Технология смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии и географии
методическая разработка по географии
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология смыслового чтения
и работы с текстом на уроках биологии и географии
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
- Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника.
Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Примером может служить следующее задание: определите понятие "почва”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не подсматривать в учебник.
2 Дайте определение например грибы, гидросфера, бактерии.
3. Прочитайте параграф №11 «Бактерии» и составьте его план.
4. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных деревьев»
Один из приемов работы с текстом это составление таблицы по заданным учителем вопросам. Например, в пятом и седьмом классах можно составить «Летопись географических открытий». Учитель четко формулирует вопросы, а учащиеся должны дать лаконичный ответ на конкретный вопрос, а не переписывать целые абзацы. Работа по заполнению таблицы проводится совместно с учениками. Читаем вслух абзац. Анализируем его. Есть ли в этом абзаце ответ на поставленный вопрос. Если нет, читаем следующий. Когда ответ найден, выслушиваю разные точки зрения, о том, как правильно сделать запись, дойдя до самой «сути». Затем ребята пытаются выполнить задание самостоятельно. После чего несколько учащихся читают свои ответы. Самые удачные оцениваются. И ребята видят, к какому результату должны стремиться. Время от времени необходимо возвращаться к таким заданиям. Это связано с тем, что с каждым учебным годом тексты учебника становятся все больше и сложнее.
Таблица 1. Летопись географических открытий.
Ученые, путешественники | Открытия |
#1043;еродот | Впервые описал страны, расположенные по берегам Средиземного моря. |
#1069;ратосфен | Измерил окружность Земли. Впервые употребил слово «география» |
#1040;ристотель | Пришел к выводу, что Земля имеет форму шара. |
#1055;толемей | Разработал способы построения карт мира. |
#1052;арко Поло | Описал природу Памира, Индии, Китая. |
6. Христофор Колумб | Открыл Америку. |
Начиная с седьмого класса, составляем по тексту сравнительную характеристику объектов, факторов, явлений. Классифицируем информацию по заданным признакам, самостоятельно определяем критерии для сравнения. Эта работа направлена на формирование у школьников навыков анализа и синтеза, структурирования информации.
Таблица 2. Природные зоны и органический мир Австралии и Африки.
Сравниваемые признаки | Австралия | Африка |
#1054;сновные природные зоны материка | ||
#1061;арактерные представители растительного мира | ||
#1061;арактерные представители животного мира | ||
Вывод | ||
Системы органов | Органы | Функции |
Опишите по плану физико-географ. положение течения, материк, равнину, речную систему, страну, экон. район.
5. Допишите текст.
Грибы неподвижны, как и -------------------, подобно …………..растениям и т.д.
Прочитайте и найдите в тексте 10 несоответствий.
Описывается природная зона. Тундра.
Тундра – очень интересная природная зона, хотя на первый взгляд и неприветливая. Зимой все обитатели где-то прячутся – сразу и не заметишь. Конечно, если долго не шевелиться., то можно заметить песца: на фоне ослепительно белого снега он в своей темной шубе хорошо виден. Как только взойдёт холодное декабрьское солнце, так и начинает эта полярная лисичка охотиться на леммингов- грызунов.
Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое-то слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.
например: Найдите в тексте параграфа "Погода и климат” объяснение понятия "климат”. Что означает в переводе на русский язык слово "климат”? Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой пример: Выясните сущность процесса "мировой круговорот воды”. В каких темах мы встречались с понятием "круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете? Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение понятия: В тексте параграфа "Воды суши” найдите определение понятия "река”, выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.
Биология
Перепутаны предложения из двух научных текстов. Подчеркните, синим карандашом в тексте предложения, относящиеся к теме «птицы», а красным карандашом – предложения, относящиеся к теме «рептилии». Затем составьте из проанализированных предложений 2 текста.
Например.
Птица –высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Сердце земноводных состоит из трёх камер: двух предсердий и одного желудочка. Кровь из всех органов собирается в вены и поступает в правое предсердие. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность….
Прием «Утраченное словечко». Жалуюсь ученикам, что с написанного на доске текса какие-то злоумышленники стерли часть текста. Прошу помочь восстановить текст с помощью учебника. Ученики должны в тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы. В дальнейшем такие задания раздаю на карточках, и дети с удовольствием выполняют их с использованием различных текстов. Это можно использовать и для проверки знаний, когда пробелы на карточке нужно заполнить по памяти. Например: «Растения имеют вегетативные органы: корень, ________, лист. Генеративными органами называются _______ и плод с семенами».
География
Примеры заданий для самостоятельной работы
Вопросы
Частичные ответы
Какие изменения происходят с веществами, поступающими в живой организм?
Какое значение эти преобразования имеют для организма?
Какую роль выполняет дыхание в процессе обмена веществ?
В организме из ___________________ веществ образуются ___________________, которые нужны для ____________________________. Сложные вещества ____________ на ___________, при этом освобождается ____________________ для _________________.
В процессе _________________________ в организм поступает _________________, который необходим для распада _____________ веществ и выделения ______________________.
При изучении экономических районов России можно предложить учащимся составить визитную карточку района, заполнив таблицу:
Название района | |
Площадь района | |
Численность населения района | |
Состав района | |
ПУ и ПР | |
Отрасли специализации |
Задания при подготовке к ГИА. В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.
C2 – Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бoльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы
C3 – Определите регион России по его краткому описанию.
Более половины территории этой области занимают леса. Особенностью её ЭГП является положение на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Основу хозяйства составляют несколько крупных ГЭС, рядом с которыми построены крупные алюминиевые комбинаты и лесопромышленные комплексы. Большое значение имеют также добыча железной руды, угля и золота.
Задание: Прочитайте текст. Придумайте заголовок.
Население по территории материка размещено очень неравномерно. В области пустынь и полупустынь (Сахаре и Калахари) население весьма редкое, некоторые районы совершенно безлюдны. Сравнительно густо заселены побережья Гвинейского залива, Средиземного моря и юго-восточное побережье материка. Очень высокая плотность населения в дельте Нила, где она превышает 1000 человек на 1 кв. км. Это один из густонаселенных районов не только Африки, но и всего мира. Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.
Задание: Нанесите на к/к информацию, которую вы получили после прочтения текста. Сравните с картой атласа и сделайте вывод.
Текст 2
1. Клетка - самостоятельная живая система:
- Она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов.
- В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов.
- Одним из таких, наблюдаемых под микроскопом, процессов жизнедеятельности клетки можно считать движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
- Если в течение некоторого времени наблюдать за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки.
Задание. Прочитайте текст:
Укажите номера предложений, содержащих главные мысли текста. (1,2,3)
Укажите предложения, нуждающиеся в обсуждении. (1,2)
Укажите предложение, доказывающее мысль, высказанную в предложении 3. (4.)
Напишите, что осталось неясным, нераскрытым в этом тексте.
Отвечая на этот вопрос, надо понять, как данный текст поможет вам ответить на следующие вопросы: 1. Что такое система? 2. Из чего состоит система «КЛЕТКА»? 3. Какими признаками должна обладать живая система? 4. Какие процессы протекают в живых организмах? О чем говорит движение цитоплазмы, наблюдаемое в некоторых клетках? Во всех ли клетках можно его наблюдать? Являются ли живыми клетки, в которых движения цитоплазмы нет? И т.д.
Текст «Роль макроэлементов в организме человека»
Оцените содержание текста
Вопросы
- Каково значение минеральных веществ в организме?
- Укажите, на чем основана классификация элементов, входящих в состав живых организмов.
- Заполните таблицу «Роль некоторых макроэлементов в организме человека».
Название макроэлемента | Выполняемые в организме функции | В каких пищевых продуктах содержится |
Прием «Перепутанные цепочки»
Вам предложен ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
Выберите все верные утверждения.
Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы?
1) Большинство представителей – обитатели морской среды;
2) Имеется плавательный пузырь;
3) Отсутствуют жаберные крышки;
4) Нет плавательного пузыря;
5) Обитатели морских и пресноводных водоемов.
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.
Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения....

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии
Сообщение на заседании РМО учителей географии...

«Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления».
Статья о развитии смыслового чтения на уроках истории...
Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии....
