||
2.Содержатель-ный этап. | Учитель знакомит учащихся с историей открытия материка. Гипотеза о существовании Антарктиды была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI века, эту землю помещали на картах в районе Южного полюса. Поиски ее безуспешно вели португальцы Б. Диаш (1487-1488) и Ф. Магеллан (1520), голландец А. Тасман (1644). Наконец, английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов написал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». Авторитет Д. Кука был настолько велик, что дальнейшие поиски Антарктиды были прекращены. Опровергнуть это утверждение довелось нашим морякам. Русские мореплаватели В.М. Головнин, И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России. И вот, 3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана, другая — в Южную полярную область. Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам двух шлюпов: «Восток» и «Мирный». Оба корабля были построены в 1818 году, оборудованы и оснащены для такого трудного и опасного плавания. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев. Это была первая крупная морская экспедиция, предпринятая за государственный счет и под руководством Морского министерства. Умело маневрируя среди айсбергов и крупных ледяных полей, зачастую в тумане, отважные русские исследователи 16 января 1820 года достигли 69°21′ю. ш. почти на меридиане Гринвича, и открыли Антарктиду. Затем корабли еще дважды подходили к ледяным берегам, а в середине февраля, с приближением антарктической осени, направились в Сидней на кратковременный отдых. Произведя ремонт и пополнив запасы, «Восток» и «Мирный» 8 мая 1820 года вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова, после чего корабли вернулись в Сидней. Второй штурм антарктических широт начался 31 октября. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю — гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года. Из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день. Она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи ледового континента были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819–1821 годы. В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций – британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль. Если Роберт Скотт был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели. Отряд норвежцев (14 декабря 1911 года) сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы. Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками – приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить. Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Экспедиция Роберта Скотта погибла. Что вы знаете о материке Антарктида? Какова площадь Антарктиды? Определим географическое положение материка.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Здесь нет коренного населения. Временно здесь проживают научные сотрудники станций разных стран. Материк Антарктида и прилегающие к нему острова и южные части омывающих его океанов образуют южную полярную область Земли – Антарктику. По Антарктике приняты международные соглашения, в которых идёт речь о недопустимости военных действий об охране окружающей среды. | Учащиеся слушают учителя и записывают в тетрадь основные даты и открытия путешественников.
Это самый холодный материк, находится на южном полюсе. 13,2 млн км2. Материк Антарктида расположен южнее экватора, тропиков, пересекается Южным полярным кругом в крайней северной части, пересекается нулевым меридианом в западной части. В южном, западном и восточном. Антарктический пояс. Антарктида омывается Тихим, Атлантическим и Индийским океанами. Моря, омывающие Антарктиду – море Уэделла, море Лазарева, море Рисер-Ларсена, море Космонавтов, море Содружества, море д, Юрвиля, море Сомова, море Росса, море Амундсена, море Беллинсгаузена. Антарктида расположена южнее всех материков. | Познавательные: умение планировать работу на уроке, анализировать текст; анализируют карты, заполняют таблицу. Личностные: осознание значимости данной работы. Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||
4.Закрепление знаний | Учитель задаёт учащимся вопросы:
| Учащиеся отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||
5.Рефлексия | Ответьте на вопросы: 1)Чему я научился на уроке? 2)Что мне дала такая работа? | Учащиеся дают ответы на вопросы. | Личностные: умения оценивать свою работу на уроке | |||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание. | § 33 (с. 132), записи в тетради – учить. | Ученики записывают домашнее задание в дневники. | Коммуникативные: умение делать правильный выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе
Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка" намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...

урок географии " Южная Америка.Образ материка"
Данный урок направлен на углубление и расширение понятия «географическое положение материка» на примере Южной Америки; знакомство учащихся с историей открытия Южной Америки и с тем значением, которое ...

Антарктида. Образ материка. История открытия
Разработка урока по географии в 7 классе при изучении материка Антарктида с выходом на сайт Президентской библиотеки и использованием уникальных материалов первооткрывателей Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Ла...

технологическая карта урока "Северная Америка: образ материка."
Технологическая карта к уроку по теме "Северная Америка: образ материка". На уроке рассматриваются особенности географического положения и рельефа материка....

Технологическая карта, география 7 класс, Африка - образ материка.
Образовательные цели:- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;- сформировать представление о климате Африки;- выявить влияние климата на внутренние воды;- познакомить с растительн...

Технологическая карта, география 7 класс. Австралия - образ материка.
Цели урока:Образовательные цели:- определить географическое положение Австралии;- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;- сформировать представление о климате Австралии;- выявить...

Технологическая карта, география 7 класс. Антарктида, рельеф, климат, природа.
Цели урока:Образовательные цели:- выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;- сформировать знания об особенностях климата Антарктиды;- выявить связь растительного и животного мира Ан...
