Рабочая программа по географии для 6 класса по ФАОП ООО, вариант 4.2
рабочая программа по географии (6 класс)

В программе  представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование. Программа  составлена из расчёта 1 час в неделю для слабовидящих детей согласно ФАОП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_klass_v_4.2.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Принято»

Педагогическим советом

протокол от ___.08.2023г. № 1

Введено приказом от  _____2023г. № ____

Директор ГБОУ ________

_____________

Подпись                  Ф.И.О

Рабочая программа

по географии  для 6  класса (Вариант 4.2)

«Согласован»

Заместитель директора _______________ от ___.08.2025г.

                                              Подпись                  Ф.И.О

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от  ___.08.2025г. № 1

Руководитель МО ______________. от ___.08.2025г.

                                       Подпись           Ф.И.О

                                       

город

2025г.

I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

1. Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтерство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Специальные личностные результаты:

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

     

2. Метапредметные результаты

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией:

  • Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение:

  • Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Специальные метапредметные результаты:

  • использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
  • применять современные средства коммуникации и тифлотехнические средства;
  • осуществлять пространственную и социально-бытовую ориентировку, обладать мобильностью;
  • применять приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • вести самостоятельный поиск информации;
  • преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
  • принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной коммуникации;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

                     3. Предметные     результаты освоения предмета география:

  • описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
  • приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
  • сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
  • различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
  • применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
  • различать питание и режим рек;
  • сравнивать реки по заданным признакам;
  • различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
  • приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
  • называть причины образования цунами, приливов и отливов;
  • описывать состав, строение атмосферы;
  • определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
  • объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
  • различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
  • устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
  • сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
  • различать виды атмосферных осадков;
  • различать понятия «бризы» и «муссоны»;
  • различать понятия «погода» и «климат»;
  • различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
  • применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
  • называть границы биосферы;
  • приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
  • различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
  • объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
  • сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
  • применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс»,
  • «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
  • приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем:
  • называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;
  • распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
  • определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;
  • приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
  • различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке.

                                  II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Название раздела

Содержание раздела

Раздел 4. Оболочки Земли.

Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли.

Гидросфера и методы ее изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Соленость и температура океанических вод. Океанические течения. Теплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солености и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.

Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.

Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.

Озера. Происхождение озерных котловин. Питание озер. Озера сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.

Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.

Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.

Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.

Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.

Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.

Практические работы.

  1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
  2. Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации.
  3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.

Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.

Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения.

Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.

Погода и ее показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.

Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.

Практические работы.

  1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров.
  2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.

Тема 4. Биосфера — оболочка жизни.

Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.

Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.

Исследования и экологические проблемы.

Практические работы.

  1. Характеристика растительности участка местности своего края.

Тема 5. Географическая оболочка.

Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.

Практическая работа.

Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.

Заключение.

Природно-территориальные комплексы.

Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, ее строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.

Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Практическая работа (выполняется на местности).

  1. Характеристика локального природного комплекса по плану.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИЙ

Целевые приоритеты:

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

Название раздела, темы

Общее количество часов

Контрольные работы/практические работы

Раздел 4. Оболочки Земли.

Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли.

11

-/3п

Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

11

-/2п

Тема 4. Биосфера — оболочка жизни.

6

-/1п

Тема 5. Географическая оболочка.

4

-/1п

Заключение.

2

1к/1п

всего

34

1к/8п

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

УМК: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5-6 классы.-М: «Просвещение»,2023.

п/п

Раздел

Тема урока

Количество

часов

Даты

Корректировка

план

факт

Гидросфера – водная оболочка Земли (11 ч)

Состав и строение гидросферы

1

Мировой океан (1)

1

Мировой океан (2)

1

Учимся с «Полярной звездой» (4)

1

Воды океана

1

Реки – артерии Земли (1)

1

Реки  - артерии Земли (2) Практическая  работа № 1:

Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

1

Озера и болота

Практическая  работа № 2:

Характеристика одного из крупнейших озер России по плану.

1

Подземные воды и ледники

1

Гидросфера и человек

1

Практическая  работа № 3

Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)

Состав и строение атмосферы

1

Тепло в атмосфере (1)

  1. Практическая  работа № 4 Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров.

1

Тепло в атмосфере (2)

1

Практическая  работа № 5: Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.

1

Атмосферное давление

1

Ветер

1

Влага в атмосфере (1)

1

Влага в атмосфере (2)

1

Погода и климат

1

Учимся с «Полярной звездой» (5)

1

Атмосфера и человек

1

Биосфера – живая оболочка Земли (5 часов)

Биосфера – живая оболочка Земли

1

Биосфера  - сфера жизни

1

Почвы

1

Практическая  работа № 6: Характеристика растительности участка местности своего края.

1

Биосфера и человек

1

Географическая оболочка (4 часа)

Географическая оболочка Земли

1

Природные зоны Земли

1

Практическая  работа № 7:Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.

1

Культурные ландшафты

1

Природное и культурное наследие

1

Заключение (2 часа)

Годовая контрольная работа

1

Практическая работа №8 «Характеристика локального природного комплекса по плану (выполняется на местности)»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по СБО 6класс школы 8вида

Предлагаю для ознакомления рабочую программу по СБО 6 класс школы 8 вида. Данная рабочая программа соответствует используемой в школах 8 вида Программы специалных (коррекционных) школ 8 вида: 5 - 9 кл...

рабочая программа по географии 6класс

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008 35 часов – 1 час в неделю федеральный компонент 35 часов...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....

Рабочая программа по обществознанию 6класс

6класс Рабочая программа по обществознанию...

Рабочая программа по ИЗО, 6класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерально...

Рабочая программа по информатике 6класс

Рабочая программа по информатике 6класс по учебнику Л. Босовой....