Население тундры России и его основные занятия
план-конспект урока по географии (7 класс)

Карасева Мария Васильевна

Конспект урока по учебнику Т.М. Лифановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_i_ego_osnovnye_zanyatiya.tundra.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тундра. Население и его основные занятия.

Цель знакомство с население и его основные занятиями

Задачи:

  1. развивать последовательность мышления, его анализ, синтез,  у учащихся, на основе новых  знаний о населении тундры, его хозяйственной деятельности;
  2. развивать монологическую речь, расширять пассивный словарь; воспитывать толерантность.

Ход урока:

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит урок-путешествие. Мы отправимся в гости к жителям тундры, познакомимся с их хозяйственной деятельностью.

II. Актуализация знаний учащихся

  • Люди, каких национальностей проживают Крайнем севере?
  • Какое значение для жителей тундры имеет олень?

III. повторение ранее изученного материала: кроссворд по теме «Животные тундры», Назовите лишнее в ряду слово-животное, которое не живет в тундре:     крокодил ,северный олень, песец, полярная сова.

IV.  Изучение нового материала.

Действительно, население тундры разнообразно.

  • Рассмотрите карту расселения коренных народов тундры.
  • Назовите коренные народы Севера.

1.Давайте пересядем на зимние сани, запряжем северных оленей и отправимся в гости к  народам Севера.   Из-за суровых природных условий плотность населения в тундре небольшая. Города и поселки расположены на значительном расстоянии друг от друга. Издавна  в тундре проживали коряки, ненцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, якуты.

 -Давайте послушаем стихотворение:

Крошка- эскимос

Это крошка-эскимос,

Не страшит его мороз,

Ни метели,  ни пурга,

Ни высокие снега!

В мех закутан он до пят,

Щечки-яблочки горят,

Глазки- щелочки смеются-

Холодам не поддаются!

В рукавичку прячет носик,

Рядом с ним резвится песик.

-Коренные народы Севера хорошо приспособились к жизни в суровом климате. Народы Севера издавна научились шить теплую и легкую одежду из меха песцов, лисиц, горностаев, куниц, соболей и росомах- одним словом, пушных зверей.  Она не пропускает холодный воздух, она мягкая ,удобная и красивая- украшенная разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.

-Первые русские поселенцы появились на юго-западе тундры у побережья          Белого и Баренцева морей. Их называли  «поморами». 

-Догадайтесь: почему их так назвали?

   Поморы занимались рыболовством, строительством парусных судов и морской торговлей.

   В тундре можно встретить необычное жилище людей- «чум». В таких переносных домах живут оленеводы – люди, которые занимаются разведением северных оленей. Им приходится постоянно переезжать, перегоняя оленей с одного пастбища на другое. Основу чума составляют длинные тонкие шесты, которые ставят конусом (учитель показывает) и снаружи обтягивают оленьими шкурами. В середине такого жилища горит костер, дым от которого выходит в небольшое отверстие вверху чума. Дверью служит оленья шкура.

  • Выпишите себе в тетрадь названия коренных народов Севера.

Ответьте на вопросы, используя текст учебника.

  1. Какие основные занятия северян вы знаете? (стр.58)
  2. Как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия, хозяйство, быт народов тундры? (стр.58)
  3. Как изменилась жизнь народов севера после того, как был проложен Северный морской путь? (стр. 60)
  • Работа с картой «Занятия населения России».

Учитель:

  •    Откройте карту в приложении на с. 4-5. Посмотрите, как называется эта карта. Скажите: какую информацию мы можем узнать, работая с этой картой? Постарайтесь самостоятельно определить на карте территорию тундры и с помощью условных обозначений назвать основные занятия населения тундры. (Дети работают по карте приложения и перечисляют, чем занимаются жители Севера.)

    Народы, живущие на побережье Северного Ледовитого океана, ловят рыбу и охотятся на моржей и тюленей. Мясо и жир крупных морских животных идут в пищу. Шкуры используются в изготовлении  одежды, из сухожилий делают крепкие нити, а из костей вырезают украшения. Население тундры работает на звероводческих фермах, где разводят ценных пушных зверей. В тундре добываются полезные ископаемые. (Учитель просит обучающихся перечислить названия полезных ископаемых, используя карту на с.2-3, 4-5 в приложении.)

   В районах месторождений строят новые населенные пункты. Несмотря на сложные природные условия, в тундре развивается сельское хозяйство. Так, на юге этой природной зоны выращивают капусту, картофель, морковь, лук, репу, горох, бобы. В теплицах получают урожаи помидоров, огурцов, зелени. На полях сеют кормовые травы. Длинный полярный день дает много света, поэтому успевают созревать такие зерновые культуры, как ячмень и овес. В крупных городах тундры население работает на заводах, фабриках, в школах и больницах.

2.Познакомьтесь с административными национальными округами:

Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский

И республикой

Саха (Якутия)

(Учебник стр.59, административная  карта России)

Рассмотреть, найти указанные названия, выписать в тетрадь

3. А сейчас вы самостоятельно  составите рассказ по предложенному плану с использованием учебника (стр.58-59):

Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия.

План.(продолжите предложения)

  1. Суровые климатические условия…
  2. Издавна в тундре проживали…
  3. Одеваются коренные жители…
  4. Передвигаются по тундре …
  5. Основные исторические занятия северян…
  6. После того как был проложен Северный морской путь, жизнь северян изменилась …
  7. Административными национальными округами….

 В парах расскажите друг другу свой рассказ, используя текст учебника, уточните его (стр.58-59).

  1. Какое отношение между людьми разных национальностей должно быть, чтобы мы жили со всеми в мире и согласии?
  2. Если рядом с вами учится ученик другой национальности вы как-то, особенно к нему будите относиться или также как ко всем? Почему?

V. Всесторонняя проверка знаний

Выполните тест.

Задание: Обведите правильные ответы

Хозяйство. Расселение коренных народов тундры и его основные занятия

Коренные народы Севера

ненцы

эвенки

чукчи

коряки

эскимосы

Якуты

русские

белорусы

кеты

долганы

нганасаны

селькупы

В тундре образованы республика и национальные округа

Якутия

Ненецкий

Ямало-ненецкий

Таймырский

Чукотский

Хакасия

Основные исторические занятия северян

оленеводство

рыболовство

земледелие

охота

После открытия Северного морского пути стали активно разрабатываться месторождения полезных ископаемых

нефть

Природный газ

апатиты

уголь

V. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тундра России

Обширные пространства без леса.....

Урок в 8 классе по теме: "Численность населения в России и Тульской области"

Урок изучения нового материала. Изучение населения России и Тульской области подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России и своей области, которое они будут изучать позже. На уроке рассм...

Разработка урока "Население Центральной России"

Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тундра. Хозяйство. Население и его основные занятия.

Конспект урока по теме: Тундра. Хозяйство. Население и его основные занятия....

Конспект урока географии по теме "Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия".

Данный конспект урока может быть использован учителями географии, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....