Урок геометрии по теме «Практическое приложение подобия. Измерительные работы на местности».
методическая разработка по математике (8 класс)

Содержание учебного материала дает возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения других разделов математики. Кроме того, выбранная тема урока имеет значительный практический интерес. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок геометрии по теме

«Практическое приложение подобия. 

Измерительные работы на местности».

Тема урока: Измерительные работы на местности. Измерение высоты предмета

Тип урока: комбинированный урок с элементами открытия новых знаний

Вид урока: проблемно-исследовательский

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности,  создать условия  для применения  подобия треугольников в измерительных работах на местности.

Образовательная цель: способствовать усвоению детьми знаний и способов действий применения подобия при решении задач в разнообразных реальных ситуациях.

Развивающая цель: способствовать развитию творческого потенциала учащихся, устной и письменной речи учащихся

Воспитательная цель: содействовать формированию трудолюбия, аккуратности и воспитания прекрасного.

.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний;

Овладение различными способами определения высоты предмета Личностные: 

Проявлять интерес к изучению темы и применять приобретенные знания и умения

Метапредметные: 

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы;

Совместно договариваться и работать в группах.

УУД:

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД: целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии, решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.

Основные понятия: Подобные треугольники, признаки подобия треугольников, средняя линия треугольника, пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, подобие произвольных фигур, отношение площадей и периметров подобных фигур.

Ресурсы:

  1. Компьютер, проектор
  2. Презентация к уроку
  3. Инструментарий: рулетка,   карандаш, отвес, угольник, фотоаппарат, метровая лента
  4. Учебник  Геометрия,7-9 класс Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

Ход урока

Организационный момент.                                                                                                       Приветствие. Проверка готовности. Организация внимания.

Вводное слово учителя.                                                                                                            Эпиграфом к нашему уроку будут слова «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение». Слайд 2

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

  Будем применять известные вам знания при решении практических задач.

- Запишем тему урока: «Применение подобия при решении практических задач».

При решении многих задач на построение   треугольников применяют так называемый  метод подобия, основанный на том,  что сначала строят треугольник  подобный  данному,  а затем,  используя остальные данные, строят искомый треугольник. Свойства подобных треугольников  используются при проведении различных измерительных работ на местности. Несколько таких задач мы рассмотрим.  Слайд 3

  Фронтальный опрос.

- Дайте определение подобных треугольников слайд 4

- Сформулируйте признаки  слайд 5, 6, 7

Решение практических задач.

 1. Разделить отрезок на   равные части.  

2.№580   учебник

3.Послушайте внимательно увлекательную притчу.  Слайд 8

 4.  Самостоятельная работа. Определить высоту дерева по картинке. Слайд 9 

- Как вы думаете, способ измерения высоты предмета, предложенный   Фалесом, единственный? (Ответы уч-ся)

- Существуют и другие способы измерения высоты предмета. Рассмотрим другие способы.

5. Определение высоты предмета по шесту (по Ж. Верну) слайд 10

6.  Использование  геометрических сведений. Исторические факты о подобии, дошедшие до наших дней.  Слайд 11

 7. Определение расстояния до недоступной точки слайд 12

8.Разбор задачи: найти высоту ели. Слайд 13

9. Измерение на местности.  Определение высоты предмета.  

Оборудование:  рулетка, ручка, тетрадь.  

 Вычисление высоты предмета по полученным данным. Слайд 14

 Рефлексия.  (продолжи предложение). Слайд 15

Вывод. Слайд 16

 Домашнее задание.

П.66. Подготовить сообщение о применении подобия в быту. Слайд 17

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок геометрии по теме

«Практическое приложение подобия. 

Измерительные работы на местности».

Учитель: Третьякова О.С. – учитель математики  

Урок был проведен в 8 классе. Тема урока изучается в разделе «Подобные треугольники».

Содержание учебного материала дает возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения других разделов математики. Кроме того, выбранная тема урока имеет значительный практический интерес. Содержание отобранного материала соответствует среднему уровню преподавания предмета.

Психолого-педагогическая характеристика 8 класса. Возможности данного класса в целом удовлетворительные, в отдельности есть учащиеся, у которых средняя мотивация к изучению математики, есть учащиеся, имеющие знания по математике ниже среднего. При планировании этого урока учитывались следующие способности учащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков. Активность, работоспособность класса в целом достаточная.

Цель урока: создать условия  для применения  подобия треугольников в измерительных работах на местности.

Тип урока: комбинированный.

При проведении урока были поставлены цели:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности,  создать условия  для применения  подобия треугольников в измерительных работах на местности.

Образовательная цель: способствовать усвоению детьми знаний и способов действий применения подобия при решении задач в разнообразных реальных ситуациях.

Развивающая цель: способствовать развитию творческого потенциала учащихся, устной и письменной речи учащихся

Воспитательная цель: содействовать формированию трудолюбия, аккуратности и воспитания прекрасного.

На урок были поставлены задачи:

• Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого основным методом был запланирован проблемный метод (проблемные вопросы, проблемные ситуации).

• Переконструировать прежние знания учащихся (опор на жизненный опыт).

• Направить учебный материал не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности значимыми за пределами конкретного содержания (создать условия для формирования компетентности учащихся по этому вопросу, т.е. умение применить свои знания на практике).

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы:

  • Принцип научности
  • Принцип наглядности
  • Принцип доступности
  • Принцип систематичности
  • Принцип создания благоприятной психологической обстановки

Считаю, что все поставленные цели и задачи были выполнены.

На уроке применялись разнообразные приемы и методы, направленные на восприятие информации.

Одной из задач на уроке являлась способствовать развитию:

• умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

• логического мышления;

Для этого были использованы методы стимулирования и мотивации учащихся: проблемный метод и наглядная демонстрация. Причем после каждой практической задачи учащиеся делали выводы, что позволило достичь развития умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

На этапе закрепления знаний был применен метод моделирования (решение задач), который позволил учащимся самостоятельно решить задачу.  

ИТОГ: Анализ результатов урока дает возможность сделать вывод, что применение активных методов обучения привело к полному усвоению материала на уроке, что и являлось основной целью.

Командная работа группой в конце урока носила не только проверочный

характер, но и продолжала формировать понятийное мышление, развивать исследовательские и творческие навыки, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

На уроке была использована разнообразная учебная деятельность: фронтальная, парная, групповая.

При реализации знаний создавались проблемные ситуации, которые были

разрешены путем самостоятельного решения учащимися. Использованные на уроке проблемно-поисковые методы обучения и способы управления учебной деятельностью учащихся способствовали достижению целей и задач урока.

Самоанализ составила  Третьякова О.С. – учитель математики  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии по теме "Построение прямых углов на местности"

Необычный урок – урок вне стен классной комнаты. Урок проходит на школьной площадке. У каждого учащегося имеются измерительные инструменты и подручные материалы, необходимые  для построения углов...

Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс

На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....

Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».

Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии  "Построение правильных многоугольников" и темы ...

Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”

Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В  статье приведены примеры постановки проблемных ситуаций на уроках  геометрии.  Проведение исследовательских работ методом кейса.Ключевые слова: проблемная ситуация, кластер, кейс....