Рабочая программа по геометрии в 10 классе
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме

Устимкина Лидия Ивановна

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Планирование составлено на основе- Программы для общеобразовательных    школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы.  М., «Дрофа», 2006.

На основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по математике и учебным планом образовательного учреждения. Преподавание ведется в профильном классе.

 

Учебник: Геометрия, 10 – 11. / А.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. / М.: Просвещение, 2002 – 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_g10.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено

на  заседании  методического объединения  учителей  математики, информатики, физики

Протокол №  _______

от  “____” августа  2011 г.  

 Руководитель  МО               

Согласовано:

 Заместитель  директора  по УВР Прокина Н.И

 от  “____”  августа  2011 г.                                                        

Утверждаю:

Директор  МОУ  СОШ

 Кулагин И.А.

 от  “____” августа 2011г.

                

Рабочая  учебная  программа

«Геометрия»

10  КЛАСС

2часа  в  неделю

(всего 68 часа)

           

 Составитель:

                                                                                                                                                        Учитель математики   Л.И.Устимкина

2011-2012 уч.г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения

 Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

         формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

         развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

         овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

         воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Общая характеристика   

Краткая характеристика .  Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

 

При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Планирование составлено на основе- Программы для общеобразовательных    школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы.  М., «Дрофа», 2006.

На основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по математике и учебным планом образовательного учреждения. Преподавание ведется в профильном классе.

Учебник: Геометрия, 10 – 11. / А.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. / М.: Просвещение, 2002 – 2006.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

№№

Наименование разделов и тем

Количество часов по  примерной программе

Количество часов по рабочей  программе

1

Введение

5

3

2 

Параллельность прямых и плоскостей

19

21

Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом

В 10  классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе среднего общего образования  в 10 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся)

-умения и навыки ученика- учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

·                распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

·                описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

·                анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

·                изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

·                строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

·                решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

·                использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

·                проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

·                вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Межпредметные связи раскрытые в ходе изучения курса

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики в другие отрасли знания.
Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. В данной программе показывается, что математика является мощным средством для обобщения физических понятий и законов. Во взаимоотношениях физики и математики большое место занимает пересечение внутренних потребностей с развитием наук. Такое пересечение обычно приводит к важным открытиям как в математике так и в физике. Математика представляет аппарат для выражения общих физических закономерностей и методы раскрытия новых физических явлений и фактов, а физика, в свою очередь, стимулирует развитие математики постановкой новых задач.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, зачеты ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

  1. 1

Введение

3

2

1

  1. 2

Параллельность прямых и плоскостей

21

17

1

3

  1. 3

Перпендикулярность прямых и плоскостей

20

13

2

1

3

  1. 4

Многогранники

12

9

1

2

  1. 5

Векторы в пространстве

6

3

1

1

1

Повторение.

6

3

3

ИТОГО

68

48

4

4

12

Обучение в объеме  68 часов (2ч в неделю). В соответствии с этим реализуется типовая программа «Геометрия, 10-11», авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др.  в объеме 68 часов.
В том числе, для проведения:

  • контрольных работ – 4 учебных часа;
  • зачетных  работ – 4 учебных часов;


СОДЕРЖАНИЕ дисциплины

Распределение тем:  «Введение в стереометрию»- 5 часов, «Параллельность прямых и плоскостей» -19 часов, «Перпендикулярность прямых и плоскостей» -20 часов, «Многогранники» -12 часов, «Векторы в пространстве»- 6 часов. 

 

                                   Тема 1 «Параллельность прямых и плоскостей».

  1. Введение (5 часов).

Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид  контроля, измерители

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы дополни-

тельного содержания

Оборудование для

демонстраций,

лабораторных,

практических работ

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

     1

У-1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

Урок-лекция

Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин

Иметь представление о содержании предмета стереометрии. Знать аксиомы стереометрии и их следствия.

Иметь представление о содержании предмета стереометрии, об аксиоматическом методе построения геометрии. Знать аксиомы стереометрии и их следствия.

Уметь применять их при решении задач

Демонстрационный материал  «Аксиомы стереометрии»

Пп. 1,2

     2

У-2. Некоторые следствия из аксиом.

1

Урок-закрепление изученного.

Устный опрос

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    

П.3. Задачи 6-9.

    3

У-3. У-4. У-5.  Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

3

Урок- решение задач

Самостоятельная работа 1.1

ЖГ  Слайды «Прямоугольный параллелепипед. Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 1.1

4

5

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Верно ли утверждение: если три точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости?

Уровень возможной подготовки выпускника

  • Три прямые проходят через одну точку. Через каждые две из них проведена плоскость. Сколько всего проведено плоскостей?  

Тема 2. Параллельность прямых и плоскостей (19 часов).

Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид  контроля, измерители

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы дополни-

тельного содержания

Оборудование для

демонстраций,

лабораторных,

практических работ

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

  6

У-1. Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых.

1

Комбинированный урок

Устный опрос учащихся

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность прямых и плоскостей. Признаки параллельности прямых и плоскостей.

Знать определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве, признаки параллельности прямых и плоскостей. Уметь решать простые задачи по этой теме.

Знание определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве, признаки параллельности прямых и плоскостей. Умение решать простые задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи,  решать задачи на доказательство, строить сечения геометрических тел.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    

Пп. 4,5

  7

У-2. Парралельность прямой и плоскости.

1

Урок-закрепление изученного.

Устный опрос учащихся

ЖГ  Слайды «Тетраэдр» ,    «Параллелепипед»    

П.6

  8

У-3. У-4. У-5. Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости.

3

Урок- решение задач

Самостоятельная работа 1.2

Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 1.2.

П.6,7

       9

       10

  11

У-6. Скрещивающиеся прямые.

1

Урок-лекция

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    

      12

У-7. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.

1

Урок-закрепление изученного.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    

Пп. 8,9.

  13

У-8.У-9. У-10. Повторение теории решение задач. Контрольная работа №1. (20 мин)

3

Урок-закрепление изученного.

Устный опрос учащихся.

Контрольная работа №1

Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 1.4.

Дифференцированные контрольно- измерительные материалы. Контрольная работа №1.

       14

                             

      15      

       

        16

У-11. У-12. Параллельные плоскости.   Свойства параллельных плоскостей.

2

Урок -лекция

 ЖГ  Слайды «Тетраэдр», «Параллелепипед»,  устный опрос учащихся.    

     

Пп.12,13

        17

         18

У-13. У-14. Тетраэдр. Параллелепипед.

2

Урок -лекция

  ЖГ  Слайды «Тетраэдр», «Параллелепипед»  

     

П.14.

          19

       20

У-15. У-16. Задачи на построение сечений.

2

Урок- решение задач

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    

          21

         22

 У-17. Повторение теории, решение задач.

1

Урок – обобщение и систематизация знаний.

ЖГ  Слайды «Тетраэдр», «Параллелепипед»  

         23

У-18. Контрольная работа №2.

1

Урок-контрольная работа

Контрольная работа №1

Дифференцированные контрольно- измерительные материалы. Контрольная работа №2.

         24

У-19. Зачет №1.

1

Тест

Раздаточный дифференцированный материал. Тест.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Параллельные плоскости α и β пересекают сторону АВ угла ВАС соответственно в точках А1 и А2, а сторону АС этого угла – соответственно в точках В1 и В2. Найдите АА2 и АВ2, если А1А2 = 2А1А,  А1А2=12 см, АВ1=5 см.  

Уровень возможной подготовки выпускника

   Стороны АВ и ВС параллелограмма АВСD пересекают плоскость α . Докажите, что прямые AD и  DC также пересекают плоскость α.  

   Проведите сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 , проходящее через вершину А, В и середину ребра СС1.

 

Тема 3. «Перпендикулярность прямых и плоскостей» (20 часов).

Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид  контроля, измерители

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы дополни-

тельного содержания

Оборудование для

демонстраций,

лабораторных,

практических работ

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

  25

У-1.  Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

1

Урок -лекция

Устный опрос учащихся.

Перпендикулярность прямых в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями, между плоскостями Признак перпендикуляр-ности прямой и плоскости.

Знать определения перпендикулярных прямых и плоскостей.  Знать о перпендикуляре и наклонных в пространстве. Понимать сущность углов между прямыми, между прямыми и плоскостями, между плоскостями в пространстве. Знать признак перпендикулярности прямой и плоскости. Уметь решать простые задачи по этой теме,

правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи,  решать задачи на доказательство, строить сечения геометрических тел.

Знание определения перпендикулярных прямых и плоскостей.  Знание о перпендикуляре и наклонных в пространстве. Понимание сущность углов между прямыми, между прямыми и плоскостями, между плоскостями в пространстве. Знание признака перпендикулярности прямой и плоскости. Умение решать простые задачи по этой теме,

правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи,  решать задачи на доказательство, строить сечения геометрических тел.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».  

Пп.15,16.

     

  26

У-2. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

1

Урок-закрепление изученного.

 Устный опрос учащихся.

ЖГ  Слайды «Тетраэдр» ,    «Параллелепипед»    

П.17.

         

  27

У-3. Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

Урок лекция

« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».  

П.18.

         28

У-4. У-5. У-6. Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа № 2.1.

3

Урок- решение задач.

Самостоятельная работа 3.1

Устный опрос учащихся.

Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 3.1

         29

              30

         31

У-7. Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

1

Урок -лекция

Устный опрос учащихся.

 « Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».  

Пп.19,20

        32

У-8. Угол между прямой и плоскостью.

1

Урок-закрепление изученного.

« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».  

П.21

        33

У-9. У-10. У-11. У-12. Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. Самостоятельная работа  № 2.2.

4

Урок- решение задач, Урок – обобщение и систематизация знаний.

Устный опрос учащихся.

« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».  Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 3.2.

        34

         35

       36

       

  37

У-13. У-14. Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.

2

Комбинированный урок

Устный опрос учащихся.

Самостоятельная работа 3.2

Устный опрос учащихся.

 « Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».  

Пп. 22, 23.

         38

          39

У-15. У-16. Прямоугольный параллелепипед.

2

Уроки решения

« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».   Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 3.3

П.24.

         40

        41

У-17. У-18. Повторение теории и решение задач.

2

Урок практикум

Практическая работа

Устный опрос учащихся.

Раздаточный дифференцированный материал. Тест 3.1

        42  

       43

У-19. Контрольная работа № 3.

1

Урок - контрольная работа

Дифференцированные контрольно- измерительные материалы. Контрольная работа №3

        44

У-20. Зачет №2.

1

Урок – обобщение и систематизация знаний..

Тест

Раздаточный дифференцированный материал. Тест.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Отрезок ВМ перпендикулярен к плоскости прямоугольника АВСD. Докажите, что прямая CD перпендикулярна к плоскости МВС.

Уровень возможной подготовки выпускника

  • Правильные треугольники АВС и МВС расположены так, что вершина М проецируется в центр треугольника АВС. Вычислите угол между плоскостями этих треугольников.
  • Проведите сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 , проходящее через вершину А, В и середину ребра СС1.

4.Тема «Многогранники» (12 часов).

Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид  контроля, измерители

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы дополни-

тельного содержания

Оборудование для

демонстраций,

лабораторных,

практических работ

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

       45  

У-1. У-2. У-3. У-4. Понятие многогранника. Призма. Самостоятельная работа № 3.1

4

Комбинированный урок, Урок-лекция «Призма». Урок- закрепление изученного. Урок- решение задач

Устный опрос учащихся. Самостоятельная работа 3.1

Понятие многогранника.

Призма. Пирамида. Усеченная пирамида.

Правильные многогранники

Понимать, что такое многогранник. Уметь определять вид многогранника. Знать свойства многогранников. Уметь решать несложные задачи на свойства многогранников, на определение площади их поверхности, на построение сечений многогранников плоскостью.

Понимание, что такое многогранник. Умение определять вид многогранника. Знать свойства многогранников. Умение решать несложные задачи на свойства многогранников, на определение площади их поверхности, на построение сечений многогранников плоскостью.

Умение правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи,  решать задачи на доказательство.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    ЖГ  Слайды «Призма-3», «Призма-4», «Призма-5», «Призма-6 »,          «Параллелепипед» ,  Устный опрос учащихся.

Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 3.1  

Пп.25-27.

       46

       47

       48  

                                        49

У-5.У-6. У-7. У-8. У-9. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Самостоятельная работа № 3.2.

5

Урок-лекция, Урок- закрепление изученного, Урок- решение задач, Урок- практикум.

Устный опрос учащихся. Самостоятельная работа 3.2.

ЖГ  Слайды «Пирамида-3»,    «Пирамида-4», «Пирамида-5», «Пирамида-6 », «Усеченная пирамида».  CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».     Устный опрос учащихся.

Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 3.2  

Пп.28-30

        50

        51

        52

53

        54

У-10. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников.

1

Урок-лекция.

Устный опрос учащихся. Самостоятельная работа 3.3

Работа с программой «Живая геометрия» ,Устный опрос учащихся.

Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 3.3.

Пп.31-33

      55

У-11. Контрольная работа №4.

1

Контрольная работа

Дифференцированные контрольно- измерительные материалы. Контрольная работа №4.

       56

У-12. Зачет №3.

1

Урок – обобщение и систематизация знаний.

Тест 4.1 Тест 4.2

Раздаточный дифференцированный материал. Тест 4.1 Тест 4.2.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  •      Сторона основания правильной треугольной призмы равна 8 см, боковое ребро равно 6 см. Найдите площадь сечения, проходящего через сторону верхнего основания и противолежащую вершину нижнего основания.
  • Основанием пирамиды является ромб, сторона которого равна 5 см, а одна из диагоналей равна 8 см. Найдите боковые ребра пирамиды, если высота ее проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 7 см.

Уровень возможной подготовки выпускника

  • В основании пирамиды SABC лежит равнобедренный треугольник АВС с основанием ВА, равным  см. Ребро SС перпендикулярно плоскости основания пирамиды. Грань SAB наклонена к плоскости основания под углом в 600. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
  • Постройте сечение четырехугольной пирамиды PABCD плоскостью, проходящей через точки L,N и M, принадлежащим соответственно ребрам РА, РD и ВС.

5. Тема «Векторы в пространстве» (6 часов).

Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид  контроля, измерители

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы дополни-

тельного содержания

Оборудование для

демонстраций,

лабораторных,

практических работ

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

         

  57

У-1. Понятие вектора. Равенство векторов.

1

Урок -лекция

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Знать определение вектора, свойства векторов. Уметь производить действия с векторами. Уметь решать несложные задачи с применением векторного метода.

Знание определения вектора, свойства векторов. Умение производить действия с векторами. Овладение векторным методом решения задач различной сложности.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».   Раздаточный дифференцированный материал. Иллюстрации на доске.

 

Пп. 34,35.

          58

У-2. У-3. Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.

2

Урок-закрепление изученного. Урок- решение задач

Устный опрос учащихся.

« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».   Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал.

Пп. 36-38.

          59

          60

У-4. У-5. Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

2

Комбинированный урок Урок -практикум.

Самостоятельная работа 5.1

« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».   Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 5.1

Пп. 34-41.

         61

          62

У-6. Зачет №4.

1

Самостоятельная работа 5.2

Тест 5.1

Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 5.2

Тест 5.1

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Диагонали куба ABCDA1B1C1D1 пересекаются в точке О. Найдите число  k, такое, что: а)  ;

                   б)  ;

                    в) .    

Уровень возможной подготовки выпускника

  • Даны треугольники АВС, А1В1С1 и две точки О и  Р пространства. Известно, что , ,

  . Докажите, что стороны треугольника А1В1С1  соответственно равны и параллельны сторонам треугольника АВС.

 

6. Тема «Повторение» (6 часов).

Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид  контроля, измерители

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы дополни-

тельного содержания

Оборудование для

демонстраций,

лабораторных,

практических работ

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

   63

У-1. У-2. Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей.

2

Уроки решения задач

Устный опрос учащихся.

Самостоятельная работа.

Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Векторы в пространстве. Многогранники.

Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.

Умение выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи, решать задачи на вычисление геометрических величин, решать задачи на доказательство, строить простейшие сечения геометрических тел.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал.

       64

       65

У-3. У-4. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники.

2

Уроки решения задач

Устный опрос учащихся. Самостоятельная работа

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал.

       66

       67

У-5. Векторы в пространстве, их применение к решению задач.

1

Уроки решения задач

Устный опрос учащихся.

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал.

       68

У-6. Заключительный урок- беседа по курсу геометрии Х класса.

1

Устный опрос учащихся.

Тест

CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория      «Стереометрия».    Опорные конспекты учащихся. Раздаточный дифференцированный материал.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Пирамида SABCD –правильная, точка М лежит на основании. Сделайте рисунок. Определите взаимное расположение прямых а) АВ и ВС;   б) АМ и ВС;  в) SM и АС;   г) АВ и CD.

Уровень возможной подготовки выпускника

  • Боковое ребро правильной четырехугольной пирамиды равно 4 см, а угол при вершине осевого сечения равен  900. Найдите высоту пирамиды.
  • Проведите сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 , проходящее через вершину

         А, В и середину ребра DD1.

 Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Вид занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа,ч.

Планируемая

Фактиесчкая

1

Введение

3

 

1.1

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

Урок-лекция

1

1.2

Некоторые следствия из аксиом.

Урок-закрепление изученного.

1

1.3

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

Урок- решение задач

1

2 

Параллельность прямых и плоскостей

21

 

 

2.1

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.

Комбинированный урок

1

 

 

2.2

Параллельность прямой и плоскости.

Урок-закрепление изученного.

1

2.3

Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости.

Уроки- решение задач

3

2.4

Скрещивающиеся прямые.

Урок-лекция

1

 

 

2.5

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.

Урок-закрепление изученного.

1

 

 

2.6

Повторение теории, решение задач. Кратковременная контрольная работа  № 1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей.

Уроки-закрепление изученного. Урок-контрольная работа

3

 1

 

2.7

Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

Урок -лекция Урок- решение задач

2

2.8

Тетраэдр. Параллелепипед.

Урок -лекция Урок- решение задач

2

2.9

Задачи на построение сечений.

Урок- решение задач

2

2.10

Повторение теории, решение задач.

Урок – обобщение и систематизация знаний.

1

2.11

Контрольная работа  № 2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

Урок-контрольная работа

1

 1

 

2.12

Зачет № 1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

 

1

 

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей

20

 

 

3.1

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

Урок -лекция

1

 

 

3.2

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Урок-закрепление изученного.

1

 

 

3.3

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

Урок лекция

1

3.4

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Уроки- решение задач.

3

3.5

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

Урок -лекция

1

3.6

Угол между прямой и плоскостью.

Урок-закрепление изученного.

1

3.7

Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью.

Урок- решение задач, Урок – обобщение и систематизация знаний.

4

3.8

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.

Комбинированный урок

2

 

 

3.9

Прямоугольный параллелепипед.

Уроки решения

2

3.10

Повторение теории и решение задач.

Уроки практикумы

2

 

 

3.11

Контрольная работа  № 3  по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Урок - контрольная работа

1

 

 1

 

 

3.12

Зачет №2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Урок – обобщение и систематизация знаний..

1

1

4

Многогранники

12

 

 

4.1

Понятие многогранника. Призма.

Комбинированный урок.Урок- решение задач

3

 

 

4.2

Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Урок-лекция Урок- закрепление изученного

5

 

 

4.3

Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.

Урок-лекция, Урок- закрепление изученного, Урок- решение задач, Урок- практикум.

1

 

 

4.4

Контрольная работа  № 4 по теме «Многогранники»

Контрольная работа

1

 1

 

 

4.5

Зачет № 3 по теме «Многогранники».

Урок – обобщение и систематизация знаний.

1

1

5

Векторы в пространстве

6

 

 

5.1

Понятие вектора. Равенство векторов.

Урок-лекция.

1

 

 

5.2

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Урок-лекция Урок- закрепление изученного

2

 

 

5.3

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Урок-лекция Урок- закрепление изученного

2

 

 

5.4

Зачет №4 по теме «Векторы в пространстве».

Урок – обобщение и систематизация знаний.

5

 

1

 

6

Повторение.

6

 

6.1

 Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей.

Уроки решения задач

2

6.2

Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники.

Уроки решения задач

2

6.3

Векторы в пространстве, их применение к решению задач.

Уроки решения задач

1

6.4

Заключительный урок- беседа по курсу геометрии Х класса.

Урок – обобщение и систематизация знаний.

1

 

  Итого часов

68

 4

4

 

Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал)

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № 1 «Параллельность прямых и плоскостей» (20 мин.)

Вариант №1

1) Основание  АD трапеции АВСD лежит в  плоскости . Через точки В и С

проведены параллельные прямые, пересекающие плоскость  в точках Е и F соответственно.

а) Каково взаимное расположение прямых ЕF и АВ?

б) Чему равен угол между прямыми ЕF и АВ, если ? Ответ обоснуйте.

2) Дан пространственный четырёхугольник АВСD, в котором диагонали АС  и  ВD равны. Середины сторон этого четырёхугольника соединены последовательно отрезками.

а) Выполните рисунок к задаче.

б) Докажите, что полученный четырёхугольник – ромб.

Вариант №2

1) Треугольники  АВС и АDС лежат в разных плоскостях и имеют общую

сторону АС. Точка Р – середина стороны АD, точка К – середина DС.

а) Каково взаимное расположение прямых РК и АВ?

б) Чему равен угол между прямыми РК и АВ, если  и  ? Ответ обоснуйте.

2) Дан пространственный четырёхугольник АВСD, М и N середины сторон АВ и ВС соответственно,

а) Выполните рисунок к задаче.

б) Докажите, что полученный четырёхугольник МNЕК – трапеция.

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № 2 «Параллельность прямых и плоскостей»

Вариант №1

1)  Прямые a  и  b лежат в параллельных плоскостях  и . Могут ли эти прямые быть параллельными; скрещивающимися? Сделайте рисунок для каждого возможного случая.

2) Через точку О, лежащую между параллельными плоскостями  и , проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости  и  в точках A1 и A2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка A2В2, если

3) Дан  параллелепипед  АВСDA1B1C1D1. Постройте  сечение  параллелепипеда  плоскостью, проходящей  через  точки  М, N и К, являющиеся серединами рёбер АВ, ВС и DD1.

Вариант №2

1)  Прямые a  и  b лежат в пересекающихся плоскостях  и . Могут ли эти прямые быть параллельными; скрещивающимися? Сделайте рисунок для каждого возможного случая.

2) Через точку О, не лежащую между параллельными плоскостями  и , проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости  и  в точках A1 и A2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка A1В1, если

3) Дан  тетраэдр DABC. Постройте  сечение  тетраэдра  плоскостью, проходящей  через  точки  М и N, являющиеся серединами рёбер DС и  ВС, и точку К, такую, что

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № 3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»  

Вариант №1.        

1)  Диагональ куба равна 6см. Найдите:

а) Ребро куба.

б) Косинус угла между диагональю куба и плоскостью одной из его граней.

2) Сторона АВ ромба АВСD равна р, а один из углов ромба равен . Через

сторону АВ проведена плоскость  на расстоянии р/2 от точки D.

а) Найдите расстояние от точки С до плоскости .

б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла DАВМ, .

в) Найдите синус угла между плоскостью ромба и плоскостью .

Вариант №2.

1) Основанием прямоугольного параллелепипеда служит квадрат, диагональ параллелепипеда равна , а его измерения относятся как 1:1:2. Найдите:

а) Измерения параллелепипеда.

б) Синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания.

2) Сторона квадрата АВСD равна р. Через сторону АD проведена плоскость

 на расстоянии р/2 от точки В.

а) Найдите расстояние от точки С до плоскости .

б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла ВАDМ, .

в) Найдите угол между плоскостью квадрата и плоскостью .

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № 4 «Многогранники»

Вариант №1.

1)  Основанием пирамиды DАВС  является  правильный треугольник  АВС,  сторона которого равна р. Ребро DА перпендикулярно к плоскости АВС, а плоскость DВС составляет с плоскостью АВС угол . Найдите  площадь  боковой и площадь полной поверхности  пирамиды.

2) Основанием  прямого  параллелепипеда  АВСDА1В1С1D1  является ромб АВСD сторона которого равна р  и  угол равен . Плоскость АD1С1 составляет с плоскостью основания угол . Найдите:

а) Высоту ромба.

б) Высоту параллелепипеда.

в) Площадь боковой  поверхности параллелепипеда.

г) Площадь поверхности параллелепипеда.

Вариант №2.

1) Основанием пирамиды МАВСD  является  квадрат  АВСD. Ребро МD перпендикулярно к плоскости основания, АD = DМ = р. Найдите  площадь   боковой и площадь полной поверхности  пирамиды.

2) Основанием  прямого  параллелепипеда  АВСDА1В1С1D1  является параллелограмм АВСD, стороны которого равна р и 2р, острый угол равен . Высота параллелепипеда равна меньшей высоте параллелограмма. Найдите:

а) Меньшую высоту параллелограмма.

б) Угол между плоскостью АВС1 и плоскостью основания.

в) Площадь боковой  поверхности параллелепипеда.

г) Площадь поверхности параллелепипеда

Оценка устных ответов учащихся по математике

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

 Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

 К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета  геометрии в 10 классе

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

  • Мультимедийные обучающие программы и учебники
  • Справочные материалы по искусству и МХК
  • Электронная библиотека.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

  • Мультимедийный компьютер
  • Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных, художественных и музыкальных)
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,  репродукций
  • Видеомагнитофон
  • Экран ( навесной)
  • Мультимедийный проектор
  • Сканер
  • Копировальный аппарат

Ссылки из Интернета

Список научно-методического обеспечения.

  1. Атанасян Л. С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2006.
  2. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике.  М., «Дрофа», 2002.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
  4. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. – № 2. – с.13-18.
  5. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2003.
  6. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» -2004 - № 14 - с.107-119.
  7. Зив. Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М., 1991;
  8. Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах, 10-11 класс. М.1999;
  9. Звавич Л.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 10-11 класс. М., 2001;
  10. Лысенко Ф.Ф. Математика ЕГЭ – 2008 . Вступительные экзамены
  11. М. Рабинович «Геометрия 10-11. Задачи и упражнения на готовых чертежах», М.; Илекса. 2008.
  12. Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Седова Е.А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 кл. М.,Дрофа, 2004.
  13. Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1999
  14. CD – диски. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки геометрии.
  15. CD- диски. Математика7-11. TeachPro.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...