Технологии обучения математики. Кейс – метод.
статья по геометрии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологии обучения математики. Кейс – метод.
Учитель математики МБОУ СОШ № 4
Куликова Ольга Александровна.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает применение в образовательном процессе индивидуального подхода, использование таких образовательных технологий и программ, которые развивают у каждого ребенка интерес к процессу обучения. Решение этих задач требует обеспечения компетентностного подхода в обучении, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс. При этом важное значение имеют типы уроков. Огромные возможности для активизации познавательного интереса учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки (деловые игры, уроки-соревнования и др.).
Одним из средств реализации указанного характера обучения являются прикладные задачи, содержание которых раскрывает возможности математики в различных областях человеческого знания, сфер производства, быта и др. Следует учитывать необходимость использования достоверных числовых данных, условий, моделирующих ту или иную ситуацию окружающей действительности.
Важный вопрос, который волнует каждого учителя, - как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися?
Среди принципов обучения В. И. Загвязинский называет принципы связи теории и практики, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона. Эти принципы предполагают создание атмосферы сотрудничества между учителем и учащимися, стимулирование интереса учащихся и их активности, применения теоретических знаний для решения практических задач [5]*. Реализация указанного зависит во многом от выбора методов и типов обучения, что требует учета задач изучения конкретного материала, уровня обученности учащихся, их способностей, а также предпочтений самого педагога.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо предусмотреть систему определенных действий. Методика обучения представляет собой лишь правила и рекомендации к осуществлению учебного процесса, не являясь строго алгоритмизированной. Гарантированный результат может дать только технология обучения, в которой жестко закреплены все этапы и шаги ее реализации.
Существуют более 40 видов педагогических технологий.
Имитационная технология (или технология «активного обучения») предполагает создание- в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии различают игровые и неигровые методы.
К неигровым методам относится анализ и решение конкретной ситуации. Данные методы обеспечивают деятельностный характер обучения, групповые формы работы, самообучение.
На современном этапе приобретает все большую популярность в обучении такая разновидность метода конкретных учебных ситуаций, как кейс-метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей.
Первоначально данный метод применялся в работе бизнес-школ, в обучении менеджеров, отборе кадров, обучении в высшей школе и т. п. На данный момент он внедряется в работу общеобразовательных учреждений. Кейс-метод предполагает значительную долю самостоятельной работы учащихся, субъект-субъектное взаимодействие между участниками учебного процесса, развивает гибкость мышления, коммуникативные способности учащихся. Кейсы можно классифицировать: на практические, отражающие реальную жизненную ситуацию; обучающие, основной задачей которые ставят обучение; научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно поделить: на личностные (действующее лицо - конкретный человек); организационно-институциональные (в них действует какая-либо организация); многосубъектные (несколько действующих лиц) [9].
Работа с кейсом на уроке организуется по следующему принципу:
- знакомство с ситуацией;
- анализ и обсуждение решения в мини-группах;
- общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;
- обобщающее выступление учителя.
Создание школьного кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:
- кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть;
- кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком;
- необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;
- кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.
Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа.
Кейс-метод направлен на применение теоретических знаний школьников в практической ситуации, способствует формированию познавательного интереса и ряда ключевых компетенций -общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных. В данной интерактивной форме обучения индивидуальная работа совмещается с групповой. Учитель выступает в роли консультанта по решению проблемы.
По своей сути кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению; с гносеологической точки зрения данный метод представляет собой метод активного обучения. Необходимость внедрения кейс-метода в обучении обусловлена, во-первых, общей направленностью образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей; во-вторых, требованиями общества к качествам личности выпускника [9].
При применении данного метода в процессе обучения в школе существуют определенные трудности, главная из которых отсутствие банка предметных кейсов, рассчитанных на определенную возрастную категорию, а также наличие в основном иностранной литературы в оригинале по этой технологии обучения. Переводные кейсы мало отражают особенности нашей страны и поэтому плохо воспринимаются аудиторией.
Кейсы обычно применяются при повторении или обобщении изученного материала. Они могут использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Литература
1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпритация. М. : Академия, 2001. – 192 с.
2. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода. Под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев, 2002. – 286 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии обучения математике
Игровые технологии обучения математике в старших классах Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его инт...
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-374069-1388171327.jpg)
Статья "Урок на основе технологии ситуационного анализа КЕЙС-МЕТОД"
"Современный урок английского языка в рамках введения ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-482428-1411211749.jpg)
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Технология обучения математике методом УДЕ
Эта технология поможет учителю в преподавании не только математики, но и других предметов: химии, физики, биологии, русского языка и т.д. Технология основана на подаче материа...
Технология обучения математике методом УДЕ
Эта технология поможет учителю в преподавании не только математики, но и других предметов: химии, физики, биологии, русского языка и т.д. Технология основана на подаче материа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/21/picture-30675-1500666197.jpg)
Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"
В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...