Технологии обучения математики. Кейс – метод.
статья по геометрии (8 класс) по теме

Куликова Ольга Александровна

Технологии обучения математики. Кейс – метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_metod.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии обучения математики. Кейс – метод.

Учитель математики МБОУ СОШ № 4

Куликова Ольга Александровна.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает применение в образовательном процессе индивидуального подхода, использование таких образовательных технологий и программ, которые развивают у каждого ребенка интерес к процессу обучения. Решение этих задач требует обеспечения компетентностного подхода в обучении, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс. При этом важное значение имеют типы уроков. Огромные возможности для активизации познавательного интереса учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки (деловые игры, уроки-соревнования и др.).

Одним из средств реализации указанного характера обучения являются прикладные задачи, содержание которых раскрывает возможности математики в различных областях человеческого знания, сфер производства, быта и др. Следует учитывать необходимость использования достоверных числовых данных, условий, моделирующих ту или иную ситуацию окружающей действительности.

Важный вопрос, который волнует каждого учителя, - как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися?

Среди принципов обучения В. И. Загвязинский называет принципы связи теории и практики, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона. Эти принципы предполагают создание атмосферы сотрудничества между учителем и учащимися, стимулирование интереса учащихся и их активности, применения теоретических знаний для решения практических задач [5]*. Реализация указанного зависит во многом от выбора методов и типов обучения, что требует учета задач изучения конкретного материала, уровня обученности учащихся, их способностей, а также предпочтений самого педагога.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо предусмотреть систему определенных действий. Методика обучения представляет собой лишь правила и рекомендации к осуществлению учебного процесса, не являясь строго алгоритмизированной. Гарантированный результат может дать только технология обучения, в которой жестко закреплены все этапы и шаги ее реализации.

Существуют более 40 видов педагогических технологий.

Имитационная технология (или технология «активного обучения») предполагает создание- в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии различают игровые и неигровые методы.

К неигровым методам относится анализ и решение конкретной ситуации. Данные методы обеспечивают деятельностный характер обучения, групповые формы работы, самообучение.

На современном этапе приобретает все большую популярность в обучении такая разновидность метода конкретных учебных ситуаций, как кейс-метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей.

Первоначально данный метод применялся в работе бизнес-школ, в обучении менеджеров, отборе кадров, обучении в высшей школе и т. п. На данный момент он внедряется в работу общеобразовательных учреждений. Кейс-метод предполагает значительную долю самостоятельной работы учащихся, субъект-субъектное взаимодействие между участниками учебного процесса, развивает гибкость мышления, коммуникативные способности учащихся. Кейсы можно классифицировать: на практические, отражающие реальную жизненную ситуацию; обучающие, основной задачей которые ставят обучение; научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно поделить: на личностные (действующее лицо - конкретный человек); организационно-институциональные (в них действует какая-либо организация); многосубъектные (несколько действующих лиц) [9].

Работа с кейсом на уроке организуется по следующему принципу:

  1. знакомство с ситуацией;
  2. анализ и обсуждение решения в мини-группах;
  1. общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;
  2. обобщающее выступление учителя.

Создание школьного кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:

  1. кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть;
  2. кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком;
  3. необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;
  4. кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.

Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа.

Кейс-метод направлен на применение теоретических знаний школьников в практической ситуации, способствует формированию познавательного интереса и ряда ключевых компетенций -общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных. В данной интерактивной форме обучения индивидуальная работа совмещается с групповой. Учитель выступает в роли консультанта по решению проблемы.

По своей сути кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению; с гносеологической точки зрения данный метод представляет собой метод активного обучения. Необходимость внедрения кейс-метода в обучении обусловлена, во-первых, общей направленностью образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений   и    навыков   мыслительной   деятельности,   развитие способностей; во-вторых, требованиями общества к качествам личности выпускника [9].

При применении данного метода в процессе обучения в школе существуют определенные трудности, главная из которых отсутствие банка предметных кейсов, рассчитанных на определенную возрастную категорию, а также наличие в основном иностранной литературы в оригинале по этой технологии обучения. Переводные кейсы мало отражают особенности нашей страны и поэтому плохо воспринимаются аудиторией.

Кейсы обычно применяются при повторении или обобщении изученного материала. Они могут использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Литература

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпритация. М. : Академия, 2001. – 192 с.

2. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода. Под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев, 2002. – 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии обучения математике

 Игровые технологии обучения математике в старших классах Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его инт...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Статья "Урок на основе технологии ситуационного анализа КЕЙС-МЕТОД"

"Современный урок английского языка в рамках введения ФГОС"...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Технология обучения математике методом УДЕ

Эта технология поможет  учителю  в преподавании не только математики, но и других предметов: химии, физики, биологии, русского языка и т.д.   Технология основана на подаче материа...

Технология обучения математике методом УДЕ

Эта технология поможет  учителю  в преподавании не только математики, но и других предметов: химии, физики, биологии, русского языка и т.д.   Технология основана на подаче материа...

Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"

В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...