Рабочая программа по ИЗО, 6класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Кузнецовы Михаил и Наталья

 

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).  Соответствует учебному плану школы

. Изучение изобразительного искусства в 6 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo6klass.docx73.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).  Соответствует учебному плану школы

. Изучение изобразительного искусства в 6 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Ц е л и:   художественного образования:

 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Общая характеристика учебного предмета

        «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптур. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира

Роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные содержательные линии

        Этот год посвящен знакомству с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Обучение в 6 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений

Место учебного предмета в учебном плане

  Согласно Региональному базисному плану и учебному плану школы  рабочая программа рассчитана на базовый уровень обучения. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -34 часов, из расчета 1 ч.  в  неделю.

Формы организации учебного процесса.

.

Формы организации учебного процесса

Формы учебных занятий

Методы

Формы организации работы учащихся

Виды деятельности учащихся

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Являются активными слушателями

Учебный практикум

Деятельностный подход

Индивидуальная

Создают опорные конспекты

Практикум

Частично-поисковый

В парах

Выполняют упражнения, решают задачи

Деловая игра

Проблемный

Групповая

Решают творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Проблемная дискуссия

Исследовательский

Проводят исследования

Межпредметный интегрированный урок

Создают и защищают презентации

Основные формы контроля

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Тесты

Живописное решение

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

   

   Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

          3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.  

   4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.          

 Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в  6 классе. шедевров русского и зарубежного искусства. 

Содержание тем учебного курса.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств 8ч

Знакомство учащихся с пластическими или пространственными видами искусства и деления на три группы: изобразительные

                       конструктивные

                       декоративные

Общие основы  и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства:

                      живопись

                      графика

                      скульптура

Мир наших вещей. Натюрморт 7ч

Многообразие форм изображения мира вещей  в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморта в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Вглядываясь в человека. Портрет  11ч

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени, Парадный портрет и лирический портрет.

Человек и пространство в изобразительном искусстве 8ч

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Потребность  в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения, Перспектива как изобразительная  грамота.

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

– основные виды и жанры изобразительных искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

– анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

– восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ И ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

Мир наших вещей. Натюрморт

7

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

11

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

Всего:

34

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

     Элементы содержания

Форма контроля

Знать/

уметь

Дом/ задание

Оборудо вание

дата

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I ЧЕТВЕРТЬ. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративтивные и изобразительные

Свободная тема

Знать:

– задачи урока ИЗО;

– возможности художественных материалов;

– виды изобразительного искусства;

Уметь выполнять и соблюдать основные законы композиции

Сбор информации по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

2

Рисунок - основа    изобразительного искусства

1

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.

Зарисовка с натуры травянистых растений, веточек(колоски,  зонтичные и другие виды). Работа карандашами разной твердости

Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива.

Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже

Принести словари по изобразительному искусству

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

3

4

Пятно     как     средство выражения.    Композиция как ритм пятен

2

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон, тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

Знать:

– понятие цветовой круг;

– составные и основные цвета;

– теплые и холодные цвета;

– контрастные и сближенные цвета.

Уметь:

– различать теплые и холодные цвета;

– контрастные и сближенные цвета;

– смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка

Найти работы русских художни-ков о природ-ных явлениях

Компьютер презента- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

5

Цвет.

Основы цветоведения

1

Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками

Знать:

– основные и составные цвета;

– теплые и холодные цвета;

– контрастные и сближенные

цвета;

– приемы смешения красок.

Уметь:

– различать цвета;

– находить новые оттенки цвета

Чтение сказок; подбор иллюстра-ций сказочных изображе-ний царства, города, страны, планеты и др.

Компьютер презента- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

6

Цвет в произведениях живописи

1

Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция

Изображение   осеннего  букета  с  разным настроением -радость,         грусть, нежность.       Работа красками

Уметь:

– выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка;

– работать в технике «мазок»

Сбор информации по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

7

Объемные  изображения в скульптуре

1

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево

Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Поиск информа-ции по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, пластилин,стеки, картон

8

Основы языка изображения

1

Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие

Свободная тема

Написание реферата по теме; рисунок по замыслу

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

II ЧЕВЕРТЬ. Мир наших вещей. Натюрморт

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

9

Художественное  познание:

реальность и фантазия

 1

Изображение как познание окружающего мира и отношение
к нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и
фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир»

Написать мини-рассказ к рисунку

Компьютер презинта- ция  по теме, карандаш, ластик

10

Изображение  предметного мира - натюрморт

 1

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства

 

Работа над натюр
мортом из плоских
изображений зна
комых предметов,
например кухонной
утвари. Работа
красками

Знать:

– что такое натюрморт;

– роль цвета в натюрморте;

– законы линейной и воздушной перспективы;

– основы цветоведения.

Уметь:

– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;

– определять натюрморты среди произведений живописи

Подобрать из газет,  открыток, журналов изображения натюрмор-тов

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш, красочна посуда

11

Понятие формы.  Многообразие форм окружающего мира

 1

Многообразие форм в мире.Понятие формы. Линейные,плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические
тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия
форм. Выразительность
формы

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

 

Знать:

– законы линейной и воздушной перспективы;

– основы цветоведения.

Уметь:

– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения  

Сбор информации по теме

 

Компьютер презинта- ция  по теме: «Омегами»

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса

Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом

Сбор   информации по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, карандаш, ластик

13

Освещение.              Свет и тень

1

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине

Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками

Сбор информации но теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

1

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне

Знать:

– что такое натюрморт;

– роль цвета в натюрморте;

– законы линейной и воздушной перспективы;

– основы цветоведения.

Уметь:

– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;

– определять натюрморты среди произведений живописи

Подобрать вырезки из газет, открыток, журналов с изображением натюрмортов

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш, красочна посуда

15

Выразительные     возможности натюрморта

1

Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира. Выставка лучших работ

Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин

Оформле-ние своих творческих работ

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш, красочна посуда

III ЧЕТВЕРТЬ. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

16

Образ человека — главная тема искусства

1

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира

Свободная тема. Работа красками

Знать:

– о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

– роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

– процессе работы художника над картиной, о роли эскизов

и этюдов.

Уметь:

– изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

– владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями  

Подоб-рать картинки и иллюстрации с образом человека

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

17

Конструкция головы человека и ее

пропорции

1

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика

Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.)

Сбор информации по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

18

Изображение головы человека в пространстве

1

Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа

Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом

Знать: представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь: определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях

Знать: схематическое строение человека.

Уметь: выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз человека

Сбор иллюстраций по теме

Компьютер презинта- ция  по теме,  кисти, карандаш

19

20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно

Рисунок набросок с натуры. 1-й урок -работа в карандаше, 2-й урок - в цвете

Описание внешности и характера литературного героя

Компьютер презинта- ция  по теме,  кисти, карандаш

21

Портрет в скульптуре

1

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры

Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Знать:

Значение понятий:

– пропорции фигуры человека;

– строение фигуры человека;

– красота движения фигуры человека

Уметь: Лепить  фигуры человека в движении из пластилина.

 - выполнять наброски

с натуры фигуры ученика

Описание внешнос-ти и характера литературного героя

Компьютер презинта- ция  по теме,  кисти, карандаш

22

Сатирические образы человека

1

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

Подобрать иллюстра-ции из газет, журналов по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

23

Образные возможности освещения в портрете

1

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель

Знать:

– о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

– роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

– процессе работы художника над картиной, о роли эскизов

и этюдов.

Уметь:

– изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

– владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями  

Подгото-вить рефераты    на тему:    Жизнь и творчество И. Е. Репина

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

24

Портрет в живописи

1

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения., в XVI-XIX и XX вв.

Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше

Сбор   информации по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

25

Роль цвета в портрете

1

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)

Подобрать материал на тему: Великие портретисты

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

26

Великие портретисты (обобщение темы)

1

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти

Презентация работ-портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка

Знать творчество скульптора В. Мухиной.

Уметь различать работы современных и древних скульпторов

Оформле-ние своих творческих работ

Компьютер

IV ЧЕТВЕРТЬ. Человек и пространство в изобразительном искусстве

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

27

Жанры в изобразительном искусстве

1

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр

Знать:

-жанры изобразительного искусства;

- каким был древний художник, что он создавал, какими материалами работал, на чем рисовал;                         законы древнего искусства.

Уметь: пользоваться новыми приемами, отличать современные работы от работ старых мастеров

Проиллю стрировать       в словарях жанры ИЗО

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

28

Изображение пространства

1

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции

Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота

Знать:

– законы линейной и воздушной перспективы;

– основы цветоведения.

Уметь:

– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения  

Продол-жить  работу со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

29

30

Правила линейной и воздушной перспективы

2

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Знать:

– законы линейной и воздушной перспективы;

– основы цветоведения.

Уметь:

– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения  

Сбор   информации по теме

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

31

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может, быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

Знать:

 смену времен года, русских мастеров, писавших природу.

Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры

Знать:

 чем отличается лето от других времен года; русских художников, писавших природу.

Уметь :отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета, создавать картины, используя теплые цвета, выделять палитру солнеч-ного спектра

Собрать иллюстрации с изображением пейзажей

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

32

Пейзаж - настроение. Природа и художник

1

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже

Пейзаж - настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны

Выпол-нить наброски пейзажа улиц города с натуры

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

33

Городской пейзаж

1

Разные образы города в истории  искусства и  в российском  искусстве XXв.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Моя деревня». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа

Знать: 

– чем отличается городской пейзаж от деревенского;

– русских художников-пейзажистов.

Уметь:

 отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета

Подгото-вить доклады о работах художни ков пейзажи стов

Компьютер презинта- ция  по теме, гуашь, кисти, карандаш

34

Выразительные       возможности  изобразительного искусства. Язык и смысл

1

 

 

Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность

Выставка лучших работ учащихся за учебный год

Знать:

 отличительные особенности различных видов изобразительного искусства.

Уметь:

 различать виды изобразительного искусства без помощи учителя

Оформле-ние своих творческих работ

Компьютер презинта- ция  «Лучшие работы для учащихся»

Учебно-методическое обеспечение уроков.

 

  1. С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
  2. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
  4. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
  5. Санкт- Петербург. Три века архитектуры. – Санкт- Петербург: Норинт, 2002.
  6. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.
  7. Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.
  8. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
  9. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
  10. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
  11. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
  12. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
  13. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. Уроки изобразительного искусства. Живопись.- Москва: Просвещение, 1995.
  14. Н.Н.Волоков. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
  15. А.А.Унковский. Живопись фигуры.- Москва: Просвещение, 1988.
  16. Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи. -М.: Высшая школа, 1989.
  17. А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
  18. П.П.Ревякин. Техника акварельной живописи.-М.,1989.
  19. П.Я Павлинов. Для тех, кто рисует.- М.: Художник, 1965.
  20. К.В.Мандер. Книга о художниках.- С-П: Азбука- классика, 2007.

      21. Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

      22.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

      23.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

      24. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

      25. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

      26. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград; Изд. «Учитель», 2008.

      27. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение,2006.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

Список методической литературы для  6 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В.  Аранова. – СПб. : Каро, 2004.

4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания /  А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство  и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений :  с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.

11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О. Половников. – М. : Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.

14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство  в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.

16. Сокольникова, Н. М.  Изобразительное искусство : учебник для учащихся 58 кл. : в 4 ч. /  Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.

     Ч. 1 : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.

     Ч. 2 : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.

     Ч. 3 : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.

    Ч. 4 : Краткий словарь художественных терминов. –  ISBN 5-86866-070-6.

17. Шатских, А. Казимир Малевич / А. Шатских. – М. : Слово, 1996.

18. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М. : Агар, 1998.

22. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Воронеж : Учитель, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по СБО 6класс школы 8вида

Предлагаю для ознакомления рабочую программу по СБО 6 класс школы 8 вида. Данная рабочая программа соответствует используемой в школах 8 вида Программы специалных (коррекционных) школ 8 вида: 5 - 9 кл...

рабочая программа по географии 6класс

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008 35 часов – 1 час в неделю федеральный компонент 35 часов...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....

Рабочая программа по обществознанию 6класс

6класс Рабочая программа по обществознанию...

Рабочая программа по информатике 6класс

Рабочая программа по информатике 6класс по учебнику Л. Босовой....

Рабочая программа по английскому 6класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В. П. Кузовлева Н. М. Лапы, Э. Ш. Перегудовой "Английский язык. Рабочие программы" М. Просвещение 2012г....