Профильный курс по геометрии для 10 класса
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме
Предлагается рабочая программа и КТП профильного курса по геометрии 10 класса. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Курс реализует профильное изучение геометрии в 10 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya._prof._kurs._10_klass.1_chas.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 147 г. Челябинска
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор МАОУ № 147
__________/С.Г. Мазепова ___________/Е.А.Рожков
«___»___________2012 г. «___»__________2012г.
Рабочая программа профильного курса по геометрии для 10 классов
Математический модуль
на 2012-2013 учебный год
Составитель рабочей программы: учитель математики высшей категории Казак Вадим Михайлович
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин
Протокол № ___ от «___»______________2012г.
Руководитель МО: _____________/ Т.Н. Токарева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профильного курса по геометрии адресована учащимся 10 классам (математический модуль) и составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Сборник нормативных документов. Математика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
- Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
- Приказ МО и Н РФ №2080 от 24.10.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
- Приказ МО и Н Челябинской области «О формировании учебных планов в 2012-2013 учебном году».
- Областной базисный план Челябинской области (приказ МО и Н Челябинской области № 04-997 от 16.06.2011 г).
- Методическое письмо МО и Н Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
- Приложение к письму МО и Н Челябинской области №103/4275 от 18.07.2011 г. «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011/2012 учебном году».
- Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год.
Цели изучения геометрии 10 класса:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
В ходе изучения математики в курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Для реализации профильного обучения учащихся в МАОУ СОШ №147 введен профильный курс по геометрии. Курс построен на дополнительном изучении вопросов геометрии, которые мало представлены в базовом курсе. Представленные темы необходимы для успешного выполнения заданий по геометрии С2 И С4 ЕГЭ по математике. Особое внимание на профильном курсе уделяется методам и приёмам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся.
Цели изучения тем профильного курса геометрии 10 класса представлены в таблице:
Глава | Цели изучения главы |
Векторы на плоскости. |
|
Уравнения прямых на плоскости. |
|
Содержание программы профильного курса по геометрии представлено в таблице:
Глава | Содержание программы |
Векторы на плоскости. |
|
Уравнения прямых на плоскости |
|
- Количество часов по школьному учебному плану – 1 час в неделю, т.е. 35 часов в году (учтено 35 учебных недели);
- Количество часов по рабочей программе – 1 час в неделю, т.е. 35 часов в году (учтено 35 учебных недели).
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике», с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских рекомендаций Л.С.Атанасяна и др., представленных в пособии: «Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений. / [ составитель Т.А. Бурмистрова.]. – М.: Просвещение, 2010» и сборника «Факультативные курсы.Сборник №2. Математика, биология, химия.- М.: Просвещение, 1990».Также были учтены методические рекомендации к составлению рабочей программы и календарно-тематического планирования к учебно-методическому комплекту по геометрии Л.С. Атанасяна и др., представленные в пособии: «Геометрия.. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна и др.: базовый и профильный уровни / авт.-сост. Н.А. Ким., Н.И. Мазурова- Волгоград: Учитель, 2012».
№ п/п | Содержание учебного материала | Фактическое распределение учебного времени (35 учебных недель) |
1. | Векторы на плоскости. | 17 |
2. | Уравнения прямых на плоскости. | 18 |
Цели изучения профильного курса по геометрии:
- Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах, как
- Векторы на плоскости и действий над векторами;
- Решение задач на сложение и вычитание векторов, а также умножение вектора на число;
- Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам на плоскости;
- Базис на плоскости и координаты вектора;
- Простейшие задачи в координатах;
- Проекция вектора на ось и скалярное произведение векторов;
- Вычисление угла между векторами;
- Уравнение линии и параметрическое уравнение линии;
- Уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей заданный нормальный вектор;
- Уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей направляющий вектор;
- Уравнение прямой, проходящей через две данные точки;
- Параметрические уравнения прямой;
- Уравнение прямой с угловым коэффициентом;
- Уравнение прямой в отрезках;
- Взаимное расположение двух прямых на плоскости. Условие параллельности и перпендикулярности прямых;
- Вычисление угла между прямыми;
- Расстояние от точки до прямой.
2.Создать базу для развития творческих способностей учащихся;
3. Помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы образования в высшем учебном заведении.
Задачи изучения профильного курса по геометрии:
- Научить учащихся отличать векторные величины от скалярных;
- Решать задачи с использованием векторов;
- Научиться раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам;
- Научиться находить координаты вектора;
- Научиться решать задачи на нахождение длины вектора, расстояния между двумя точками и на деление отрезка в данном отношении;
- Познакомиться с понятием проекции вектора на ось;
- Научиться находить угол между векторами;
- Познакомиться с понятием уравнение линии и параметрическом уравнении линии;
- Познакомиться с общем уравнением прямой;
- Научиться находить уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей заданный нормальный вектор;
- Научиться находить уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей направляющий вектор;
- Научиться находить уравнение прямой, проходящей через две данные точки;
- Познакомиться с параметрическими уравнениями прямой;
- Научиться находить уравнение прямой с угловым коэффициентом;
- Научиться находить уравнение прямой в отрезках;
- Знать условие параллельности и перпендикулярности прямых;
- Вычислять угол между прямыми;
- Находить расстояние от точки до прямой.
- Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Требования к уровню изучения профильного курса по геометрии:
Уметь:
- описывать взаимное расположение прямых на плоскости, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов на плоскости;
- выполнять чертежи по условиям задач;
- решать планиметрические на нахождение геометрических величин (длин, углов);
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
Формой текущего контроля профильного курса по геометрии являются контрольные работы.
Учащиеся должны выполнить две контрольных работы после прохождения учебного материала. Время выполнения каждой работы - 1 урок.
Возможные критерии оценивания учащихся
Отметка «5» выставляется, если:
- ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению;
- усвоил теоретический материал темы элективного курса;
- получил навыки в применении его при решении конкретных заданий;
- в работе над зачетом продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.
Отметка «4» выставляется, если:
1.ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями;
2.выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений и о положительной динамике его интеллектуального роста.
Отметка «3» выставляется ученику, который освоил наиболее простые идеи и методы темы элективного курса, что позволяет ему успешно выполнить простые задания.
Отметка «2» выставляется ученику, который не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении темы элективного курса, не справляется с решением простых задач.
Учебно-дидактическое сопровождение:
Учебник: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С, Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.] – М.: Просвещение, 2011.
Методические пособия для учителя:
1.Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
2.Геометрия. 10 класс. Рабочая тетрадь. / Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2011.
3.Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профил. уровни /Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2011.
4.Задачи по геометрии. 7-11 классы6 учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2009.
5.Поурочные планы по геометрии. 10 класс. / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.
6.Геометрия. 10 класс.: Поурочные планы. /Сост. Г.И. Ковалева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Математика для техникумов. Геометрия: Учебник /М.И. Каченовский, Ю.А. Колягин, А.Д. Кутасов и др.; Под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.
7.Математика: Учеб. пособие для техникумов.-/ В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. –М.: Высш. Шк., 1991.
8.Практические занятия по высшей математике. Учебное пособие для техникумов./Н.В. Богомолов. –М.: «Высшая школа», 1973.
9.Применение векторов для решения задач: Учебное пособие. /Б.М. Беккер, В.Б. Некрасов. –СПб, НПО «Мир и Семья-95», 1997.
10. Векторы и координаты в решении задач школьного курса стереометрии: учебное пособие / П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков. – М.: Илекса; НИИ Школьных технолог. - Ставрополь: Сервисшкола, 2008.
11. Геометрия. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е,В. Потоскуев, Л.И. Звавич. – М.: Дрофа, 2009.
Дидактические материалы:
1.Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: Базовый и профил. уровни /Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2011.
2.Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. 10 класс. / А.П. Ершова, В.В. Голобородько.- М.: Илекса, 2010.
3.Дидактический материал по геометрии для 10-11 классов. Разрезные карточки по стереометрии./Сост. Г.И. Ковалева. – Волгоград, 2009.
4. Геометрия. 10 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е,В. Потоскуев, Л.И. Звавич. – М.: Дрофа, 2009.
5. Геометрия. 8-11 кл.: Пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики /Л.И. Звавич, М.В. Чинкина, Л.Я. Шляпочник.- М.: Дрофа, 2000-2010.
Инструментарий по отслеживанию результатов:
- Контрольные работы по геометрии для 10 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для учителя / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2007.
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. 10 класс. / А.П. Ершова , В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2010.
- Задачи по геометрии. 7-11 классы6 учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2009.
- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 10 класс. / Сост. А.Н. Рурукин.- М.: ВАКО, 2012.
- Практические занятия по высшей математике. Учебное пособие для техникумов. /Н.В. Богомолов. –М.: «Высшая школа», 1973.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Уроки геометрии. 10 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
- Планиметрия. 7-9 классы. – М.: «Фирма 1С», 2011.
- Открытая математика. Стереометрия. –М.: Физикон, 2009.
- Образовательная коллекция. Стереометрия. 10-11 классы. –М.: Фирма «1С», 2010.
- Открытая математика. Планиметрия. –М.: Физикон, 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ представлены в таблице:
№ п/п | Название | Электронный адрес |
1. | МО и Н РФ | www.mon.gov.ru |
2. | Российский образовательный портал | www.school.edu.ru |
3. | Федеральный институт педагогических измерений | www.fipi.ru |
4. | Московский институт открытого образования | www.mioo.ru |
5. | Интернет-поддержка учителей математики | www.math.ru |
6. | Сеть творческих учителей | www.it-n.ru |
7. | Сайт журнала «Математика в школе» | matematika@schoolpress.ru |
8. | Единая коллекция образовательных ресурсов | http: / school.collection.informatika.ru |
9. | Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования | www.ipk74.ru |
10. | Челябинский городской методический центр | www.chel-edu.ru |
11. | Журнал «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») | www.mat.1september.ru |
Дополнительная литература:
- Геометрия. 7-11 классы. Справочные материалы. / В.И. Литвиненко, Г.К. Безрукова. – М.: Мнемозина, 2008-2011.
- Геометрия в таблицах.7-11 кл.: Справочное пособие /авт.-сост. Л.И. Звавич, А.Р. Рчязановский.- М.: Дрофа, 2011.
-
Календарно-тематическое планирование профильного курса по алгебре и началам анализа 10 класса (математический модуль)
(1 час в неделю.35 часов в учебном году )
№ п/п урока | Дата | Содержание учебного материала | Требования к результатам обучения | Примечание |
Глава 1. Векторы на плоскости.(17 часов) |
1. | Векторные величины. Понятие вектора. | Знать: Определение модуля числа и его геометрическую интерпретацию. |
2. | Сложение и вычитание векторов. | Уметь: Решать несложные уравнения с модулем. |
3. | Решение задач на сложение и вычитание векторов. | Уметь: Решать несложные уравнения с модулем. |
4. | Умножение вектора на число. | Уметь: Решать несложные неравенства с несколькими модулями. |
5. | Коллинеарные вектора. | Уметь: Решать несложные неравенства с модулем. |
6. | Решение задач с использованием векторов. | Уметь: Решать несложные неравенства с модулем. |
7. | Разложение вектора на плоскости по двум неколлинеарным векторам. | Уметь: Решать несложные неравенства с несколькими модулем. |
8. | Базис на плоскости. Координаты вектора. | Уметь: Уметь строить графики с модулем. |
9. | Действия над векторами, заданными своими координатами. Ортогональный базис. | Уметь: Уметь строить графики с модулем. |
10. | Прямоугольная система координат. Длина вектора. Расстояние между двумя точками на плоскости. | Уметь: Уметь строить графики с модулем |
11. | Деление отрезка в данном отношении. |
12. | Решение задач на деление отрезка в данном отношении. | Знать: Определение многочлена. Уметь: Решать несложные задачи с использованием метода неопределенных коэффициентов. |
13. | Скалярное произведение векторов. Проекция вектора на ось. | Знать: Теорему о делении многочлена с остатком. |
14. | Свойства скалярного произведения векторов. | Уметь: Делить многочлены методом «угла». |
15. | Вычисление угла между двумя векторами. | Знать: Теорему Безу и схему Горнера. Уметь: Решать несложные задачи с использованием схемы Горнера и теорему Безу. |
16. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Векторы на плоскости». | Знать: Определение кратных корней. |
17. | Контрольная работа №1 по теме «Векторы на плоскости». | Уметь: Решать уравнения высших степеней. |
Глава 2. Уравнения прямых на плоскости. (18 часов) |
18. | Уравнение линии. Понятие о параметрическом уравнении линии. |
19. | Общее уравнение прямой. Правило составления уравнения прямой. | Уметь: Решать уравнения высших степеней |
20. | Уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей заданный нормальный вектор. | Уметь: Решать уравнения высших степеней |
21. | Уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей направляющий вектор. | Уметь: Решать уравнения высших степеней |
22. | Уравнение прямой, проходящей через две данные точки. | Уметь: Решать уравнения высших степеней |
23. | Параметрические уравнения прямой. | Уметь: Решать неравенства , используя метод интервалов. |
24. | Уравнение прямой с угловым коэффициентом. | Уметь: Решать неравенства , используя метод интервалов |
25. | Уравнение прямой в отрезках. | Уметь: Решать системы неравенств. |
26. | Решение задач на составление уравнения прямой. | Уметь: Решать системы уравнений с двумя переменными. |
27. | Исследование взаимного расположения прямых. | Уметь: Решать системы уравнений с двумя переменными |
28. | Условия параллельности и перпендикулярности прямых. | Уметь: Решать текстовые задачи с использованием систем уравнений. |
29. | Прямые, заданные уравнениями с угловыми коэффициентами. | Уметь: Решать текстовые задачи с использованием уравнений или систем уравнений. |
30. | Прямые, заданные каноническими уравнениями. |
31. | Вычисление угла между прямыми. | Уметь: Решать несложные системы тригонометрических уравнений. |
32. | Расстояние от точки до прямой. | Познакомиться с методами решения систем тригонометрических уравнений. |
33. | Решение задач на вычисление расстояния от точки до прямой. | Уметь: Решать несложные системы тригонометрических неравенств |
34. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения прямых на плоскости». | Познакомиться с методами решения тригонометрических неравенств. |
35. | Контрольная работа №2 по теме «Уравнения прямых на плоскости» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный курс "Наглядная геометрия" 5 класс
Рабочая программа элективного курса по математике "Наглядная геометрия" 5 класс...
Рабочая программа учебного курса по геометрии 11 класса для социально-гуманитарного профиля
Систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дал...
Презентация элективного курса по геометрии. 10 класс.
Представленный методический материал- презентация элективного курса по геометрии для учащихся 10-х классов поможет при подготовке к сдаче ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОМЕТРИИ. 9 КЛАСС
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом госуда...
Календарно – тематическое планирование учебного курса по геометрии, 10 класс, УМК Л.С.Атанасяна
Программа рассчитана на 68 ч (2 ч в неделю)...
Программа факультативного курса по геометрии 7 класс "Геометрия вокруг нас"
Курс расчитана на 34 часа и предназначен для развития математических способностей учащихся....
Программа факультативного курса по геометрии 8 класс "Геометрия в задачах"
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся 8 класса....