Уроки по теме "Измерительные работы на местности"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Мещерякова Ольга Петровна

Учебная тема "Подобие треугольников", геометрия 8 класс. Учебник "Геометрия 7 - 9" Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов и др.  Продолжительность проекта : 2 урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: геометрия 8 класс.

Тема: «Измерительные работы на местности».

Учитель математики: Мещерякова Ольга Петровна, М ОУ «СОШ №110».

Продолжительность проекта: 2 урока.

Учебная тема: «Подобие треугольников».

Проблема: измерить высоту здания ДК «Железнодорожник», применяя знания о подобии треугольников.

Цели проекта:

  1. Формирование умений и навыков применять признаки подобия треугольников при выполнении измерительных работ на местности.
  2. Развивать потребность в познании,  умение принимать решение, осуществлять поиск направления и методов решения проблемы.
  3. Применять знания в необычных ситуациях.
  4. Воспитывать умение сотрудничать, работать в группе, развивать чувство ответственности.

Задачи проекта:

  1. Организовать исследовательскую работу по измерению недоступных расстояний на местности.
  2. Способствовать развитию интеллектуальной активности учащихся.
  3. Организовать работу учащихся с компьютером и дополнительной литературой.

Форма продукта: презентация или буклет.

Оборудование:

  1. учебно-методический комплект «Геометрия на вольном воздухе»
  2. персональный компьютер
  3. Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», Глейзер Г.И. «История математики в школе».

Ход 1 урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности. Организация внимания.

  1. Вводное слово учителя.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.Н.Крылова «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение».

Сегодня вам, ребята, предстоит выяснить, как средствами математики можно определить высоту предмета или расстояния до недоступного объекта, просто гуляя по улице и не имея с собой никаких измерительных приборов.

 

  1. Работа с учебником.

Как это сделать, вы сможете узнать, прочитав самостоятельно текст «Измерительные работы на местности» стр. 144 – 145 учебника.

Решите задачу № 579.

Контрольные вопросы:

  • Что использовали для измерения высоты столба?
  • Чтобы определить высоту столба с помощью шеста с вращающейся планкой, какие необходимо сделать измерения?
  • Переводя практическую задачу на язык математики, какой теоретический материал вы использовали при вычислениях.

(В зависимости от уровня класса вопросы могут быть более подробными).

Задача № 583.

Составить план действий для определения ширины реки.

Примерный план.

  1. На местности выбрать точку А и точку   на берегу так, чтобы АВ было перпендикулярным берегу. Точка В – точка на противоположном берегу.
  2.  На берегу реки выбрать точку С, отличную от .
  3. Измерить углы АС и АСВ.
  4. Сделать рисунок на листе бумаги в некотором масштабе и провести   параллельно ВС.
  5. Доказать подобие треугольников и найти неизвестный член пропорции.

4) Практическая работа.

Существуют различные средства, с помощью которых можно определить высоту предмета. Опираясь на материал учебника, дополнительную литературу (Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», Глейзер Г.И. «История математики в школе»), измерьте высоту здания ДК «Железнодорожник», применяя:

  1. Булавочный прибор;
  2. Зеркало;
  3. Шест с вращающейся планкой.
  4. Фотографию объекта.

Отчет о своей работе представить в виде презентации или буклета, выполненными на компьютере к следующему уроку. (Деление класса на группы). Если возникнут вопросы по ходу выполнения работы, можно проконсультироваться у меня после уроков.

  1. Демонстрация презентации УМК «Геометрия на вольном воздухе».

В качестве примера как можно оформить свою работу я покажу вам презентацию «Применение теоремы Пифагора для измерения глубины озера Чередовое», выполненную вашими предшественниками. (Показ)

  1. критерий оценки проекта.

Выработать вместе с учащимися критерий оценки. Возможный вариант.

Критерии оценки

 (до 5 баллов)

Самооценка

Оценка одноклассников

Оценка учителя

1

Достигнутый результат

2

Оформление проекта

3

Представление

4

Ответы на вопросы

5

Практическая деятельность

6

Умение работать в группе

Всего баллов:

Итоговая оценка:

(среднее арифметическое)

Раздать бланк с критериями оценок каждой группе.

  1. Домашнее задание.

Подготовить презентации.

Ход 2 урока

  1. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

  1. Презентационный этап.

Демонстрация отчетов по измерению высоты здания ДК «Железнодорожник» с помощью:

  1. булавочного прибора;
  2. шеста;
  3. зеркала;
  4. фотографии.

    3) Обсуждение презентаций.

По ходу организовать деловую беседу – вопросы и ответы.

Примерные вопросы:

  1. Какие выполняли измерения?
  2. С какими трудностями столкнулись?
  3. Какие математические знания были необходимы для достижения целей?
  4. Удобен ли способ на практике?
  5. Насколько точны измерения, какова погрешность измерения?
  6. С какими еще способами измерения вы познакомились?

4 ) Контрольный этап.

Анализ результатов выполнения проектов и оценка качества. Появление таблицы оценивания нВ экране.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Подобие треугольников».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озеро Чередовое Мещеряков Сергей, 8 А класс г. Омск

Слайд 2

Цель: Доказать, что можно измерить глубину озера, не используя специальных приборов, зная только теорему Пифагора . Ход исследования : Сделать замеры. Выполнить расчеты. Сравнить результаты.

Слайд 3

Мысли по поводу... Для нахождения расстояний, высот, глубины или других размеров реальных объектов не всегда можно обойтись непосредственным их измерением. h= ? ? Во многих случаях такие измерения сопряжены с определенными трудностями, а то и вообще практически невозможны. Вероятно, каждый из вас не раз задавал сам себе вопросы подобного рода, но вряд ли сходу находил на них ответы.

Слайд 4

Делаю замеры. Замер 1 Замер 2 Замер 3 Надводная часть камыша (м) b 1,8 1,52 1,12 Удаление от камыша (м) a 3,3 3 2,5 Однажды я был на рыбалке. Плавая по озеру на лодке, я захотел узнать его глубину. И возник вопрос: можно ли воспользоваться для этого торчащим из воды камышом, не вырывая его?

Слайд 5

Мои расчеты Расчет 1 Расчет 2 Расчет 3 2,125 2,201 2,230 - глубина озера Подробнее Вывод формулы

Слайд 6

Сравнение результатов. Определяя среднее арифметическое трех результатов , нахожу глубину озера Чередовое:

Слайд 7

Вывод : Применяя теорему Пифагора, можно измерить глубину озера, не используя специальных измерительных приборов.

Слайд 8

Используемая литература: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.Геометрия:Учеб. Для 7-9 кл.общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение,2003. С.Б.Гашков Примени математику.-М.:Наука. Гл. ред.физ. Мат. Лит.1990 Я.И.Перельман.Занимательная геометрия.- Переизд.-Е. : Тезис. 1994.

Слайд 9

Вывод формулы . Слегка отклонив камыш и держа его в натянутом состоянии, я замерил расстояние а между точками А и В, в которых камыш пересекает поверхность воды соответственно в вертикальном и наклонном положении. Затем возвратив камыш в исходное положение, я определил высоту b над водой. Из прямоугольного  АВ D получим: х 2 +а 2 =(х+ b ) 2 ; х 2 +а 2 =х 2 +2х b + b 2 ; 2х b =а 2 - b 2 ;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАХОЖДЕНИЕ ВЫСОТЫ С ПОМОЩЬЮ ШЕСТА ПО СПОСОБУ ЖЮЛЯ ВЕРНА

Слайд 2

Авторы: Заворовский Иван Барышенко Владимир Вахрамеев Дима

Слайд 3

Мы сделали прямой шест около 1,50 м в длину. Не доходя до ДК приблизительно 20м, прочно установили его. Затем отошли от шеста на такое расстояние, чтобы, лежа на асфальте, можно было на одной прямой линии видеть и конец шеста и край ДК. Это место мы зафиксировали. Затем виртуально построили 2 подобных прямоугольных ▲ . Ход работы

Слайд 4

X 1.50 1.76 В С D R 20 А

Слайд 5

Ход работы У меньшего ▲ одним катетом будет шест ( CD ). Другой катет - расстояние от головы человека до основания шеста ( RD) . У другого ▲ катетами являются – высота ДК (АВ) и расстояние от основания ДК и до головы человека (О R) . Таким образом, мы можем найти АВ - высоту ДК «Железнодорожник». АВ= (BR×CD) : DO=(21 , 76×1 , 50) : 1 , 76  18 (м)

Слайд 6

THE ЕND


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Булавочный способ.

Расстояние от человека до здания -  20 шагов

1 шаг = 75см

АВ = X

АС=20х75
А
1В1=16

А1В11С


РЕШЕНИЕ

АВ              АС

A1В1          А1С

                                 

AВ=ACxA1B1                                 

           A1C                

АС=20х75=1500

Х=1500х16                                              

           16

Х=1500+183=16м83см

1м83см


Высота ДК «Железнодорожник»

равна 16м 83см.

  • Кистрин Дмитрий
  • Непомнящий Саша

Школа№110

Класс 8”B”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Булавочный способ Смирнов Денис Черешневский Женя Устинов Женя класс 8а

Слайд 2

Ход работы Отойдя от измеряемого здания (ДК “ Железнодорожник ” ) , держим прибор так, чтобы один из катетов прямоугольного р / б треугольника был направлен отвесно при помощи ниточки с грузиком, привязанным к верхней булавке. Приближаясь к зданию или удаляясь от него, вы всегда найдете такое место А , из которого, глядя на булавки а и с , увидите, что они покрывают верхушку С здания: это значит, что продолжение гипотенузы ас проходит через точку С . Тогда, очевидно, расстояние аВ равно СВ , т.к. угол а равен 45 градусов. Следовательно, измерив расстояние аВ ( или, на ровном месте, одинаковое с ним расстояние А D ) и прибавив BD ,т. е. возвышение аА глаза над землей, получите искомую высоту здания.

Слайд 3

Для того, чтобы найти высоту здания CD , нам необходимо сложить расстояние от человека до здания AD и высоту человека до глаз. Получаем : AD + aA = 16 .66+1.54= 18.20 М. C h= ? длина = 16,66 M H= 1 , 54 М а с b А D B


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности. Определение высоты предмета используя шест с вращающейся планкой . Подготовили: Рычагова А. Гутров Т. Степанова К. Рудь С.

Слайд 2

Цель работы Определить высоту предмета используя шест с вращающейся планкой.

Слайд 3

ДК "Железнодорожник" B D А С Е Хм 18м 2м 1,5 м Для того чтобы определить высоту здания ДК «Железнодорожника», мы поставили на некоторое расстояние от здания ДК «Железнодорожника» шест D Е с вращающейся планкой и направили планку на верхнею точку В. Отметили на поверхности земли точку А, в которой прямая В D пересекается с поверхностью земли.

Слайд 4

1. С = Е= 90 ° 2. А - общий АВС ~ АДЕ (по 1 признаку подобия треугольников) Измерив расстояние АС и ЕА, и зная длину шеста D Е, по полученной формуле определим высоту здания Рассмотрим АВС и АДЕ Д А Хм 1,5 м В С 18м Е 2м Расчеты Из подобия треугольников следует:

Слайд 5

ВЫВОД Свойства подобных треугольников могут быть использованы для различных измерительных работ на местности. С помощью свойств подобных треугольников, мы определили высоту здания ДК «Железнодорожника», она равна 15 метрам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Свойства подобных треугольников.


Первый признак подобия треугольников.

Найдите пары подобных треугольников и докажите их подобие. Запишите равенство отношений соответствующих сторон.


Подобные треугольники.

Найдите пары подобных треугольников и докажите их подобие. Запишите равенство отношений соответствующих сторон.


Второй и третий признаки подобия треугольников.

Найдите пары подобных треугольников


Подобные треугольники.


Подобные треугольники.

Уровень повышенной сложности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии по теме "Изучение форм поверхности, характер залегания горных пород"

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств...

Урок-презентация на тему: Измерительные работы на местности. 8 класс.

Рассматривается проектная деятельность на уроке и в домашнем задании (2 этап урока). 13 урок раздела Подобные треугольники....

Урок по геометрии "Измерительные работы на местности"

Урок - презентация (защита проектов). Уроку предшествовала самостоятельная работа учащихся над учебным проектом. Восьмиклассники учатся  самостоятельно работать с различными источниками информаци...

Практическая работа по геометрии "Измерительные работы на местности"

Геометрия - одна из древнейших наук. Не секрет, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, поэтому ничто так не повышает интерес к изучению предмета, как применение по...

Технологическая карта урока в 8 классе на тему «Измерительные работы на местности»

Автор УМК: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Форма урока: урок-практикум Тип технологии обучения: системно-деятельностный подход Цель: научиться применять полученные ранее теоретиче...

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Измерительные работы на местности»

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Измерительные работы на местности»...

Урок геометрии по теме «Практическое приложение подобия. Измерительные работы на местности».

Содержание учебного материала дает возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения других разделов математики. Кроме...