Технологическая карта урока химии по теме "Практическая работа "Получение водорода и изучение его свойств"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Емельянова Галина Афонасьевна

Технологическая карта у

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практическая работа по х269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Получение и применение водорода.

Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств».

Ф.И.О. учителя

 Емельянова Г.А.

Тип урока

Урок - практическая работа

Дата

22.12.20

Информационно – методическое обеспечение (образовательные ресурсы)

  • УМК
  • Модуль с сайта ФЦИОР
  • Тест  с onlinetestpad.com/tests
  • Приборы и реактивы для выполнения практической работы: лабораторный штатив (2 шт.), лапка (2 шт.), спиртовка, спички, пробирка (4 шт.), пробка с газоотводной трубкой,  цинк (гранулы), соляная кислота HCl, серная кислота H2SO4.

Цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений; способствовать формированию различных универсальных учебных действий

Задачи

Образовательные: ознакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, способами получения водорода в лаборатории; познакомить с применением водорода; учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;

 Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов; формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы; формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность; продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности; организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

 Воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

Формы  и методы обучения

Методы: исследовательский, частично-поисковый

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Основные понятия, термины

Водород, физические и химические свойства. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом

Планируемые результаты:

предметные

  • овладение понятийным аппаратом урока;
  • приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
  • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.

метапредметные

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • использование различных источников для получения химической информации;
  • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

Цели этапа

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационное начало урока

Выявить уровень подготовки обучающихся к уроку

Личностные:

  • определять общие для всех и индивидуальные правила работы

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу! Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.

И в этом хорошем настроении мы начинаем урок.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования

Мобилизующий этап

Мобилизовать учащихся, настроить на урок

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Скажите, с каким газом мы познакомились на предыдущих уроках?

Как получают водород в лаборатории?

К какому типу реакции относится реакция получения водорода?

Какими физическими свойствами обладает водород?

Как можно уловить и собрать водород? Почему?

Как проверить наличие водорода?

Что такое гремучий газ?

Какими химическими свойствами обладает водород?

 Почему водород называют восстановителем?

Обучающиеся слушают учителя, воспринимают информацию, отвечают на вопросы

Целеполагание и мотивация

Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
Обозначить цель и задачи урока

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Метапредметные:
Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

  • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;
  • осознание учебно-познавательной задачи

- Ребята, несколько уроков назад вы научились получать и собирать газ тяжелее воздуха – кислород. На этом занятии вам предстоит работать с газом, который легче воздуха. Приборы для его получения имеют свои особенности, обусловленные свойствами этого газа.

Надевает халат и интересуется, зачем это?

– Сегодня нам предстоит выполнить практическую работу «Получение водорода и исследование его свойств»

– Сформулируйте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока.
– Какие задачи вы поставите перед собой?
– Итак, в ходе выполнения практической работы мы вспомним общие требования при работе в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием, рассмотрим краткие инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма, которые могут возникнуть во время выполнения химических опытов.
– Кроме того, нам предстоит получить водород в лабораторных условиях и изучить его свойства.

Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят и обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников

– Рассмотрите предложенное вам оборудование и реактивы.
– Выполнять работу будем согласно инструктивной карте (учебник с.102) и плану работы (расположен на столах), которые помогут нам логически выстроить действия и оформить результаты в отчётах.

Рассматривают предложенное для работы оборудование и реактивы, просматривают инструктивную карту в учебнике с.102 и план действий

Организация и выполнение практического задания

* Ознакомить обучающихся с правилами ТБ при работе в кабинете химии;
* познакомить со способами получения водорода, закрепить знания о способах получения газов;
* учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки и лучинки; 
* изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;
* совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов; 
* формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов;
* описывать наблюдения, изображать схематически приборы; 
* формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; 
* развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
* продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности; 
организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;
* воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Предметные:

  • овладение понятийным аппаратом урока;
  • приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
  • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

1) Посмотрите на оборудование и реактивы, предложенные вам для выполнения практической работы.  Сформулируйте правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении данной практической работы. Распишитесь в тетради для практических работ.

Работают с инструктивной картой, выполняют задания согласно предложенному плану работы, расписываются в тетради для практических работ

Прежде чем получить водород практически, потренируемся на тренажере. Для этого перейдите по ссылке http://fcior.edu.ru/card/14329/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-vodoroda.html

затем загрузите модуль на компьютер и откройте его.

работают по инструктивной карте.

Часть 1. Получение водорода 

Соберите прибор для получения водорода:

  1. В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и добавьте 2-3 мл разбавленной соляной кислоты. В течение минуты выделяющемуся из прибора газу дайте свободно выходить из пробирки (там есть примеси воздуха), а затем переверните пустую пробирку вверх дном (Почему?) и соберите выделяющийся газ. Запишите наблюдения и уравнение реакции получения водорода.

Знакомятся со способами получения водорода, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы, оформляют отчёт о проделанной работе 

Часть 2. Проверка собранного водорода на чистоту

Проверьте собранный вами водород на чистоту. Для этого пробирку, наполненной водородом, держа ее отверстием вниз, поднесите к спиртовке. Если вы собрали чистый водород, он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Если водород содержит примесь воздуха, слышен характерный свистящий хлопок. Запишите наблюдения и выводы о чистоте полученного газа в тетрадь.

Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу.

Что делал

Что наблюдал

Вывод, уравнения реакций

Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт

Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели работы и урока

Формулируют общий вывод по работе: «научились использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия водорода, исследовать свойства водорода»

Первичное закрепление

Закрепить полученные знания

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Для закрепления и проверки уровня усвоения знаний проведем небольшую проверочную работу по ссылке https://onlinetestpad.com/hoxgxh2kg3fkc

Обучающиеся отвечают на вопросы теста.,

Обобщение, подведение итогов урока

Обобщить полученные знания

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью

Метапредметные:
Регулятивные УУД:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

– Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Достигли мы цели урока?
– Где могут пригодиться полученные вами знания?
– Приведите в порядок рабочее место.

Учащиеся воспринимают, осмысливают вопросы учителя, дают ответы, корректируют высказывания одноклассников.

Приводят в порядок рабочие места

Рефлексия

Оценить свою деятельность и деятельность пары на уроке

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

Метапредметные:
Регулятивные УУД:

  • оценивать результаты решения поставленных задач;
  • давать оценку деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Оцените свою работу при помощи смайликов: «зеленый» - отлично, «желтый» - хорошо, «красный» - удовлетворительно.

Оцените работу вашей пары на сегодняшнем уроке:

«зеленый» - оба участника пары работали отлично, «желтый» - один из участников группы не принимал участие в работе, «красный» - работа в паре не получилась, не смогли прийти к общему решению и проведению работы.

Если работу вашей пары вы оценили лучше, чем свою, поблагодарите своего напарника.

Оценивают свою деятельность и деятельность пары на уроке при выполнении практической работы

Домашнее задание

Всем: § 29, выписать химические свойства водорода и выучить.

На выбор:

С. 101 № 3 (письменно).

С.101 тестовые задания.

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

– Сегодня на уроке мне было…
– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…
– Сегодня я…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– О том, что я узнал…

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

Технологическая карта урока химии в 9 классе "Подгруппа кислорода. Строение атома, свойства и применение серы".

Тип урока: урок изучения и  первичного закрепления полученных знаний.Цель урока: создать условия для изучения строения атома серы,  ее физических и химических свойств, опираясь на алгоритмы ...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

технологическая карта урока "Практическая работа №3 "Получение кислорода и изучение его свойств"

В данном материале представлена технологическая карта урока в 8 классе по теме "Практическая работа №3 "Получение кислорода и изучение его свойств" по учебнику Рудзитиса....

Технологическая карта урока химии «Водород» 8 класс

Технологическая карта урока «Водород» 8 классЦель: создание условий для формирования  универсальных учебных действий (УУД) в процессе  познавательной деятельности...