конспект урока по географии на тему: Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления
план-конспект урока по географии (5 класс)
конспект урока по географии на тему: Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 384.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Тема: Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний и представлений о науке географии, ее предмете и объекте исследования
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять смысловое чтение и делать выводы; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Регулятивные: работать с текстом;
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе;
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению предмета, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Проверьте, всё ли вы подготовили к уроку. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и рабочая тетрадь. Домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах с использованием атласа.
Правила:
1 Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст можно использовать другие цвета.
2 Рисунки выполнять карандашами.
3 Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.
4 Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
5 Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик пишет свою фамилию и класс.
6 Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
7 Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
8 Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем подписывают географические названия.
9 В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы и ученики делают ошибки.
Контроль посещаемости.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, в 4 классе вы изучали природу. Как назывался ваш предмет? (Окружающий мир).
- Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).
- Ребята, вы все ответили верно! Впереди у нас интересное путешествие в мир географии. На наших уроках вам предстоит стать первооткрывателями неизвестных земель, исследователями космоса, опуститься в недра Земли, погрузиться в пучину океана, стать исследователями воздушной оболочки нашей планеты, научиться читать географические карты. Вам предстоит изучить, что вы видите в природе вокруг себя, что происходит на суше, в море, в атмосфере, растительном и животном мире. Вы сумеете найти ответы на разные вопросы: почему возникают ветры? И многие другие. Вам это интересно? Тогда в путь!
- Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).
- Сформулируйте тему урока? (Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления).
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Давайте поставим перед собой цель урока: сформировать представление о науке-география, географических объектах, процессах и явлениях влияющих на географические объекты.
3. Изучение новой темы.
- Откройте учебник на с.3, прочитайте в разделе «Введение» информацию о том, что означает название науки «география» и кто первым применил этот термин.
(Один ученик читает вслух, другие отвечают на поставленные вопросы. Слово «география» состоит из двух частей «Гео» - земля и «графо» - описание. То есть география – это описание Земли. Для древних греков, которые активно занимались мореплаванием и торговлей, было жизненно важно иметь в своем распоряжении правильное описание тех мест, где они путешествовали. А великий Страбон считал, что география изучает искусство жить.)
- Запишите в тетради:
География («гео» - земля, «графо» - пишу) - землеописание.
География – это наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество.
- Откройте параграф 1 на с. 4-5, прочитайте фрагменты «Зачем купцу география» и «Зачем нам география».
- У вас на столе лежат листочки. Возьмите их и ответьте на вопросы:
1. Выберите правильный ответ. Какой товар с древних времен вывозят из Греции? а) оливковое масло в) кофе б) пшеницу г) чай 2. Что в древности заставляло купцов отправляться в далекие странствия? а) желание на карте обозначить новые земли б) интерес к верованиям заморских жителей в) возможность обмена товарами г) любопытство 3. Как в древности называли земли, расположенные на северных берегах Чёрного моря? __________________Скифия 4. Выпишите названия государств, которые упоминаются в этом тексте. ____________________________________Греция, Индия, Тайланд 5. Назовите профессии, связанные с географией. ___________________ Военные, летчики, моряки, геологи, строители, работники туризма |
- Давайте сделаем вывод: Зачем нам нужна география? (География помогает нам узнать мир и ориентироваться в нем)
Физминутка
4. Закрепление изученного материала
- А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?
- Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся.
Современная география – это целая система географических наук. Говорят, что они образуют целое древо, ветки которого – разные науки. Две главные ветки этого древа – физическая и социально-экономическая география.
Физическая география изучает природу Земли, а социально-экономическая – людей, населяющих Землю, и их деятельность. Еще есть общая география, которая одинаково относится к двум основным ветвям.
Запись схемы в тетрадь:
- Для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живет природа планеты, как связаны между собой все ее составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушила природ, и как можно было бы исправить нарушенное. Вот этим и занимается современная география, используя новейшие методы и технические средства – космические и подводные аппараты, лазеры и радары, математическое моделирование и цифровое картографирование. Так древняя наука стала очень современной.
- Давайте с вами подробно разберемся, что же такое географические объекты, процессы и явления.
Все географические объекты можно разделить на две большие категории: объекты, созданные природой (естественные) и объекты, созданные человеком – антропогенные (искуственные)
Записываем в тетрадь:
Географические объекты
Природные Созданные человек
- горы - города
- равнины - заводы
- реки - мосты
- моря - каналы
- Что такое географические явления?
Географические явления – это то, что люди видят, слышат, осязают.
- Давайте с вами поиграем. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать, что за географическое явление я загадала:
- Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга).
2. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней).
3. Только из дОму — сразу в полёт:
И меня уронил (гололёд)!
4. Сквозь густую пелену ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоём серый гость накрыл плащом. (Туман).
5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём: ищем, ищем — не найдём. (Роса).
6. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер).
7. Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает —
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние —
Это... (северное сияние).
8. Лучик пьёт с травы росу.
Птички стали петь в лесу.
В ярко алый сарафан
Одевается туман.
Красивей картины нет,
Значит наступил… (рассвет).
9. Небо розовое было —
Это солнце заходило.
Освещал и луг, и сад
Нежный розовый… (закат).
10. Вот по небу мчится конь – из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьёт могучим и раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит, что внизу земля дрожит. (Гроза).
11. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — … (Дождь).
12. «Хлопья белые падают вниз,
Путь не виден, идёшь наугад,
Это зимней погоды каприз,
Называется он — снегопад».
- Ребята, не все явления природы красивы и безопасны. Среди таких явлений есть те, которые наносят разрушения и даже приводят к гибели человека. Такие явления называются стихийные.
- Приведите пример таких явлений.
(землетрясения, извержение вулкана, цунами, смерч, ураган, лесные пожары, наводнения, обвалы, лавины, сели, оползни)
- Как вы думаете, что такое географические процессы?
Географические процессы – изменение географических объектов во времени.
- Приведите пример географических процессов.
Эоловые процессы, морозное выветривание, биологическое выветривание, разрушение горных пород, карстовые процессы, заболачивание, разрушение берегов, размывание берегов, зарастания озера, вырубка лесов и т.д.
- Перед вами карточка с таблицей. Давайте заполним таблицу и проверим, как вы усвоили материал.
Географические объекты | Географические процессы | Географические явления | |
Моря, океаны | + | ||
Дождь, снег | + | ||
Горы, равнины | + | ||
Землетрясения, наводнения | + | ||
Камнепад | + |
- Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги.
5. Закрепление изученного материала.
- Что означает слово «география»?
- Что изучает наука география?
- Какие задачи стоят перед географией?
- На какие две большие категории можно разделить географические объекты?
- Какие географические явления вы знаете?
- Какие географические явления называют стихийными?
- Приведите примеры географических процессов.
6. Рефлексия:
- я узнал на уроке______________
- я научился___________________
- мне было трудно___________________
- я не понял_________________________
- мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________
7.Подведение итога урока. Оценивание.
Домашнее задание: параграф 1 (с. 4-5), повторить записи в тетради. Подумай, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ аргументируй.
Приложение
1. Выберите правильный ответ. Какой товар с древних времен вывозят из Греции? а) оливковое масло в) кофе б) пшеницу г) чай 2. Что в древности заставляло купцов отправляться в далекие странствия? а) желание на карте обозначить новые земли б) интерес к верованиям заморских жителей в) возможность обмена товарами г) любопытство 3. Как в древности называли земли, расположенные на северных берегах Чёрного моря? _________________________________________________________________ 4. Выпишите названия государств, которые упоминаются в этом тексте. _________________________________________________________________ 5. Назовите профессии, связанные с географией. _________________________________________________________________ |
1. Выберите правильный ответ. Какой товар с древних времен вывозят из Греции? а) оливковое масло в) кофе б) пшеницу г) чай 2. Что в древности заставляло купцов отправляться в далекие странствия? а) желание на карте обозначить новые земли б) интерес к верованиям заморских жителей в) возможность обмена товарами г) любопытство 3. Как в древности называли земли, расположенные на северных берегах Чёрного моря? _________________________________________________________________ 4. Выпишите названия государств, которые упоминаются в этом тексте. _________________________________________________________________ 5. Назовите профессии, связанные с географией. _________________________________________________________________ |
Географические объекты | Географические процессы | Географические явления | |
Моря, океаны | |||
Дождь, снег | |||
Горы, равнины | |||
Землетрясения, наводнения | |||
Камнепад | |||
Географические объекты | Географические процессы | Географические явления | |
Моря, океаны | |||
Дождь, снег | |||
Горы, равнины | |||
Землетрясения, наводнения | |||
Камнепад | |||
Географические объекты | Географические процессы | Географические явления | |
Моря, океаны | |||
Дождь, снег | |||
Горы, равнины | |||
Землетрясения, наводнения | |||
Камнепад | |||
Географические объекты | Географические процессы | Географические явления | |
Моря, океаны | |||
Дождь, снег | |||
Горы, равнины | |||
Землетрясения, наводнения | |||
Камнепад | |||
Географические объекты | Географические процессы | Географические явления | |
Моря, океаны | |||
Дождь, снег | |||
Горы, равнины | |||
Землетрясения, наводнения | |||
Камнепад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"
Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.
УМК: География. Страноведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Конспект урока по географии на тему "Условные знаки" 6 класс
Конспект урока географии на тему "Условные знаки " 6 класс...

Конспект урока по географии по теме "Путешествие по Австралии" (из журнала)
Разработка урока в рамках реализации ФГОС...

Презентация к открытому уроку по математике по теме "Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях"
Данная презентация используется на уроке математики в НПО...

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления
Конспект урока географии в 5 классе на тему "Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления"...




