Доклад "Организация работы с одаренными детьми"
методическая разработка по географии

Надежкина Галина Николаевна

       Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.  Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

              МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»  

Доклад на тему: «Организация работы с одаренными детьми на уроках географии»

Подготовила: Надежкина Г.Н.

2022 г.

       Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.  Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.

 Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода.

   Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Чтобы развить эти способности, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.  Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.

   На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

    Вот уже на протяжении 3 лет работаю над этой проблемой

   Организация работы с одаренными детьми включает 3 основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей детей, реализация их потенциальных возможностей.

     Первый этап-выявление одаренности учащихся. Уже в 5 классе при изучении начального курса географии можно выделить группу детей, которые могут не только прочитать и пересказать, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и т.д

    В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обученности.

Провожу контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

     На втором этапе работа с одаренными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличение объема знаний, создаются условия для развития творческой мысли, логики.

      Данная работа организуется дистанционно во внеурочное время на образовательных платформах Учи. Ру, Фоксворд. Также в своей работе использую средства общения Ватсап, Скайп, ЗУН

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися   помощи, наставничества.

 В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного  потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.  

  В работе с одаренными детьми  я  стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения.  Исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. 

Метод проектов, относится к технологиям  компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.  С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

 Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

         Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

         Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

    

Одним из направлений деятельности нашей  школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику.   Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами.

  1. Проведение медиа-уроков.

Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий:  компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся. Преподавание  географии, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий

 

  Хочется сделать вывод: нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.

    Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

  Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что  я и пытаюсь сделать на своих уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.

В своей педагогической практике я активно использую нестандартные уроки.. При подготовке и проведении таких уроков ученикам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, самостоятельность.  Использую самые разные их  виды: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-семинар, урок- взаимообучение,  урок-конференция, урок-беседа за круглым столом, урок-лекция, урок-дискуссия.

      Урокам-путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география.  Каждый ребёнок мечтатель, фантазёр, читая  книги Ж.Верна  представляет манящий тайнами неизвестный берег, мир дальних стран зовёт за собой, а сердце с грустью отзываются на строки   Р. Рождественского:  «Я жалею о том, что не видел лица всей Земли...».  Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные  путешествия  по разным уголкам Земли.  

Урок–семинар  предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти  способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:

  • Организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося.
  • Учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.

Реализация задач позволяет ученикам приобрести новые знания, участвуя в дискуссии   учиться отстаивать свою позицию.

Урок-исследование может проводиться с выдвижением гипотезы. Например:

  1. Формулируем гипотезу:

«На побережьях, вблизи которых проходит тёплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно».

  1. Доказываем гипотезу:

Находим подтверждение нашим предположениям. Используем атласы с тематическими картами Африки – климатической и картой природных зон. На западном побережье Африки, где проходят холодные течения (в Северном полушарии – Канарское, в Южном – Бенгальское) расположены пустыни  сахара и Намиб. На восточном побережье Африки, вдоль которого проходит тёплое Мозамбикское течение, - саванны. В тропических широтах северного полушария Африка омывается не океаном, а почти замкнутым Красным морем. Убеждаемся, что в исследуемом случае наша гипотеза « работает».

  1. Доказываем всеобщий характер нашей гипотезы. Анализируем с помощью карт подобные районы на других материках.

Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и Южной Америки, Австралии, Евразии.

Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы,  способствует развитию критического мышления. В ходе такой работы формируются также навыки мыследеятельности, совершенствуется память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Интерактивные методы обучения на уроках географии позволяют  мне активизировать взаимодействие   и взаимовлияние  всех учеников класса  и высокомотивированных и тех, у кого очень низкий уровень мотивации. Методы мыследеятельности («Логическая цепочка», «Выбор», «Самооценка») стимулируют активную мыслительную деятельность, создают благоприятную атмосферу; методы смыслотворчества («Работа с понятиями», «Алфавит», «Заверши фразу» помогают создавать свой индивидуальный смысл об изучаемых явлениях, проблемах; методы рефлексивной деятельности  позволяют  фиксировать учащимися состояние своего развития и причин этого состояния.

  Актуальным и востребованным при работе с одарёнными учащимися считаю проблемное обучение. Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия, проблемная лекция, научный спор.  При выборе проблемных ситуаций важно учитывать  творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.

 Своеобразной формой развития, формирования  оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.

Школьная олимпиада призвана выявить тех, кто проявляет интерес к изучению географии, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах олимпиады.

На последующих этапах олимпиады  предлагаются задания направленные на проверку степени информированности учащихся по географии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в изменённой и принципиально новой ситуации.  Заключительный этап олимпиады важен и значим для участников,.Программа подготовки к олимпиаде строится на основе программы индивидуального развития ученика, с учётом его индивидуальных особенностей, а также  включает  проработку олимпиадных заданий предыдущих лет Здесь кроме совместной деятельности ученика и учителя большое значение имеет самостоятельная работа ученика. Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся – высшая форма самостоятельной деятельности, которая создаёт  условия для успешного участия в олимпиадах. Различное сочетание традиционных и современных методов, приёмов, используемых мною на уроках и во внеурочной деятельности позволяет выстроить для каждого высокомотивированного и одарённого ученика свою оптимальную программу развития  творческих способностей.  

 В заключение  хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний. а также тесного сотрудничества с  другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...