Урок по географии в 8 классе на тему "Численность населения "
план-конспект урока по географии (8 класс)

Кудинова Алина Юрьевна

Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе по теме "Численность населения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Численность населения».

Предмет: география

Класс: 8 «Б»

Тема урока «Численность населения»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить основные понятия и методы расчета численности населения, а также научиться применять полученные знания для анализа демографической ситуации и прогнозирования динамики численности населения.

Предметные результаты:

- Личностные: овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

- Предметные: ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; продемонстрировать изменение демографических показателей России в XX-XXI вв.; научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России.

- Метапредметные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей; освоение умений управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели.

Оборудование: Учебник География России. Природа и население под редакцией А.И. Алексеева; раздаточный материал; проктор и ПК; фрагмент видеоролика по теме урока.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

II. Актуализация знаний

Итак, ребята, из курса 7 класса мы уже с вами знаем, что география – это такая наука, в которой выделяются 2 обширных направления: это физическая и социально-экономическая география. Давайте с вами вспомним, что такое изучает физическая география? (природу земной поверхности)

На предыдущих уроках мы изучили природу России.

Вспомните, пожалуйста, элементы темы «Природа России» (Рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир, внутренние воды)

Скоро нам предстоит познакомиться с хозяйством страны: Промышленностью, сельским хозяйством, непроизводственной сферой.

Как вы думаете, что или кто является промежуточным, связующим звеном между природой и хозяйством? (Человек)

У нас на земле проживает много народа. А как вы думаете, с помощью чего государство может узнать количество людей, который проживают в стране?

III. Мотивация

Сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик, а после просмотра мы его обсудим.

Ребята, как Вы думаете, зачем государство проводит перепись населения?

(Чтобы узнать численность населения России).

Учитель: Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.

Почему России нужен каждый человек?

(Человек- главный ресурс экономики страны, её богатство и интеллектуальный потенциал, а численность населения показывает её могущество).

IV. Целеполагание и планирование

Как вы думаете, о чем речь пойдет сегодня на уроке? (О населении)

Какова тема нашего урока? (Численность населения)

Тема «Численность населения России» (записывают в рабочий лист)

Как вы думаете, какова цель урока? (изучить основные понятия и методы расчета численности населения, а также научиться применять полученные знания для анализа демографической ситуации и прогнозирования динамики численности населения.)

Для того чтобы достичь, поставленной цели, нам с вами необходимо составить план действий.

План работы:

  1. Какова численность населения?
  2. Какое место занимает Россия в мире по численности населения?
  3. Динамика численности населения России в 20 веке.
  4. «Демография», «Демографический кризис», «Демографическая политика»

V. «Открытие» нового знания

Учитель: Ребята, какова же численность населения в мире? (8 млрд. человек)

А кто сможет назвать численность населения в России?

Численность населения России 146,2 млн. человек (запись в рабочий лист)

Учитель: Проблемами населения занимается специальная наука Вы знаете, как называется наука, изучающая население?

Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении.

Соответственно, специалиста, который занимается анализом тенденций развития народонаселения и составляет демографический прогноз на длительную перспективу по приросту или убытию населения территории или страны называют демографом.

Итак, первую задачу мы с Вами решили. Узнали численность.

Учитель: По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Задание №1 Рассмотрите статистические данные графика и ответьте на вопросы.

Какое место занимает Россия по численности населения в мире?

А по площади территории? (Анализ таблицы страны мира) (Россия занимает первое место по площади, а по численности 9 место)

Учитель: Россия занимает 9-е место в мире с населением 146, 2 млн. чел.

Наиболее полные сведения о численности населения, его составе в определенный момент получают при переписи населения. Еще в Древней Руси составляли писцовые книги, где учитывали население, обобщались сведения о положении крестьян. С XVII в. проводились переписи подворные, затем подушные, называвшиеся «ревизиями». Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г. В СССР проводились 7 переписей населения в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и последняя в 1989 годах. До сегодняшнего дня мало известны данные переписи 1937 года, так как они дали неугодные сталинскому режиму данные о крупных людских потерях в результате насильственной коллективизации и репрессий 1930-х годов. Пострадали и люди, проводившие перепись, была назначена новая перепись 1939 года, куда включили сведения о населении присоединенных к России Западной Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, Бессарабии, которые прикрыли разоблачительные данные переписи 1937 года.

Как вы заметили, перепись населения обычно проводится 1 раз в 10 лет, но иногда ее сроки сдвигаются в связи с различными потрясениями – войнами, экономическими трудностями.

Последняя перепись населения России была проведена в октябре-ноябре 2021 года. Перепись показала, что на 2021 год россиян насчитывалось 147, 1 млн. чел.

Задание №2 А теперь внимание, перед вами два графика «Динамика численности населения мира»  и «Динамика численности населения России»

Скажите, что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли)

А что мы видим на графике динамики численности населения России (снижение численности населения)

Учитель: Численность населения зависит от соотношения рождаемости и смертности в стране.

Давайте мы с вами разберемся, что такое рождаемость, смертность и естественный прирост.

Рождаемость – число родившихся на определенной территории за определенное время (за год).

Смертность – число умерших на определенной территории за определенное время (за год).

Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте, он так же определяется в ‰.

Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью, определяется в %. (Запись рабочий лист)

Естественный прирост определяется по формуле:

Е. п. = Р-С; (Запись в рабочий лист)

Если рождаемость меньше смертности, то есть прирост отрицательный, то численность населения уменьшается, речь идет о естественной убыли населения.

Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

Учитель: В ходе резкого уменьшения численности населения говорят о демографическом кризисе. Нам с вами нужно разобраться, что такое демографический кризис, почему он наступает и какие меры необходимо предпринять, что выйти из кризиса.

Предлагаю вам самостоятельно решить данные вопросы. А также провести заседание круглого стола по проблемам демографии.

Для этого вам необходимо разделится на три группы.

Физкультминутка

У каждого из вас на спинке стула приклеен определенный значок. Возьмите его в руки и рассмотрите. Всего три вида значков, которые обозначают историков, демографов и политиков. Теперь вам необходимо объединиться в группы и пересесть.

Итак, у нас сформировались 3 группы: 1 группа – историки, 2 группа – демографы, 3 группа – политики.

Задание №3 Каждая группа получает индивидуальное задание, которое поможет решить нашу проблему.

Учитель: Каждая группа должна решить какую-то свою задачу, а потом мы все вместе найдем ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим советником, если нужна помощь - поднимите руку. На время выполнения задания у вас 5 минут.

Задание для 1 группы:

Используя данные учебника на стр. 251-252, вам необходимо заполнить таблицу про демографические кризисы.

Дата демографических кризисов

События

Потери с учетом снижения рождаемости

1914-1922

Голод, ссылки (репрессии)

1990- 2006

Социально-экономические, экологические

5 млн. человек

Задание для 2 группы:

Работая с графиком, вам необходимо его проанализировать, дать определение демографическому кризису. Также, используя материал задания, необходимо рассчитать общее количество умерших в 2023 году в России.

Причины смерти:

  • Заболевания, в т.ч. сердечно-сосудистые, органов пищеварения, онкология – 1 813 073 человек;
  • Внешние причины смерти, в т. ч. убийства, самоубийства – 117 684 человек;
  • ДТП – 27 569 человек;
  • Наркомания – 24 899 человек;
  • Инфекции – 19 900 человек;
  • Алкоголизм – 16 568 человек;
  • Несчастные случаи, в т.ч. на производстве – 5 000 человек;

Задание для 3 группы:

Вам необходимо объяснить, что такое демографическая политика? А также создать концепцию развития демографической политики. Какие меры вы можете предложить для улучшения демографической ситуации в стране? Необходимо из представленного списка выбрать нужные пункты концепции.

Выступление 1 группы. 2 и 3 группа заполняют пропуски в таблице. (Запись в технологическую карту)

Дата демографических кризисов

События

Потери с учетом снижения рождаемости

1914-1922

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция

12 - 18 млн. человек

1933-1934

Голод, ссылки (репрессии)

5 - 6.5 млн. человек

1941-1945

Великая отечественная Война

27 млн. человек

1990- 2006

Социально-экономические, экологические

5 млн. человек

Учитель: Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с Великой Отечественной войной. Многие ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое по сравнению с предвоенным 1940 г. Труднее определить показатели смертности. Общие людские потери СССР определяются цифрой в 27 млн. чел. – вооруженные силы и гражданское население. Такую численность Россия смогла бы восстановить при условии высокого естественного прироста только через 10 лет.

Современный демографический кризис вызван неуклонным снижением рождаемости на фоне заметно повысившейся смертности.

Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать количество неродившихся детей. В годы ВОВ число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960г. Дети войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше, чем могло бы быть. Так проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет ситуация повторилась – это «второе эхо войны».

Действительно, демографы рассчитали, что при нормальном демографическом развитии, без потерь от войн, голода, миграции, репрессий численность населения России к 1995 году составила бы 270 млн. чел. вместо 145,2 млн. чел. фактически. Это значит, что с лица земли исчезла целая страна с численностью населения равной современной Японии. Такова оказалась цена для России войн и социальных потрясений. По прогнозам ученых если демографическая ситуация не изменится, то каждый год численность населения будет снижаться.

Выступление 2 группы. 1 и 3 группа записывают определение «Демографический кризис» и причины высокой смертности населения. (Запись в технологическую карту)

Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

Вывод: Высокая смертность из-за болезней, внешних причин и травматизма.

Выступление 3 группы. 1 и 2 группа записывают определение «Демографическая политика». (Запись в технологическую карту)

Демографическая политика — комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

Меры:

  • Система пособий в связи с рождением воспитание детей
  • Предоставление материнского капитала
  • Льготы для многодетных семей
  • Строительство доступного жилья для молодых семей
  • Развитие системы дошкольного образования
  • Пропаганда семейных ценностей традиций
  • Развитие ипотечного кредитования
  • Сокращение от заболеваний сердечно-сосудистых, онкологических, с путем комплексной профилактики, ранней диагностики
  • Обеспечение учреждений здравоохранения современным оборудованием
  • Сокращение ДТП за счет повышения качества дорог и дисциплины на дорогах
  • Мероприятия по улучшению условий труда (профилактика травматизма)
  • Мероприятия по формированию мотивации к здоровому образу жизни
  • Регулирование производства алкоголя, профилактика наркомании (финансирование целевых программ)

А теперь давайте мы подумаем, какие есть причины снижения населения? К ним относятся: Войны, эпидемии, болезни; Высокая смертность и Низкая рождаемость. (Запись в технологическую карту)

А какие меры нужно принять, чтобы прекратить снижение численности населения? (жить в мире, вести ЗОЖ, повышение рождаемости)

Учитель: Снижение смертности и стимулирование рождаемости, а также повышения качества жизни населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни – первоочередные задачи для нашей страны. Для их решения важно сохранение и укрепление здоровья населения, формирование ЗОЖ, улучшение экологической ситуации.

VI. Включение нового знания в систему знаний

Сегодня на уроке мы познакомились с различными понятиями, которые касаются численности населения. Данная тема встречается в ОГЭ по географии. Я предлагаю вам решить некоторые виды заданий по данной теме.

Для выполнения задания обратитесь к рабочим листам, которые лежат у вас нас столе. вас на столах лежат листы с заданиями ОГЭ выполните их.

Учащиеся решают задания из ОГЭ вместе с учителем.

VII. Рефлексия и оценивание

Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на столе лежат яблоки, которые вам необходимо прикрепить на наше дерево успеха.

VIII. Домашнее задание

Ребята получают отдельный лист с домашним заданием.

Д/з: Изучить параграф 40. Рассчитать динамику численности населения своего города за последние 10 лет и составить график. Выделить факторы, которые могли повлиять на изменение численности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока «Численность населения»

Слайд 3

Тема урока «Численность населения» Цель урока изучить основные понятия и методы расчета численности населения, а также научиться применять полученные знания для анализа демографической ситуации.

Слайд 4

План урока Узнать численность населения России. Определить какое место занимает Россия в мире по численности населения. Рассмотреть динамику численности населения России в 20 веке. Изучить понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографическая политика».

Слайд 5

Ч исленность населения в мире

Слайд 6

Динамика численности населения в мире Динамика численности населения в России

Слайд 7

Дата демографического кризиса События Потери с учетом снижения рождаемости 1914 – 1922 Голод, ссылки (репрессии) 1990 – 2006 Социально-экономические, экологические 5 млн. человек

Слайд 8

Дата демографического кризиса События Потери с учетом снижения рождаемости 1914 – 1922 Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция 12 – 18 млн. человек 1933 – 1934 Голод, ссылки (репрессии) 5 – 6,5 млн. человек 1941 – 1945 Великая Отечественная Война 27 млн. человек 1990 – 2006 Социально-экономические, экологические 5 млн. человек

Слайд 9

Динамика численности населения Причины смерти (данные 2023 года): Заболевания, в т.ч . сердечно-сосудистые, органов пищеварения, онкология – 1 813 073 чел.; Внешние причины смерти, в т. ч. убийства, самоубийства – 117 684 чел.; ДТП – 27 569 чел.; Наркомания – 24 899 чел.; Инфекции – 19 900 чел.; Алкоголизм – 16 568 чел.; Несчастные случаи, в т.ч . на производстве – 5 000 чел.;

Слайд 10

Динамика численности населения Причины смерти (данные 2023 года): Заболевания, в т.ч . сердечно-сосудистые, органов пищеварения, онкология – 1 813 073 чел.; Внешние причины смерти, в т. ч. убийства, самоубийства – 117 684 чел.; ДТП – 27 569 чел.; Наркомания – 24 899 чел.; Инфекции – 19 900 чел.; Алкоголизм – 16 568 чел.; Несчастные случаи, в т.ч . на производстве – 5 000 чел.; Всего в 2023 году умерло 2 024 693 чел.

Слайд 11

Ответы на тест №1 – -9631; №2 – 2012; №3 – 3532. Критерии оценивания Верны 3 ответа – «5» Верны 2 ответ – «4» Верен 1 ответ – «3» Нет верного ответа – «2»

Слайд 12

Домашнее задание Изучить параграф 40. Рассчитать динамику численности населения своего города за последние 10 лет и составить график. Выделить факторы, которые могли повлиять на изменение численности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии 8 класса "Воспроизводство населения"

Урок "Воспроизводство населения" проводится при изучении темы "Россияне" в курсе "География России" по учебнику линии "Полярная звезда"...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Население Республики Алтай , его состав

Учебная презентация к уроку географии 9 класс школа VIII вида. Тема: "Население Республики Алтай , его состав"...

конспект урока по географии 7 класс "Население Африки"

урок изучения нового материала "населени Африки"...

Урок по географии 7 класс. Население Южной Америки.

Урок изучения нового материала с использованием карт атласа, контурных карт и проведение работы с текстом, с выполнением работы (составление схем) в тетради....