"Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда»
план-конспект урока по географии (10 класс)

Лондарева Анна Андреевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3._konspekt.docx22.93 КБ
Файл urok_3._zakreplenie.docx91.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 10 классе (ФГОС)

Тема урока: «Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемной беседы и практической работы.

1. Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознание целостности мира и взаимосвязи природы и общества. Формирование экологического мышления, понимания необходимости охраны окружающей среды. Развитие ответственного отношения к планетарному достоянию.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение.
Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути достижения.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество, формулировать и отстаивать свое мнение.

Знать и различать ключевые понятия: «географическая оболочка», «географическая среда», «окружающая среда», «геосистема». Понимать структуру географической среды как сложной геосистемы. Уметь объяснять взаимосвязь между обществом и географической средой, значение ее рационального использования.

2. Основное содержание урока

Ключевые понятия: географическая оболочка, географическая среда, окружающая среда, геосистема, природно-территориальный комплекс (ПТК), природные условия, природные ресурсы.

Межпредметные связи: биология (биосфера, экосистемы), обществознание (взаимодействие общества и природы), экология.

Ресурсы: учебник, атлас для 10 класса, физическая карта мира, интерактивная доска (презентация с схемами и иллюстрациями), раздаточный материал (тексты для анализа).

3. Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин)

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация (5-7 мин)

Метод: Фронтальная беседа.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое географическая оболочка? Назовите ее составные части (сферы).
  2. Как человечество взаимодействует с природой? Приведите примеры из современной жизни.
  3. Все ли, что нас окружает, является созданием природы?

Формулировка проблемы: Учитель подводит итог беседе: «Мы видим, что человек живет в сложном мире, где переплетаются природные и созданные им объекты. Как же ученые-географы систематизируют это пространство? Сегодня мы научимся четко разграничивать понятия, которые часто путают».

III. Изучение нового материала (20-25 мин)

1. От географической оболочки к географической среде.

Объяснение учителя с опорой на схему на доске или слайд:

  • Географическая оболочка (ГО) – это самая крупная природная геосистема, целостная и непрерывная оболочка Земли, где взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Это чисто природное образование.
  • По мере развития человечества часть географической оболочки была изменена людьми. Эта измененная часть и есть географическая среда.

Определение: Географическая среда – это часть земной природы, с которой человечество взаимодействует в процессе своей жизни и производства на данном историческом этапе.

Работа с учебником и атласом: Учащиеся находят и записывают определение в тетрадь.

Вывод: Географическая среда – это «очеловеченная» природа, арена жизни и деятельности общества.

2. Географическая среда как геосистема.

Объяснение учителя:

  • Ключевое свойство географической среды – ее системность. Значит, ее можно назвать геосистемой.
  • Геосистема – это целостное материальное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов природы и объектов, созданных человеком (антропогенных).

Компоненты геосистемы «Географическая среда»:

  1. Природные: горные породы, воздух, вода, почва, растительный и животный мир.
  2. Антропогенные: поля, сады, водохранилища, дороги, заводы, города и т.д.
  • Практическое задание (в парах): Приведите по 2-3 примера взаимосвязи природных и антропогенных компонентов в вашем родном городе/поселке (например: строительство дороги (антроп.) -> изменение стока воды (прир.) -> подтопление участков (прир.).

3. Географическая среда и окружающая среда.

Работа с понятиями (заполнение сравнительной таблицы в тетрадях вместе с учителем):

Критерий

Географическая среда

Окружающая среда

Сущность

Часть природы, вовлеченная в жизнь общества.

Вся совокупность условий жизни человека (природа, общество, техносфера, культура).

Состав

Природные и антропогенные компоненты.

Природные, антропогенные, социальные и духовные компоненты.

Масштаб

Конкретное пространство взаимодействия.

Более широкое, абстрактное понятие, включающее даже межличностные отношения.

Простой пример для закрепления: Для горожанина географическая среда – это парк (природа) с дорожками (антропогенный объект). Окружающая среда для него – это и воздух парка, и шум машин за его пределами, и отношения с другими людьми в этом парке, и правила поведения, установленные в обществе.

IV. Первичное закрепление изученного материала (5-7 мин)

Задание «Верно/Неверно» (учитель зачитывает утверждения, ученики поднимают карточку или сигналят):

  1. Географическая оболочка и географическая среда – это одно и то же. (Неверно)
  2. Поле пшеницы является частью географической среды. (Верно)
  3. Окружающая среда включает в себя только природные элементы. (Неверно)
  4. Завод, построенный человеком, является антропогенным компонентом геосистемы. (Верно)
  5. Отношения в семье являются частью географической среды. (Неверно, это часть окружающей среды)

V. Рефлексия и подведение итогов (3-4 мин)

Идея: «Светофор геосистемы»

Суть: Ученики быстро оценивают свое понимание темы и ключевых понятий с помощью цветовых сигналов.

Необходимое: три карточки (или просто листочки) у каждого ученика: красная, желтая, зеленая. Можно заменить поднятием рук с цветными карандашами или даже просто сигналами пальцами (1 палец - красный, 2 - желтый, 3 - зеленый).

Ход проведения:

1. Постановка задачи

Учитель: «Ребята, давайте проведем быструю диагностику нашего понимания. У вас есть три карточки: красная, желтая и зеленая. Я буду зачитывать утверждения, а вы будете молча поднимать ту карточку, которая соответствует вашему пониманию этого момента.»

  • КРАСНЫЙ: «Я не понял(а) это утверждение/понятие. Мне нужно еще раз объяснение».
  • ЖЕЛТЫЙ: «Я понял(а) это частично, но есть сомнения или не совсем уверен(а)».
  • ЗЕЛЕНЫЙ: «Я полностью понял(а) это утверждение и могу его объяснить сам(а)».

2. Быстрый опрос

Учитель быстро зачитывает 3-4 ключевых утверждения по теме урока. После каждого утверждения дает секунду на раздумье, затем говорит: «Оцениваем!» и все одновременно поднимают карточки.

Примеры утверждений:

  1. «Я могу своими словами объяснить разницу между географической оболочкой и географической средой».
  2. «Я могу назвать не менее трех примеров антропогенных компонентов геосистемы».
  3. «Я понимаю, чем окружающая среда шире географической».
  4. «Я готов привести пример взаимосвязи в геосистеме (например, как один компонент влияет на другой)».

3. Анализ и итог

Учитель быстро сканирует аудиторию после каждого вопроса.

  • Если видит море зеленого — делает вывод: «Отлично, двигаемся дальше!».
  • Если видит много желтого и красного (например, на первом утверждении) — говорит: «Я вижу, этот момент нужно проработать. Обязательно вернемся к этому на следующем уроке/задать уточняющие вопросы».

Вывод учителя: Географическая среда – это важнейшая для человечества геосистема, основа его существования. Она хрупка и требует бережного, рационального использования. От нашего отношения к ней зависит будущее планеты.

VI. Домашнее задание (2 мин)

На выбор (по уровням сложности):

  1. Базовый уровень: § учебника, записи в тетради выучить.
  2. Продвинутый уровень: написать эссе-рассуждение на тему: «Можно ли считать современный город устойчивой геосистемой? Аргументируйте свой ответ».



Предварительный просмотр:

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ________________________ ФИ ___________ КЛАСС

Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда

  1. Как называется вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду? _______________________________
  2. Установите соответствие между причинами загрязнения атмосферы и его источниками. 

  1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Исчерпаемый

Неисчерпаемый

        


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ________________________ ФИ ___________ КЛАСС

Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда

  1. Как называется вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду? _______________________________
  2. Установите соответствие между причинами загрязнения атмосферы и его источниками. 

  1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Исчерпаемый

Неисчерпаемый


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ________________________ ФИ ___________ КЛАСС

Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда

  1. Как называется вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду? _______________________________
  2. Установите соответствие между причинами загрязнения атмосферы и его источниками. 

  1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Исчерпаемый

Неисчерпаемый


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ________________________ ФИ ___________ КЛАСС

Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда

  1. Как называется вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду? _______________________________
  2. Установите соответствие между причинами загрязнения атмосферы и его источниками. 

  1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Исчерпаемый

Неисчерпаемый


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ________________________ ФИ ___________ КЛАСС

Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда

  1. Как называется вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду? ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
  2. Установите соответствие между причинами загрязнения атмосферы и его источниками. 

  1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Исчерпаемый

Неисчерпаемый

УГОЛЬ, РУДА, ГАЗ, НЕФТЬ, ПОЧВА, ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

МИРОВОЙ ОКЕАН, ВОЗДУХ, ЭНЕРГИЯ ВЕТРА, СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»

Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...

Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....

Презентация к уроку "Географическая среда как геосистема"-10 класс

Материал содержит краткое руководство к работе с параграфом 1...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...