Краткие конспекты к урокам географии в 5-6 классах к учебнику Полярная звезда ,1-4 параграф
план-конспект урока по географии (5 класс)

Герасименко Инесса Владимировна

Краткие конспекты к урокам географии в 5-6 классах к учебнику Полярная звезда,1-4 параграф 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_k_urokam_geografii_5_6_klass.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Вводный: «Зачем нам география и как мы будем её изучать» (5 класс)

Цель: сформировать представление о географии как науке, её значении и методах изучения.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «география» и её ветвями;
  2. Показать связь географии с жизнью человека;
  3. Научить работать с учебником и географическими источниками.

Оборудование: учебник, карта мира, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Мотивация (5 мин)

Беседа: «Что вы знаете о географии? Где вы уже встречали географические знания?»

Проблемный вопрос: «Почему моряк, лётчик, строитель и эколог должны знать географию?»

Изучение нового (15 мин)

Определение географии (записать в тетрадь): География — наука о поверхности Земли, природных условиях, населении и его хозяйственной деятельности.

Ветви географии (схема на доске):

Физическая (природа),

Социально‑экономическая (люди и хозяйство),

Картография (карты).

Краткий обзор учебника: как работать с параграфами, иллюстрациями, вопросами.

Практика (15 мин)

Задание 1: соотнести профессию и географическую задачу (например, метеоролог — прогноз погоды).

Задание 2: найти в учебнике 3 примера, как география помогает в быту.

Работа с картой: показать материки, океан, свою страну.

Рефлексия (5 мин)

«Что нового узнал?», «Где я смогу применить географические знания?»

Мини‑анкета: «Нарисуй значок, который символизирует географию для тебя».

Домашнее задание: прочитать § 1, ответить на вопросы; подготовить 1 факт о географии из новостей/интернета.

Урок 2. «План и карта: в чём разница?» (5 класс)

Цель: сформировать понятия «план» и «карта», научиться различать их признаки.

Задачи:

  1. Выделить отличия плана от карты;
  2. Познакомиться с масштабом и условными знаками;
  3. Отработать навыки чтения простейших планов.

Оборудование: линейка, карандаши, раздаточные планы и карты, интерактивная доска.

Ход урока

Актуализация (5 мин)

Вопрос: «Как бы вы объяснили другу, где находится ваша школа? Какие рисунки/схемы помогли бы?»

Обсуждение: что удобнее — фото, рисунок или схема?

Теория (10 мин)

Определения (записать):

План — чертёж небольшого участка в крупном масштабе, без учёта кривизны Земли.

Карта — изображение большой территории в масштабе с учётом шарообразности Земли.

Главные отличия (таблица в тетради):

План

Карта

Масштаб крупный (1:100)

Масштаб мелкий (1:1 000 000)

Нет градусной сетки

Есть градусная сетка

Условные знаки подробные

Условные знаки обобщённые

Практика (20 мин)

Задание 1: сравнить план школьного двора и карту района — найти 3 отличия.

Задание 2: расшифровать условные знаки на плане (дорога, дерево, дом).

Задание 3: начертить план своей комнаты в масштабе 1:50.

Рефлексия (5 мин)

«Что сложнее — читать план или карту? Почему?»

Игра «Угадай объект»: учитель показывает условный знак, ученики называют предмет.

Домашнее задание: найти в интернете или атласе 2 плана и 2 карты, выписать их масштабы.

Урок 3. «Литосфера: строение земной коры» (6 класс)

Цель: изучить строение литосферы и типы земной коры.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятием «литосфера» и её слоями;
  2. Сравнить материковую и океаническую кору;
  3. Понять, как движения литосферных плит влияют на рельеф. Оборудование: модель Земли, атлас, видеофрагмент о литосферных плитах.

Ход урока

Мотивация (5 мин)

Просмотр короткого видео о землетрясениях/вулканах.

Вопрос: «Почему Земля „движется“? Что находится у неё внутри?»

Теория (15 мин)

Схема «Слои Земли» (на доске):

Земная кора,

Мантия,

Ядро.

Определение: Литосфера — твёрдая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии.

Сравнение коры:

Материковая (толщина 30–70 км, 3 слоя),

Океаническая (5–10 км, 2 слоя).

Понятие «литосферные плиты» и их движение (показать на карте).

Практика (15 мин)

Задание 1: подписать слои Земли на схеме.

Задание 2: отметить на контурной карте крупнейшие литосферные плиты (Евразийская, Тихоокеанская и др.).

Анализ карты: где чаще происходят землетрясения? Почему?

Рефлексия (5 мин)

«Как бы вы объяснили младшему брату, что такое литосфера?»

Мини‑тест (3 вопроса):

Что входит в литосферу?

Где кора толще — на материке или в океане?

Почему плиты двигаются?

Домашнее задание: прочитать § X, нарисовать схему «Строение литосферы», подготовить 1 вопрос по теме.

Урок 4. «Климат и погода: в чём разница?» (6 класс)

Цель: разграничить понятия «погода» и «климат», изучить факторы климата.

Задачи:

  1. Дать определения погоды и климата;
  2. Назвать основные климатообразующие факторы;
  3. Научиться читать климатические диаграммы. Оборудование: термометр, барометр, климатическая карта, раздаточные диаграммы.

Ход урока

Актуализация (5 мин)

Вопрос: «Какая погода сегодня? А какой климат в нашем регионе?»

Обсуждение: почему прогноз на 1 день точнее, чем на месяц?

Теория (10 мин)

Определения (записать):

Погода — состояние атмосферы в данный момент времени.

Климат — многолетний режим погоды в данной местности.

Факторы климата (схема):

Географическая широта,

Близость к океану,

Высота над уровнем моря,

Течения, ветры.

Практика (20 мин)

Задание 1: проанализировать климатическую диаграмму города (температура, осадки).

Задание 2: сравнить погоду и климат двух городов (например, Москва и Сочи).

Игра «Прогноз»: команды составляют прогноз на завтра, используя приборы (термометр, барометр).

Рефлексия (5 мин)

«Почему климат меняется? Приведи 1 пример».

Анкета: «Что я узнал нового? Что осталось непонятным?»

Домашнее задание: вести дневник погоды 3 дня (температура, облачность, ветер); ответить на вопросы после параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы 8 класс. Линия учебников " Полярная звезда"

Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме " Россия в мире"....

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

Рабочая программа по географии для 5-9 классов по УМК "Полярная звезда"

Рабочая программа по географии составлена по УМК "Полярная звезда" для 5-9 классов....

рабочая программа по географии для 5-9 классов по УМК "Полярная звезда"

Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов по УМК "Полярная звезда" для общеобразовательной школы....

рабочая программа 6 класс к учебнику Полярная звезда

Рабочая программа по географии к учебнику "Полярная звезда" 6-8 класс...

Краткие конспекты к урокам географии в 7 классе по учебнику Полярная звезда

Краткие конспекты к урокам географии в 7 классе по учебнику Полярная звезда...