Население тундры России и его основные занятия
план-конспект урока по географии (7 класс)
Конспект урока по учебнику Т.М. Лифановой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тундра. Население и его основные занятия.
Цель знакомство с население и его основные занятиями
Задачи:
- развивать последовательность мышления, его анализ, синтез, у учащихся, на основе новых знаний о населении тундры, его хозяйственной деятельности;
- развивать монологическую речь, расширять пассивный словарь; воспитывать толерантность.
Ход урока:
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит урок-путешествие. Мы отправимся в гости к жителям тундры, познакомимся с их хозяйственной деятельностью.
II. Актуализация знаний учащихся
- Люди, каких национальностей проживают Крайнем севере?
- Какое значение для жителей тундры имеет олень?
III. повторение ранее изученного материала: кроссворд по теме «Животные тундры», Назовите лишнее в ряду слово-животное, которое не живет в тундре: крокодил ,северный олень, песец, полярная сова.
IV. Изучение нового материала.
Действительно, население тундры разнообразно.
- Рассмотрите карту расселения коренных народов тундры.
- Назовите коренные народы Севера.
1.Давайте пересядем на зимние сани, запряжем северных оленей и отправимся в гости к народам Севера. Из-за суровых природных условий плотность населения в тундре небольшая. Города и поселки расположены на значительном расстоянии друг от друга. Издавна в тундре проживали коряки, ненцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, якуты.
-Давайте послушаем стихотворение:
Крошка- эскимос
Это крошка-эскимос,
Не страшит его мороз,
Ни метели, ни пурга,
Ни высокие снега!
В мех закутан он до пят,
Щечки-яблочки горят,
Глазки- щелочки смеются-
Холодам не поддаются!
В рукавичку прячет носик,
Рядом с ним резвится песик.
-Коренные народы Севера хорошо приспособились к жизни в суровом климате. Народы Севера издавна научились шить теплую и легкую одежду из меха песцов, лисиц, горностаев, куниц, соболей и росомах- одним словом, пушных зверей. Она не пропускает холодный воздух, она мягкая ,удобная и красивая- украшенная разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.
-Первые русские поселенцы появились на юго-западе тундры у побережья Белого и Баренцева морей. Их называли «поморами».
-Догадайтесь: почему их так назвали?
Поморы занимались рыболовством, строительством парусных судов и морской торговлей.
В тундре можно встретить необычное жилище людей- «чум». В таких переносных домах живут оленеводы – люди, которые занимаются разведением северных оленей. Им приходится постоянно переезжать, перегоняя оленей с одного пастбища на другое. Основу чума составляют длинные тонкие шесты, которые ставят конусом (учитель показывает) и снаружи обтягивают оленьими шкурами. В середине такого жилища горит костер, дым от которого выходит в небольшое отверстие вверху чума. Дверью служит оленья шкура.
- Выпишите себе в тетрадь названия коренных народов Севера.
Ответьте на вопросы, используя текст учебника.
- Какие основные занятия северян вы знаете? (стр.58)
- Как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия, хозяйство, быт народов тундры? (стр.58)
- Как изменилась жизнь народов севера после того, как был проложен Северный морской путь? (стр. 60)
- Работа с картой «Занятия населения России».
Учитель:
- Откройте карту в приложении на с. 4-5. Посмотрите, как называется эта карта. Скажите: какую информацию мы можем узнать, работая с этой картой? Постарайтесь самостоятельно определить на карте территорию тундры и с помощью условных обозначений назвать основные занятия населения тундры. (Дети работают по карте приложения и перечисляют, чем занимаются жители Севера.)
Народы, живущие на побережье Северного Ледовитого океана, ловят рыбу и охотятся на моржей и тюленей. Мясо и жир крупных морских животных идут в пищу. Шкуры используются в изготовлении одежды, из сухожилий делают крепкие нити, а из костей вырезают украшения. Население тундры работает на звероводческих фермах, где разводят ценных пушных зверей. В тундре добываются полезные ископаемые. (Учитель просит обучающихся перечислить названия полезных ископаемых, используя карту на с.2-3, 4-5 в приложении.)
В районах месторождений строят новые населенные пункты. Несмотря на сложные природные условия, в тундре развивается сельское хозяйство. Так, на юге этой природной зоны выращивают капусту, картофель, морковь, лук, репу, горох, бобы. В теплицах получают урожаи помидоров, огурцов, зелени. На полях сеют кормовые травы. Длинный полярный день дает много света, поэтому успевают созревать такие зерновые культуры, как ячмень и овес. В крупных городах тундры население работает на заводах, фабриках, в школах и больницах.
2.Познакомьтесь с административными национальными округами:
Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский
И республикой
Саха (Якутия)
(Учебник стр.59, административная карта России)
Рассмотреть, найти указанные названия, выписать в тетрадь
3. А сейчас вы самостоятельно составите рассказ по предложенному плану с использованием учебника (стр.58-59):
Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия.
План.(продолжите предложения)
- Суровые климатические условия…
- Издавна в тундре проживали…
- Одеваются коренные жители…
- Передвигаются по тундре …
- Основные исторические занятия северян…
- После того как был проложен Северный морской путь, жизнь северян изменилась …
- Административными национальными округами….
В парах расскажите друг другу свой рассказ, используя текст учебника, уточните его (стр.58-59).
- Какое отношение между людьми разных национальностей должно быть, чтобы мы жили со всеми в мире и согласии?
- Если рядом с вами учится ученик другой национальности вы как-то, особенно к нему будите относиться или также как ко всем? Почему?
V. Всесторонняя проверка знаний
Выполните тест.
Задание: Обведите правильные ответы
Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия | ||||
Коренные народы Севера | ненцы | эвенки | чукчи | коряки |
эскимосы | Якуты | русские | белорусы | |
кеты | долганы | нганасаны | селькупы | |
В тундре образованы республика и национальные округа | Якутия | Ненецкий | Ямало-ненецкий | Таймырский |
Чукотский | Хакасия | |||
Основные исторические занятия северян | оленеводство | рыболовство | земледелие | охота |
После открытия Северного морского пути стали активно разрабатываться месторождения полезных ископаемых | нефть | Природный газ | апатиты | уголь |
V. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме: "Численность населения в России и Тульской области"
Урок изучения нового материала. Изучение населения России и Тульской области подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России и своей области, которое они будут изучать позже. На уроке рассм...
Разработка урока "Население Центральной России"
Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Тундра. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Конспект урока по теме: Тундра. Хозяйство. Население и его основные занятия....
Конспект урока географии по теме "Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия".
Данный конспект урока может быть использован учителями географии, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....


