Проект по теме "Вектор" для 8 класса на базовом курсе « Геометрия 7-9 класс» по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др.
методическая разработка (геометрия, 8 класс) по теме
Данный проект уроков по теме «Вектор» очень удобен в работе, если в классе менее 25 человек, поскольку класс можно разделить на небольшое количество групп. План – схемы легко запоминаются, т. к. материал изложен в виде таблиц и опор, хорошо видна последовательность изложения материала, выполнен в цвете – ярко.
Опоры и таблицы ученики могут изготавливать на уроке – вот и творческий подход к изучаемому предмету; приобретаются навыки самостоятельного труда.
В дальнейшей своей работе я хочу продолжить работу над созданием подобных проектов, поскольку данная методика оправдывает цели и задачи обучения: помогает в работе в классах с разной подготовкой детей; с разными способностями к изучаемому предмету; вызывает интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vektor-_proekt_8_klass_krupnaya_pechat.doc | 876.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ВЕКТОР».
ГЕОМЕТРИЯ.
8 КЛАСС.
Автор проекта: Антонова Ирина Александровна учитель математики МОУ « Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края.
2008
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проект урока – это форма планирования.
Проект – план, но реализованный в каком – то тексте, материализованное предположение того, что будет; создание продукта самостоятельной деятельности учащихся (стенгазета, альбом и др.), а может быть и продукт деятельности группы преподавателей (например: методического объединения).
Каждый альбомный лист- это и есть проект урока.
Это своеобразная схема урока: что-то выделено, подчеркнуто.
Тема – в центре.
Подтема - микротема.
Оборудование урока.
Вопросы к учащимся (они соответствуют микротемам).
Предполагаемые ответы (лаконично, ключевые слова).
Методы и приёмы.
Учебно-методическое обеспечение (литература).
И - далее от фантазии учителя.
Подробного анализа давать уже не нужно!
Это наглядно! СРАЗУ ВИДНО ВСЁ !
Данный проект уроков по теме «Вектор» очень удобен в работе, если в классе менее 25 человек, поскольку класс можно разделить на небольшое количество групп. План – схемы легко запоминаются, т. к. материал изложен в виде таблиц и опор, хорошо видна последовательность изложения материала, выполнен в цвете – ярко.
Опоры и таблицы ученики могут изготавливать на уроке – вот и творческий подход к изучаемому предмету; приобретаются навыки самостоятельного труда.
В дальнейшей своей работе я хочу продолжить работу над созданием подобных проектов, поскольку данная методика оправдывает цели и задачи обучения: помогает в работе в классах с разной подготовкой детей; с разными способностями к изучаемому предмету; вызывает интерес к предмету.
Проект по теме «Вектор» разработан для 8 класса на базовом курсе
« Геометрия 7-9 класс» по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др., с использованием проблемного подхода на основе личностно - ориентированной технологии обучения. Обеспечивает формирование научного мировоззрения учащихся. Проект позволяет развивать внутреннюю мотивацию ( хочу знать, уметь); обеспечивает коллективно – распределительную деятельность( групповая, парная); позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создаёт обстановку комфорта, самовыражения ученика через систематизацию и обобщение узловых вопросов темы. Проект ориентирован на получение глубоких и прочных знаний по изучаемой теме. Значимость темы «Вектор» заключается в необходимости применения вектора, и понятий с ним связанных, при решении и доказательстве задач. Данная тема имеет тесную связь применения вектора в школьном курсе физики.
Тип проекта – информационный.
Методы работы:
описательный,
экспериментальный метод,
метод анализа, метод синтеза.
Этапы работы над проектом:
подготовительный,
поисково-исследовательский,
трансляционно - оформительский.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ :
1. Формирование у школьников умение видеть целостность урока через зрительное восприятие (при помощи таблиц, схем, опор).
2. Создание условий для конкурентоспособного учащегося ( воспитание духа соревнования через групповой и коллективный способ обучения).
3. Выявление в классе учащегося лидера-консультанта, необходимого на зачетных уроках.
ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ:
Тематическое планирование; перечень демонстрационного материала; теоретический и практический материал; средства реализации; планируемые результаты.
Цели и задачи:
Применение на уроках геометрии понятия «вектор», полученного раннее на уроках физики.
Реализация теоретических знаний в практической деятельности.
Обучение грамотному составлению плана работы.
Обучение умению делать анализ выполненной работе.
Обучение систематизированию и обобщению узловых вопросов темы.
Формирование абстрактно - логического мышления через развитие познавательных интересов и способностей самостоятельно добывать знания.
Предоставление учащимся возможности для комплексного подхода к доказательству и решению геометрических задач.
Обучение навыкам коллективной работы, культуры общения.
Формирование умения излагать свою точку зрения и отстаивания свою правоту.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ :
диктанты,
самостоятельные работы,
проверочные работы,
зачет,
контрольная работа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ОФОРМЛЯЮТСЯ в виде таблицы- кораблика во время работы «Творческой мастерской».
УСПЕХ ПРОЕКТА - успешная сдача зачёта по изученной теме и выполнение контрольной работы.
СОДЕРЖАНИЕ:
(Всего 12 часов, из них 3 часа проверочных работ).
1. (1час). ВВЕДЕНИЕ. Ознакомление с идеей проекта. Основные понятия курса связанные с вектором, межпредметная связь ( с физикой).
Понятие вектора. Абсолютная величина. Направление вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Изображение и обозначение вектора. Простейшие построения с векторами.
2. (6час). «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ. УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРА НА ЧИСЛО» - необходимые навыки работы при доказательстве и при решении задач. Понятие суммы двух векторов. Законы сложения векторов. Построение сумму двух векторов, используя правило треугольника и параллелограмма, использование правила многоугольника.
Разность векторов (два способа построения). Проверочная работа / ¼час/. Действие умножения вектора на число, свойства этого действия. Проверочная работа / ½час/.
3. (2 час). ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ при доказательстве теорем и при решении геометрических задач. Решение задач по теме «Вектор»: выражение вектора через данные на чертеже векторы; задачи на построение. Проверочная работа / ¼час/.
4. (1час). ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. «Творческая мастерская».
5. (2час). ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ. Зачет /1час /. Контрольная работа /1час/.
ОБОРУДОВАНИЕ :
План-схемы уроков.
Опоры по текущим темам / приложения 2 ; 3/.
Обучающие карточки.
Готовые чертежи к задачам.
Карточки для индивидуальной работы.
Инструкция «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ»
/ приложение 1/.
Инструкция «ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ» / приложение 1/.
СТРУКТУРА урока : «Творческая мастерская» / таблица /.
Раздаточный материал для отработки практических заданий.
Листы учёта оценок.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Использование лекции на уроке.
Использование конспекта урока.
Самостоятельная работа с учебником.
Использование работы в паре. Коллективный способ обучения.
Использование обучающих самостоятельных работ, диктантов.
Самопроверка на уроке.
Работа по готовым чертежам.
Индивидуальная работа по карточкам.
Работа с опорами.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Векторы применяются в классической механике, в теории относительности, квантовой физике, математической экономике.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ:
1. Владеть основными понятиями:
определение вектора,
длина вектора,
нулевой вектор,
коллинеарные и неколлинеарные вектора,
сонаправленные и противоположно направленные вектора,
противоположные векторы,
равные векторы,
сумма векторов,
разность векторов,
произведение вектора на число.
Уметь:
обозначать вектор,
откладывать вектор от точки на плоскости,
обозначать длину вектора,
обозначать сонаправленные и противоположно направленные векторы,
изображать противоположные векторы на плоскости,
обозначать равные векторы,
выполнять простейшие построения с векторами,
решать задачи с применением вектора.
3 . Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ТЕМА: «ВЕКТОР» 12 часов.
Тема | кол. час | Форма | Средства обучения | Контроль |
1.Введение. Основные понятия и определения. | 1 | Иллюстративно – поисковая форма. Лекция – беседа .Работа с учебником. Самостоятельная работа. | Конспект. Схема- таблица. Изготовление опоры для творческой мастерской. Инструкция №1. | Составление контрольных вопросов по таблице. Изготовление опоры для творческой мастерской. |
2-5.Сложение и вычитание векторов. Проверочная работа. | 4 (¼) | Иллюстративно – поисковая форма. Работас учебником, практическая работа, самостоятельная работа. Работа в паре. Индивидуальная работа. | Демонстрационные таблицы. Готовые чертежи. Карточки для работы в паре. Индивидуальные карточки. | Диктант. Контрольные вопросы. Изготовление опоры для творческой мастерской. Подведение итогов. |
6-7. Умножение вектора на число. Проверочная работа. тема | 2 (½) кол час | Иллюстративно – поисковая форма. Лекция – беседа . Обучающая самостоятельная работа / в паре/. Индивидуальная работа. форма | Инструктивная таблица. Готовые чертежи. Карточки для индивидуальной работы. средства обучения | Составление вопросов, заполнение таблиц. Изготовление опоры для творческой мастерской. Подведение итогов. контроль |
8-9 . Применение вектора при решении и доказательстве задач. Проверочная работа. | 2 (¼) | Работа в паре. Самопроверка. Работа по готовым чертежам. Индивидуальная работа. | Конспект. Демонстрационные таблицы. Готовые чертежи. Индивидуальные карточки. | Контрольные вопросы. Подведение итогов. |
10. Итоговое повторение. Творческая мастерская. | 1 | Работа в группах на обязательный уровень и повышенный уровни. Защита проекта. | Готовые чертежи. Карточки. Опоры. Таблицы. Построение модели-кораблика по структуре урока.
| Вопросы учителя: -Из чего состоит конструкция кораблика? - Что является «основой» строительства? -Как будем сроить кораблик? Контроль учителя за групповой работой учащихся. Корректируются ответы учащихся. Инструкция №2. Подведение итогов. |
Зачет. Контрольная работа. | 2 | а). Зачет с консультантами. б). Индивидуальная работа. | Карточки для индивидуальной работы ( для разных уровней). | Заполнение листов учёта оценок. Инструкция №2. Подведение итогов. |
ТЕМА: «Основные понятия и определения». 1 часа.
Цель: ввести понятие вектора и действия над векторами как это принято в физике( направленный отрезок); подготовить учащихся к восприятию действий над векторными величинами; использовать векторы при решении задач.
Первый урок 1 час :«Основные понятия и определения».
Цель: ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить изображать и обозначать векторы; научить выполнять простейшие построения с векторами.
Ход урока:
Ознакомление с идеей проекта (цели и задачи проекта), подведение учащихся
к предполагаемым результатам.
Лекция. Объяснение нового материала учителем по плану с соответствующими построениями в тетрадях учащихся (ниже представлен план).
Понятие вектора:
Работа с учебником: стр.185-189 (чтение текста учебника).
Практическая работа: № 738/самостоятельно/.
Ответы учащихся на вопросы учителя по плану, всем классом составляем опору.
Доказательство учителем утверждения, что от любой точки можно отложить вектор, равный данному вектору, и притом только один.
Работа у доски :№ 745,749.
Устно: № 752(а-в).
Самостоятельная работа: №741.
Д/З : стр.185-189 ; №740, 748 .
Итог урока.
ТЕМА: «Сложение и вычитание векторов» 4часа .
Цель:
Закрепить понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов.
Ввести понятие суммы двух векторов;
Рассмотреть законы сложения векторов;
Научить строить сумму двух векторов, используя правило треугольника и параллелограмма,
Познакомить с правилом многоугольника.
Научить строить разность двух данных векторов двумя способами.
Второй урок 1час: «Сложение векторов» .
Цель урока:
Закрепить понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов.
Ввести понятие суммы двух векторов;
рассмотреть законы сложения векторов;
научить строить сумму двух данных векторов, используя правило треугольника и параллелограмма.
Ход урока:
Ответить на вопросы учебника : стр. 204 /1-5/.
Выполнить задание по готовым чертежам в тетради:
№1 №2
Практическая работа:№742, №743.
Диктант:
Запишите кратко вектор / / .
Запишите обозначение вектора с концом в точке Х /У/ и с началом в точке У /А/.
Изобразите два одинаково направленных , но не равных вектора. / Запишите в виде равенства, чему равна абсолютная величина нулевого вектора/.
Что можно сказать о направлении двух равных векторов? / Изобразите вектор АВ и точку М . Отложите от М вектор, равный вектору АВ/.
Запишите в виде равенства, чему равна абсолютная величина нулевого вектора. / Что можно сказать о направлении двух равных векторов?/
Изобразите вектор ВС и точку У. Отложите от У вектор, равный ВС. /Изобразите два одинаково направленных, но не равных вектора/.
Практическая работа:№749
Устно: №752 (г- д ) .
Объяснение учителем нового материала с соответственными построениями в тетрадях учащихся и создания новой опоры.
Чтение учебника: стр. 191-194. Работа по опоре. Вопросы задаёт учитель: Чем является сумма двух векторов? Как найти сумму двух неколлинеарных векторов? Сколько правил СЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ существует? Назвать законы сложения векторов.
Практические задания: № 754 / самостоятельно/, №755 /у доски/.
Диктант: ( НАЙДИТЕ СУММУ ВЕКТОРОВ)
СД+ДС =
АВ+ВХ=
АВ+ =
СД+ДЕ=
СС+
Доказать: №760.
д/з: стр. 191-194, № 753, № 759.
Итог урока.
Третий урок 1 час : «Сложение векторов. Сумма нескольких векторов »
Цель урока:
Закрепить навыки нахождения суммы векторов двумя способами;
ввести понятие суммы трех и более векторов;
научить строить сумму двух и нескольких векторов, используя правило многоугольника;
учить решать задачи.
Ход урока:
Ответить на вопросы учебника 7-10 ст. 204 .
Выполнить построение двумя способами, если векторы неколлинеарные / и если векторы коллинеарные/.
Самостоятельная работа обучающего характера:
а) найти вектор : из условия: МТ+=МК, СА + = СД.
в) упростить, применяя законы сложения: (АВ+СД) + ВС, (ЕF + (РЕ+FQ)) + АА.
с) Допиши предложение: если начало первого вектора совпадает с концом последнего вектора , то сумма данных векторов равна…./ нуль - вектору/.
4.
Правило многоугольника( с использование уже знакомой опоры см. выше) – объяснение учащихся.
5. Закрепление:
№ 761 ( выполни без рисунка) ДОКАЖИ: АВ+ВС+СД+ДА=.
Начерти пять попарно неколлинеарных векторов . Постройте их сумму.
6. Проверочная работа:
( для первого варианта)
Упростить: АВ+МР+СМ+ВС+РN
Построить вектор: ++, если векторы неколлинеарные.
( для второго варианта)
Упростить: PQ+EF+AE+QA
Построить: +++, если векторы неколлинеарные.
7. Д/З № 760 ,№762, стр. 204 вопрос № 11.
8. Итог урока.
Четвертый урок 1 час : «Вычитание векторов » .
Цель урока:
Ввести понятие разности двух векторов;
научить строить разность двух данных векторов двумя способами;
учить решению задач.
Ход урока:
Анализ самостоятельной работы.
Объяснение нового материала. на примере: 23-20= 3, то 23= 3+20
Предложить учащимся самим «придумать» определение разности двух векторов.
Определение - формулирует /ПРИ ПОМОЩИ РЕБЯТ/ учитель.
Рассмотреть задачу о построении разности двух векторов.
Введение понятия вектора, противоположного данному вектору. Обозначение вектора противоположного данному вектору: - .
+(-) = .
Доказательство теоремы о разности векторов: Для любых векторов и справедливо равенство:
-=+(-).
Решение задач на построение разности векторов различными способами:
Выполнить: № 756.
Выполнить: №757.
Закрепление. Решение задач:
Выполнить: ( по готовому чертежу) № 762 .
Выполнить устно : №766 рис. 259.
Выполнить: № 764 а) у доски, б) - самостоятельно.
Обучающая проверочная работа: журнал «Математика в школе »№5,96г
( для первого варианта)
Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой ВС.
Постройте вектор = АВ + АС – ВС и найдите длину вектора , если АВ=8 см.
( для второго варианта)
Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой АВ.
Постройте вектор = ВА+ВС-СА и найдите его длину, если ВС=9см.
Д/З: п. 76-82, вопросы: 12-13 стр. 204, №№ 758, 762(г, д) 767 .
Итог урока.
Пятый урок 1 час:« Сложение и вычитание векторов. Самостоятельная работа».
Цель урока:
Закрепить понятие суммы и разности двух векторов;
научить строить сумму и разность двух данных векторов двумя способами;
учить решению задач.
Ход урока:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Работа с опорами.
На доске в большом формате опоры.
Вычитание векторов
из одной точки:
Ребята самостоятельно готовят вопросы по теме, опираясь на опору.
Ответы ребят на поставленные вопросы одноклассников.
( далее ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ПАРЕ)
2.Практическое задания: по данным двум неколлинеарным векторам построить сумму , разность векторов известными способами.
Практическое задания: по данным коллинеарным векторам построить сумму, разность векторов .
4.Практическое задания: по пяти данным неколлинеарным векторам построить сумму, используя известное правило. ( ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ РЕБЯТА САМОСТОЯТЕЛЬНО).
5. Таблица для творческой мастерской: поочерёдно законы сложения записывают ребята на доске и в тетрадях /с комментарием/ .
=+ )+=+(+) += + (- ) = |
Обучающий диктант:
Ι- вариант ΙΙ - вариант
Записать противоположный вектор вектору СВ (ХУ).
АВ+ВА (СД+ДС)
АВ+ (+СС)
АВ+ВС (MN+NK)
AB+BC+CD+DM ( XY+YZ + ZG)
AB-AK ( CD- CN)
BC+DB (AB+ZA)
DM+AC-DC (XY-ZY-XK) ( проверка на доске)
Решить задачи ( у доски):
НАЙТИ : EF+( FP+) =EM
НАЙТИ : AB (MA+BN)=MK+ .
Проверочная работа / два варианта/ :
№770 (а – первый вариант и б - второй вариант).
AB+MP+CM+ BC+PN ( PQ+EF+AE+QA)
AB+CD++BC=EF+AE ( MN+EK+ +NE= QF+MQ)
Выполнить построение: ,- , ++ если векторы неколлинеарные.
Д/З: п. 79-82, №770(в), №758, №753.
Итог урока.
ТЕМА: «Умножение вектора на число». 2 часа
ЦЕЛЬ:
Ввести действие умножения вектора на число,
ознакомить учащихся со свойствами этого действия,
на конкретных примерах показать применение векторов при доказательстве теорем и при решении геометрических задач.
Шестой урок 1 час : «Умножение вектора на число».
Цель урока:
Ввести понятие умножения вектора на число,
рассмотреть основные свойства умножения вектора на число.
Ход урока:
Изучение нового материала (лекция).
Привести пример, подводящий к определению произведения вектора на число.
Автомобиль движется прямолинейно со скоростью . Его обгоняет второй автомобиль, двигающийся со скоростью, вдвое большей. А навстречу им движется третий автомобиль, у которого величина скорости такая же , как у второго автомобиля. Как выразить скорости второго и третьего автомобилей через скорость первого автомобиля и как изобразить с помощью векторов эти скорости?
В тетрадях и на доске появляется рисунок:
Запись в тетрадь определения вектора на число, его обозначение: k.
Следствия:
произведение любого вектора на число нуль есть нулевой вектор;
для любого числа k и любого вектора векторы и k коллинеарные.
Основные свойства умножения вектора на число: / записываем в тетрадь /
(kl) =k (l ) - сочетательный закон;
(k+l) =k +l - первый распределительный закон;
k ()= k+k - второй распределительный закон.
1 =
Рассмотренные свойства действий над векторами позволяют в выражениях, содержащих суммы, разности и произведения векторов на числа, выполнять преобразования по тем же правилам, что и в числовых выражениях.
Например:
=2( - )+3(+) –(+3) =2-2+ 3+3--3= 5-3.
Закрепление изученного материала. Изготовление новой таблицы для творческой мастерской:
(kl) =k (l )
( k + l )=k +l
k ()= k+k
1=
№776(б , г, д ), №777.
№779, 781 /а) - на доске, в) - в тетрадях самостоятельно/.
Д/З : п. 83; вопросы: 14-17 на стр. 205; №775, 776(а, в, е ), 781(б), 780(а).
Итог урока.
Седьмой урок 1час. Тема: «Произведение вектора на число. Проверочная работа».
Цель:
Закрепить изученный материал в ходе решения задач: научить выражать вектор через данные на чертеже векторы; выполнять задачи на построение;
развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока:
Повторение:
Устно. Ответить на вопросы учебника с 14 – 17 :
14). Какой вектор называется произведением данного вектора на число?
15). Чему равно произведение k, если: а) =; б). k = 0 ?
16). Могут ли векторы и k быть неколлинеарными ?
17). Сформулируйте основные свойства умножения вектора на число?
Обучающая самостоятельная работа ( оцениваем работу соседа на оценку):
Ι- вариант : Начертите два неколлинеарных вектора и так, что II = 3см, I I = 2см.
Постройте вектор = 3 - ½ .
ΙΙ – вариант: Начертите два неколлинеарных вектора и так, что = 2см, = 3см.
Постройте вектор = 2 - .
Устная работа ( по готовым чертежам) :
Выразить через векторы=АВ и =АD векторы:
ВD ; АО
ВМ ; DМ , где М – точка на стороне ВС, такая, что МВ:МС= 3:2 .
Закрепление.
В рабочих тетрадях: а) . (САМОСТОЯТЕЛЬНО) Выразить через векторы=АВи=АD вектор КМ, где К- точка на стороне АD, такая, что АК : КD = 1 : 3.
б). ( ПРОВЕРЯЕМ У ДОСКИ) Выразить через векторы=АВ и =АD вектор МN , где N - точка на диагонали АС, такая, что ОN=NС.
в). Работа у доски и в тетрадях № 782.
Проверочная работа:
Ι- вариант :
Четырехугольник KMNP – параллелограмм. Выразите через векторы = KM и = KP векторы MA , AB , где А - точка на стороне PN, такая, что PА : AN= 2:1, В- середина отрезка MN .
Начертите два неколлинеарных вектора и так, что = 3см, =2см.
Постройте вектор = - 2.
ΙΙ – вариант:
В параллелограмме АВСD точка М- середина стороны СD ; N- точка на стороне АD, такая, что AN : ND = 1: 2. Выразите векторы CN и MN через векторы = BC, = BA.
Начертите два неколлинеарных вектора и так, что II = 2см, I I = 4см.
Постройте вектор = ½ - 2 .
Д/З: п. 76-83; вопросы на стр. 204-205 учебника №1-17, №783, 804.
Итог урока.
ТЕМА: «Применение векторов к решению задач ». 2 часа
ЦЕЛЬ:
На конкретных примерах показать применение векторов при решении геометрических задач;
развивать логическое мышление школьников;
учить решать задачи.
Восьмой урок 1час. Тема: «Применение векторов к решению задач».
Цель:
Закрепить полученные знания о векторах;
показать применение векторов при решении геометрических задач;
учить применять приобретенные в ходе урока знания при новых условиях в задачах.
Ход урока:
Анализ проверочной работы.
Указать на характерные ошибки.
Выполнить задания, которые вызвали затруднения .
Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы учебника на стр. 204.
Вспомнить основные правила действия, с векторами / используя опоры /.
Решить задачи с комментариями на доске и в тетрадях:
Упростить выражение: AD + MP + EK – MD – EP .
Найти вектор из условия AB - CD + EF - = AC + DF.
III. Примеры задач: / где можно увидеть применение векторов при доказательстве и решении геометрических задач/.
Задачу №1 Показывает учитель на доске :
Точка С - середина отрезка АВ, а О - произвольная точка плоскости.
Доказать , что ОС = ½ ( ОА + ОВ).
Решение:
По правилу треугольника ОС=ОА+АС
+ ОС=ОВ+ВС
2ОС= ОА +ОВ +(АС+ВС).
Т.К. С- середина АВ, то АС+ВС=.
Таким образом , 2ОС= ОА +ОВ, или ОС= ½ (ОА+ОВ). Ч.Т.Д.
/ РАССУЖДАЕМ все / У доски выполняет работу ученик /с помощью учителя /:
Задача № 2: Точки М и N - середины сторон АВ и СD четырехугольника ABCD.
Докажите ,что MN = ½ (BC+AD) .
Решение:
Пусть О- произвольная точка. Согласно предыдущей задачи имеем ,что
ОМ= ½(ОА+ОВ), ОN = ½(OC+OD) , поэтому
MN = ON – OM = ½ОС +½ОD -½ОА- ½ОВ= ½ (OC-OB) + ½(OD-OA)= =½(BC+AD).
Ч.Т.Д.
Закрепление. №783, №784
Д/З: повторить материалы пунктов 76-84; разобрать самостоятельно задачу №2 п. 84 и записать в тетрадь; № 785.
Итог урока.
Девятый урок 1час. Тема: «Средняя линия трапеции».
Цель: Ввести понятие средней линии трапеции; научить доказывать теорему о средней линии трапеции при помощи векторов; упражнять учащихся в решении задач.
Ход урока:
Повторение. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
Какие векторы называются коллинеарными?
Изобразить сонаправленные векторы и , противоположно направленные векторам и .
Какой вектор называется произведением данного вектора на данное число?
Могут ли быть векторы и k быть неколлинеарными?
Сформулируйте основные свойства умножения вектора на число.
Объяснение учителем нового материала.
Вспомнить определение трапеции, виды трапеций.
Учитель знакомит детей с определением СРЕДНЕЙ ЛИНИЕЙ ТРАПЕЦИИ.
Доказательство теоремы О СРЕДНЕЙ ЛИНИИ ТРАПЕЦИИ используя векторы.
ТЕОРЕМА: «Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме».
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: Пусть MN- средняя линия трапеции АВСD .
Докажем, MN АD и MN= ½(АD+ВС) . По правилу многоугольника MN=МВ+ВС+СN и MN =МА+ АD+DN. Сложив эти равенства , получаем: 2. MN = (МВ+МА) + ( ВС+ АD) + (СN+DN)
2. MN = ВС+ АD MN= ½(АD+ВС) . А т.к. векторы АD и ВС сонаправлены, то векторы MN и АD также сонаправлены . Отсюда следует , что MNАD и MN= ½(АD+ВС) .
Ч.Т. Д.
Закрепление изученного материала (решение задач).
№793.Ответ: 10 см. № 799. КD=7см.
№795 Ответ: 15 см.
АК=½(АD-ВС) КD = АD-½(АD-ВС) =½(АD+ВС) КD равен средней линии трапеции, т.е. 7 см длина средней линии трапеции.
Ответ: 7 см.
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА / выполнять можно парами/:
Точка К делит отрезок MN в отношении МК: КN= 3:2 . Выразите вектор АМ через векторы =АК, = АN, где А – произвольная точка.
РЕШЕНИЕ: NK=(-) +(-)+½(-)=
= 2(-)+½(-)=2,5(-).
ОТВЕТ: 2,5(-).
Проверочная работа:
вариант : №786,
вариант : №787.
Д/З: п. 85, вопросы 18-20 стр. 205 учебника, № 785, 794.
Итог урока.
Десятый урок. Итоговое повторение по теме «ВЕКТОР». Творческая мастерская. Идея проведения урока:
Урок позволяет развивать внутреннюю мотивацию ( хочу знать, уметь);
обеспечивает коллективно – распределительную деятельность( групповая, парная); 3.позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; 4. создаёт обстановку комфорта, самовыражения ученика через систематизацию и обобщение узловых вопросов темы.
Цели и задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Систематизировать знания учащихся по изученной теме.
Повторение основных понятий и законов сложения, вычитания векторов, умножения вектора на число.
Проверка уровня усвоения системы знаний и умений ( т. е. подготовить к практической работе).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Продолжать работу на основе осознанного применения комплекса знаний при работе в новых условиях ( объясняю, оцениваю, делаю выводы, выбираю).
Вырабатывать умения осуществлять самоконтроль, самопроверку, самооценку, мотивировать свою деятельность.
Учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать.
Учить работать по намеченному плану.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитание культуры общения на уроке ( умение слушать собеседника, владеть устной и письменной речью, сотрудничать).
Формирование навыков поведения учащихся в коллективном и индивидуальном учебном труде.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1)Инструкция «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ».2)Инструкция «ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ». 3)СТРУКТУРА ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ (ТАБЛИЦА).4)Раздаточный материал для отработки практических заданий.5)Таблица критерия оценок.
Инструкция :
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ».
Познавательные цели: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ: Узнать… Уточнить… Выяснить… Понять… | Учебные цели: НАУЧИТЬСЯ : Ставить вопросы… Составлять… Изображать… Находить… Объяснять… Анализировать… Обобщать… |
Запишите поставленные цели в тетрадь( можно самим дополнить перечень целей).
Инструкция: «ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ»:
1. Чем был интересен, и значим изучаемый материал?
Мне удалось узнать… понять… применять… составлять… объяснять… находить… изображать… обобщать… | Соотнесите результаты с поставленными целями. Достигли ли вы поставленных целей? Если да, то что способствовало этому? Если нет, то что мешало? Какого рода трудности вы испытывали? ( слабая теоретическая база, неумение применять на практике, несогласованность рабочей группы и др). |
2. Где может пригодиться изучаемый материал?
СОВЕТ:
«Творческая мастерская». ПЛАН УРОКА:
Постановка целей и задач урока :
Повторение основных понятий и законов сложения, вычитания векторов, умножения вектора на число.
Проверка уровня усвоения системы знаний и умений
( т. е. подготовить к практической работе).
Вырабатывать умения осуществлять самоконтроль, самопроверку, самооценку, мотивировать свою деятельность.
Формирование навыков поведения учащихся в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Используем инструкцию «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ».
Повторение: (групповая работа - строительство кораблика снизу вверх). Вопросы учителя: -Из чего состоит конструкция кораблика?
- Что является «основой» строительства?
-Как будем сроить кораблик?
Трюм - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Каюты - ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ, ВЫЧИТАНИЯ, УМНОЖЕНИЯ.
ЗАКОНЫ СЛОЖЕНИЯ, ВЫЧИТАНИЯ, УМНОЖЕНИЯ.
Капитанский мостик – ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРА : в конвертах задания / уровень по выбору / .
ЗАДАЧИ:
вариант. II. вариант.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ «3»: Упростить: PQ+EF+AE+QA Найти вектор из условия: AB+CD+ +BC= EF + AE. 3. 3. PE- медиана ∆MPK . Найдите: | ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ «3»: 1.Упростить: MN+QS+PQ+NP 2. Найти вектор из условия: PB+CD + +BC= QS+ PQ. 3. AD- медиана ∆ABC . Найдите: |
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ «4 и 5»: а). Выразить вектор через векторы,(АВСD- параллелограмм). б). Работа с учебником: №798. | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ «4 и 5»: а). Выразить вектор через векторы,(АВСD- параллелограмм). б). Работа с учебником: № 799. |
.
Готовый кораблик.
Подведение итогов. Используем инструкцию: «ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ».
Напутствие учителя:
«Мир знаний широк как океан. В путь!
На широкие просторы научных открытий !
Успеха в сдаче ЗАЧЕТА!
А контрольная работа покажет, как будут преодолены первые „мили“ большого пути».
Домашнее задание: п.76-85, вопросы: стр.204 1-20, №, 796
Одиннадцатый урок 1час.
ЗАЧЕТ: «Применение вектора при решении задач»……………………...
Цель:
Повторить произведение вектора на число,
закрепить умения строить векторы,
выражать один вектор через другие векторы,
применять векторы при решении задач,
использовать свойства средней линии трапеции;
развивать логическое мышление,
учить работать сосредоточенно и самостоятельно.
Зачет проводится как заключительный этап проверки знаний учащихся в конце изучаемой темы. Заранее сообщается о предстоящем зачете, его содержании, особенности организации и сроках сдачи. Учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет. Каждому ученику предоставляется индивидуальная карточка с заданиями , включающая основные и дополнительные упражнения.
В начале урока учитель работает с более подготовленными учащимися - консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, и разъясняет методику проверки заданий. Консультанты принимают у учащихся выполнение каждого задания и оценивают их, ведя учетные карточки. Собрав учетные карточки, учитель выводит итоговые отметки и подводит итог зачета. Помощь в работе учителя оказывает листы учета:
Ф.И. | Обязательная часть «3» . Дополнительная часть «4 и 5». |
№1 | №2 | №3 , №4 |
I вариант I I вариант.
№1 Дать определения: Определение вектора. Абсолютная величина. Нулевой вектор . Коллинеарные и неколлинеарные векторы . Направление вектора. Противоположный вектор. Равенство векторов. | №1 Объяснить правила построения суммы и разности векторов, умножение вектора на число. |
+№2 «зачет» «3» Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой ВС. Постройте вектор р = АВ+АС-ВС и найдите длину вектора р, если АВ=10см. | + №2 «зачет» «3» Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой АВ. Постройте вектор =ВА+ВС-СА и найдите , если ВС=9см. |
+ №3 хорошо «4» Точка К делит отрезок MN в отношении MK : KN= 3:4. Выразите вектор АМ через векторы =AK и =AN , где А – произвольная точка. | +№3 хорошо «4» Точка А делит отрезок ЕF в отношении EA: AF = 2 : 5. Выразите вектор KE через векторы = KA и = KF , где К- произвольная точка. |
+ №4 «отлично» «5» Высота, проведенная из вершины тупого угла равнобедренной трапеции, делит большее основание трапеции на два отрезка, меньший из которых равен 2 см. Найдите большее основание трапеции, если ее средняя линия равна 8 см. | + №4 «отлично» «5» Высота , проведенная из вершины тупого угла равнобедренной трапеции, делит среднюю линию трапеции на отрезки, равные 2см и 6 см. Найдите основание трапеции. |
ИТОГ УРОКА: СООБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАЧЕТА .
Двенадцатый урок 1час.
Контрольная работа по теме : «Вектор».
Цель:
Проверить уровень знаний по изученной теме,
выявить пробелы,
учить школьников делать самооценку,
воспитывать уважение к предмету, прилежание.
Работа по карточкам:
I вариант. II вариант.
Точки Е и F лежат соответственно на сторонах AD и BC параллелограмма ABCD , причем AE= ED, BF: FC = 4 : 3. а). Выразите вектор EF через векторы б).Может ли при каком – нибудь значении выполнятся равенство: | Точка К лежит на стороне АВ, а точка М- на стороне CD параллелограмма ABCD,причем AK= KB , CM : MD= 2 : 5. а). Выразите вектор KM через векторы б). Может ли при каком – нибудь значении выполняться равенство
|
В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 15см и 17 см, средняя линия - 6 см . Найдите основания трапеции. | Один из углов прямоугольной трапеции равен 1200 , большая боковая сторона 20см, а средняя линия - 7 см. Найдите основания трапеции. |
2. ИТОГ УРОКА.
3. Д/З: Работа над ошибками.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия: учебник для 7-9 кл. сред. шк., М.:Просвещение,2000г.
Т.Л.Афанасьева, Л.А. Тапилина. Геометрия. , Волгоград: Учитель, 2003г. Математика в школе.№5, 1996г.
Е.Б.Арутюнян, М.Б. Волович и др. Математические диктанты для 5-9 классов: Кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991г.
Энциклопедический словарь юного математика. Составитель Савин А.П.,М.: Педагогика, 1985.
Т.С. Цыбикова. Педагогические основы использования метода проектов в общеобразовательной школе в условиях информатизации общества. Улан-Удэ, 2001.
З.И. Чечель. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.
«Завуч» №6, 1999.
Дидактика технологического образования: книга для учителя. Под ред. П.Р. Атутова , М.: ИОСО РАО,1997.
Инструкция №1: ПРИЛОЖЕНИЕ №1:
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ».
Познавательные цели: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ: Узнать… Уточнить… Выяснить… Понять… | Учебные цели: НАУЧИТЬСЯ : Ставить вопросы… Составлять… Изображать… Находить… Объяснять… Анализировать… Обобщать… |
Запишите поставленные цели в тетрадь( можно самим дополнить перечень целей).
Инструкция №2:
«ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ»:
1. Чем был интересен, и значим изучаемый материал?
2. Где может пригодиться изучаемый материал?
СОВЕТ:
Мне удалось узнать… понять… применять… составлять… объяснять… находить… изображать… обобщать… | Соотнесите результаты с поставленными целями. Достигли ли вы поставленных целей? Если да, то что способствовало этому? Если нет, то что мешало? Какого рода трудности вы испытывали? ( слабая теоретическая база, неумение применять на практике, несогласованность рабочей группы и др). |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2:
Понятие вектора:
Законы умножения: Законы сложения : Правила сложения:
=+ )+=+(+) += + (- ) = |
(kl) =k (l )
( k + l )=k +l
k ()= k+k
1=
Вычитание векторов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3:
ОПОРА:
если:II=I I и ?
А В
ΙI
План:
Основные понятия и определения:
Длина вектора .
Нулевой вектор .
Коллинеарные и неколлинеарные векторы .
Направление вектора. ;
Противоположный вектор.
Равенство векторов. =
2
-2
ТАБЛИЦА
Основные понятия и определения:
Абсолютная величина I I .
Нулевой вектор .
Коллинеарные и неколлинеарные векторы .
Направление вектора. ;
Противоположный вектор.
Равенство векторов. =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 10 классе(профильный курс)
календарно-тематическое плание по геометри , учебник 10-11для профильной школы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.( 2 часа внеделю)...
Рабочая программа по курсу «Геометрия» для 7 класса к учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9»
Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.
Рабочая программа рассчитана на использование учебника Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. – М.: Просвещение,2014.Рабочая программа рассчитана на ...
презентация к уроку геометрии по теме: "Повторение курса геометрии 7-9 класса"
Данная презентация может быть использована для проведения уроков повторения в 9 классе.Материал презентации состоит из типовых заданий банка огэ по геометрии....
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...
Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Признаки параллельности прямых" к учебнику Л.С.Атанасяна 7-9 кл.
Данный конспект урока предназначен для изучения и закрепления нового материала по теме"Признаки параллельности прямых"...