Рабочая программа по геометрии для 9 классов вечерней коррекционной школы (I вид)
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Программа соответствует рекомендациям МОН РФ по оформлению рабочмх программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_po_geom.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     

             Рабочая программа курса «Геометрия» составлена  на основе авторской программы  основного общего образования  «Геометрии  7-9 классы»,  авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др,  допущенной МО и науки РФ, сборник программ «Геометрии 7-9 классы» для общеобразовательных учреждений, автор-составитель Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение» 2008г.

         Рекомендуемый учебник: «Геометрия 7-9  классы» для общеобразовательных школ, авторы: Л. С. Атанасян, В Ф. Бутузов, Москва, «Просвещение» , Москва, 2009г.

Содержание обучения в предлагаемой программе по сравнению с традиционным курсом пересмотрено таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном уровне для слабослышащих учащихся.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математческого образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

          Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

-развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;

- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

-овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

-изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

-развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

-получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

-развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

     Цели и задачи

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Геометрия

9 А класс

Условия обучения в коррекционной школе предусматривает увеличение времени на освоение программного материала на 1 год. Таким образом в 9 классе обучение ведется  по программе 8 класса. Согласно действующему в школе учебному плану программа в  9 А классе рассчитана на 1  час в неделю, что соответствует 36 часам учебного времени в год. Уменьшение общего количества учебных часов по сравнению с авторской программой предполагает часть учебного материала отнести на самостоятельное изучение. Контроль ЗУН осуществляется путем проведения устных и письменных зачетов.

Преподавание курса ведётся на основе авторской программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др,  допущенной МО и науки РФ, (сборник программ «Геометрии 7-9 классы» для общеобразовательных учреждений, автор-составитель Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение» 2008г.)

Рекомендуемый учебник: «Геометрия 7-9  классы» для общеобразовательных школ, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др, Москва,«Просвещение», 2008г.


№ раздела


Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Глава V. Четырехугольники

14

6

1

Многоугольники

2

2

2

Параллелограмм и трапеция

6

1

3

Прямоугольник, ромб, квадрат

4

1

Решение задач

1

2

Контрольная работа

1

-

Глава VI. Площадь

14

6

1

Площадь многоугольника.

2

1

2

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

6

2

3

Теорема Пифагора.

3

1

Решение задач

2

1

Контрольная работа №1

1

1

Глава VII. Подобные треугольники

19

11

1

Определение подобных треугольников

2

2

2

Признак подобия треугольников

5

3

Контрольная работа

1

-

3

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

3

4

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

2

Контрольная работа №2

1

1

Глава VIII. Окружность

17

9

1

Касательная к окружности

3

2

2

Центральные и вписанные углы.

4

1

3

Четыре замечательные точки треугольника

3

1

4

Вписанная и описанная окружности

4

2

Решение задач

2

2

Контрольная работа №3

1

1

Повторение. Решение задач

4

4

Итого:

68

36

Практические работы:

Контрольная работа №1 на тему «Четырехугольники. Площадь »

Контрольная работа №2 на тему «Подобные треугольники»

Контрольная работа №3 на тему «Окружность»

ГЕОМЕТРИЯ

9 А класс

(1 час в неделю, всего 36 часов)

 Преподавание курса ведётся на основе авторской программы по геометрии для 7-9 классов, авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др,  допущенной МО и науки РФ, составители сборника  «Геометрия 7-9» Т.А. Бурмистрова, Москва ,  «Просвещение», 2010г.

Рекомендуемый учебник: «Геометрия 7-9  классы» для общеобразовательных школ, авторы: Л. С. Атанасян, В Ф. Бутузов, Москва, «Просвещение» , Москва, 2009г.

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Четырехугольники (6часов)

Понятие многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.

Изучение темы начинается с введения понятий многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника (доказательство теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника не является обязательным для изучения), четырехугольника.

   Учащиеся знакомятся с доказательством свойств и признаков параллелограмма и прямоугольника, свойства ромба и квадрата. Вводится понятие трапеции, и рассматриваются ее виды. Однако основное внимание уделяется формированию умений применять свойства и признаки параллелограмма при решении задач, обосновывать свои утверждения путем доказательных рассуждений.

   Ряд теоретических положений (например: доказательства того, что параллелограмм является выпуклым четырехугольником, теорема Фалеса и. т.д.) формулируется и доказывается в ходе решения задач. Эти положения не являются обязательными для изучения, однако вполне допустимы ссылки на них при решении задач.

Изучение фигур, симметричных относительно точки или прямой, носит пропедевтический характер по отношению к теме «Движения».

   Речевой материал: многоугольник, вершины, стороны, диагонали многоугольника, внутренняя и внешняя области многоугольника. Выпуклый многоугольник, параллелограмм, трапеция, основание трапеции, боковые стороны трапеции, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии.

2.Площадь фигур (6часов)

Площадь многоугольника. (3 ч)

   Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

         Теорема Пифагора. (3 ч)

Теорема Пифагора.

   Основная цель - сформировать понятие площади многоугольника; выработать у учащихся находить площади треугольника, параллелограмма, трапеции, применять терему Пифагора.

В ходе изучения данной темы у учащихся формируется представление о площади многоугольника как о некоторой величине, они знакомятся со свойствами площади, которые в дальнейшем используются при доказательстве теорем о площадях параллелограмма, треугольника, наглядные представления и жизненный опыт учащихся.

   Кроме теорем о площадях некоторых многоугольников, учащиеся доказывают теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Эта теорема играет важную роль в дальнейшем, в частности при изучении подобия треугольников, но воспроизведение ее доказательства для всех учащихся необязательно.

   Теорема Пифагора доказывается с помощью свойств площадей и теоремы о нахождении площади прямоугольника, рассматривается и теорема, обратная теореме Пифагора, но ее изучение идет в ознакомительном плане.

   Основное внимание здесь уделяется решению задач. Это не только позволяет расширить представления учащихся об аналитических методах решения геометрических задач и подготовить их к решению прямоугольных треугольников, но и играет важную роль в осуществлении внутри предметных связей: получает практическое воплощение, изученное на уроках алгебры понятие квадратного корня, решение квадратных уравнений.

Речевой материал: площадь многоугольника, площадь прямоугольника, площади параллелограмма, треугольника и трапеции, теорема Пифагора.

3.Подобные треугольники (11 часов)

  Подобные треугольники, признаки подобных треугольников, применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Основная цель – сформировать понятие подобных треугольников, выработать умения применять признаки подобия треугольников при решении простейших задач, использовать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла для решения прямоугольных треугольников. Понятие подобия фигур изучается в конце 11 класса в ознакомительном плане.

   При изучении признаков подобия треугольников достаточно доказать два признака, так как первый из них доказывается с опорой на теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы, а доказательства других аналогичны. Один из них можно сформулировать и применять затем при решении задач.

   Применение подобия треугольников к доказательствам теорем учащиеся изучают на примере о средней линии треугольника, но можно познакомить их и с другими примерами. Основное внимание уделяется выработке прочных навыков в решении прямоугольных треугольников, в частности с помощью микрокалькулятора.

Речевой материал: отношение отрезков, пропорциональные отрезки, подобные треугольники, средняя линия треугольника, высота предмета, расстояние до недоступной точки, коэффициент подобия, центрально-подобные фигуры, синус, косинус, тангенс острого угла.

   4.Окружность (9 часов)

Центральные и вписанные углы. (5 ч)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.]

Виды окружностей (4 ч)

Вписанная и описанная окружности.

Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.

   Новыми понятиями в данной теме для учащихся будут понятия вписанной и описанной окружностей и вписанного угла. Усвоение этого материала происходит в ходе решения задач и при доказательствах теорем об окружностях, вписанных в треугольник и описанных около него. Материал, связанный с изучением замечательных точек треугольника, можно рассмотреть в ознакомительном плане. Однако свойства биссектрисы угла играют важную роль во всем курсе геометрии им нужно уделить достаточно внимания. В этой же теме имеется ряд задач на построение вписанных и описанных окружностей с помощью циркуля.

Речевой материал: окружность, центр окружности, секущая к окружности, касательная к окружности, центральные углы, вписанные углы, градусная мера дуги окружности, полуокружность, замечательные точки треугольника, серединный перпендикуляр к отрезку, вписанная и описанная окружность.

5.Обобщающее повторение (4 часа)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

-планирования и осуществления  алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, -постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Требования к уровню подготовки выпускников

  В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

-существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

-существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

-как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

-как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

-как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

-вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

-каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

-смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

 Уметь

-распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

-изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;

-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

-решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

«Алгебра 8  класс» для общеобразовательных школ, авторы: А.Г. Мордкович, Л.С. Александрова и др. Москва, « Мнемозина», 2010г.

Кузнецов Л С. Алгебра: контрольные работы для 8 класса. Л.С.Кузнецов, С.С. Минаев. М.: Просвещение,2007.

Изучение алгебры в 7-9 классах: книга для учителя. Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачев и др. М.: Просвещение, 2007.

Ткачев М.В. Сборник задач по алгебре для 7-9 классов. М.В. Ткачев, Р.Г. Газарян.- М.: Прсвещение,2008.

Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе. Л.И. Звавич, Д.И. Аверьянов,Б.П. Пигарев ,Т.Н. Трушанина. М.: Просвещение, 2008.

Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. М.: Просвещение,2009.

Геометрия: Учебное пособие  для 6-8 классов средней школы. Под редакцией А.Н. Колмогорова.- М.: Просвещение, 2007.

СОГЛАСОВАНО                                                                           СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                       Зам. директора по УВР

методического объединения                                                      ______________Шерман Н.Ю.

 29.08.2012г.                                                                                                                                                                                                           учителей  от 29.08.2012 г. №1                                                    

__________________ПлескачеваЛ.Д.                                                                            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида

Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...

рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида

пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...

рабочая программа по математике 5 класс в коррекционной школе VIII вида

Пояснительная запискаПеречень компонентов учебно-методического комплексаЦОРыДемонстрационное оборудованиеОсновные требования к знаниям и умениям учащихсяКалендарно-тематическое планированиеНРК...

Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы

Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе и опирается на уч...

Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы

Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы по лит...