Урок геометрии в 7 классе "Признаки равенства прямоугольных треугольников"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Урок с применением презентации и маршутного листа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока351 КБ
Office presentation icon презентация422.5 КБ
Microsoft Office document icon маршрутный лист156.5 КБ
Microsoft Office document icon приложение156.5 КБ
Microsoft Office document icon приложение234.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

геометрия

Признаки равенства прямоугольных треугольников

I Организация начала урока

Здравствуйте!  Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте: маршрутный лист, треугольники,  карточки с числами, а также свою готовность к уроку.

II Сообщение темы , цели и задач урока.

        На прошлых уроках мы с вами говорили о свойствах прямоугольного треугольника. Сегодня мы продолжим разговор о прямоугольных треугольниках. Чтобы определить тему урока, вам необходимо выполнить два задания.

Первое задание – ребус:

СЛАЙД 1

 Второе задание: Решите задачи и найдите х. В соответствии с ключом составьте слово:

МЛ2

 

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

 

Вы получили слово – признак.

Кто готов назвать тему урока, в соответствии с изучаемой темой «Прямоугольные треугольники» и полученными словами «равенство» и «признак» ?

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

СЛАЙД 4

Запишите тему урока.

Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока.

        - повторение:

- определение прямоугольного треугольника

- свойства прямоугольного треугольника

- определение равных фигур

- признаки равенства треугольников

- свойства равнобедренного треугольника

- признак равнобедренного треугольника

- сумма углов треугольника

        - признаки равенства прямоугольных треугольников

        - решение задач

        - применение в математике

        - применение в жизни        

III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

        Обсудите с соседом  понятия, определенные в плане урока

         - Кто готов задать вопросы, связанные с прошлой темой?

                - Какой треугольник называется прямоугольным?

                - Чему равна сумма углов треугольника?

                - Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника?

                - Чему равен катет, лежащий против угла в 300?

                - Чему равны углы прямоугольного треугольника, если один из катетов равен половине гипотенузы?

                 - Первый признак равенства треугольников

                - Второй признак равенства треугольников        

                - Третий признак равенства треугольников

                - Какие треугольники называются равными?

                - Свойство углов равнобедренного треугольника

                - Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника?        

                - Признак равнобедренного треугольника        

        СЛАЙД 5

Ответьте на мои вопросы:

Если мы доказали равенство

- одной стороны в треугольниках, какой признак можно применить? (1,2,3)

- одного угла (1,2)

- двух сторон (1,3)

- двух углов (2)

- стороны и угла (1,2)

Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?

                - Они помогут нам при изучении новой темы.

МЛ1   БЛИЦ – ОПРОС Поставьте  баллы.

Чем отличается прямоугольный треугольник от всех остальных?

Нам известна градусная мера одного угла - 900

Какие признаки равенства треугольников мы можем применить к прямоугольным треугольникам, если нам известно, что один угол у них прямой? (1 и 2)

IV Усвоение новых знаний.

СЛАЙД 6,7,8,9,10

МЛ3          

3.

ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

Объедините п.п. б) и в)

по      _________________________________________

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

1

1

2

1

3

П.3а) маршрутного листа:

        - покажите, что треугольники прямоугольные

        - отметьте элементы, чтобы треугольники были равны по первому признаку равенства треугольников (учитывая  прямой угол).

        - вспомните название сторон прямоугольных треугольников и сформулируйте признак.

        - по двум катетам. Если  два катета одного прямоугольного треугольника соответственно равны двум катетам другого треугольника, то такие треугольники равны.

П. 3б)

 - покажите, что треугольники прямоугольные

        - отметьте элементы, чтобы треугольники были равны по второму признаку равенства треугольников (учитывая  прямой угол).

        - сформулируйте признак.

        - по катету  и прилежащему острому углу. Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и прилежащему острому углы другого треугольника, то такие треугольники равны

Подумайте, обязательно ли это должен быть прилежащий угол? Отметьте  в п. 3в)  катет и противолежащий ему угол.

Продолжите фразу: если в треугольниках равны два угла, то …..

- равны и третьи углы равны.

         Докажите, что треугольники равны. Сформулируйте признак.

        - по катету и противолежащему острому углу.

Можно ли утверждать, что прямоугольные треугольники могут быть равны по катету и острому углу? Докажите на примере, что нет.

        Итак, мы сформулировали 2 признака равенства прямоугольных треугольников. Какие элементы в них задействованы?

        - катеты и острые углы

        Какой элемент не задействован?

        - гипотенуза

В п.3г) по аналогии с п.3в) сформулируйте признак        - по гипотенузе и острому углу. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.

Какой вариант мы не рассмотрели?

        - гипотенуза и катет

        Отметьте эти элементы на чертеже как на экране.

Можем ли мы что-нибудь сказать об острых углах этих треугольников?

        - нет. Только, что сумма острых углов равна 900.

Чтобы доказать этот признак, нужно использовать определение равных треугольников.

        - треугольники называются равными, если при наложении они совпадают.

Значит, что нужно сделать?

        - наложить треугольники друг на друга.        

Наложим один треугольник  на другой, таким образом, чтобы совпали прямые углы,  и равные катеты. Катеты совпадут, т.к. они равны.

Предположим, что треугольники не равны и вторые катеты не совпадают. СЛАЙД 11

Чтобы доказать признак, необходимо воспользоваться свойством равнобедренного треугольника и теоремой о сумме углов треугольника.

Получается равнобедренный треугольник¸ у которого боковые стороны являются  гипотенузами данных треугольников (гипотенузы равны по условию). Значит углы при основании равны. А этого быть не может, т.к. удин угол острый, а другой тупой.

Физминутка???  Равные п/у треугольники

        На каждой парте  лежит один треугольник с известными сторонами и углами.

Задаются вопросы:

- встаньте у кого в треугольнике углы равны 300  и 600.

Обращаясь к одной парте:

Назовите длину гипотенузы ( 7)

Чей треугольник равен – останьтесь стоять, остальные сядьте. И т.п.

V Первичное закрепление знаний

Мы выяснили, что существует четыре признака равенства  прямоугольных треугольников. ТАБЛИЦА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ.

Найдите пары равных треугольников и запишите их номера в таблицу:

4.

см. приложение

Найди пары равных треугольников и запишите их номера в таблицу:

по двум катетам

по катету и острому углу

по гипотенузе и острому углу

по гипотенузе и катету

5

 VI Закрепление знаний.  

5.

 

Задача:

 

                                     Дано:

                                        АВС – равнобедренный

                                      АС - основание

                                      BD -  высота.

                                     Доказать:

                                      ABD = BCD

Доказательство:

Рассмотрим  _____   и  _____ - _______________, т.к. BD - ______________

  1. _________________________________________

  1. _________________________________________

 ______  и _____ равны по ___________________

                                      Дано:

                                        АВС – равнобедренный

                                      АС - основание

                                      АD и CЕ -  высоты.

                                     Доказать:

                                      ADC = CЕА

Доказательство:

Рассмотрим  _____   и  _____ - _______________, т.к. _____________________________

  1. _________________________________________

  1. _________________________________________

 ______  и _____ равны по __________________

                                                       

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

3

5

9

VII Обобщение и систематизация.

МЛ7   СЛАЙД 10

         

VIII Контроль и самопроверка знаний

 

МЛ9             Графический диктант

Верно ли что:

  1. прямоугольные треугольники равны, если равны их гипотенузы?
  2. прямоугольные равнобедренные треугольники равны?
  3. прямоугольные треугольники равны, если у них равны гипотенуза и острый угол?
  4. треугольники равны

  1. треугольники равны

  1. прямоугольные равнобедренные треугольники равны, если их гипотенузы равны по 8 см?

7.

        

     8. для доказательства равенства прямоугольных треугольников достаточно доказать равенство двух пар соответствующих элементов?

СЛАЙД 11. Взаимопроверка

IX  Подведение итогов урока.

        Подведем итог.

Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?

 

X Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

= О т равенство , , о = е 2,1,3

Слайд 3

х 50 140 х 5см х х 0 0 10см 16 см 8см х 8 см 30 0 х 7 см 60 0 х 60 0 3 см ? 40 0 130 0 30 0 60 0 4 см 14 см 6 см 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 4

14 см 6 см 4 см 130 60 40 30 0 0 0 0 1 2 3 4 5 6 7 А З К Н И П Р П Р А З К Н И

Слайд 5

ПРИЗНАКИ равенства прямоугольных треугольников

Слайд 7

по двум катетам

Слайд 8

по катету и прилежащему острому углу

Слайд 9

по катету и противолежащему острому углу х х 90-х 90-х

Слайд 10

по гипотенузе и острому углу х х 90-х 90-х

Слайд 11

по гипотенузе и катету 1 2 3

Слайд 12

5 и 9 2 и 10 6 и 8 1 и 3 4 и 7 по двум катетам по катету и прилежа-щему острому углу по катету и противоле-жащему острому углу по гипотенузе и острому углу по гипотенузе и катету

Слайд 13

1 2 3 4 5 6

Слайд 14

Графический диктант



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

1

3

5

7

2

4

6

7

1

3.

_____________________________________________________________

ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

по _____________________

_____________________

1

1

2

3

2

4.

см. приложение 1

Найди пары равных треугольников и запишите их номера в таблицу:

по двум катетам

по катету и прилежащему острому углу

по катету и противолежащему острому углу

по гипотенузе и острому углу

по гипотенузе и катету

5

5.

 

см. приложение 2

                                                                                       а)

                                                                                       б)

                                                                                       в)  

3

5

9

6.

Определите количество равных элементов в треугольниках и  выпишите  номера рисунков:                                        

2 элемента

3 элемента

 Вычеркните треугольники, которые не являются равными.

6

11.

Графический диктант

8

12

Дополнительные баллы

                                                      ИТОГО:

43 балла и более – «5»                                          Ваша оценка:

  33 – 42 балла – «4»

  23 – 32  балла – «3»

  Менее 23 баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 7В класса

_____________________

тема урока:

____________________________

     

______________________________________

______________________________________



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                                     Дано:

                                        АВС – равнобедренный

                                      АС - основание

                                      BD -  высота.

                                     Доказать:

                                      ABD = BCD

Доказательство:

Рассмотрим  _____   и  _____ - _______________, т.к. BD - _____________________

  1. _________________________________________

  1. _________________________________________

 ______  и _____ равны по ________________________________________________

                                      Дано:

                                        АВС – равнобедренный

                                      АС - основание

                                      АD и CЕ -  высоты.

                                     Доказать:

                                      ADC = CЕА

Доказательство:

Рассмотрим  _____   и  _____ - _______________, т.к. __________________________

  1. _________________________________________

  1. _________________________________________

 ______  и _____ равны по _________________________________________________

                                                       

Доказательство:   ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

      ___________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока геометрии "Признаки равенства прямоугольных треугольников"

Урок  геометрии "Признаки равенства прямоугольных треугольников" в 7 классе....

Конспект урока по теме:"Признаки равенства прямоугольных треугольников."

Урок расчитан на 45 минут.На уроке доказываются признаки равенства прямоугольных треугольников,проводится первичное закрепление....

Геометрия, 7класс.Конспект урока по теме" Признаки равенства прямоугольных треугольников" с применением ЭОР

Краткий конспект урока  геометрии 7 кл  с применением  материалов ЭОР  по теме" Признаки равества прямоуголных треугольников".С физкультминуткой и ссылками на ЭОРы....

Урок геометрии "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"

Урок в технологии системно-деятельностного подхода по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике" для учащихся 8-го класса....

Презентация к уроку геометрии «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» 8 класс

Данный урок является 7 уроком в теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора». На предыдущих уроках изучались формулы для нахождения высоты и катетов прямоу...

Конспект открытого урока по теме"Признаки равенства прямоугольных треугольников"

Конспект открытого урока по теме"Признаки равенства прямоугольных треугольников" с применением Сингапурских технологий....